Федерализм в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 23:09, реферат

Краткое описание

Федерализм призван стать твердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА 5
1.1. Понятие федерализма 5
1.2. Зарождение федерализма в 19 веке 6
2. НАБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ФЕДЕРАЛИЗМА 8
2.1. Проблема разделения власти по вертикали 8
2.2. Неравноправие субъектов Федерации как переходная стадия развития федеративных отношений 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список использованных нормативных актов 26
. Список использованной литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

федерализм.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

  ВВЕДЕНИЕ

     Федерализм  является одной из основ, на которых  держится наше государство.

     Федерализм  призван стать твердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества. Особо следует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных с закреплением и осуществлением прав человека и гражданина.

     Федерализм в его современном прогрессивном прочтении не противостоит ни идеям самоопределения народов и развития национальной государственности, ни интересам регионов, их стремлениям к повышению своей самостоятельности. Если федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового государства, если он действительно гуманистичен, то тогда наиболее полно проявляются его достоинства: общий крупный рынок, свободное движение капиталов, товаров и услуг, свобода передвижения людей; более благоприятные условия для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры. Важно, однако, постоянно помнить, что достоинства федерализма проявляются не автоматически.

     Необходимо  отметить, что судьбы российского  федерализма находятся в руках  нынешнего и будущих поколений. Очень важно, чтобы стабильность, устойчивость принципов, провозглашенных в Конституции 1993 года, сочетались с динамизмом их реализации, гибкостью и подвижностью применяемых форм и методов. С одной стороны, необходимо, чтобы были установлены и действовали надежные гарантии, препятствующие возрождению унитаристских, авторитарных начал в деятельности центра; субъекты Федерации должны чувствовать себя в безопасности от опасных переходов в системе управления. С другой стороны, федерализм должен иметь достаточный потенциал в противостоянии сепаратизму и безудержному регионализму. Как свидетельствует весь мировой опыт и особенно наша собственная история, ослабление федерации и её распад не только несут с собой экономические и политические тяготы, но и прямо ведут к лишениям больших групп населения, нарушениям их жизненно важных прав и свобод. Федерализм, свободный от таких изъянов, способен выдержать испытания временем, а главное, улучшить жизнь людей.

     Вопросы устройства российской государственности  являются ключевыми для развития страны, они во многом определяют ее стабильность и через это влияют на всю политическую ситуацию в мире.

     Россия  вступила в полосу конституционного кризиса, в основе которого лежат  несколько причин, в том числе  и проблема определения федеративной природы государства.

     Объявление  суверенитета России в 1990 году привело  к распаду СССР. По аналогии многие прогнозируют распад самой России, поскольку ряд республик не хотят  отказываться от государственного суверенитета, закрепленного в своих конституциях. В силу неустойчивости государственных структур и неясности основ федеративной природы России нельзя исключать любого развития государства: распада; возврата к империи; федерализации. Для любого из этих сценариев существуют свои причины и политические силы.1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ  РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

  1.1. Понятие федерализма

     Федерация – одна из трех основных форм государственного устройства. Федерация  представляет собой  добровольное объединение  нескольких ранее  самостоятельных государственных образований в одно союзное государство2.

     Федеративное  устройство – разновидность государственного устройства, являющегося необходимым институтом конституционного права каждой страны. Государства по-разному определяют своё внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов. Территориально крупные государства (Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Индия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства – одни - по соображениям решения национального вопроса, другие - в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра. Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует властные полномочия, тем самым предопределяет правовую базу решения проблем общественного развития.

     Федерализм – принцип, доктрина, положенные в основу политико-территориального и национально – территориального устройства ряда современных государств. По своему назначению федерализм содержит возможности децентрализовать и распределять власть по вертикали; интегрировать территориальные сообщества в единое целое. Федерализм выступает в виде совокупности способов, целей и задач, конституционно – правовых норм и принципов, направленных на установление пределов централизации и децентрализации властных и управленческих функций государства и его субъектов путём разграничения предметов ведения и полномочий между ними, а также между их органами государственной власти.

     Федерализм  является, прежде всего, способом обеспечения  и сохранения единства, территориальной  целостности государства, учёта  и сочетания многообразных интересов  государства и его частей, их самоорганизации  и саморегулирования, противостояния региональному и этническому обособлению. Мировой опыт показывает, что федерализм в определённых исторических условиях позволяет сочетать национальный фактор с территориальным и иными (например, лингвистическим, конфессиональным ), обеспечивает единое демократическое, экономическое, правовое, оборонное пространство, взаимный контроль федерации и её субъектов через различные механизмы (политические, правовые, финансово – бюджетные).

     Определяющим  критерием идентификации федерализма  как способа принятия решения в сложном государстве является наличие конституционно установленного разграничения предметов ведения, полномочий между федерацией и её частями (субъектами).

     По  своим целям и задачам федерализм не замыкается на принципах устройства государства, поскольку им охватывается значительно более широкий круг общественных связей и отношений, касающихся практики становления и функционирования гражданского общества, политической, экономической, социальной и иных систем. В сущности федерализм отражает стремление территориальных, этнических и иных сообществ  к интеграции, взаимовыгодному сотрудничеству.     

     1.2. Зарождение федерализма в 19 веке

     В плане политического устройства России идеи федерализма возникают  в начале XIX в. в связи с надеждами передовых представителей российского общества на серьезность либеральных намерений Александра I. Член союза русских рыцарей граф М.А. Дмитриев-Мамонов предлагал проект разделения Российской империи на тринадцать крупных единиц.

     Представители Северного тайного общества декабристов также видели будущее России как правового государства, построенного по федеративному принципу. В обоих проектах Конституции Никиты Муравьева содержался подробный план федеративного устройства России.

     Поскольку федерализм декабристов, как и конституционализм, не имел каких-либо определенных национальных корней, то он, надо полагать, был заимствован ими из политической практики США, пример которых увлекал передовых людей тогдашней России.3 Даже деление России на 13 держав напоминает о том, что американский союз состоял при своем образовании из 13 штатов. Над планом конституции работал и декабрист Г. С. Батеньков, считавший, что ввиду обширности территории, разнообразия климата и нужд населения вся Россия не может быть управляема единообразно, и потому считал необходимым введение областного управления при наличии представительного органа и губернатора.

     Крайним противником федерализма в России был П. И. Пестель, который видел  в федерализме “новое семя к разрушению”  российской государственности и ослаблению экономической и военной мощи России4.

     Федеративные  идеи содержались в программе  возникшего в конце 40-х гг. XIX-го столетия на Украине “Кирилло-Мефодиевского  братства”, преследовавшего цель освобождения славянских народов, объединения их в единый союз, развития славянской культуры и славянских языков. Какого-либо серьезного политического влияния это общество не имело.

     Иное  дело - российское революционное движение. На пражском съезде славян в 1848 г. М. Бакунин выдвинул идею федерации славянских народов. Все славянские народы он предлагал объединить в общий союз во главе с центральным славянским советом, которому принадлежала бы высшая политическая и судебная власть. По мере развития своих анархистских идей М. Бакунин все больше склонялся к конфедеративному союзу общин, призванному заменить современные государства. Федеративный принцип М. Бакунин рассматривал как панацею от могущества грозной централизации, способной задавить свободу.5

     Высоко  ценил идею федерализма А. Герцен. Убежденный противник российского самодержавия, он признавал право на отделение и самобытность не только народов, но и отдельных регионов, например, Сибири.

     Взгляды Бакунина и Герцена оказали сильное  влияние на всю радикальную оппозицию  самодержавию, в частности, на программу газеты “Народное Дело”, в которой содержалось требование “полной воли для всех народов, ныне угнетенных империей”, на политическую линию газеты П. Лаврова “Вперед”, группы “Общины”, организаций “Черный передел”, “Народная Воля” и др.

     Эти идеи в том виде, как предлагали их авторы, так и остались политическими утопиями, но уже через несколько десятилетий Россия стала, хотя и формально, федеративным государством.

2. НАБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО  ФЕДЕРАЛИЗМА 

2.1. Проблема разделения  власти по вертикали

      Поскольку любое федеративное государство  состоит из частей и образуется этими  частями, для него чрезвычайно важно  достичь гармонии в отношениях частей и целого. Федерацию всегда подстерегают две противоположные опасности: скатиться к унитаризму и распасться на независимые государства. Каждая из этих опасностей, всегда имеющих какую–то объективную основу, эксплуатируется соответствующими политическими силами, согласование интересов которых возможно только в чётких правовых установлениях, как в отношении самой федерации, так и её субъектов. Эту задачу и решает Конституция, закрепляющая статус (правовое положение) федерации и её субъектов, т.е. основы их взаимоотношения между собой.

      “В  мире нет “лёгких федераций”, все  федеративные государства сталкиваются  с какими–то трудностями и проблемами. Особенностью России на её нынешнем этапе развития является то, что её федерализм переживает переходный период, обретает демократические формы в сложных экономических и политических условиях и, прежде всего, в условиях обострения межнациональных отношений. Отсюда незавершённость, а иногда и противоречивость норм, определяющих правовой статус федерации и её субъектов. Ещё не приняты многие федеральные законы, предусмотренные Конституцией, не сложилась судебная практика по спорам о компетенции, нет отрегулированной вертикали исполнительной власти.6” 

      Именно  вопрос разделения власти между центром  и субъектами Федерации оказался ключевым в становлении российского  федерализма, здесь кроются потенциальные  угрозы конституционной безопасности страны. Ни Федеративный Договор 1992 г., ни Конституция РФ не сбалансировали в полной мере взгляды центра и составных частей России на оптимальную модель разделения власти по вертикали. Как следствие - принятие субъектами РФ нормативных актов, не соответствующих федеральной Конституции, несогласованное развитие регионального законодательства по предметам совместного ведения, процесс вытеснения конституционных норм нормами договорными. В некоторых федеральных актах, в свою очередь, ущемляется конституционный статус субъектов РФ, что отражается на их нормотворческой деятельности.

      “Когда  идет речь о разграничении властных полномочий между федеральным центром  и составными частями государства, как правило, употребляются термины  “разграничение предметов ведения” и “разграничение полномочий (компетенции)” (иногда эти понятия употребляются вместе).7” Между тем понятия эти различны. Практика показывает, что их отождествление приводит к отрицательным последствиям в законотворчестве и практической деятельности органов государственной власти, граничащим с нарушением принципа конституционности. В настоящей работе под предметами ведения (Федерации, ее субъектов или совместного) понимаются сферы общественных отношений, по которым соответствующие органы государственной власти осуществляют правовое регулирование, а под полномочиями (компетенцией) - права и обязанности (совокупность властных полномочий) соответствующего органа государственной власти, которыми он наделен для реализации задач и функций по предметам соответствующего ведения. Полномочия - это свойство, присущее только государственному органу или должностному лицу. Сегодня же даже в конституционном тексте можно встретить понятие "полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации" (см., например, ст. 73 Конституции РФ). Для устранения имеющего место разнобоя следовало бы данные понятия, а также порядок размежевания предметов ведения и полномочий определить в Федеральном законе (в частности, в Законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ8).

Информация о работе Федерализм в РФ