Личные неимущественные права детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 09:13, дипломная работа

Краткое описание

Сформулированы предложения по корректировке законодательства, регламентирующего реализацию и защиту личных неимущественных прав несовершеннолетних, в частности, Семейного и Гражданского кодексов РФ, Федеральных законов РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и «Об актах гражданского состояния», а также оптимизации правоприменительной практики по исследуемой проблеме.

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Личные неимущественные права детей.docx

— 203.30 Кб (Скачать файл)

Содержание под стражей  до суда чаще всего заменяется другими  альтернативными мерами: постоянным надзором, активной воспитательной работой  или помещением в семью, или воспитательное заведение, или дом. Несовершеннолетние, содержащиеся под стражей до суда, пользуются всеми правами и гарантиями Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых ООН. Несовершеннолетние, содержащиеся под стражей до суда, должны содержаться  отдельно от взрослых, а также в  специальном учреждении или в  специальном отделении учреждения, где содержатся также и взрослые. Во время пребывания под стражей  несовершеннолетним должен обеспечиваться уход, защита и вся необходимая  индивидуальная помощь - социальная, психологическая, медицинская, физическая, а также  помощь в области образования  и профессиональной подготовки, которые  им могут потребоваться ввиду  их возраста, пола и личности.

Вызов несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, к прокурору, следователю, дознавателю или в суд производится через его законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для  несовершеннолетних - через администрацию  этого учреждения.

Допрос несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого не может  продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день. В допросе несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого участвует  защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе. [102, С. 23]

Законные представители  несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого допускаются к участию  в уголовном деле на основании  постановления следователя, дознавателя  с момента первого допроса  несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого.

Следователь, дознаватель  могут по окончании предварительного расследования вынести постановление  о непредъявлении несовершеннолетнему обвиняемому для ознакомления тех материалов уголовного дела, которые могут оказать на него отрицательное воздействие. Ознакомление с этими материалами законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого является обязательным. Законный представитель может быть отстранен от участия в уголовном деле, если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Об этом следователь, дознаватель выносят постановление. [101, С. 38] 

Уголовное дело в отношении  несовершеннолетнего, участвовавшего в совершении преступления вместе со взрослым, выделяется в отдельное производство. Выделение уголовного дела производится на основании постановления следователя или дознавателя. Если уголовное дело выделено в отдельное производство для производства предварительного расследования нового преступления или в отношении нового лица, то в постановлении должно содержаться решение о возбуждении уголовного дела. Если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, то к несовершеннолетнему обвиняемому, привлеченному по одному уголовному делу со взрослым, применяются правила, установленные УПК РФ.

При рассмотрении дел несовершеннолетних правонарушителей следует по возможности  не прибегать к официальному разбору  дела компетентным органом власти. Органы, ведущие дела несовершеннолетних, должны быть уполномочены принимать  решения по таким делам по своему усмотрению, без проведения официального слушания дела, с учетом критериев, установленных для этой цели в  соответствующей правовой системе, а также согласно принципам, содержащимся в Пекинских правилах. Любое прекращение  дела, связанное с его передачей  в соответствующие общинные или  другие службы, требует согласия несовершеннолетнего, или его или ее родителей, или  опекуна, при условии, что такое  решение о передаче дела подлежит пересмотру компетентным органом власти на основании заявления. В целях  содействия обеспечению дискреционного характера рассмотрения дел несовершеннолетних необходимо предусмотреть такие  программы в рамках общины, как  осуществление временного надзора  и руководства, реституция и компенсация  потерпевшим. [110, С. 82]

Если в ходе предварительного расследования уголовного дела о  преступлении небольшой или средней  тяжести будет установлено, что  исправление несовершеннолетнего  обвиняемого может быть достигнуто без применения наказания, то следователь  и дознаватель с согласия прокурора  вправе вынести постановление о  прекращении уголовного преследования  и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия, которое вместе с уголовным делом направляется прокурором в суд. [19, Ст.427 ] Далее суд рассматривает ходатайство и материалы уголовного дела. При этом суд, получив уголовное дело с обвинительным заключением или обвинительным актом, вправе прекратить его по указанным выше основаниям и применить к несовершеннолетнему обвиняемому принудительную меру воспитательного воздействия.

Суд в постановлении о  применении к несовершеннолетнему  обвиняемому принудительной меры воспитательного  воздействия вправе возложить на специализированное учреждение для  несовершеннолетних контроль за исполнением требований, предусмотренных принудительной мерой воспитательного воздействия. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним этих требований суд по ходатайству специализированного учреждения для несовершеннолетних отменяет постановление о прекращении уголовного преследования и применении принудительной меры воспитательного воздействия и направляет материалы уголовного дела прокурору. Прекращение уголовного преследования в связи с тем, что исправление несовершеннолетнего обвиняемого может быть достигнуто без применения наказания, не допускается, если несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый или его законный представитель против этого возражают. [115, С. 82]

Судебное разбирательство  должно отвечать интересам несовершеннолетнего  и позволять участвовать в  нем и свободно излагать свою точку  зрения. Несовершеннолетний в ходе всего судебного разбирательства  вправе быть представленным адвокатом  или обратиться за бесплатной правовой помощью, если предоставление такой  помощи предусмотрено в этой стране законодательством.

В международном законодательстве мерами принудительного воздействия  на несовершеннолетних называют: постановления  об опеке, руководстве и надзоре; пробацию; постановления о работе на благо общины; финансовые наказания, компенсацию и реституцию; постановления о принятии промежуточных и других мер; постановления об участии в групповой психотерапии и других подобных мероприятиях; постановления, касающиеся передачи на воспитание, места проживания или других воспитательных мер; другие соответствующие постановления.

Если при рассмотрении уголовного дела о преступлении небольшой  или средней тяжести установлено, что несовершеннолетний, совершивший  это преступление, может быть исправлен  без применения уголовного наказания, то суд прекращает уголовное дело в отношении такого несовершеннолетнего  и применяет к нему одну из принудительных мер воспитательного воздействия либо выносит обвинительный приговор и освобождает несовершеннолетнего подсудимого от наказания и применяет к нему одну из принудительных мер воспитательного воздействия. Если при рассмотрении уголовного дела о преступлении средней тяжести или тяжком преступлении будет признано достаточным помещение несовершеннолетнего подсудимого, совершившего это преступление, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием, то суд выносит обвинительный приговор и освобождает несовершеннолетнего осужденного от наказания, направляя его в указанное учреждение на срок до наступления совершеннолетия, но не более трех лет. [105, С. 149]

Пребывание несовершеннолетнего  осужденного в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа органа управления образованием прекращается до достижения им совершеннолетия, если необходимость  в применении к нему данной меры отпадет. Продление срока пребывания допускается только по ходатайству  несовершеннолетнего осужденного  в случае необходимости завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки.

Итак, российские законодательство предусматривает судебный и административный порядок защиты прав ребенка. Необходимо учитывать, что в силу возрастных особенностей, ребенок в большинстве случаев не может самостоятельно защищать свои права. Родители как законные представители своих детей без специальных полномочий вправе и обязаны выступать в защиту их прав. В семейном праве применяются такие способы защиты прав ребенка, как лишение о ограничение родительских прав, восстановление в родительских правах и отмена их ограничения, усыновление. Закрепляя право ребенка на защиту в качестве самостоятельного, СК РФ позволяет не только рассматривать ребенка как личность, охраняемую законом, но и признать правовой запрет на нарушение его прав любым лицом, включая и родителей ребенка.

Порядок защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной  ситуации, регулирует Федеральный закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", которая устанавливает, что защита прав таких детей осуществляется органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ. Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ содержат специальные норы, останавливающие меры ответственности несовершеннолетних, а также процессуальные особенности их применения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Пройдя за последние две  с половиной тысячи лет сложный  путь философско-религиозного осмысления на национальном и международном  уровне, личные неимущественные права  ребенка стали объектом межотраслевого правового регулирования, основывающегося  на конституционно-правовом положении  человека и гражданина в современном  государстве.    Несмотря на то, что правовые основы  реализации  и защиты неимущественных прав детей сформированы, нормативное регулирование данной сферы общественных отношений интенсивно развивается. 

Личные неимущественные  права - субъективные личные права лица, объектом которых выступает нематериальное благо. Личные неимущественные права  отличны от иных прав их нематериальным характером, направленностью на развитие индивидуума, спецификой оснований  возникновения и прекращения. Предметом регулирования и охраны личного неимущественного права выступает особый объект - нематериальное благо ГК РФ  к неимущественным правам   относит право на жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона. Ребенок - развивающаяся личность, не достигшая необходимого для осознания и реализации своих прав уровня физического и психического развития, поэтому законодатель с одной стороны дополняет этот перечень правом жить и воспитываться в семье,   на общение с родителями и другими родственниками,  а с другой ограничивает право на свободу передвижения, на информацию и т. д.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Большинство международных актов, направленных на защиту несовершеннолетних РФ ратифицировала.  Основным международным документом, содержащим права несовершеннолетних, является Конвенция ООН о правах ребенка. При ООН действует Комитет по правам ребенка, куда государства - участницы направляют Периодические доклады о реализации Конвенции. Комитет ООН по права ребенка отмечает недостаточных уровень обеспечения реализации прав детей в РФ, выражая обеспокоенность высокой детской смертностью, в том числе детских самоубийств; жестоким обращением с детьми, находящихся в специализированных учреждениях и в семьях;  большим количеством детей, находящихся в воспитательных учреждениях; недостаточными гарантиями, существующими в РФ, практикой незаконного вывоза  детей за рубеж и т. д.

В преамбуле к Конвенции ООН о правах ребенка содержится один из основополагающих принципов прав ребенка: "Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания". Семейный кодекс   РФ развивает это положение, закрепляя право каждого ребенка "жить и воспитываться в семье, насколько это возможно". Закрепленное в ст. 54 СК РФ право ребенка жить и воспитываться в семье состоит из права ребенка жить в семье, права ребенка воспитываться в семье, права ребенка знать своих родителей. В случаях, когда воспитание детей родителями невозможно,   законодателем предусмотрены способы устройства ребенка: усыновление, приемная семья, патрональная семья, опека, попечительство.

Личным неимущественным  правом ребенка, имеющим значение для  определения его как самостоятельного субъекта семейных правоотношений, является закрепленное в ст. 57 СК РФ право ребенка свободно выражать свое мнение "при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы", а также право ребенка "быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства".  

Общение ребенка с родителями и другими родственниками может  быть постоянным или периодическим. Постоянное общение ребенка возможно при совместном проживании ребенка  с ними, которое состоит в проживании в одном жилом помещении, ведении  общего хозяйства. В случае нахождения ребенка в экстремальной ситуации, при раздельном проживании родителей, расторжении брака или признании  брака между родителями ребенка  недействительным характерны периодические контакты.

Право на имя - важнейшее субъективное право. Оно предопределяет реализацию всех других субъективных прав и сопутствует им.  Под ним понимают абсолютное субъективное право гражданина иметь и пользоваться присвоенным именем, изменять его в случаях, предусмотренных брачно-семейным, административным законодательством, а также требовать прекращения неправомерного использования имени другими лицами.

Информация о работе Личные неимущественные права детей