Личные неимущественные права детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 09:13, дипломная работа

Краткое описание

Сформулированы предложения по корректировке законодательства, регламентирующего реализацию и защиту личных неимущественных прав несовершеннолетних, в частности, Семейного и Гражданского кодексов РФ, Федеральных законов РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и «Об актах гражданского состояния», а также оптимизации правоприменительной практики по исследуемой проблеме.

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Личные неимущественные права детей.docx

— 203.30 Кб (Скачать файл)

Личные неимущественные  права - субъективные личные права лица, объектом которых выступает нематериальное благо. Личные неимущественные права  отличны от иных прав их нематериальным характером, направленностью на развитие индивидуума, спецификой оснований возникновения и прекращения. Предметом регулирования и охраны личного неимущественного права выступает особый объект - нематериальное благо ГК РФ  к неимущественным правам   относит право на жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона. Ребенок - развивающаяся личность, не достигшая необходимого для осознания и реализации своих прав уровня физического и психического развития, поэтому законодатель с одной стороны дополняет этот перечень правом жить и воспитываться в семье,   на общение с родителями и другими родственниками,  а с другой ограничивает право на свободу передвижения, на информацию и т. д.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Большинство международных актов, направленных на защиту несовершеннолетних РФ ратифицировала.  Основным международным документом, содержащим права несовершеннолетних, является Конвенция ООН о правах ребенка. При ООН действует Комитет по правам ребенка, куда государства - участницы направляют Периодические доклады о реализации Конвенции. Комитет ООН по права ребенка отмечает недостаточных уровень обеспечения реализации прав детей в РФ, выражая обеспокоенность высокой детской смертностью, в том числе детских самоубийств; жестоким обращением с детьми, находящихся в специализированных учреждениях и в семьях;  большим количеством детей, находящихся в воспитательных учреждениях; недостаточными гарантиями, существующими в РФ, практикой незаконного вывоза  детей за рубеж и т. д.

 

 

 

2 ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ  ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ  РЕБЕНКА

 

2.1 Право ребенка жить  и воспитываться в семье

 

В преамбуле к Конвенции ООН о правах ребенка содержится один из основополагающих принципов прав ребенка: "Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания". Семейный кодекс   РФ развивает это положение, закрепляя право каждого ребенка "жить и воспитываться в семье, насколько это возможно".[17, Ст. 54] Оно включает в себя ряд правомочий ребенка: право ребенка знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Российское семейное право  исходит из приоритета семейного  воспитания детей и в первую очередь  своими родителями. На практике так  бывает не всегда. Проблема детского сиротства  в России сегодня одна из наиболее острых. На начало 2013 г. количество детей-сирот, зарегистрированных в России, превысило 660 тыс., при этом число детей-сирот, находящихся в воспитательных учреждениях составляет 118 тыс. человек.   [99]

Среди причин детского сиротства  указываются: лишение родительских прав, смертность родителей, болезни  родителей, лишение свободы родителей  за совершение преступлений, лишение  родителей дееспособности, ограничение  родителей в правах, отказ от ребенка. О масштабах социального неблагополучия семей с детьми в первую очередь  свидетельствует постоянный рост удовлетворенных  исков по делам о лишении родительских прав. В 2012 г. стали сиротами 74,4 тыс. человек. 44 тыс. из этих детей – это  дети, у которых есть родители, но они лишены родительских прав. [99]

Закрепленное в ст. 54 СК РФ право ребенка жить и воспитываться в семье состоит из права ребенка жить в семье и права ребенка воспитываться в семье. Первая его часть производна от естественного права каждого человека, закрепленного в ст. 20 Конституции РФ, - "права на жизнь" и, как нам представляется, является его составной частью.

Воспитание ребенка начинается с момента его рождения. Именно с этого момента возникает  целый комплекс взаимоотношений  между родителями и ребенком. Эти  отношения являются правовыми, поскольку  они регулируются нормами семейного  права. Семейно-правовые отношения  по воспитанию детей возникают на основе разнообразных юридических  фактов, например, на факте происхождения  детей, подтвержденном в установленном  законом порядке. Но семейные правоотношения возникают не только в силу родства. Основанием их возникновения может  быть усыновление, акты органов опеки  и попечительства о назначении опеки (попечительства) над несовершеннолетними. Вследствие этого у опекунов (попечителей) возникают права и обязанности  по воспитанию ребенка, заботы о здоровье, физическом, психическом, духовном и  нравственном развитии ребенка.

Право ребенка на воспитание в семье, прежде всего, основано на закрепленном в ст. 1 СК РФ принципе приоритета семейного воспитания. Ребенок в связи со своими возрастными особенностями "сам не может в полной мере ни осознать своих потребностей, ни выразить их, ни найти пути их удовлетворения". Делая акцент на "приоритетность", законодатель подчеркивает, что воспитательная функция семьи наиболее важная. Государство должно помогать и содействовать родителям в воспитании детей, а в случае необходимости - защищать ребенка от произвола и насилия в семье.

Если воспитание ребенка  не осуществляется в семье, в которой  живет ребенок, если он по каким-то причинам остался без попечения родителей, то в соответствии со ст. 123 СК РФ ребенок подлежит "передаче в семью на воспитание (на усыновление (удочерение)), под опеку или попечительство, в приемную семью, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью, а при отсутствии такой возможности - в организации для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов".[17, Ст. 123, 155.1]  

Из анализа ст. 54 СК РФ вытекает, что закрепленное в ней право ребенка, связанное с его воспитанием, можно рассматривать в двух различных аспектах. Во-первых, право на воспитание в смысле "права воспитываться в семье", связанное с проживанием в семье, причем ребенок вправе знать своих родителей и получать воспитание не только от них, но и от других членов семьи, совместно проживающих с ребенком. Кроме того, это право может быть связано с формой устройства ребенка в случае потери семьи в другую семью: усыновителей, опекунов (попечителей), приемную семью. Во-вторых, ребенок имеет "право на воспитание своими родителями", при этом формы, способы воспитания, образовательные учреждения и т.д. выбирают родители.

Право ребенка на воспитание нельзя рассматривать вне обязанности  родителей на воспитание ребенка, поскольку  праву одного лица всегда противостоит обязанность другого лица. Эта обязанность закреплена в Конституции РФ, согласно которой «забота о детях, их воспитание - … право и обязанность родителей. [14, Ст. 38] Рассматривая в данном контексте право ребенка, закрепленное в ст. 54 СК РФ, соответствующая обязанность по воспитанию родителями своих детей зафиксирована в ст. 63 СК РФ, при этом складывающиеся отношения возникают между строго определенными лицами и носят личный характер. Согласно ст. 61 СК РФ "родители имеют равные права и несут равные обязанности" по воспитанию ребенка. Права и обязанности родителей по воспитанию и ответственность за воспитание рожденного ими ребенка несут в равной мере оба родителя независимо от того, каковы их взаимные отношения, и осуществляются родителями совместно. В связи с этим можно говорить об относительном родительском правоотношении между матерью, отцом и ребенком по воспитанию последнего. Праву каждого из родителей противоположна обязанность не препятствовать в реализации права на воспитание ребенка.

Рождение ребенка порождает  правовые последствия помимо воли человека, формирование взаимных прав и обязанностей родителей и ребенка, возникает  в конечном итоге не по воле участников правоотношения, а в силу указаний в самом СК РФ, который определяет права и обязанности родителей по отношению к своим детям и не предусматривает возможности их изменения или прекращения по их желанию. В связи с этим нам представляется, что участниками родительского правоотношения являются, с одной стороны, ребенок, а с другой стороны, родители - отец и мать. Государство устанавливает права и обязанности, обеспечивает и защищает участников правоотношения посредством закрепления соответствующих норм в законе.

В литературе высказывалось  мнение о необходимости закрепления  обязанностей детей в законе. Так, П. А. Матвеев полагает, что "дети обязаны уважать родителей и соблюдать их требования в области семейного воспитания", объясняя это тем, что "недисциплинированность детей в семье влечет за собой применение к ним со стороны родителей мер воздействия воспитательного порядка... способствовало бы повышению родительского авторитета". [108, С. 130] Закрепление в СК РФ обязанностей ребенка должно повлечь установление ответственности за их невыполнение, но по существу обязанности детей перед своими родителями являются моральными и нравственными и не могут носить юридического характера, они существуют вне действия права. Если бы они были установлены в СК РФ, то носили бы декларативный, нереальный характер.

Право ребенка знать своих  родителей вытекает из п. 1 ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка, которая признает, что "ребенок с момента рождения имеет право, насколько это возможно, знать своих родителей", и основано на происхождении детей от данных родителей. [17, Ст. 47] Оно тесно связано с правом ребенка на заботу родителей, которая заключается не только в постоянном материальном обеспечении ребенка, но и в проявлении внимания к ребенку, духовной поддержке, а также с правом на совместное проживание с родителями.  

Право ребенка знать своих  родителей связано с установлением  происхождения детей. Но не всегда возможно получить сведения о родителях, например в случаях, если ребенок был найден или подкинут. Практическая реализация права ребенка "знать своих родителей" связана с решением ряда проблем, обусловленных тем, что СК РФ не предусматривает такого правового термина, как "родитель (родители)". Родителями следует считать лиц, от которых происходит ребенок, что требует удостоверения в установленном законом порядке. Причем ст. 48 СК РФ имеет в виду именно кровное родство. В связи с отсутствием кровного родства к родителям нельзя отнести усыновителей, хотя в ст. 136 СК РФ указано: "По просьбе усыновителей суд может принять решение о записи усыновителей в книге записей рождений в качестве родителей усыновленного ими ребенка".

Право ребенка знать своих  родителей имеет также прямое отношение к тайне усыновления  и тайне биологического происхождения  ребенка при применении методов  искусственной репродукции человека. Представляется, норма, установленная ст. 139 СК РФ, о тайне усыновления не в полной мере соответствует праву ребенка знать своих родителей.  В Конвенции ООН о правах ребенка  прямо ничего не говорится о тайне усыновления. Конвенция провозглашая право ребенка "знать своих родителей", уточняет: "насколько это возможно".  [6, Ст. 7]  Устанавливая тайну усыновления и обеспечивая различными способами ее сохранение вплоть до изменение даты и места рождения, имени ребенка, запись родителей в качестве усыновителей, СК РФ ограничивает право ребенка знать своих родителей.

В литературе отмечалось, что  сохранение тайны усыновления не всегда оправдано, особенно в том  случае, когда усыновители не считают  нужным ее сохранять. Не может быть и речи о тайне усыновления  и тогда, когда ребенку, которого хотят взять в семью, исполнилось 10 лет, поскольку в этом случае суд  обязан в соответствии со ст. 57 СК РФ заслушать его мнение. [117, С. 148] 

Тайна усыновления создает  вокруг себя множество тайн. В соответствии со ст. 273 Гражданского процессуального кодекса РФ дела данной категории рассматриваются в закрытом судебном заседании. В связи с этим фактически создается тайна судебного заседания.  В целях обеспечения тайны усыновления ст. 135 СК РФ допускает изменение даты рождения усыновленного ребенка, а также места его рождения, что свидетельствует о возникновении еще одной тайны - тайны рождения, тайны места и даты рождения. 

Отсутствие в СК РФ аутентичного толкования термина "тайна усыновления" приводит к расширительному ее толкованию, затрудняет анализ реальной практики и приводит к существенным нарушениям закона, к возникновению целого ряда тайн, не имеющих отношения к понятию "тайна усыновления", ограничивает право ребенка знать своих родителей. Более того, возможность реализации права ребенка зависит от его физиологических особенностей, возраста, в котором усыновлен ребенок, воли усыновителей, что, по нашему убеждению, нельзя признать верным. Надо признать правильным, что "ребенок, достигший совершеннолетия, должен иметь право получить доступ ко всем касающимся его сведениям, в том числе и к данным об усыновлении. В некоторых случаях это может оказаться необходимым, например, для диагностики наследственных заболеваний или для предотвращения брака с близкими кровными родственниками, о родстве с которыми он не подозревает".  [100, С. 103]    Целесообразно закрепить соответствующее положение в СК РФ, дополнив  ст. 139 п. 3 в следующей редакции: "Усыновленный ребенок имеет право по достижении совершеннолетия получить от органов опеки и попечительства, суда, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, сведения, касающиеся его усыновления".

Право знать своих родителей  неразрывно связано с проблемой  происхождения ребенка в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий, при применении которых  отдельные или все этапы зачатия  и раннего развития эмбрионов  осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских и (или) криоконсервированных половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов), а также суррогатное материнство, которое   представляет собой вынашивание и рождение ребенка  по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям. [108, С. 131]

Информация о работе Личные неимущественные права детей