Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 13:20, дипломная работа
В Конституции Республики Казахстан признаются и гарантиру¬ются права и свободы человека и гражданина (раздел П, статья 12).
Соблюдение прав граждан, гарантируемых Конституцией, обес-печивается предусмотренными законодательством органами, в том числе деятельностью государственных, в частности, правоохрани¬тельных органов. При этом на первый план выходит правовая за¬щищенность личности, обеспечение всех условий для того, чтобы гражданин мог пользоваться всеми предоставленными ему права¬ми, выполняя свои обязанности перед обществом и государством.
ВВЕДЕНИЕ…………………...………………………………………………………….3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ АДВОКАТУРЫ
1.1. Основное понятие об адвокатуре и принципах ее организации……………..…6
1.2. Основные направления деятельности адвокатуры……………………………...20
1.3. Законодательство, регулирующее адвокатскую деятельность………………….25
ГЛАВА II. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АДВОКАТУРЫ В КАЗАХСТАНЕ
2.1. Становление и развитие адвокатуры в Казахстане в период до 1917 года…….36
2.2. Основные этапы развития адвокатуры в Казахстане в советский период и в настоящее время…………………………………………………………………...45
2.3. Закон Республики Казахстан "Об адвокатской деятельности" некоторые проблемы его совершенствования на современном этапе………………………60
ГЛАВА III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «АДВОКАТУРА И АДВОКАТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН»…………………………………………………………………………...68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……..86
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Адвокат, приступая к юридическому обслуживанию организаций, должен тщательно ознакомиться со спецификой их деятельности, выяснить основные цели и задачи, стоящие перед ними, и в зависимости от этого планировать всю свою работу.
1.3. Законодательство, регулирующее адвокатскую деятельность
Под законодательством, регулирующим адвокатскую деятельность, понимается совокупность нормативных правовых актов, принятых в установленном Конституцией Республики Казахстан порядке, регламентирующих процедуру и определяющих порядок и содержание адвокатской деятельности.
Вопрос о видах источников законодательства об адвокатской деятельности Республики Казахстан решается в соответствии с нормативными предписаниями ст.4 Конституции РК и ст.2 Закона "Об адвокатской деятельности". Так, согласно ст.4 Конституции, действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики. В ст.2 Закона "Об адвокатской деятельности" установлено, что порядок адвокатской деятельности регламентируется настоящим Законом и иным законодательством, регулирующим адвокатскую деятельность.
Процессуальные права и обязанности адвокатов при осуществлении ими защиты и представительства по делам физических и юридических лиц устанавливаются законодательными актами Республики Казахстан (Уголовно-процессуальный кодекс от 13 декабря 1997 года, Гражданский процессуальный кодекс от 13 июля 1999 года, Закон Республики Казахстан от 30 марта 1999 г. "О порядке и условиях содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и др.).
В соответствии с положениями вышеназванных законодательных актов к источникам норм права, регулирующего дея тельность адвоката, следует отнести:
Эти источники располагаются исходя из уровня нормативного правового акта, то есть места нормативного правового акта в иерархии нормативных правовых актов в зависимости от его I юридической силы. Вне указанной иерархии находятся нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного Суда Республики Казахстан.
Юридическая сила - свойство
нормативного правового акта
порождать определенные правовые
последствия. Юридическая
сила такого акта зависит от положения
органа, издавшего этот
акт, в системе органов государства и его
компетенции.
Необходимо более подробно раскрыть и проанализировать вышеуказанные источники законодательства об адвокатской деятельности.
Из всех перечисленных источников следует особо выделить Конституцию Республики Казахстан, принятую на республиканском референдуме 30 августа 1995 года (в соответствии с Законом Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан" от 7 октября 1998 г.).
Конституция Республики Казахстан - это основополагающий закон и правовая основа законодательства Республики Казахстан, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики. В адвокатской деятельности, как и в других сферах правового регулирования, конституционные нормы применяются непосредственно.
Конституционные предписания, касающиеся деятельности адвокатов, содержатся в разделе II, которые посвящены правам и свободам человека и гражданина. Следует подчеркнуть, что об адвокате в действующей Конституции Республики Казахстан упоминается лишь в одной статье. Так, согласно ст. 16 каждый задержанный, арестованный, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента, соответственно, задержания, ареста или предъявления обвинения.
Каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
Это предписание содержит наиболее важное и принципиальное положение, лежащее в основе охраны прав и законных интересов личности.
Следующим источником являются конституционные законы Республики Казахстан и указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу конституционного закона.
Конституционный закон - это закон, названный в Конституции Республики Казахстан конституционным, принимаемый по вопросам, предусмотренным Конституцией, большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат Парламента16. Например, к нему относится Конституционный закон Республики Казахстан, от 25 декабря 2000 года "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан".
Этот нормативный правовой акт определяет устройство судов, их компетенцию, статус судей. Но в них есть и нормы, имеющие принципиальное значение для решения конкретных вопросов, непосредственно относящихся к деятельности адвокатов (защитников), среди них:
Квалификационная коллегия
юстиции является автономным,
независимым учреждением,
формируемым из депутатов Мажилиса Парламента, судей, прокуроров,
преподавателей права и ученых-юристов, работников
органов юстиции (п. 2 ст.36).
Конституционным законом регламентировано назначение председателя Квалификационной коллегии юстиции Президентом республики, что будет способствовать позитивному развитию института автономности данного органа. Статус, порядок формирования и организация деятельности ККЮ определяются законом (аб.2 п.2 ст.36).
Особое место в системе источников нормативных правовых актов занимает Закон Республики Казахстан от 5 декабря 1997 г. "Об адвокатской деятельности" - основной законодательный акт, наиболее полно регулирующий правовые отношения адвокатов, в котором раскрыты задачи, принципы организации и деятельности адвокатуры, разъяснены наиболее значимые понятия, их права и обязанности, виды юридической помощи, оказываемой адвокатами, и т.д.
Закон "Об адвокатской деятельности", хотя и основной, но не единственный закон, имеющий отношение к адвокатуре. Однако при всей своей значимости действующий Закон не полностью регламентирует деятельность адвокатов, особенно участвующих в судопроизводстве, их полномочия и т.д. Правильное применение предписаний этого законодательства требует знания положений ряда других законов. К ним следует отнести:
- Закон Республики Казахстан от 24 апреля 1995 г. "О налогах и других обязательных платежах в бюджет";
- Закон Республики Казахстан от 17 апреля 1995 г. № 2200 "О лицензировании" и др.
Вышеперечисленные нормативные правовые акты и иные законы в целом предназначены для регулирования соответствующих правовых отношений. В первую очередь они регулируют полномочия именно государственных правоохранительных органов, а также порядок взаимодействия с другими участниками правовых отношений. Но вместе с тем они содержат и нормы, имеющие принципиальное значение для решения конкретных вопросов, возникающих в адвокатской деятельности.
Подзаконные нормативные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов государственными органами в пределах их компетенции. Они могут конкретизировать нормы законов или устанавливать новые правила, но при этом должны соответствовать законам и не противоречить им.
Например, Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 августа 1999 г. "О правилах оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами, и возмещения расходов, связанных с защитой и представительством, за счет средств республиканского бюджета". В данном Постановлении регулируется порядок оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатом, и возмещение расходов, связанных с защитой и представительством, в случаях, предусмотренных законодательством (в соответствии с п.п.2 п.З ст.5 Закона Республики Казахстан от 5 декабря 1997 г. "Об адвокатской деятельности", ст.ст.71,72 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 13 декабря 1997 г. и ст. 114 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан от 13 июля 1999 г.).
К источникам права, имеющим важное концептуальное значение для адвокатской деятельности, следует отнести Государственную программу правовой реформы в Республике Казахстан (основные направления) (утверждена постановлением Президента Республики Казахстан от 12 февраля 1994 года), где отмечается, что для того, чтобы судебная система функционировала эффективно, необходима сильная, квалифицированная адвокатура.
Правовая реформа предполагает пересмотр действующего законодательства об адвокатуре (т.е. принятый Закон "Об адвокатской Деятельности" от 5 декабря 1997 г. и иных законов, регулирующих Адвокатскую деятельность), в котором должны найти отражение следующие положения: многообразие независимых, самоуправляемых организационных форм адвокатской деятельности; обязательное ее лицензирование; гарантии для эффективности защиты представительства; невмешательство в деятельность адвокатов и в защите граждан и оказанию иной юридической помощи; право на профессиональную юридическую помощь и защиту на любой стадии судопроизводства в любых государственных и негосударственных органах и учреждениях; оплата расходов за защиту лиц определенных законом за счет государства; льготное налогообложение добровольных объединений адвокатов, адвокатских контор и фирм.
Надо подчеркнуть, что эта правовая реформа свою роль выполнила. Она была определенным этапом в развитии общества, который носил временный характер. Сейчас следует говорит не о реформах, а о концепции правового развития государства Теперь должны устранятся недостатки принятых кодифицированных актов путем внесения изменений и дополнений в действующее законодательство. В частности, как полностью обеспечить защиту от необоснованного обвинения и осуждения от незаконного ограничения прав и свобод человека и гражданина и в то же время сделать сам уголовный процесс более доступным, простым и эффективным. Поэтому Министерство юстиции РК должно предложить разработку реализации концепции правового развития Казахстана.
Большое значение для регулирования адвокатской деятельности имеют международные договоры о правовой по мощи, заключаемые государствами по вопросам сотрудничества судов, органов юстиции, прокуратуры i следствия по оказанию содействия в разрешении гражданских, семейных и уголовных дел.
Например, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам подписана руководителями 12 государств Содружества Независимых Государств 22 января 1993 года, вступила в силу 10 декабря 1994 года, а 28 марта 1997 года - изменена и дополнена Протоколом, подписанным государствами-участниками Конвенции. В разделе IV этой Конвенции установлены согласованные правила о выдаче лиц, совершивших преступления, уголовном преследовании по просьбе государств-участников Конвенции, о взаимном предоставлении информации, а также совершении некоторых других действий, связанных с производством по уголовным делам.
Эта многосторонняя конвенция не препятствует заключению двухсторонних соглашений подобного рода. Так, существует Договор между Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой от 26 августа 1996 года об оказании взаимной правовой помощи по гражданским и уголовным делам, в соответствии со ст.37 которой "представители одной из договаривающихся сторон могут с согласия другой стороны присутствовать при выполнении ходатайства об оказании правовой помощи по уголовным делам другой договаривающейся стороной".
Особое место занимает Пакт ООН "Основные положения о роли адвокатов" (принят восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Нью-Йорке). В этом документе сформулированы следующие основополагающие правила, которые должны приниматься во внимание как адвокатами, так и судьями, прокурорами, членами законодательной и исполнительной власти и обществом в целом, помочь государствам-участникам в их задаче содействовать и обеспечивать надлежащую роль адвоката, которая должна уважаться и гарантироваться Правительствами при разработке национального законодательства и его применении. Эти принципы должны также применяться к лицам, осуществляющим адвокатские функции без получения формального статуса адвоката.
Информация о работе Основные этапы развития адвокатуры в Казахстане в современных условиях