Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 14:01, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование сущности и содержания понятия «законодательный процесс».
Для достижения указанных целей мною поставлены следующие задачи:
1. выявить сущность, понятие и значение законодательного процесса;
2. рассмотреть стадии законодательного процесса и дать им характеристику;
1.Введение……………………………………………………………
2. Понятие законодательного процесса
3.Стадии законодательного процесса
4.Особенности принятия федеральных конституционных законов
5. Лоббизм в законодательном процессе Российской Федерации
6.Заключение
Список использованной литературы
5. Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ. Это заключительная стадия законодательного процесса. Участие главы государства неотъемлемая составная часть законодательного процесса. Президент РФ обладает правом вето, которое может быть преодолено парламентом. В соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ Президент РФ может в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонить его. В этом случае Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией и Регламентами палат порядке вновь рассматривают данный закон. Вето Президента будет преодолено, если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. При таких обстоятельствах федеральный закон подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.
Необходимо обратить внимание на одно важное обстоятельство. Как должен поступить Президент РФ, если при рассмотрении закона были допущены нарушения процедуры, предусмотренной Конституцией? С одной стороны, у главы государства имеется возможность, подписав такой закон, обратиться в Конституционный Суд РФ с тем, чтобы тот проверил его конституционность по порядку принятия. Но, с другой стороны, зачем подписывать закон, принятый с явным нарушением процедуры принятия?
По этому поводу, на мой взгляд, обоснованное решение принял Конституционный Суд своим Постановлением от 6 апреля 1998 г. В соответствии с данным Постановлением Президент РФ может возвратить парламентариям неподписанный им федеральный закон по мотиву неконституционности его принятия. Однако, если при этом Совет Федерации и Государственная Дума не согласятся с таким мнением, Президент обязан подписать и обнародовать закон, что не препятствует ему в дальнейшем обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ федерального закона, в том числе и по порядку его принятия.
Одобренный
обеими палатами Федерального Собрания
федеральный конституционный
Федеральные конституционные законы и федеральные законы (обычные) подлежат официальному опубликованию в соответствии с Федеральным законом “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания”. Международные договоры, которые ратифицированы парламентом, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.
Особого внимания заслуживает процедура принятия закона о федеральном бюджете. Бюджетные полномочия — это одно из исторически первых полномочий парламента. Он, образно говоря, обязан своим возникновением необходимости финансового контроля за расходованием королем средств из государственной казны. В современных парламентах финансовые полномочия также продолжают оставаться одними из основных.
Особенностью принятия бюджета в современной российской правовой системе является то, что закон о федеральном бюджете как основной финансовый закон государства подлежит рассмотрению в первоочередном порядке, нижней палатой — в четырех чтениях, причем, исключая возможность пропуска процедуры какого-либо из чтений (в отличие от иных обычных федеральных законов). Регламентированы и сроки между чтениями. Кроме того, Государственная Дума после отклонения законопроекта о федеральном бюджете может поставить вопрос о доверии Правительству РФ.
Порядок рассмотрения
и принятия федерального закона о
федеральном бюджете
Во втором и третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов, вносятся поправки. При четвертом чтении законопроект голосуется в целом и внесение в него поправок не допускается, т.е. четвертое чтение, как и третье, применительно к другим обычным федеральным законам, предназначено для того, чтобы депутаты имели возможность еще раз взвесить законопроект как с точки зрения его концепции, реальности и значения, так и оценить обоснованность внесенных поправок.
После этого
процедура практически
Необходимо отметить, что законодательная процедура принятия законов в основном заявлена непосредственно в Конституции РФ. Поэтому в случае принятия новых федеральных законов, не представляющих собой поправки к Конституции, законодательная процедура существенных изменений не претерпит.
Наряду с основными стадиями в законодательном процессе могут присутствовать дополнительные, так называемые факультативные стадии. К ним относятся:
1) преодоление
разногласий, возникших между
Советом Федерации и
2) повторное
рассмотрение Государственной
Несовершенство принятого закона обычно связывают с законотворческими ошибками. Замечено также: чем сложнее законодательная процедура, тем выше качество принятого закона, и, наоборот, упрощенный подход к ней порождает ошибки в законе. По сложившимся представлениям законотворческая ошибка - это результат несоблюдения законодательным органом общепринятых правил, стандартов и требований в области разработки и принятия законодательных актов.
По мнению ученых, они связаны с недостатками и упущениями, возникшими на стадии проектирования норм права, переводом имеющихся представлений о социальных и юридических закономерностях в систему нормативно - правовых установлении. Хотя проектирование любого закона и является творческим процессом, его результаты должны соответствовать определенным, достаточно формализованным критериям, в первую очередь - положениям Конституции РФ, федеральным законам и общепризнанным нормам международного права, а также правилам законодательной техники, формальной логики и современного русского литературного языка.
Отступление от
правил законодательной техники, русского
литературного языка и
Являясь официальным
документом государства, закон должен
быть написан особым стилем, призванным
обеспечить точное и ясное закрепление
воли государства в форме
Президент Российской Федерации в одном из своих посланий Федеральному Собранию Российской Федерации так охарактеризовал законотворчество: «принятые законы часто противоречат друг другу. Будучи принятыми - не исполняются. Постоянно подвергаются изменениям, иной раз - даже не вступив в силу
Особенности принятия федеральных конституционных законов
Принятие федеральных
конституционных законов
Понятие “принятый федеральный закон” используется в федеральной Конституции в двух значениях. Под принятым федеральным законом в смысле ч.1 ст. 105 Конституции РФ подразумевается, что закон принят в таком виде, что уже никто из участников законодательного процесса, кроме нижней палаты, не может изменить его редакцию. И если он будет одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ, то только в том виде, в каком был принят Государственной Думой. А в ч. 1 ст. 107 Конституции РФ подразумевается под принятым федеральным законом федеральный закон, принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации в соответствии с ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 105 Конституции РФ, повторно принятый Государственной Думой федеральный закон согласно ч.5 ст. 105 Конституции РФ (преодоление вето верхней палаты) и федеральный закон, одобренный Государственной Думой и Советом Федерации в порядке ч. 3 ст. 107 Конституции РФ (преодоление вето Президента РФ).
Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертых голосов от общего числа членов Совета Федерации и не мене двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Внесенный проект федерального конституционного закона должен быть одобрен Государственной Думой, после чего он рассматривается Советом Федерации и, в случае одобрения, считается принятым федеральным конституционным законом и направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
Проект федерального
конституционного закона проходит три
чтения в Государственной Думе, если
Государственной Думой
Для того, чтобы
Государственная Дума одобрила
проект федерального конституционного
закона, необходимо, чтобы за него проголосовало
не менее двух третей голосов от
общего числа депутатов Государственно
В соответствии
с ч.3 ст.95 Конституции РФ число
депутатов, установленное для
Принятый федеральный
конституционный закон в
Рассмотренную
процедуру принятия ФКЗ можно
проиллюстрировать на примере
проекта федерального
Законопроект был внесен Президентом РФ. Предварительно
1.
17.05.2004 законопроект получил
2.
18.05.2004 распоряжением Президента
РФ N 217-рп направлен в Государстве
3.
20.05.2004 принят к рассмотрению
4.
31.05.2004 принято заключение Комитета
ГД по конституционному
5. 31.05.2004 дано заключение Правового управления Аппарата ГД N вн 2.21/1889.
6. 02.06.2004 законопроект принят ГД в первом чтении постановлением N 612-IV ГД.
7. 08.06.2004 дано заключение Правового управления Аппарата ГД N 2.2-1/2077.
8. 11.06.2004 законопроект принят ГД во втором чтении постановлением N 709-IV ГД.
Информация о работе Актуальные проблемы законодательного процесса Российской Федерации