Изучая процесс восприятия,
социальные психологи отметили
некоторые типичные искажения
представлений о другом человеке.
"Эффект ореола" означает влияние
общественного впечатления о
другом человеке на восприятие
и оценку частных свойств его
личности. Если общее ощущение
о человеке благоприятно, то его
положительные качества переоцениваются,
а отрицательные либо стушевываются,
либо так или иначе оправдываются. И наоборот:
если общее ощущение о человеке отрицательно,
то более того благородные его поступки
не замечаются или истолковываются как
своекорыстные. Под влиянием " эффекта
ореола" воспитатель может проглядеть
первые шаги " вечного нарушителя"
к исправлению. Тогда, безусловно, он его
не поддержит, а тот в чем-то не устоит
и, смотришь, снова подкрепит каким-то
поступком негативное представление о
себе.
Другая типичная ошибка
- "эффект последовательности"
- состоит в том, что на суждение
о человеке наибольшее влияние
оказывают ( при противоречии информации)
те сведения, которые предъявлены в первую
очередь, а если дело касается знакомого
человека, - самые последние сведения о
нем. Иногда соответственно выделяют "
результат упреждения" и "эффект
новизны". Знание этих особенностей
полезно учитывать, например, при введении
руководителя в пост. Своевременное представление
его коллективу с подчеркиванием определенных
событий его биографии создает хорошую
основу для формирования положительного
впечатления о нем.
2.2. Значительное влияние
на восприятие другого человека
оказывает самооценка воспринимающего.
Каждый человек соотносит информацию
о другом человеке с представлением
о самом себе, причем неосознанно
стремится сохранить сложившиеся
о себе мнение. Если же это мнение может
быть поколеблено, то возникает тревожное
состояние и восприятие изменяется так,
чтобы предотвратить осознание угрожающих
сигналов. Эти неосознаваемые процессы
обозначаются как " перцептуальная
защита". Если, например, отношение к
человеку в коллективе не соответствует
его завышенному представлению о себе,
он может весьма неадекватно понимать
деловую и принципиальную критику как
"клевету злопыхателей".
Термином "проекция"
обозначают неосознаваемую тенденцию
понимать собственные нежелательные,
противоречащие представлению о
себе состояния и качества
как качества другого человека,
переносить, "проецировать" их
на другого.
"Эффект снисходительности"
- щедрая, излишняя благожелательность
при восприятии и оценивании
другого человека - чаще всего
наблюдается у тех, кто получает
обильную эмоциональную поддержку
со стороны других людей и
не подвержен тревогам.
В рассказе Сергея
Воронина " Прощание на вокзале"
пишется о женщине, которая именно
так воспринимала всех людей.
Своим родным она рассказывала,
какие у нее прекрасные товарищи
по работе, а на работе хвалила
своих родных. И когда и те,
и другие, провожая ее на целину,
встретились на вокзале, они "испытали
чувство недоумения". Один ее
родственник, художник, вспомнил, что "Варвара
Николаевна о приемщице Дусе
говорила восхищенно. По ее словам,
эта леди миловидна, синеглаза, очень
стройна". Художник же видел, худенькую,
суетливую, с маленькими, ничего не выражающими,
кроме какой-то внутренней озабоченности,
и уж, конечно, не синими, а скорее серыми
глазами. Приходя в цех, она " часто говорила
о своих сестрах, и по ее рассказам получалось,
что сестры у нее - красавицы. Мастер цеха
и ожидал увидеть красавиц, но к своему
сожалению такими их не увидел. Может,
когда-то они и были красивы, но в данный
момент той красоты в них не осталось".
Присутствующие на вокзале недоумевали,
почему она их такими видит. Социальный
психолог объясняет тот самый эффект:
гармония в отношениях человека с окружающими
есть гармония в отношениях с самим собой.
Способность адекватно
понимать другого человека иногда
связывается с развитием эмпатии.
Эмпатия - это способность
эмоционально (а не только рационально)
воспринять другого человека, проникнуть
в его внутренний мир, принять его со всеми
мыслями и чувствами. Известный советский
психолог Л.С. Выготский использовал для
описания этого явления термин "идентификация",
имея в виду психологический процесс,
когда читатель или зритель, воспринимая
художественное произведение, отождествляет
себя с его героем.
Иногда эмпатию называют
"аффективным подражанием", и она
исследуется в связи со способностью человека
к научению через опыт другого человека.
Эмпатия немаловажно облегчает взаимодействие
людей в тех случаях, когда надо представить
себя на месте другого, учесть его переживания
в данной ситуации. Она, однако, может начать
пагубные последствия если человек настолько
сольется в своих чувствах с другими людьми,
что утратит способность сохранять в то
же час свое личное отношение к происходящему.
На восприятие и
понимание другого человека оказывает
влияние и социальная дистанция
между людьми.
Социальная дистанция
имеет мало что общего с
географической, пространственной
дистанцией: тут понятие дистанции
связано с политическими, экономическими,
культурными и другими различиями
между социальными группами, к
которым принадлежат взаимодействующие
индивиды. Эти различия, специфически
преломляемые в системе социальных
стереотипов и усвоенные взаимодействующими
индивидами, и создают ощущение дистанции.
Чем более негативны стереотипизированные
представления о группе другого, чем менее
критично индивид пользуется этими стереотипами,
тем сильнее это ощущение.
В своей крайней
форме прирост социальной дистанции
приводит к выводу, что представители
прочий группы не люди. В лекциях
по этнопсихологии Б.Ф. Поршнев
однажды утверждал, что в истории
человечества никогда не было
людоедства. И пояснял: съедаемые
существа никогда не воспринимались
как люди; люди, по первобытным
представлениям, - это только члены
собственного племени, собственной
социальной группы.
Увеличение социальной
дистанции затрудняет восприятие
человека как человека, препятствует
формированию конъюнктивных, объединяющих
людей чувств.
Наиболее распространенный
способ поддержания и увеличения
социальной дистанции связан
с навязыванием определенных
социальных стереотипов, а величина
социальной дистанции между людьми
обусловлена в конечном счете социально
- экономическим строем общества. Так как
способность видеть человека в другом
человеке зависит не только от индивидуальных
качеств, но и от социальных обстоятельств.
Психологически в определенных
обстоятельствах существование
некоторой дистанции между людьми
функционально нужно. Она нужна
для сохранения отношений ответственной
взаимозависимости, для исключения
самовольства и панибратства. В
воспоминаниях руководителя подпольного
обкома партии А. Ф. Федорова рассказывается,
как он прибыл в партизанский
отряд, был очень тепло, дружеские
встречен, но, когда пошли "чарка
за чаркой и тост за тостом",
в душе у него зародилось
беспокойство. Возникли ощущение
неправомерности такого положения
и понимания необходимости установить
определенную дистанцию, покончить
с панибратством, чтобы превратить
тот самый отряд в боеспособную,
дисциплинированную часть. "Совсем
не просто в таких вот условиях,
- описывает Федоров, - своевременно
установить черту и меру. Я
не искал подобострастия и
чинопочитания, не мог и не
хотел в первый день кого
бы то ни было обрывать и
от себя отталкивать, но чувствовал
: в какой - то момент надо начать то, что
я про себя называл исключением панибратства".
Федоров прекратил застолье, пригласил
членов обкома в штабную землянку и повел
деловой взыскательный разговор. Так была
установлена необходимая дистанция, правильные
отношения между руководителями и подчиненными.
Однако чрезмерная
дистанция затрудняет понимание
подчиненными поступков руководителя
и создает вероятность возникновения
у них негативных чувств. В
равной мере она затрудняет
понимание руководителем поступков
подчиненных. В процессе стирания
социальных различий дистанция
между людьми становится подвижной,
в значительной степени изменяющейся
в зависимости от ситуации и индивидуальных
качеств участников. Каждый человек "равен
в правах с другими членами общества, вечно
может рассчитывать на справедливое, уважительное
к себе отношение, на заботу государства,
на помощь и поддержку коллектива".
Воспринимая другого
человека, невозможно его не оценивать
Восприятие вечно неразрывно
связано с определенным отношением
к воспринимаемому - положительным
или отрицательным, с эмоциональным переживанием
складывающихся взаимоотношений. Оттенки
переживаний бесконечно разнообразны,
но в принципе все их можно разделить на
две группы: чувства конъюнктивные, т.е.
способствующие сближению людей, облегчающие
сотрудничество, и чувства дизъюнктивные,
разъединяющие людей, затрудняющие совместные
действия.
То, что субъект осознает
как близкое ему, с чем он
соотносит конъюнктивные чувства,
обычно воспринимается в положительном
свете. "Приятное - это соответствующее
"нашему" ( наличному или потенциальному),
неприятное - "чужому".. Выходит, эти
явления не в том смысле "чужие", что
они неприятны, а в том смысле неприятны,
что "чужие".
В обыденной жизни
взаимодействие с другим человеком
строится на более или менее
достоверных предположениях о
его личности. Они возникают путем
синтезирования собственных отрывочных
наблюдений и каких - то сведений, полученных
из других источников. Такой гипотетический
образ, которому приданы человеческие
черты, называется персонификацией. Построение
той или иной конкретной персонификации
основывается на ещё не дифференцированном,
общем отношении к данному человеку как
к "симпатичному" или "антипатичному",
"приятному" или "противному",
"своему" или "чужому".
Проведенное в Соедененные(ых)
Штаты(ах) Америки изучение отношения
к лидерам различных группировок показало:
собственный лидер обычно персонифицируется
как человек честный, искренний, мужественный
и т.д., тогда как лидеру враждебной партии
приписываются прямо противоположные
качества. Один и тот же пропагандистский
материал может быть воспринят по - разному,
может начать совершенно различные реакции
в зависимости от того, как персонифицируется
источник информации. Одно дело, если сообщение
исходит прямо от врага, совершенно другое
- если от беспристрастного наблюдателя
или друга.
2.3. Поскольку человек вступает
в общение вечно как личность,
постольку он воспринимается
и другим человеком - партнером
по общению - также как личность.
На основе внешней стороны
поведения мы как бы " читаем"
другого человека, расшифровываем
важность его внешних данных.
Впечатления, которые возникают
при этом, играют важную регулятивную
роль в процессе общения. Во-первых,
потому, что от меры точности "прочтения"
другого человека зависит успех
организации с ним согласованных
действий.
Представление о другом
человеке тесно связано с уровнем
собственного самосознания. Связь эта
двояка: с одной стороны, богатство представлений
о другом человеке, с прочий стороны, чем
более полно раскрывается прочий человек
(в большем количестве и более глубоких
характеристиках), тем более полным становится
и представление о самом себе. Этот вопрос
в свое час на философском уровне был поставлен
Марксом, когда он писал: "Человек сначала
смотрится, как в зеркало, в другого человека.
Лишь, отнесясь к человеку Павлу как к
себе подобному, человек Петр начинает
относиться к самому себе как к человеку"[8]
.
Б.Ф.Поршнев тоже имел
мнение на тот самый счет: "Петр
познает свою натуру через
Павла только благодаря тому,
что за спиной Павла стоит
общество, большое множество людей,
связанных в целое сложной
системой отношений" [17]. Если применить
это рассуждение к конкретной
ситуации общения, то можно сообщить,
что представление о себе через
представление о другом формируется обязательно
при условии, что тот самый " другой"
дан не абстрактно, а в рамках довольно
широкой социальной деятельности, в которую
включено взаимодействие с ним. Индивид
" соотносит" себя с другим не вообще,
а прежде всего, переломя это соотнесение
в разработке совместных решений. В ходе
познания другого человека одновременно
осуществляется несколько процессов:
и эмоциональная оценка этого другого,
и попытка понять строй его поступков,
и основанная на этом стратегия изменения
его поведения и построения стратегии
своего собственного поведения.
Однако в эти процессы
включены как минимум два человека
и каждый из них является активным субъектом.
Следовательно, сопоставление себя с другим
осуществляется как бы с двух сторон: каждый
из партнеров уподобляет себя другому.
Значит, при строении стратегии взаимодействия
каждому приходится принимать в расчет
не только потребности, мотивы, установки
другого, но и то, как тот самый прочий
понимает мои потребности, мотивы, установки.
Все это приводит к тому, что анализ сознания
себя через другого включает две стороны:
идентификацию и рефлексию.
Термин "идентификация"
буквально означающий отождествление
себя с другим, выражает установленный
эмпирический факт, что одним
из самых простых способов
понимания другого человека является
уподобление себя ему. Это, разумеется,
не один способ, но в реальных
ситуациях взаимодействия люди
часто пользуются таким приемом,
когда предположение о внешнем
состоянии партнера строится
на основе попытки поставить
себе на его место. В этом
плане идентификация выступает
в качестве одного из механизмов
познания и понимания другого
человека. Существует много экспериментальных
исследований процесса идентификации
и выяснения его роли в процессе
общении. В частности, установлена
тесная связь между идентификацией
и другим близким по содержанию
явлением - эмпатией.