Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 17:51, курсовая работа
Современное управление государственным предприятием или коммерческой организацией – это в значительной степени непрерывная череда процессов составления и перемещения документов. Практически все процессы управления предприятием вплотную связаны с теми или иными документами. Документация, будучи тесно связана со всеми формами управленческой деятельности, используется аппаратом управления в качестве способа и средства реализации возложенных на него функций.
Совершенствование информационной деятельности предполагает, прежде всего, ее рационализацию. Рационализация связана с внедрением и функционированием автоматизированных систем управления и направлена не только на упорядочение информации, обрабатываемой средствами электронно-вычислительной техники, и обеспечение информационной совместимости АСУ. Одна из ее важных задач — повышение общего уровня информационного обеспечения систем социально-экономического управления.
Непрерывный рост объемов документации во всем мире, все более широкое применение электронно-вычислительной техники при обработке информации, использование небумажных носителей и другие объективные факторы приводят специалистов к выводу о необходимости поиска новых методов разработки унифицированных форм документов
Таким образом, подготовка исходящих
документов складывается из подготовки
проекта документа, его согласования,
визирования, перепечатки, подписания,
регистрации и отправки. На движение
исходящих документов, прежде всего,
оказывает влияние количество подразделений,
участвующих в составлении
Подготовка и оформление внутренних
документов организуется так же, как
и исходящих. На этапе исполнения
маршруты их движения совпадают с
входящим документопотоком. Например,
докладные записки
1.3. Основные правила составления и оформления документов
Основные правила составления и оформления управленческих документов закреплены в действующих в настоящее время в России общегосударственных нормативно-методических документах – государственных стандартах, которые являются основой для конкретизации правил работы с документами в каждой организации, их уточнения с учетом специфики ее деятельности, технологии документирования, условий работы управленческого аппарата.
На основе законодательных, нормативных и нормативно – методических документов каждое учреждение (организация, фирма) устанавливает свои требования к работе с документами в уставе (положении), регламенте, правилах, инструкциях. В них закрепляются конкретные правила документирования, в том числе:
- права и обязанности
должностных лиц, отдельных
- состав применяемых в
аппарате управленческих
- компетенция руководителя,
его заместителей и
- порядок подписания, согласования и визирования документов, их заверение печатью;
- обязательные требования к оформлению и порядок работы с документами.
Независимо от способа документирования и вида носителя к документам, используемым в управленческой деятельности, предъявляются следующие основные требования:
- обеспечение юридической силы документа;
- создание условий для
оперативного исполнения
возможность оперативного поиска документов (использования их в справочных целях);
- возможность использования
для создания, копирования, обработки
документов средства
Действующие государственные
нормативно – технические документы
предназначены также для
При составлении документа
особое значение имеет оформление всех
его реквизитов. Реквизиты – это
обязательные признаки, установленные
законом или распорядительными
положениями для отдельных
В России современные требования
к оформлению документации зафиксированы
государственным стандартом (ГОСТ Р
6.30-2003 «Унифицированные системы документации.
Система организационно-
Документы изготавливаются на бланках. ГОСТом установлено два основных формата бланков - А4 и А5. Все бланки изготавливаются типографским способом, средствами оперативной полиграфии или с помощью средств вычислительной техники на белой бумаге или бумаге светлых тонов.
Структура унифицированного документа представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Структура унифицированного документа
Заголовочная часть |
Наименование учитываемого объекта (предприятия, организации, работающего) |
Характеристика документа (индекс, код по ОКУД) | |
Наименование документа | |||
Зона для проставления кодов постоянных для документа реквизитов-признаков | |||
Содержательная часть |
Заголовок графы таблицы |
Заголовок графы таблицы | |
Название количественно- |
Значение |
Значение | |
Название количественно- |
Значение |
Значение | |
Примечание | |||
Оформляющая часть |
Дата заполнения документа |
Подпись юридически ответственных лиц за правильность составления документа |
Развитие системы
стандартная форма построения,
- приспособление к
- минимизация показателей,
- исключение дублирования,
- включение всех необходимых
для целей управления
Все унифицированные системы должны
включать в себя эталонные образцы
бланков конкретных документов, состав
и наполнение которых актуализируется
(обновляется) по мере необходимости, а
также нормативные и
1.4. Автоматизация документооборота на предприятии
Современный уровень информатизации общества предопределяет использование новейших технических, технологических, программных средств в различных информационных системах экономических объектов, методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенных для обработки информации и принятия управленческих решений. Создание АИС способствует повышению эффективности производства экономического объекта и обеспечивает качество управления.
Достижение науки и техники, бурное развитие научно - технической революции, воздействующие на всю сферу человеческой деятельности, требуют дальнейшего совершенствования управления, стиля и методов работы, повышения качества и эффективности управленческого труда. В начале 3-го тысячелетия количество электронных документов на предприятии уже будет измеряться миллионами, поэтому системы управления электронными документами и архивами станут одной из важнейших составляющих корпоративной информационной системы. Одним из путей, обеспечивающим высокую эффективность работы аппарата управления является правильная организация работы с управленческими документами.
В связи с большим потоком
документооборота, представляет большой
интерес обработки ведения
Представляется целесообразным сформулировать
требования к современной
Прежде всего, АСУД должна выполнять все задачи документационного обеспечения управления в полном объеме: подготовку документов, их регистрацию, контроль за исполнением, поиск документов, их хранение и справочную работу по массиву документов.
Система должна быть построена на единых методологических принципах, программно-технических и технологических решениях в рамках действующих организационно-правовых условий в виде отечественного законодательства, государственных стандартов, инструкций и требований.
АСУД должна обеспечить полноценное
использование (интегрирование) накопленного
информационного ресурса и
Главным итогом внедрения АСУД должно явиться создание в учреждении эффективного и действенного механизма управления, охватывающего бизнес-процессы - финансово-производственные, технологические, маркетинг, продажи и т.д. В результате этого организация выходит на качественно новый уровень управления и планирования своей деятельности.
Эффективным является эволюционный подход
к автоматизации
К составляющим эффективность при использовании данной системы электронного документооборота можно отнести также следующее:
- во всех подразделениях и
в организации в целом
- организация становится
- система автоматизации
- создаются условия для резкого
ускорения прохождения
- минимизируется трудоемкость
делопроизводственных операций. При
этом, однако, надо иметь в виду,
что необходимость ввода
- качественный выигрыш
Эффективная деятельность современного предприятия и укрепление его конкурентоспособности возможна только при наличии хорошо отлаженного механизма электронного документооборота в организации.
1.5. Общие проблемы управления документооборотом
Практически все процессы управления предприятием вплотную связаны с теми или иными документами. Для эффективного развития бизнеса компании необходимо управление документами на протяжении всего их жизненного цикла — от создания до списания в архив.
В процессе управления документами возникают различные проблемы. Среди общих проблем управления документированной информацией в организациях можно выделить:
- большое количество документов;
- большое количество
- сложные схемы согласования документов;
- территориальнаяраспределенност
- отсутствие информации об
- поиск документов в рамках
организации затруднен из-за
Объем документации, создаваемой в учреждениях как всего мира, так и нашей страны, имеет тенденцию к постоянному и все более ускоряющемуся росту. В связи с научно-техническим прогрессом увеличение объемов управленческой документации происходит пропорционально изменению роста объемов производства продукции и производительности труда. Это первая закономерность документообразования.