Поддержка материнства и детства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 05:17, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является рассмотрение финансового механизма реализации государственной социальной политики в отношении граждан, имеющих детей.
Исходя из поставленной цели, в дипломной работе определены следующие задачи:
- дать характеристику основополагающим компонентам государственной социальной политики с учетом демографических проблем;
- раскрыть правовые основы реализации политики по поддержке материнства и детства;
- оценить показатели демографической ситуации в РФ, Новосибирской области и г. Новосибирске;
- рассмотреть финансовый механизм реализации государственной социальной политики по поддержке материнства и детства;
- провести анализ реализации целевых программ, посвященных поддержке детей;
- выявить общие направления демографической политики России, ее особенности и принципы реализации на региональном и муниципальном уровне.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы государственной политики по поддержке материнства и детства
1.1 Теоретические и финансовые аспекты государственной социальной политики в области поддержки материнства и детства
1.2 Организационно-правовые основы реализации государственной политики по поддержке материнства и детства
1.3 Характеристика демографической ситуации в России и Новосибирской области на современном этапе
2. Финансовый механизм реализации государственной политики по поддержке материнства и детства
2.1 Порядок и условия выплаты социальных пособий
2.2 Анализ государственной финансовой поддержки граждан и семей, имеющих детей
2.3 Направления государственной политики по улучшению демографической ситуации в РФ
3. Оценка эффективности деятельности органов власти по осуществлению мер поддержки детства через реализацию целевых программ
3.1 Анализ реализации федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 гг.
3.2 Анализ реализации областной программы «Дети Новосибирской области на 2008-2012 годы»
3.3 Оценка эффективности и результативности муниципальной целевой программы города Новосибирска «Дети и город» на 2009-2011 годы
Заключение
Приложение А. Государственная поддержка семей, имеющих детей

Вложенные файлы: 1 файл

фин.право .docx

— 244.91 Кб (Скачать файл)

Большое распространение в субъектах РФ получили программно-целевые методы обеспечения прав и интересов детей. Этому в немалой степени способствовала разработка федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-2006 годы. Как правило, в дополнение к этой программе в субъектах разрабатывались региональные программы, дополняющие федеральные меры поддержки детства.

Программа является продолжением федеральной целевой программы «Дети России» на 2003–2006 годы, в результате выполнения которой достигнуто снижение младенческой смертности (на 21,8 %) и материнской смертности (на 27 %).

Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты, остается много проблем в сфере обеспечения жизнедеятельности детей, которые требуют решения на государственном уровне. Из-за низкого уровня здоровья женщин детородного возраста продолжает увеличиваться количество случаев беременности и родов, протекающих с различными осложнениями. Более половины детей имеют отклонения в состоянии здоровья, требующие проведения лечебно-коррекционных и реабилитационных мероприятий.

Важнейшее значение для проведения последовательной политики по улучшению положения детей имеет федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 годы. Ее цели и задачи определены исходя из наличия не решенных в рамках предыдущих федеральных целевых программ проблем детства, необходимости обеспечения реализации Конвенции ООН по правам ребенка, других международных правовых актов, Концепции демографического развития РФ на период до 2015 года[49].

Программа призвана обеспечить комплексный подход к созданию благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности и здоровья детей, к решению проблем неблагополучия семей с детьми.

Отличие Программы от ранее действовавших федеральных целевых программ состоит в ориентированности как на поддержку и развитие детей, так и на профилактику семейного неблагополучия и поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в первую очередь, семей с детьми-инвалидами; применении современных технологий и инноваций при решении проблем семей с детьми, в целом, и детей в частности.

Во всех субъектах РФ приняты региональные программы, направленные на улучшение положения детей. Например, в Красноярском крае принята губернаторская программа «Дети», одним из важнейших положений которой стала ежемесячная выплата в размере 3 тыс. руб. каждой семье, чьи дети не могут посещать детские сады из-за нехватки мест в них[50].

Программы федерального и регионального уровней взаимно дополняют друг друга. При их реализации осуществляются совместное финансирование и координация принимаемых мер, что повышает эффективность работы с детьми, проживающими на конкретной территории, располагающей собственными возможностями и ресурсами.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности:

-     улучшение качественных показателей здоровья и социального положения более 4 млн. детей ежегодно;

-     снижение младенческой смертности до 9,3 промилле на 1000 родившихся живыми, материнской смертности - до 21 на 100 тыс. родившихся живыми, смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет (включительно) - до 10,9 на 1000 новорожденных соответствующего года рождения;

-     увеличение доли семей с детьми-инвалидами, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями до 25,2 % общего количества нуждающихся в услугах семей с детьми-инвалидами;

-     создание государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей с охватом до 40 % детского населения школьного возраста;

-     снижение доли безнадзорных детей до 2,17 % общей численности детского населения;

-     увеличение доли детей, получивших социальную реабилитацию в % % общего количества безнадзорных и беспризорных детей;

-     увеличение доли детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, до 43,1 % общего количества детей-инвалидов;

-     увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, до 72 % общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К 2011 году экономический эффект от реализации Программы составит около 19 млрд. руб. В последующие 10 лет экономический эффект от реализации Программы будет возрастать и к 2020 году составит около 29 млрд. руб.

Численность трудоспособного населения, возвращенного к нормальной трудовой деятельности в результате реализации Программы, к 2020 году составит около 230 тыс. человек (за счет снижения инвалидности детей и соответственно предоставления возможности матерям работать, снижения детской смертности, а также уменьшения количества осужденных несовершеннолетних и количества лиц, находящихся в исправительных учреждениях).

В рамках федеральной целевой программы реализуется ряд подпрограмм.

Целью подпрограммы "Здоровое поколение" является сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей и подростков, привитие им навыков здорового образа жизни. Охрана здоровья детей – один из главных путей решения проблем демографии в РФ[51].

Задачами указанной подпрограммы являются обеспечение безопасного материнства, создание условий для рождения здоровых детей; внедрение высокотехнологичных методов диагностики и профилактики наследственных заболеваний и врожденных пороков развития у детей; охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного; пропаганда здорового образа жизни; профилактика заболеваемости, инвалидности и смертности в детском и подростковом возрасте[52].

Особо следует отметить задачу указанной подпрограммы, определяющую улучшение здоровья детей и подростков, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, обеспечение детей, проживающих в отдаленных поселениях, квалифицированной диагностической и лечебной помощью[53].

В структуре заболеваний детей в большинстве территорий Севера на первом месте стоят болезни органов пищеварения, на втором – костно-мышечной системы. У значительной части выявлены нарушения познавательной деятельности, существенное отставание в развитии, признаки эмоционального неблагополучия и своеобразие формирования познавательной деятельности. У детей-северян отмечено раннее и массовое возникновение близорукости и астигматизма[54].

Здоровье детей, их физическое и интеллектуальное развитие во многом определяются состоянием здоровья матерей. В связи с этим одной из важнейших задач деятельности органов и учреждений здравоохранения остается охрана репродуктивного здоровья женщин различных возрастных групп.

Очень низкие показатели здоровья у женщин Севера. Одной из причин такого положения является низкая выявляемость ранних форм заболевания – не выше 30%, в то время как в среднем по России – 58,5%, а частота выявления запущенных форм составляет 34% (по России – 13%). Три четверти беременных женщин имеют значимые отклонения в состоянии здоровья, 70% из них недополучают необходимые продукты питания, витамины и микроэлементы. Все это, в свою очередь, существенно влияет на здоровье будущих поколений. Следует отметить, что тяжелые формы патологии у детей часто имеют истоки в перинатальном периоде и связаны с неблагоприятным течением беременности и родов.

Абсолютное большинство коренных народов живет за чертой бедности. Жилищной фонд в селах в основном ветхий, без водоснабжения, канализации и инженерных сетей. Средний износ жилых домов превышает 50% и в ряде случаев достигает критического состояния в 70%.

В этих условиях происходит неуклонное ухудшение состояния здоровья коренных народов. Средняя продолжительность жизни крайне низкая, до пенсионного возраста доживает только 8,5% этих народов. Число умерших в 1,5 раза превышает число родившихся, а в некоторых регионах в 2 и более раз. Среди детей 13-16 лет только 10-15% могут считаться условно здоровыми. Уровень заболеваемости превышает средние показатели по России в 3-5 раз, а заболеваемость туберкулезом в ряде регионов – в 6-17 раз. Чрезвычайно высок уровень детской смертности. В 2005 году число детей, умерших в возрасте до 1 года, было почти в 3 раза больше, чем в среднем по РФ.

В районах проживания коренных малочисленных народов снижается численность врачей и среднего медицинского персонала. Сокращается число больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов, не хватает женских и детских консультаций. Значительная часть учреждений медицинского обслуживания требует капитального ремонта, обеспечения минимальным количеством лекарственных препаратов, оснащения современным медицинским оборудованием. Более 40% зданий лечебно-профилактических учреждений не подлежат капремонту из-за сверхнормативного износа, износ медицинского оборудования и транспорта составляет до 70 %.

Укомплектованность врачебными кадрами отдаленных районов составляет 36-52%, что ведет к отсутствию возможности оказания квалифицированной врачебной помощи. В отдельных регионах – республиках Коми, Тыва, Амурской области и других, на 10 тысяч населения приходится от 2,1 до 9,2 врачей. Для получения такой помощи жители вынуждены выезжать в центральные лечебные учреждения.

Улучшение состояния здравоохранения в северных регионах вообще и детского и материнского здоровья, в частности, должно произойти в связи с реализацией национального проекта «Здоровье», основными направлениями которого являются развитие первичной медико-санитарной помощи, укрепление материально-технической базы медицинских организаций, усиление профилактической направленности здравоохранения, удовлетворение потребностей населения в высокотехнологичной медицинской помощи.

В табл. 10 представлены объемы финансирования подпрограммы «Здоровое поколение» федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 гг.

Таблица 10 - Объемы финансирования подпрограммы «Здоровое поколение» федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 гг. по источникам и основным направлениям (млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

Источники финансирования

Направление финансирования

Всего

Капитальные вложения

НИОКР

Прочие нужды

Сумма

Удельный вес, %

2007 год

Федеральный бюджет

689,2

3,4

209,2

901,8

16,2

Бюджеты субъектов РФ

2980,4

-

1521,6

4502

81

Внебюджетные источники

12,5

-

142,5

155

2,8

Всего

3682,1

3,4

1873,3

5558,8

100

2008 год

Федеральный бюджет

490,3

3,5

226

719,8

12,5

Бюджеты субъектов РФ

3203,4

-

1645,8

4849,2

84,5

Внебюджетные источники

14,5

-

153,3

167,8

2,9

Всего

3708,2

3,5

2025,1

5736,8

100

2009 год

Федеральный бюджет

450,1

3,6

244,4

698,1

12,9

Бюджеты субъектов РФ

2894,7

-

1623

4517,7

83,7

Внебюджетные источники

16,5

-

164

180,5

3,3

Всего

3361,3

3,6

2031,4

5396,3

100

2010 год

Федеральный бюджет

256,1

3,3

263,7

523,1

10,9

Бюджеты субъектов РФ

2353,5

-

1724,2

4077,7

85,1

Внебюджетные источники

20

-

172,5

192,5

4,0

Всего

2629,6

3,3

2160,4

4793,3

100

2007 - 2010 годы

Федеральный бюджет

1885,7

13,8

943,3

2842,8

13,2

Бюджеты субъектов РФ

11432

-

6514,6

17946,6

83,5

Внебюджетные источники

63,5

-

632,3

695,8

3,2

Всего

13381,2

13,8

8090,2

21485,2

100

               

 

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что наибольшая доля финансирования приходится за счет средств бюджетов субъектов РФ, в среднем 84%. Наименьший объем финансирования – за счет внебюджетных источников, примерно 3%. Объем финансирования из федерального бюджета составляет примерно 13%.

В таблице 10.1. отражена динамика финансирования подпрограммы «Здоровое поколение» федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 гг.

Таблица 10.1. - Динамика финансирования подпрограммы «Здоровое поколение» федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 гг. по источникам финансирования (млн. руб.)

Источники финансирования

Изменение, млн. руб.

Темпы роста, %

2007 г. 

к

2008 г.

2007 г. 

к

2009 г.

2007 г. 

к

2010 г.

2007 г. 

к

2008 г.

2007 г. 

к

2009 г.

2007 г. 

к

2010 г.

Федеральный бюджет

-182

-203,7

-378,7

79,8

77,4

58

Бюджеты субъектов РФ

347,2

15,7

-424,3

107,7

100,3

90,6

Внебюджетные источники

12,8

25,5

37,5

108,3

116,4

124,2


 

Исходя из данных, приведенных в таблице можно сказать, что финансирование за счет федерального бюджета за 2007-2010 гг. сократилось на 42%, за счет бюджетов субъектов РФ сократилось на 9,4%, за счет внебюджетных источников увеличилось на 24,2%.

Целью подпрограммы "Одаренные дети" федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы является обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

В табл. 11 представлены объемы финансирования подпрограммы "Одаренные дети" федеральной целевой программы "Дети России" на 2007 - 2010 годы. 

Таблица 11 - Объемы финансирования подпрограммы «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 гг. по источникам и основным направлениям (млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

Источники финансирования

Направление финансирования

Всего

Капитальные вложения

НИОКР

Прочие нужды

Сумма

Удельный вес, %

2007 год

Федеральный бюджет

1476,064

5

518,4

1999,464

31,1

Бюджеты субъектов РФ

1763,8

-

2503,6

4267,4

66,4

Внебюджетные источники

22,6

-

136,8

159,4

2,5

Всего

3262,464

5

3158,8

6426,264

100

2008 год

Федеральный бюджет

1348,5

5,5

510

1864

29

Бюджеты субъектов РФ

1813,8

-

2570,6

4384,4

68,3

Внебюджетные источники

25,5

-

147,3

172,8

2,7

Всего

3187,8

5,5

3227,9

6421,2

100

2009 год

Федеральный бюджет

1276,1

5,2

525,9

1807,2

30,2

Бюджеты субъектов РФ

1480,3

-

2511,8

3992,1

66,7

Внебюджетные источники

28,4

-

156,1

184,5

3,1

Всего

2784,8

5,2

3193,8

5983,8

100

2010 год

Федеральный бюджет

930,636

4,7

547,7

1483,036

26,4

Бюджеты субъектов РФ

1321,3

-

2610,1

3931,4

70,1

Внебюджетные источники

30

-

165,6

195,6

3,5

Всего

2281,936

4,7

3323,4

5610,036

100

2007 - 2010 годы

Федеральный бюджет

5031,3

20,4

2102

7153,7

29,3

Бюджеты субъектов РФ

6379,2

-

10196,1

16575,3

67,8

Внебюджетные источники

106,5

-

605,8

712,3

2,9

Всего

11517

20,4

12903,9

24441,3

100

                         

Информация о работе Поддержка материнства и детства