Анализ системы управления государственным долгом РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Решение этих задач требует проведения на постоянной основе анализа состояния и изменения объема и структуры государственного внешнего долга Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата осуществляет контроль за состоянием государственного долга Российской Федерации.
В последние годы проблема внешней задолженности приобрела глобальный характер. В целом должниками промышленно развитых стран в настоящее время являются свыше 140 государств мира.

Содержание

Введение…………………………………………………...2
Классификация государственного долга…………………………………….….4
Понятия государственного долга;………………………………….…..4
Сущность и значение государственного долга;…………………….….7
Причины и история возникновения государственного долга РФ;......10
Анализ государственного долга РФ…………………………………………....16
Анализ внешнего долга России;………………………………………..16
Анализ внутреннего долга России;…………………………………….22
Вывод по анализу бюджета России;…………………………………...25
Проблемы и стратегии управления государственным долгом………………..28
Стратегия управления государственным долгом в условиях мирового финансового кризиса; ……………………………………………………………………...28
Способы и методы управления государственным долгом;…….……..32
Проблемы управления государственным долгом в российской финансовой системе;…………………………………………………....37
Влияние государственного долга на развитие экономики современной России;……………………………………………………….…………..38
Заключение…………………………….………………......41
Список литературы…………………….…………….....…43
Приложение…………………………….…………….…....56

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая..docx

— 437.07 Кб (Скачать файл)

На все остальные секторы  экономики приходится чуть менее 300 миллиардов. Задолженность органов  государственного управления в общей  массе занимает относительно небольшую  долю -- всего 30 миллиардов долларов.

22 апреля 2010 года Россия  объявила как и сколько будет  занимать за рубежом. 5,5 миллиарда  долларов разместят двумя траншами: 5-летние еврооблигации объемом  2 миллиарда долларов с доходностью  около 3,5 % и 10-летние еврооблигации  на сумму 3,5 миллиарда с доходностью  5 %.

Спрос на российские ценные бумаги превысил предложение почти в 5 раз, передает НТВ.

Хотелось отметить, что  на внешний долговой рынок Россия выходит впервые с дефолта 98-го года. Но не потому, что не может собственными силами покрыть дефицит бюджета, а потому, что на рынке благоприятная  ситуация -- у инвесторов много денег  и они хотят их выгодно вложить.

Изменение суверенного кредитного рейтинга

Долгосрочный рейтинг Standard & Poor's оценивает способность эмитента своевременно исполнять свои долговые обязательства. Долгосрочные рейтинги варьируются от наивысшей категории -- "ААА" до самой низкой -- "D". Рейтинги в интервале от "АА" до "ССС" могут быть дополнены  знаком "плюс" (+) или "минус" (-), обозначающим промежуточные рейтинговые  категории по отношению к основным категориям.

Краткосрочный рейтинг представляет собой оценку вероятности своевременного погашения обязательств, считающихся  краткосрочными на соответствующих  рынках. Краткосрочные рейтинги также  имеют диапазон -- от "А-1" для  обязательств наивысшего качества до "D" для обязательств самого низкого  качества. Рейтинги внутри категории "А-1" могут содержать знак "плюс" (+) для выделения более надежных обязательств в данной категории.

Рейтинги категорий "ААА", "АА", "А" и "ВВВ" -- рейтинги инвестиционного класса.

Международное рейтинговое  агентство Standard & Poor's понизило долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги Российской Федерации по обязательствам в иностранной валюте: с "ВВВ+/А-2" до "ВВВ/А-3", говорится в сообщении  агентства. Кроме того, был понижен  долгосрочный суверенный кредитный  рейтинг по обязательствам в национальной валюте - с "А-" до "ВВВ+". Вместе с тем краткосрочный рейтинг  по обязательствам в национальной валюте подтвержден на уровне "А-2". Понижена также оценка риска перевода и конвертации валюты для российских несуверенных заемщиков - с "ВВВ+" до "ВВВ". Прогноз по рейтингам - "Негативный".

BBB -- достаточная способность  своевременно и полностью выполнять  свои долговые обязательства,  однако более высокая чувствительность  к воздействию неблагоприятных  перемен в коммерческих, финансовых  и экономических условиях.

Прогноз "Негативный" по суверенным кредитным рейтингам  Российской Федерации отражает вероятность  понижения рейтингов, если банковский кризис и внешнее давление продолжат  оказывать влияние на бюджетные  показатели и если все еще значительный арсенал ликвидных активов суверенного  правительства будет по-прежнему сокращаться в условиях ухудшения  базовых экономических характеристик.

"Понижение рейтинга  обусловлено рисками, связанными  с резким сокращением международных  резервов и инвестиционных потоков,  что привело к росту издержек  и проблемам с привлечением  средств, необходимых для удовлетворения  потребностей во внешнем финансировании", - отмечает кредитный аналитик Standard & Poor's Фрэнклин Гилл.

 

 

2.2. Анализ внутреннего  долга России

Рынок внутреннего долга  не может считаться уникальным явлением в мировой практике – почти  все страны мира выпускают государственные  ценные бумаги. Учреждение российского  рынка внутреннего долга было призвано ликвидировать практику прямого (эмиссионного) кредитования ЦБ РФ. Решалась задача создания значительного по размерам рынка государственных ценных бумаг, который характеризовался бы высокой  ликвидностью и низкими рисками  федеральных облигаций. Развитие российского  рынка внутреннего долга было непосредственно связано с эволюцией  национальной финансовой сферы, действиями денежных властей, как в области  макроэкономической политики, так и  в проведении чисто рыночных преобразований. В результате структура совокупного  денежного предложения стала  менее ликвидной, снизились темпы  инфляции, прочие сегменты национального  рынка интенсивно развивались.  
     Современное состояние внутреннего долга России . 
Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего долга с 3 726,7 млрд. рублей в 2010 году до 8 826,3 млрд. рублей (14,2 % ВВП) в 2013 году.  
    • С ростом объемов государственного долга увеличатся бюджетные ассигнования на его обслуживание (процентные расходы) с 0,6 % ВВП в 2010 году до 0,97 % ВВП в 2013 году, объем процентных расходов в 2013 году будет больше в 2,1 раза, чем в 2010 году.  
    • Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного внутреннего долга в 2013 году по сравнению с 2010 годом увеличатся в 2,5 раза.  
     Согласно законопроекту в 2011 - 2013 годах в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета предусматривается осуществлять значительные заимствования на внутреннем финансовом рынке.  
     Всего за 2011-2013 годы предусматривается общее привлечение средств от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в валюте Российской Федерации, в объеме (сальдо) 4 330,5 млрд. рублей.  
    Государственный долг Российской Федерации при этом увеличится с 11,8 % ВВП в 2010 году до 18 % ВВП в 2013 году.  
     Анализ динамики показывает, что государственный долг увеличится за 2011 - 2013 годы в 2,1 раза. Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего долга. Он увеличится в 2,4 раза в 2013 году по сравнению с 2010 годом, или с 8,3 % ВВП в 2010 году до 14,2 % ВВП в 2013 году.  
    Доля государственного внутреннего долга в совокупном объеме государственного долга в 2013 году составит 79,0 %.

Верхний предел государственного внутреннего  долга Российской Федерации (далее - внутренний долг) по состоянию на 1 января 2012 года установлен законопроектом в размере 5 148,4 млрд. рублей, что на 38,1 % выше, чем на 1 января 2011 года.

В 2013 году внутренний государственный  долг увеличится в 2,4 раза по сравнению  с 2010 годом.

Динамика объема и структуры  внутреннего госдолга представлена в следующей таблице.

 

На 1 января 2010 года

На 1 января 2011 года

На 1 января 2012 года

На 1 января 2013 года

На 1 января 2014 года

2013 г. к 2010 г., %

отчет

Закон № 308-ФЗ (с изм.)

проект

проект

проект

 

млрд. рублей

структура, %

млрд. рублей

структура, %

млрд. рублей

структура, %

млрд. рублей

структура, %

млрд. рублей

структура, %

 

Государственный внутренний долг,

всего

2 094,7

100

3 726,7

100

5 148,4

100

6 976,4

100

8 826,3

100

236,8

в том числе:

государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО)

1 837,1

87,7

2 933,0

78,7

4 076,7

79,2

5 621,1

80,6

7 147,5

81,0

243,7

государственные гарантии

251,4

12

787,1

21,1

1 064,8

20,7

1 355,3

19,4

1 678,8

19,0

213,3

прочая задолженность

6,2

0,3

6,6

0,2

6,9

0,1

0,0

0

0,0

0

 

 

Наиболее значимый вклад  в увеличение государственного внутреннего  долга вносят государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых  указана в валюте Российской Федерации (ОФЗ/ГСО). Доля ценных бумаг в общем  объеме государственного внутреннего  долга Российской Федерации будет  повышаться с 78,7 % на начало 2011 года до 81 % на начало 2014 года.

Объем внутреннего долга, выраженного в государственных  ценных бумагах, согласно законопроекту, в 2011 году составит 4 076,7 млрд. рублей, или  больше на 39%, чем в 2010 году. За 2011 -2013 годы указанный долг увеличится в 2,4 раза и к концу 2013 года составит 7 147,5 млрд. рублей, или 81 % объема внутреннего  долга.

В соответствии с Основными  направлениями долговой политики Российской Федерации на 2011 -2013 годы помимо эмиссии  ОФЗ и ГСО предполагается осуществить  выпуск еврооблигаций в рублях, первое размещение их возможно в 2010 году. Предполагается, что выпуск таких бумаг позволит привлечь новых инвесторов и содействовать  укреплению позиции рубля, как одной  из расчетных валют.

На внутреннем рынке государственных  ценных бумаг преобладают инструменты  со сроком погашения 3-5 лет, максимум 10 лет, выпуск более долгосрочных инструментов предполагает необходимость выплат премий инвесторам за риск, что будет  способствовать удорожанию обслуживания таких бумаг.

В 2011 - 2013 годах предусматривается  значительный рост государственного внутреннего  долга по государственным гарантиям  Российской Федерации. Законопроектом (пункт 3 статьи 15) установлены верхние  пределы государственного внутреннего  долга Российской Федерации по государственным  гарантиям Российской Федерации: на 1 января 2012 года - 1 064,8 млрд. рублей, на 1 января 2013 года -1 355,3 млрд. рублей, на 1 января 2014 года -1 678,8 млрд. рублей.

К концу 2013 года долг по гарантиям  составит 19 % объема государственного внутреннего долга Российской Федерации, или 2,7 % ВВП.

 

 

2.3. Вывод по анализу бюджета России

При формировании проекта федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов приняты меры, направленные на реализацию задач, поставленных в Бюджетном послании.

Правительством Российской Федерации  принимаются определенные меры, направленные на обеспечение макроэкономической стабильности, последовательное снижение дефицита бюджетной системы страны, предсказуемые параметры инфляции.

Правительством Российской Федерации  утвержден порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных  программ Российской Федерации, приняты  нормативные правовые акты в целях  реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в  отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

В рамках разработки и внедрения  инструментов поддержки инноваций  приняты федеральные законы от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном  центре «Сколково» и от 28 сентября 2010 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в  отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи  с принятием федерального закона «Об инновационном центре «Сколково».

Расходы федерального бюджета сформированы в целом в соответствии с основными  приоритетами бюджетных расходов, определенными  в Бюджетном послании.

Вместе с тем при формировании проекта федерального бюджета не обеспечено в полной мере выполнение отдельных положений Бюджетного послания (по данным на 1 октября 2010 года).

Не введены правила оценки объема действующих расходных обязательств и порядок принятия решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств, не предусмотрена  ответственность за достоверность  их финансово-экономических обоснований.

Не внесены изменения в Бюджетный  кодекс Российской Федерации в целях  создания правовой базы для перехода к формированию бюджетов на основе программно-целевого принципа.

Не разработана программа долгосрочного  развития пенсионной системы Российской Федерации.

Не созданы правовые основы формирования и устойчивого финансового обеспечения  содержания и развития системы дорожных фондов.

Меры по мобилизации дополнительных бюджетных доходов недостаточны для ощутимого снижения дефицита бюджетной системы.

Не разработаны методика кадастровой  оценки недвижимости, методика проверки результатов кадастровой оценки недвижимости, порядок проведения работ  по кадастровой оценке объектов недвижимости и информационному наполнению государственного кадастра недвижимости; не внесены  изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части  включения главы, регулирующей налогообложение  недвижимости.

Анализ материалов по распределению  расходов федерального бюджета на 2011-2013 годы по государственным программам показывает, что программная часть  расходов федерального бюджета составляет в 2011 году - 84,8 %, в 2012 году - 81,1%, в 2013 году-75,8%  общего объема расходов федерального бюджета, непрограммная часть - 2,9%, 2,5%, 2,3 % соответственно, при этом суммарный объем программной и непрограммной части соответствует ведомственной структуре расходов федерального бюджета, приведенной в приложениях 8 и 11 к законопроекту (открытая часть). По остальной части расходов федерального бюджета на 2011-2013 годы (12,3%, 16,4%, 21,9 % соответственно) распределение по государственным программам не представлено.

Программная часть сгруппирована  по пяти направлениям: новое качество жизни (51,7% общей   суммы расходов по   государственным программам в   2011 году);

Информация о работе Анализ системы управления государственным долгом РФ