Регистрация прав недвижимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:47, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании института государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, изучения особенностей такого регулирования и выявления существующих проблем, затрудняющих работу Федеральной регистрационной службы, выработка предложений по их решению и рекомендаций по совершенствованию законодательства о государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним. Поставленная цель определила задачи работы:
- исследование понятия и общей характеристики государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;....

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….………6
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ
1.1 Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним…………………………………………………………………….………9
1.2 Цели, задачи и принципы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним……………………………………………………………20
1.3 Проблемы правового регулирования государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним……………………………………………..31
ГЛАВА 2 ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО
2.1 Порядок осуществления государственной регистрации………………….……38
2.2 О пределах проведения правовой экспертизы при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним..................................50
2.3 Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним……………………………………………………………………………………..77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………87

Вложенные файлы: 1 файл

DIPLOM.docx

— 118.91 Кб (Скачать файл)

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество  и сделок с ним носит публичный  характер. Наличие государственной  регистрации создает презумпцию законности прав на недвижимое имущество  для правообладателя. В подавляющем  большинстве случаев государственная  регистрация имеет по отношению  к регистрируемому праву правообразующее (правоустанавливающее) значение. Это  означает, что именно с государственной  регистрацией закон связывает возникновение, изменение и прекращение прав на недвижимость. Только в отдельных  случаях возникновение вещного  права на недвижимое имущество связывается  не с моментом государственной регистрации, а с моментом, прямо указанным  в законе.

В п. 1 ст. 164 ГК РФ говорится о порядке регистрации. Пункт 1 ст.13 и ст.19 Закона о регистрации  устанавливают порядок регистрации  и основания для приостановления  государственной регистрации. Юридический  акт есть свершившийся факт, он не может  иметь порядка и не может быть приостановлен, только процесс может  быть приостановлен и иметь порядок  проведения. Пункт 7 ст. 16 Закона о государственной  регистрации определяет, что регистрационные  действия начинаются с момента приема документов.1 Все действия органов, осуществляющих государственную регистрацию, а не только внесение записей в  ЕГРП, есть элементы государственной  регистрации как процесса. Уместна  аналогия с гражданским или арбитражным  процессом: судебное решение - юридический  акт (независимо оттого, удовлетворен ли иск или в нем отказано), но рассмотрение дела, собственно правосудие - это процесс.

Основными задачами системы государственной  регистрации, служащими достижению указанных целей, являются: 1) регистрация  прав собственников, обладателей иных вещных прав, на недвижимое имущество; 2) проверка законности и регистрация  заключаемых сделок с недвижимым имуществом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации; 3) регистрация ограничений и обременении прав, в том числе возникающих в силу закона и актов уполномоченных органов; 4) ведение и хранение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 5) выдача информации из Единого государственного реестра прав.

Принципы  осуществления регистрационной  деятельности могут быть разделены  на общие, характерные для деятельности всех правоприменительных органов, и специальные, присущие только государственной  регистрации.

Под принципами в теории права понимают основные начала правового регулирования, закрепленные в правовых нормах, а государственная  регистрация прав на недвижимое имущество  и сделок с ним как правоприменительная  деятельность учреждений юстиции.

К общим  принципам можно отнести:

- принцип  законности;

- принцип  гласности и публичности;

- Принцип диспозитивности;

- Принцип достоверности записей в Едином государственном реестре прав.

 К общим принципам относится, в первую очередь, законность. В качестве основных элементов законности можно выделить: 

 Наличие  законов, регулирующих соответствующие  общественные отношения. Законодательство  о государственной регистрации  состоит из ГК РФ, Закона о  регистрации, других федеральных  законов и нормативных актов  РФ.

 Обеспечение  прав граждан и законных интересов  юридических лиц. Гражданские  права могут быть ограничены  на основании федерального закона  и только в той мере, в какой  это необходимо в целях защиты  основ конституционного строя,  нравственности, здоровья, прав и  законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.11

 Соблюдение  закона всеми участниками общественных  отношений, возникающих при государственной  регистрации прав на недвижимое  имущество.

 Как установлено п.1 ст.2 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация - это подтверждение соответствия возникновения или перехода права на недвижимость ГК РФ. Акт подтверждения права должен соответствовать существующим материально-правовым отношениям. Принцип законности традиционно именуется принципом легалитета. В силу указанного принципа к компетенции органов, осуществляющих государственную регистрацию относится:

  1. проверка действительности поданных заявителем документов и наличия, соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (п.3 ст. 9 Закона о регистрации);
  2. правовая экспертиза документов и проверку законности сделки (п.1 ст.13 Закона о регистрации);
  3. проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию документов (п.1 ст. 17 Закона о государственной регистрации);
  4. порядок государственной регистрации и основания отказа устанавливаются законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с п.6 ст.131 ГК РФ;
  5. порядок ведения ЕГРП регулируется не только Законом о государственной регистрации и Правилами ведения ЕГРП, но и целым рядом иных нормативно-правовых актов. Ведение ЕГРП - это законно установленная юридическая процедура, направленная на защиту интересов правообладателя.

Вместе  с тем, правоприменительная деятельность органов, осуществляющих государственную  регистрацию, в значительной мере ограничена в случае регистрации прав на основании  решений судебных органов. Регистратор  не вправе отказать в государственной  регистрации права на основании  вступившего в законную силу решения  суда, арбитражного или третейского  суда. При отсутствии необходимых  для внесения в Единый государственный  реестр прав сведений он может запросить  суд о порядке исполнения данного  решения (ст. 28 Закона о государственной  регистрации).

Государственной регистрации, присущ принцип гласности  и публичности.

Регистрационный орган обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации  и зарегистрированных правах любому лицу, предъявившему удостоверение  личности и заявление в письменной форме, (п.4 ст.131 ГК РФ). Этот принцип  служит достижению экономической и  социальной цели государственной регистрации - обеспечению законности оборота  недвижимости, «прозрачности» рынка. В  статьях 7, 8 Закона о государственной  регистрации заложен механизм реализации данного принципа, определены условия  и содержание выдаваемой информации. За нарушение принципа публичности, за недостоверную информацию Федеральная  регистрационная служба несет ответственность  в соответствии с п. 1 ст. 31 Закона о регистрации.12

Принцип диспозитивности (принцип частной  инициативы) государственной регистрации  вытекает из общего принципа гражданского права - автономии воли участников гражданского оборота в установлении своих  прав и обязанностей, приобретении гражданских прав своей волей  и в своем интересе (п.2 ст.1 ГК РФ). Диспозитивность (или заявительный характер государственной регистрации) отражен в п.3 ст.131 ГК РФ, согласно которому удостоверение произведенной  регистрации производится по ходатайству  правообладателя. Статьей 16 Закона о  регистрации заявление правообладателя также положено в начало регистрационного процесса. Обязательность государственной регистрации, установленная п.1 ст.131 ГК РФ и ст.4 Закона о государственной регистрации, означает, что отсутствие таковой влечет непризнание права на недвижимость государством и третьими лицами, а также ничтожность сделки с недвижимостью (п.1 ст.165 ГК РФ). Но только от правообладателя недвижимости зависит, будет ли он требовать регистрации возникшего права или останется владельцем без надлежащего титула. Устойчивость оборота недвижимости обеспечивается положениями законодательства о том, что до регистрации перехода права отношения правоотчуждателей и правоприобретателей с третьими лицами не изменяются (п.2 ст.551 ГК). Правообладатели и участники сделки должны самостоятельно совершить необходимые действия по государственной регистрации для защиты и признания их прав на недвижимость или возместить убытки другой стороне в случае уклонения от регистрации. Титул правообладателя до момента государственной регистрации вещного права можно назвать законным владением или пользованием.13

Заявительный  характер государственной регистрации  как правоприменительной деятельности не противоречит императивному характеру  государственной регистрации как  материальной нормы гражданского права. Диспозитивный характер имеет процесс  государственной регистрации, сами же положения Гражданского кодекса  о государственной регистрации  являются императивными нормами. Государственной  регистрации подлежат указанные  в п.1 ст.131 ГК РФ вещные права, а также  сделки с недвижимостью (основные и  акцессорные) в случаях, предусмотренных  Гражданским кодексом Российской Федерации. В отличие от нотариальной формы  договора, стороны не вправе своим  соглашением установить обязательность государственной регистрации, равно как и отменить ее. Если договор подлежит государственной регистрации, то он считается заключенным с момента регистрации, а если не подлежит, - то с момента достижения соглашения по всем существенным условиям в форме, установленной законом или договором (ст.432,433, 434 ГК).1 В соответствии с п.1 ст.20 (с учетом п.1 ст.2) Закона о государственной регистрации в регистрации прав и сделок, не подлежащих регистрации в соответствии с законодательством, должно быть отказано.

В ст. 2 Закона о государственной регистрации  сформулирован важнейший принцип, присущий многим системам регистрации - принцип достоверности записей  в ЕГРП. В соответствии с этим принципом информация, содержащаяся в реестре признается достоверной. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Пункт 1 статьи 2 Закона о государственной регистрации  гласит, что государственная регистрация  является единственным доказательством  существования зарегистрированного  права.1 Запись в ЕГРП свидетельствует  о наличии субъективного права, существование которого не требует  дополнительных доказательств. Даже при  утрате собственником правоустанавливающих документов на недвижимость нет необходимости  в их восстановлении, получении дубликатов нотариально удостоверенных договоров. Право не прекращается и не требует  дополнительного подтверждения, пока в ЕГРП существует соответствующая  запись. Для отечественного оборота  недвижимости привычно увязывание существования  права с наличием подлинников  правоустанавливающих документов у  правообладателя. В настоящее время  наличие права должно подтверждаться выпиской из ЕГРП, а не подлинником  или дубликатами документов, после  составления, которых может пройти и несколько лет. При этом не следует  отождествлять запись в реестре  со свидетельством о государственной  регистрации права, которое утрачивает свою актуальность по существу на следующий день после выдачи. Наличие свидетельства только подтверждает проведенную регистрацию в соответствии с указанной в ней датой. Ответ, является ли собственником лицо, предъявившее свидетельство, можно найти только в ЕГРП.14

К специальным  принципам относятся:

- процессуальный  формализм;

- принцип  единства;

- принцип  преемственности;

- принцип приоритета ранее зарегистрированных прав;

- принцип экстерриториального предоставления сведений, содержащихся в ЕГРП;

- принцип двойной регистрации.

Специальным принципом государственной регистрации  является документальный формализм. Закон № 122-ФЗ регламентирует процедуру и место регистрации, действия участников регистрационного процесса, основания для государственной регистрации, требования к документам и порядок их предоставления, сроки совершения определенных действий. Правила ведения ЕГРП устанавливают форму и содержание регистрационных записей, свидетельств о государственной регистрации и регистрационной надписи на документах. Эти формальности установлены, с одной стороны, для защиты лиц, обращающихся за регистрацией, усиления ответственности органов по государственной регистрации за несвоевременную регистрацию, с другой - для обеспечения юридической чистоты и государственной гарантии зарегистрированных прав и сделок, полноты и подлинности сведений в ЕГРП.

Но в  отличие от судебного разбирательства, где неисполнение процессуальных формальностей  влечет ничтожность процессуального  действия, нарушение формальностей процедуры регистрации не должно вести к ничтожности самого акта государственной регистрации. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Действия государственных регистраторов, могут быть обжалованы в суд, но если государственная регистрация права состоялась, то отменить ее можно только в процессе судебного спора о праве на объект недвижимости. Очевидно, суд, оценивая правомерность приобретения права на недвижимость, при принятии решения будет руководствоваться нормами материального права, а не процессуальными нормами Закона о регистрации.

К специальным  принципам государственной регистрации  следует отнести единство системы  регистрации, процедуры регистрационных  действий и реестра прав независимо от объекта недвижимости и региона. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним производится в субъектах  Российской Федерации единственным органом (территориальным органом  Федеральной регистрационной службы) по единой системе записей в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним. Функции правового контроля за деятельностью территориальных  органов Федеральной регистрационной  службы, обеспечение соблюдения правил ведения и хранения ЕГРП, разработка методических материалов по вопросам практики государственной регистрации  возложены на центральный орган - Федеральную регистрационную службу, находящуюся в ведении Минюста  России. Для обеспечения принципа единства системы государственной  регистрации ЕГРП во всех субъектах  Российской Федерации ведется на русском языке (п. 10 Правил ведения  ЕГРП).15

Информация о работе Регистрация прав недвижимости