Основные этапы развития адвокатуры в Казахстане в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 13:20, дипломная работа

Краткое описание

В Конституции Республики Казахстан признаются и гарантиру¬ются права и свободы человека и гражданина (раздел П, статья 12).
Соблюдение прав граждан, гарантируемых Конституцией, обес-печивается предусмотренными законодательством органами, в том числе деятельностью государственных, в частности, правоохрани¬тельных органов. При этом на первый план выходит правовая за¬щищенность личности, обеспечение всех условий для того, чтобы гражданин мог пользоваться всеми предоставленными ему права¬ми, выполняя свои обязанности перед обществом и государством.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………...………………………………………………………….3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ АДВОКАТУРЫ
1.1. Основное понятие об адвокатуре и принципах ее организации……………..…6
1.2. Основные направления деятельности адвокатуры……………………………...20
1.3. Законодательство, регулирующее адвокатскую деятельность………………….25
ГЛАВА II. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АДВОКАТУРЫ В КАЗАХСТАНЕ
2.1. Становление и развитие адвокатуры в Казахстане в период до 1917 года…….36
2.2. Основные этапы развития адвокатуры в Казахстане в советский период и в настоящее время…………………………………………………………………...45
2.3. Закон Республики Казахстан "Об адвокатской деятельности" некоторые проблемы его совершенствования на современном этапе………………………60
ГЛАВА III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «АДВОКАТУРА И АДВОКАТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН»…………………………………………………………………………...68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……..86
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

Адвокатура ДИПЛОМНАЯ.doc

— 527.00 Кб (Скачать файл)

Вышеназванные изменения нашли свое отражение в Законе 
Республики Казахстан от 28 июня 1991 года "О внесении изменений и дополнений в Положение об адвокатуре", где были устранены ограничения для увеличения численности коллегий адвокатом 
лица, сдавшие квалифицированный экзамен и получившие патент 
на право занятия адвокатской практикой, соответственно принимались в члены коллегии; дана была возможность работать адвокатам не только в юридической консультации, но и создавать 
частные адвокатские конторы и иные формы организации юридической помощи гражданам и др. 

Согласно этому Закону, в целях обеспечения приема в адвокатуру кандидатов, имеющих высшее юридическое образование, обладающих необходимым опытом и профессиональными 
навыками, при управлении юстиции исполнительного комитета областного, Алма-Атинского городского Советов народными 
депутатов были созданы квалификационные комиссии. 

Комиссия образовывалась приказом начальника соответствующего управления юстиции и постановлением общего собрания коллегии адвокатов из числа адвокатов, рекомендованных общим собранием коллегии адвокатов, членов областных исполнительных комитетов Союза юристов Казахской ССР, представителей юридической науки, опытных юристов-практиков сроком на три года. В состав комиссии должны были входить не менее пятидесяти процентов адвокатов.

Эти комиссии принимали экзамены у лиц, претендующих на звание адвоката; решали вопрос о соответствии кандидата требованиям, изложенным в Положении; выдавали патенты на право занятия адвокатской практикой. Данный Закон создал условия для качественного и количественного увеличения численности адвокатского корпуса, что дало возможность обеспечить защиту лиц, привлеченных к уголовной ответственности (в том числе право выбора конкретного адвоката обвиняемым (подозреваемым)).

Следует отметить, что при реализации УПК Казахской ССР, например, статьи об обеспечении участия защитника, особенно на первом допросе подозреваемого, и других положений данного закона, в силу различных причин столкнулись с рядом трудностей, среди которых: отдаленность и размер административно-территориальных единиц; малонаселенность региона, где нередко на один район приходился лишь один адвокат; недостаточность квалифицированных юридических кадров; отсутствие материальной заинтересованности членов коллегии (государством определялся верхний предел среднемесячного гонорара адвокату в расчете за календарный год, который не превышал установленную сумму) и т.д. Более того, Закон от 16 февраля 1991 года ввел обязательное участие защитника по делам несовершеннолетних, лиц, физические и психические недостатки которых препятствуют осуществлению защиты, и лиц, не владеющих языком судопроизводства, с момента объявления протокола задержания или постановления об аресте.

Постановлением Президента Республики Казахстан от 12 февраля 1994 года была утверждена Государственная программа правовой реформы в Республике Казахстан (основные направления). В ней отмечалось, что юридическая система республики переживает глубокий кризис, который усугубляется из-за значительных отставаний правовой реформы от развития рыночной экономики, процессов разгосударствления и приватизации, становления современного парламентаризма и иных демократических институтов. В этих условиях государство не может отказаться от правового регулирования деятельности в сфере правовых услуг, правовой помощи населению. Цель регулирования состоит, прежде всего, в наполнении рынка правовых услуг правозащитной работой высокого качества, гарантирующей каждому гражданину реализацию его конституционного права на защиту.

Концептуальная направленность правовой реформы состояла в том, чтобы институт адвокатуры занял достойное место в правоохранительной системе Республики, сохранив при этом свою независимость как самоуправляемая, самофинансируемая и некоммерческая организация, а для этого адвокат должен быть наделен соответствующими процессуальными правами и обязанностями для выполнения своего профессионального долга.

Надо отметить, что начатые преобразования в правовой сфере на рубеже 80-х и начале 90-х гг. заложили основу для начала формирования действенной квалифицированной адвокатуры. Постепенно преодолевался общественный стереотип, который базировался на ложном представлении о том, что адвокатура является "учреждением вспомогательно-судебным". 

Таким образом, адвокатура действительно становится необходимым общественно-правовым институтом государства. Свидетельством этого явилось возрастание роли и престижа труду адвокатов. Например, общая численность адвокатов на начало 1995 года в сравнении с 1989 годом увеличилась на одну треть и превысила две тысячи. В Алматы в 1992 году насчитывалось 2441 адвоката, а на 1 января 1997 года членами Алматинской городской коллегии адвокатов являлись свыше 300 человек. Однако говорить, что адвокат стал полноправным участником процесса, в плане обеспечения принципа состязательности, неприкосновенности личности, уважения чести и достоинства, презумпции невиновности, праве на юридическую помощь и защиту на любой стадии судопроизводства пока не приходится. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Закон Республики Казахстан "Об адвокатской деятельности" и некоторые проблемы его  совершенствования на современном этапе       

Принятие Конституции Республики Казахстан 1995 года  
объективно повлекло за собой обновление всего действующего законодательства, свидетельством чего явился новый Закон Республики Казахстан "Об адвокатской деятельности", принятый 5 декабря 1997 года. 

Произошедшие изменения в законодательстве об адвокатуре отразили дальнейшее развитие его демократических основ, поставили новые задачи в их реализации. Всё это потребовало иного подхода к адвокатской деятельности в современных условиях, в том числе: вопросы совершенствования организационной форм деятельности адвокатуры; полное и всестороннее изучение проблем, возникающих при участии адвоката в судопроизводстве; подготовка по внесению дополнений и изменений в законодательство РК; оплата юридической помощи и возмещение расходов, связанных с защитой и представительством, за счет средств республиканского бюджета и т.д.

Основным законом, регламентирующим адвокатуру, в настоящее время является вышеуказанный закон - специальный закон, в котором объединены и систематизированы правовые нормы, регулирующие порядок и содержание адвокатской деятельности и возникающие при этом правоотношения.

Закон "Об адвокатской деятельности" принят в соответствии с Основным законом и Государственной программой правовой реформы. В нем учтены: положения нормативных правовых актов, принятых на основе Конституции; наработанный предшествующий практический опыт; теоретико-правовые разработки ведущих казахстанских и зарубежных ученых и др.

Основными направлениями деятельности адвокатуры являются:

  • содействие реализации гарантированного государством и 
    закрепленного Конституцией Республики Казахстан права каждого на судебную защиту своих прав и свобод, получение квалифицированной юридической помощи;
  • организация деятельности адвокатов по осуществлению 
    защиты по уголовным делам, представительству по гражданским, административным и другим делам;
  • оказание иных видов юридической помощи, не запрещенных законодательством.

В соответствии с этим, деятельность адвокатуры основывается на следующих принципах:

1) независимость адвокатов  при осуществлении своей Деятельности;

2) осуществление адвокатской деятельности методами и средствами, не запрещенными законодательством;

3) недопустимость вмешательства в деятельность адвокатов со стороны прокуратуры, судов, органов дознания и предварительного следствия, других государственных органов, иных организаций и должностных лиц, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

4) соблюдение норм профессионального поведения и сохранения адвокатской тайны.

 Впервые дается четкое понятие "адвокат". В ранее действовавших Положении об адвокатуре и УПК Казахской ССР под термин "защитник" подпадали как общественные, так и профессиональные защитники. Введены и предусмотрены:

  • профессиональные нормы поведения адвоката (ст. 16);
  • гарантии адвокатской деятельности (в ранее действовавшем Положении предусмотрены были лишь права и обязанности адвоката, а механизм обеспечения предоставленных адвокату прав отсутствовал, теперь в соответствии со ст. 17 предусмотрен ряд гарантий: так, например, п.2 запрещает отождествлять адвоката с лицом, которому он оказывает юридическую помощь, в прежнем уголовном судопроизводстве следователь зачастую относились к адвокату, как к лицу, которое он защищает, а п.8 обязывает органы дознания и предварительного следствия в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством 
    уведомлять адвоката о необходимости его участия в следственных и иных процессуальных действиях в согласованный с адвокатом срок, что исключило порочную практику извещения 
    адвоката о намечаемом проведении следственных действий, 
    иногда за час до его начала, получалось, что защита по конкретному делу оказывалась формальной, и др.) как для самого адвоката и гарантии для клиента, дающие ему возможность воспользоваться адвокатской помощью;
  • адвокатская тайна (ст. 18);
  • осуществление адвокатом своей деятельности индивидуально без регистрации юридического лица (ст. 19) и др.

Весь нормативный материал, составляющий содержание 
Закона, систематизирован в 4 главах и в 34 статьях (статьи 
состоят, в свою очередь, из частей, пунктов и подпунктов, 
что соответствует структуре нормативного правового акта) 
в следующем порядке: 

- общие положения; 

- статус адвоката; 

  • организация адвокатской деятельности; 

    - заключительные и переходные положения.  
При всей своей значимости, действующий Закон нуждается в дальнейшем совершенствовании. Они связаны не только с организационными проблемами, но и несовершенством в целом самой законодательной базы, в частности, нет четкого и ясного правового регулирования порядка взаимоотношения адвоката с органами дознания, следствия, прокуратуры и суда. В области международного сотрудничества не определен правовой статус и положение Союза адвокатов РК и др. Так, в законе отсутствуют юридические определения терминов "адвокатура" и "юридическая помощь", хотя перечисляются виды юридической помощи. Не дано также исчерпывающего понятия "коллегия адвокатов".

Согласно ст.9 лицам, желающим заниматься адвокатской деятельностью, после сдачи квалификационного экзамена в Квалификационной коллегии юстиции и на основе его рекомендации, Министерством юстиции Республики Казахстан выдается лицензия где указанному лицу дается разрешение на право осуществления адвокатской деятельности. Однако основным принципом деятельности адвокатского сообщества Закон назвал "независимость", отсюда следует, что данный правовой институт должен самостоятельно, либо совместно с представителями государственных органов (тем более, что данная практика имелась, как мы указывали выше; Законом от 28 июня 1991 года в целях обеспечения приема в адвокатуру кандидатов при управлении юстиции областных исполнительных комитетов (в том числе и г. Алма-Аты) Советов народных депутатов были созданы квалификационные комиссии, куда входили не менее пятидесяти процентов адвокатов, а также представители юридической науки и опытные юристы-практики), аттестовывать лиц, претендующих на право занятия адвокатской деятельностью.

Надо подчеркнуть, что государство не в полной мере создало необходимые условия для нормального функционирования и развития адвокатуры и адвокатской деятельности. В частности, в последнее время наблюдается тенденция сокращения числа лиц, желающих заниматься адвокатской деятельностью. Если в 1996 году членами коллегии являлись более 3 тысяч, то на сегодня, как мы указывали выше, - всего 2300 адвокатов. В суммарном значении на 4000 человек взрослого населения Казахстана приходится лишь один адвокат. Более 40% адвокатов - лица в возрасте 50 лет. В 64 сельских районах работает по одному адвокату, а в 49 - вообще отсутствуют. Недостаток профессиональных защитников связан также с несовершенством порядка выдачи государственной лицензии. За последние четыре года более 600 человек успешно сдали квалификационные экзамены и получили лицензию, но в дальнейшем они не пожелали заниматься адвокатской деятельностью, и, как результат, в 2000 году членами коллегии адвокатов стали всего 9 человек.

Снижение численности адвокатов объясняется еще и появлением на рынке связанных с обслуживанием граждан и юридических лиц новых видов юридических услуг, не имеющих отношения к адвокатской деятельности. Лицензии на право оказания платных юридических услуг выдаются, как правило формально - без сдачи квалификационных экзаменов, и единственным отличием от адвокатов (более 100 физических лиц и более 300 фирм) является то, что они не имеют права участвовать в уголовном судопроизводстве. Однако на практике зачастую судьи и секретари судебных заседаний, не различая лицензии даже по содержанию и внешнему виду, допускают к участию на правах защитника в уголовном процессе.

Информация о работе Основные этапы развития адвокатуры в Казахстане в современных условиях