Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 05:17, дипломная работа
Краткое описание
Целью дипломной работы является рассмотрение финансового механизма реализации государственной социальной политики в отношении граждан, имеющих детей. Исходя из поставленной цели, в дипломной работе определены следующие задачи: - дать характеристику основополагающим компонентам государственной социальной политики с учетом демографических проблем; - раскрыть правовые основы реализации политики по поддержке материнства и детства; - оценить показатели демографической ситуации в РФ, Новосибирской области и г. Новосибирске; - рассмотреть финансовый механизм реализации государственной социальной политики по поддержке материнства и детства; - провести анализ реализации целевых программ, посвященных поддержке детей; - выявить общие направления демографической политики России, ее особенности и принципы реализации на региональном и муниципальном уровне.
Содержание
Введение 1. Теоретические основы государственной политики по поддержке материнства и детства 1.1 Теоретические и финансовые аспекты государственной социальной политики в области поддержки материнства и детства 1.2 Организационно-правовые основы реализации государственной политики по поддержке материнства и детства 1.3 Характеристика демографической ситуации в России и Новосибирской области на современном этапе 2. Финансовый механизм реализации государственной политики по поддержке материнства и детства 2.1 Порядок и условия выплаты социальных пособий 2.2 Анализ государственной финансовой поддержки граждан и семей, имеющих детей 2.3 Направления государственной политики по улучшению демографической ситуации в РФ 3. Оценка эффективности деятельности органов власти по осуществлению мер поддержки детства через реализацию целевых программ 3.1 Анализ реализации федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 гг. 3.2 Анализ реализации областной программы «Дети Новосибирской области на 2008-2012 годы» 3.3 Оценка эффективности и результативности муниципальной целевой программы города Новосибирска «Дети и город» на 2009-2011 годы Заключение Приложение А. Государственная поддержка семей, имеющих детей
Большое распространение в
субъектах РФ получили программно-целевые
методы обеспечения прав и интересов детей.
Этому в немалой степени способствовала
разработка федеральной целевой программы
«Дети России» на 2003-2006 годы. Как правило,
в дополнение к этой программе в субъектах
разрабатывались региональные программы,
дополняющие федеральные меры поддержки
детства.
Программа является продолжением
федеральной целевой программы «Дети
России» на 2003–2006 годы, в результате выполнения
которой достигнуто снижение младенческой
смертности (на 21,8 %) и материнской смертности
(на 27 %).
Несмотря на достигнутые в предыдущие
годы позитивные результаты, остается
много проблем в сфере обеспечения жизнедеятельности
детей, которые требуют решения на государственном
уровне. Из-за низкого уровня здоровья
женщин детородного возраста продолжает
увеличиваться количество случаев беременности
и родов, протекающих с различными осложнениями.
Более половины детей имеют отклонения
в состоянии здоровья, требующие проведения
лечебно-коррекционных и реабилитационных
мероприятий.
Важнейшее значение для проведения
последовательной политики по улучшению
положения детей имеет федеральная целевая
программа «Дети России» на 2007-2010 годы.
Ее цели и задачи определены исходя из
наличия не решенных в рамках предыдущих
федеральных целевых программ проблем
детства, необходимости обеспечения реализации
Конвенции ООН по правам ребенка, других
международных правовых актов, Концепции
демографического развития РФ на период
до 2015 года[49].
Программа призвана обеспечить
комплексный подход к созданию благоприятных
условий для улучшения жизнедеятельности
и здоровья детей, к решению проблем неблагополучия
семей с детьми.
Отличие Программы от ранее
действовавших федеральных целевых программ
состоит в ориентированности как на поддержку
и развитие детей, так и на профилактику
семейного неблагополучия и поддержку
семей, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации, в первую очередь, семей с детьми-инвалидами;
применении современных технологий и
инноваций при решении проблем семей с
детьми, в целом, и детей в частности.
Во всех субъектах РФ приняты
региональные программы, направленные
на улучшение положения детей. Например,
в Красноярском крае принята губернаторская
программа «Дети», одним из важнейших
положений которой стала ежемесячная
выплата в размере 3 тыс. руб. каждой семье,
чьи дети не могут посещать детские сады
из-за нехватки мест в них[50].
Программы федерального и регионального
уровней взаимно дополняют друг друга.
При их реализации осуществляются совместное
финансирование и координация принимаемых
мер, что повышает эффективность работы
с детьми, проживающими на конкретной
территории, располагающей собственными
возможностями и ресурсами.
Ожидаемые конечные результаты
реализации Программы и показатели социально-экономической
эффективности:
- улучшение качественных показателей
здоровья и социального положения более
4 млн. детей ежегодно;
- снижение младенческой смертности
до 9,3 промилле на 1000 родившихся живыми,
материнской смертности - до 21 на 100 тыс.
родившихся живыми, смертности детей в
возрасте от 0 до 4 лет (включительно) - до
10,9 на 1000 новорожденных соответствующего
года рождения;
- увеличение доли семей с детьми-инвалидами,
получивших реабилитационные услуги в
специализированных учреждениях для детей
с ограниченными возможностями до 25,2 %
общего количества нуждающихся в услугах
семей с детьми-инвалидами;
- создание государственной
системы выявления, развития и адресной
поддержки одаренных детей с охватом до
40 % детского населения школьного возраста;
- снижение доли безнадзорных
детей до 2,17 % общей численности детского
населения;
- увеличение доли детей, получивших
социальную реабилитацию в % % общего количества
безнадзорных и беспризорных детей;
- увеличение доли детей-инвалидов,
получивших реабилитационные услуги в
специализированных учреждениях для детей
с ограниченными возможностями, до 43,1
% общего количества детей-инвалидов;
- увеличение доли детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
переданных на воспитание в семью, до 72
% общего количества детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
К 2011 году экономический эффект
от реализации Программы составит около
19 млрд. руб. В последующие 10 лет экономический
эффект от реализации Программы будет
возрастать и к 2020 году составит около
29 млрд. руб.
Численность трудоспособного
населения, возвращенного к нормальной
трудовой деятельности в результате реализации
Программы, к 2020 году составит около 230
тыс. человек (за счет снижения инвалидности
детей и соответственно предоставления
возможности матерям работать, снижения
детской смертности, а также уменьшения
количества осужденных несовершеннолетних
и количества лиц, находящихся в исправительных
учреждениях).
В рамках федеральной целевой
программы реализуется ряд подпрограмм.
Целью подпрограммы "Здоровое
поколение" является сохранение, восстановление
и укрепление здоровья детей и подростков,
привитие им навыков здорового образа
жизни. Охрана здоровья детей – один из
главных путей решения проблем демографии
в РФ[51].
Задачами указанной подпрограммы
являются обеспечение безопасного материнства,
создание условий для рождения здоровых
детей; внедрение высокотехнологичных
методов диагностики и профилактики наследственных
заболеваний и врожденных пороков развития
у детей; охрана здоровья детей и подростков,
в том числе репродуктивного; пропаганда
здорового образа жизни; профилактика
заболеваемости, инвалидности и смертности
в детском и подростковом возрасте[52].
Особо следует отметить задачу
указанной подпрограммы, определяющую
улучшение здоровья детей и подростков,
проживающих в районах Крайнего Севера
и приравненных к ним местностях, обеспечение
детей, проживающих в отдаленных поселениях,
квалифицированной диагностической и
лечебной помощью[53].
В структуре заболеваний детей
в большинстве территорий Севера на первом
месте стоят болезни органов пищеварения,
на втором – костно-мышечной системы.
У значительной части выявлены нарушения
познавательной деятельности, существенное
отставание в развитии, признаки эмоционального
неблагополучия и своеобразие формирования
познавательной деятельности. У детей-северян
отмечено раннее и массовое возникновение
близорукости и астигматизма[54].
Здоровье детей, их физическое
и интеллектуальное развитие во многом
определяются состоянием здоровья матерей.
В связи с этим одной из важнейших задач
деятельности органов и учреждений здравоохранения
остается охрана репродуктивного здоровья
женщин различных возрастных групп.
Очень низкие показатели здоровья
у женщин Севера. Одной из причин такого
положения является низкая выявляемость
ранних форм заболевания – не выше 30%,
в то время как в среднем по России – 58,5%,
а частота выявления запущенных форм составляет
34% (по России – 13%). Три четверти беременных
женщин имеют значимые отклонения в состоянии
здоровья, 70% из них недополучают необходимые
продукты питания, витамины и микроэлементы.
Все это, в свою очередь, существенно влияет
на здоровье будущих поколений. Следует
отметить, что тяжелые формы патологии
у детей часто имеют истоки в перинатальном
периоде и связаны с неблагоприятным течением
беременности и родов.
Абсолютное большинство коренных
народов живет за чертой бедности. Жилищной
фонд в селах в основном ветхий, без водоснабжения,
канализации и инженерных сетей. Средний
износ жилых домов превышает 50% и в ряде
случаев достигает критического состояния
в 70%.
В этих условиях происходит
неуклонное ухудшение состояния здоровья
коренных народов. Средняя продолжительность
жизни крайне низкая, до пенсионного возраста
доживает только 8,5% этих народов. Число
умерших в 1,5 раза превышает число родившихся,
а в некоторых регионах в 2 и более раз.
Среди детей 13-16 лет только 10-15% могут считаться
условно здоровыми. Уровень заболеваемости
превышает средние показатели по России
в 3-5 раз, а заболеваемость туберкулезом
в ряде регионов – в 6-17 раз. Чрезвычайно
высок уровень детской смертности. В 2005
году число детей, умерших в возрасте до
1 года, было почти в 3 раза больше, чем в
среднем по РФ.
В районах проживания коренных
малочисленных народов снижается численность
врачей и среднего медицинского персонала.
Сокращается число больничных и амбулаторно-поликлинических
учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов,
не хватает женских и детских консультаций.
Значительная часть учреждений медицинского
обслуживания требует капитального ремонта,
обеспечения минимальным количеством
лекарственных препаратов, оснащения
современным медицинским оборудованием.
Более 40% зданий лечебно-профилактических
учреждений не подлежат капремонту из-за
сверхнормативного износа, износ медицинского
оборудования и транспорта составляет
до 70 %.
Укомплектованность врачебными
кадрами отдаленных районов составляет
36-52%, что ведет к отсутствию возможности
оказания квалифицированной врачебной
помощи. В отдельных регионах – республиках
Коми, Тыва, Амурской области и других,
на 10 тысяч населения приходится от 2,1
до 9,2 врачей. Для получения такой помощи
жители вынуждены выезжать в центральные
лечебные учреждения.
Улучшение состояния здравоохранения
в северных регионах вообще и детского
и материнского здоровья, в частности,
должно произойти в связи с реализацией
национального проекта «Здоровье», основными
направлениями которого являются развитие
первичной медико-санитарной помощи, укрепление
материально-технической базы медицинских
организаций, усиление профилактической
направленности здравоохранения, удовлетворение
потребностей населения в высокотехнологичной
медицинской помощи.
В табл. 10 представлены объемы
финансирования подпрограммы «Здоровое
поколение» федеральной целевой программы
«Дети России» на 2007-2010 гг.
Таблица 10 - Объемы финансирования
подпрограммы «Здоровое поколение» федеральной
целевой программы «Дети России» на 2007-2010
гг. по источникам и основным направлениям
(млн. рублей, в ценах соответствующих
лет)
Источники
финансирования
Направление
финансирования
Всего
Капитальные
вложения
НИОКР
Прочие
нужды
Сумма
Удельный
вес, %
2007 год
Федеральный
бюджет
689,2
3,4
209,2
901,8
16,2
Бюджеты
субъектов РФ
2980,4
-
1521,6
4502
81
Внебюджетные
источники
12,5
-
142,5
155
2,8
Всего
3682,1
3,4
1873,3
5558,8
100
2008 год
Федеральный
бюджет
490,3
3,5
226
719,8
12,5
Бюджеты
субъектов РФ
3203,4
-
1645,8
4849,2
84,5
Внебюджетные
источники
14,5
-
153,3
167,8
2,9
Всего
3708,2
3,5
2025,1
5736,8
100
2009 год
Федеральный
бюджет
450,1
3,6
244,4
698,1
12,9
Бюджеты
субъектов РФ
2894,7
-
1623
4517,7
83,7
Внебюджетные
источники
16,5
-
164
180,5
3,3
Всего
3361,3
3,6
2031,4
5396,3
100
2010 год
Федеральный
бюджет
256,1
3,3
263,7
523,1
10,9
Бюджеты
субъектов РФ
2353,5
-
1724,2
4077,7
85,1
Внебюджетные
источники
20
-
172,5
192,5
4,0
Всего
2629,6
3,3
2160,4
4793,3
100
2007
- 2010 годы
Федеральный бюджет
1885,7
13,8
943,3
2842,8
13,2
Бюджеты
субъектов РФ
11432
-
6514,6
17946,6
83,5
Внебюджетные
источники
63,5
-
632,3
695,8
3,2
Всего
13381,2
13,8
8090,2
21485,2
100
Исходя из данных таблицы, можно
сделать вывод о том, что наибольшая доля
финансирования приходится за счет средств
бюджетов субъектов РФ, в среднем 84%. Наименьший
объем финансирования – за счет внебюджетных
источников, примерно 3%. Объем финансирования
из федерального бюджета составляет примерно
13%.
В таблице 10.1. отражена динамика
финансирования подпрограммы «Здоровое
поколение» федеральной целевой программы
«Дети России» на 2007-2010 гг.
Таблица 10.1. - Динамика финансирования
подпрограммы «Здоровое поколение» федеральной
целевой программы «Дети России» на 2007-2010
гг. по источникам финансирования (млн.
руб.)
Источники
финансирования
Изменение,
млн. руб.
Темпы
роста, %
2007 г.
к
2008 г.
2007 г.
к
2009 г.
2007 г.
к
2010 г.
2007 г.
к
2008 г.
2007 г.
к
2009 г.
2007 г.
к
2010 г.
Федеральный
бюджет
-182
-203,7
-378,7
79,8
77,4
58
Бюджеты
субъектов РФ
347,2
15,7
-424,3
107,7
100,3
90,6
Внебюджетные
источники
12,8
25,5
37,5
108,3
116,4
124,2
Исходя из данных, приведенных
в таблице можно сказать, что финансирование
за счет федерального бюджета за 2007-2010
гг. сократилось на 42%, за счет бюджетов
субъектов РФ сократилось на 9,4%, за счет
внебюджетных источников увеличилось
на 24,2%.
Целью подпрограммы "Одаренные
дети" федеральной целевой программы
«Дети России» на 2007-2010 годы является обеспечение
благоприятных условий для создания единой
государственной системы выявления, развития
и адресной поддержки одаренных детей
в различных областях интеллектуальной
и творческой деятельности.
В табл. 11 представлены объемы
финансирования подпрограммы "Одаренные
дети" федеральной целевой программы
"Дети России" на 2007 - 2010 годы.
Таблица 11 - Объемы финансирования
подпрограммы «Одаренные дети» федеральной
целевой программы «Дети России» на 2007-2010
гг. по источникам и основным направлениям
(млн. рублей, в ценах соответствующих
лет)