Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 09:13, дипломная работа
Сформулированы предложения по корректировке законодательства, регламентирующего реализацию и защиту личных неимущественных прав несовершеннолетних, в частности, Семейного и Гражданского кодексов РФ, Федеральных законов РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и «Об актах гражданского состояния», а также оптимизации правоприменительной практики по исследуемой проблеме.
Содержание под стражей
до суда чаще всего заменяется другими
альтернативными мерами: постоянным
надзором, активной воспитательной работой
или помещением в семью, или воспитательное
заведение, или дом. Несовершеннолетние,
содержащиеся под стражей до суда,
пользуются всеми правами и гарантиями
Минимальных стандартных правил
обращения с заключенными, принятых
ООН. Несовершеннолетние, содержащиеся
под стражей до суда, должны содержаться
отдельно от взрослых, а также в
специальном учреждении или в
специальном отделении
Вызов несовершеннолетнего
подозреваемого, обвиняемого, не находящегося
под стражей, к прокурору, следователю,
дознавателю или в суд
Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе. [102, С. 23]
Законные представители
несовершеннолетнего
Следователь, дознаватель
могут по окончании предварительного
расследования вынести
Уголовное дело в отношении несовершеннолетнего, участвовавшего в совершении преступления вместе со взрослым, выделяется в отдельное производство. Выделение уголовного дела производится на основании постановления следователя или дознавателя. Если уголовное дело выделено в отдельное производство для производства предварительного расследования нового преступления или в отношении нового лица, то в постановлении должно содержаться решение о возбуждении уголовного дела. Если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, то к несовершеннолетнему обвиняемому, привлеченному по одному уголовному делу со взрослым, применяются правила, установленные УПК РФ.
При рассмотрении дел несовершеннолетних правонарушителей следует по возможности не прибегать к официальному разбору дела компетентным органом власти. Органы, ведущие дела несовершеннолетних, должны быть уполномочены принимать решения по таким делам по своему усмотрению, без проведения официального слушания дела, с учетом критериев, установленных для этой цели в соответствующей правовой системе, а также согласно принципам, содержащимся в Пекинских правилах. Любое прекращение дела, связанное с его передачей в соответствующие общинные или другие службы, требует согласия несовершеннолетнего, или его или ее родителей, или опекуна, при условии, что такое решение о передаче дела подлежит пересмотру компетентным органом власти на основании заявления. В целях содействия обеспечению дискреционного характера рассмотрения дел несовершеннолетних необходимо предусмотреть такие программы в рамках общины, как осуществление временного надзора и руководства, реституция и компенсация потерпевшим. [110, С. 82]
Если в ходе предварительного
расследования уголовного дела о
преступлении небольшой или средней
тяжести будет установлено, что
исправление
Суд в постановлении о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия вправе возложить на специализированное учреждение для несовершеннолетних контроль за исполнением требований, предусмотренных принудительной мерой воспитательного воздействия. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним этих требований суд по ходатайству специализированного учреждения для несовершеннолетних отменяет постановление о прекращении уголовного преследования и применении принудительной меры воспитательного воздействия и направляет материалы уголовного дела прокурору. Прекращение уголовного преследования в связи с тем, что исправление несовершеннолетнего обвиняемого может быть достигнуто без применения наказания, не допускается, если несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый или его законный представитель против этого возражают. [115, С. 82]
Судебное разбирательство
должно отвечать интересам несовершеннолетнего
и позволять участвовать в
нем и свободно излагать свою точку
зрения. Несовершеннолетний в ходе
всего судебного
В международном законодательстве мерами принудительного воздействия на несовершеннолетних называют: постановления об опеке, руководстве и надзоре; пробацию; постановления о работе на благо общины; финансовые наказания, компенсацию и реституцию; постановления о принятии промежуточных и других мер; постановления об участии в групповой психотерапии и других подобных мероприятиях; постановления, касающиеся передачи на воспитание, места проживания или других воспитательных мер; другие соответствующие постановления.
Если при рассмотрении
уголовного дела о преступлении небольшой
или средней тяжести
Пребывание
Итак, российские законодательство предусматривает судебный и административный порядок защиты прав ребенка. Необходимо учитывать, что в силу возрастных особенностей, ребенок в большинстве случаев не может самостоятельно защищать свои права. Родители как законные представители своих детей без специальных полномочий вправе и обязаны выступать в защиту их прав. В семейном праве применяются такие способы защиты прав ребенка, как лишение о ограничение родительских прав, восстановление в родительских правах и отмена их ограничения, усыновление. Закрепляя право ребенка на защиту в качестве самостоятельного, СК РФ позволяет не только рассматривать ребенка как личность, охраняемую законом, но и признать правовой запрет на нарушение его прав любым лицом, включая и родителей ребенка.
Порядок защиты прав детей,
находящихся в трудной
Заключение
Пройдя за последние две с половиной тысячи лет сложный путь философско-религиозного осмысления на национальном и международном уровне, личные неимущественные права ребенка стали объектом межотраслевого правового регулирования, основывающегося на конституционно-правовом положении человека и гражданина в современном государстве. Несмотря на то, что правовые основы реализации и защиты неимущественных прав детей сформированы, нормативное регулирование данной сферы общественных отношений интенсивно развивается.
Личные неимущественные
права - субъективные личные права лица,
объектом которых выступает
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Большинство международных актов, направленных на защиту несовершеннолетних РФ ратифицировала. Основным международным документом, содержащим права несовершеннолетних, является Конвенция ООН о правах ребенка. При ООН действует Комитет по правам ребенка, куда государства - участницы направляют Периодические доклады о реализации Конвенции. Комитет ООН по права ребенка отмечает недостаточных уровень обеспечения реализации прав детей в РФ, выражая обеспокоенность высокой детской смертностью, в том числе детских самоубийств; жестоким обращением с детьми, находящихся в специализированных учреждениях и в семьях; большим количеством детей, находящихся в воспитательных учреждениях; недостаточными гарантиями, существующими в РФ, практикой незаконного вывоза детей за рубеж и т. д.
В преамбуле к Конвенции ООН о правах ребенка содержится один из основополагающих принципов прав ребенка: "Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания". Семейный кодекс РФ развивает это положение, закрепляя право каждого ребенка "жить и воспитываться в семье, насколько это возможно". Закрепленное в ст. 54 СК РФ право ребенка жить и воспитываться в семье состоит из права ребенка жить в семье, права ребенка воспитываться в семье, права ребенка знать своих родителей. В случаях, когда воспитание детей родителями невозможно, законодателем предусмотрены способы устройства ребенка: усыновление, приемная семья, патрональная семья, опека, попечительство.
Личным неимущественным
правом ребенка, имеющим значение для
определения его как
Общение ребенка с родителями
и другими родственниками может
быть постоянным или периодическим.
Постоянное общение ребенка возможно
при совместном проживании ребенка
с ними, которое состоит в проживании
в одном жилом помещении, ведении
общего хозяйства. В случае нахождения
ребенка в экстремальной
Право на имя - важнейшее субъективное право. Оно предопределяет реализацию всех других субъективных прав и сопутствует им. Под ним понимают абсолютное субъективное право гражданина иметь и пользоваться присвоенным именем, изменять его в случаях, предусмотренных брачно-семейным, административным законодательством, а также требовать прекращения неправомерного использования имени другими лицами.