Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 17:49, диссертация
Цель данной магистерской работы — выявить основные проблемы развития и кредитование субъектов малого и среднего бизнеса в Казахстане, показать пути их решения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить методологические основы формирования, развития и кредитования малого и среднего бизнеса.
Проанализировать современное состояние и кредитование субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
Рассмотреть зарубежный опыт развития и кредитования малых и средних предприятий и тенденции развития субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
Обосновать необходимость совершенствования экономического механизма, форм поддержки, в том числе и кредитования, и методов регулирования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
Раскрыть пути совершенствования механизма развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан.
Введение 6
1 Методологические основы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса 11
1.1 Роль малого и среднего бизнеса в экономике государства 11
1.2 Формы организации малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 20
1.3 Малое предпринимательство как формирующийся рынок приложения кредитных ресурсов коммерческого банка 28
2. Оценка современного состояния кредитования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 32
2.1 Анализ современного состояния и кредитования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 32
2.2 Анализ состояния и роли малого предпринимательства в Костанайской области 48
2.3 Характеристика возможностей кредитования коммерческими банками Республики Казахстан на примере организационно-экономической деятельности МП «Плюсинвест» 58
2.4 Зарубежный опыт развития и кредитования малых и средних предприятий 87
3. Совершенствование системы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 97
3.1 Формирование государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства 97
3.2 Развитие финансово-кредитной инфраструктуры государства для поддержки малого и среднего предпринимательства 108
3.3 Пути решения основных проблем при кредитовании субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 115
Заключение 137
Список использованных источников 140
Большинство руководителей опрошенных предприятий в целом по связи (61%) оценили экономическую ситуацию своего предприятия на момент обследования как «удовлетворительную», 26% - как «хорошую» и 7% - как «плохую». При этом 32% руководителей отметили в I квартале 2010г. по сравнению с IV кварталом 2009г. улучшение экономической ситуации на своих предприятиях, 59% сообщили о неизменности и 5% - об её ухудшении (в IV квартале 2009г. об этом сообщали соответственно 31%, 63% и 4%).
В 2010г. доминирующее положение среди факторов, ограничивающих деятельность опрошенных предприятий связи, продолжает занимать фактор "рыночная конкуренция со стороны отечественных предприятий" (54% от общего числа ответивших).
Деятельность 38% предприятий ограничивал "недостаток собственных финансовых средств", а 21% - "недостаток рынка предоставляемых услуг", 22% - "недостаток необходимого оборудования", 16% - "неплатежеспособность потребителей", 12% - "изношенность основного оборудования".
На деятельность 19% предприятий, по оценкам их руководителей, не оказывают воздействия никакие ограничивающие факторы.
Результаты обследования свидетельствуют о том, что в 2010г. существенных изменений основных показателей финансово-хозяйственной деятельности опрошенных торговых предприятий торговли не произошло.
В частности отмечалось незначительное увеличение доли организаций, у которых наблюдался рост объемов товарооборота по сравнению с IV кварталом 2009г.;
Рисунок 9 - Факторы, препятствующие нормальной работе предприятий торговли в 1 квартале 2010 г.
В марте 2010г. по сравнению с предыдущим месяцем индекс предпринимательской уверенности на предприятиях оптовой торговли остался на уровне предыдущего месяца и составил (+16)%, в розничной торговле снизился с (+14)% до (+13)%, а в сфере торгового посредничества - с (+12)% до (+7)%.
Индекс предпринимательской уверенности, характеризующий деловую активность предприятий торговли в марте 2010г. по сравнению с февралем 2010г. уменьшился на 1 процентный пункт и составил (+14)%.
Общая экономическая ситуация на предприятиях торговли в I квартале 2010г. оставалась стабильной. В частности, доля предприятий торговли, экономическое положение которых охарактеризовано их руководителями как "хорошее" и "удовлетворительное", в текущем квартале уменьшилась по сравнению с предыдущим кварталом с 93% до 91%.
В 2010г., по оценкам руководителей обследованных предприятий, среди факторов, препятствующих нормальной работе, лидируют такие как "возросшая конкуренция на рынке" и "недостаток собственных финансовых ресурсов". В то же время 28% респондентов отметили отсутствие ограничений для нормальной работы (рисунок 9).
Оценки руководителей опрошенных предприятий, оказывающих компьютерные услуги и услуги, связанные с ними, в 2010г. свидетельствуют о незначительных изменениях показателей их предпринимательской деятельности. В частности:
Как показали результаты обследования, большинство предприятий, оказывающих компьютерные услуги и услуги, связанные с ними проводили маркетинговые исследования в области компьютерных услуг:
Результаты обследования свидетельствуют, что вложения инвестиций в основной капитал (повышение квалификации персонала) в I квартале 2010г. не изменились по сравнению с IV кварталом 2009г. В то же время наблюдается увеличение баланса изменения оценок инвестиций в оборудование (на 2 процентных пункта).
Доминирующим фактором, ограничивающим инвестиции в I квартале 2010г., по оценкам 35% руководителей опрошенных предприятий, явился "недостаток прибыли". Немаловажную роль в ограничении инвестиции сыграл такой фактор как "высокий процент коммерческого кредита" (об этом сообщили 15% респондентов). Другими факторами, ограничивающими инвестиции в I квартале 2010г., явились «низкий уровень квалифицированного персонал» (5%), «технические факторы» (6%) и другие факторы (10%).
При этом все руководители опрошенных предприятий в I квартале 2010г. предпринимали следующие меры для повышения конкурентоспособности оказываемых услуг:
Рисунок 10 - Факторы, ограничивающие рост объёма компьютерных услуг
Для 48% респондентов доминирующим фактором, усиливающим конкуренцию в 2010г. оставалось «проникновение на рынки сбыта новых предприятий».
Для 19%, 22% и 20% предприятий такими факторами явились: соответственно "возможность предприятий-конкурентов свободно рекламировать свои услуги", "сдерживание иен казахстанскими конкурентами" и "снижение себестоимости услуг вследствие появления новых технологий" (рисунок 8).
Положение с занятостью на обследованных предприятиях в 2010г. продолжало оставаться достаточно стабильным. Почти у 81% предприятий численность занятых не изменилась. На тех предприятиях, где произошли изменения, баланс оценок показателя 2010г. составил (+2)%, что выше данного показателя в IV квартале 2009г. на 2 процентных пункта.
Таким образом, можно выделить ряд факторов, негативно влияющих на развитие малого предпринимательства.
Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства, является отсутствие у большей части субъектов достаточных финансовых ресурсов для обеспечения собственных инвестиционных и оборотных потребностей. Банки в силу низкой залогоспособности малого предпринимательства вынуждены переносить стоимость риска на кредиты путем увеличения процентной ставки по займам.
В то же время недостаточный уровень фондовооруженности предприятий малого бизнеса не способствует повышению экономической эффективности сектора малого предпринимательства из-за его низкой производительности труда и сдерживает кредитование малого предпринимательства под залог основных средств.
По этой причине на протяжении ряда лет торгово-посредническая деятельность для предпринимателей остается единственно доступным методом накопления собственных финансовых средств. Доход субъектов малого предпринимательства от реализации товаров, услуг в сфере торговли составляет более 60% от общего объема полученного ими дохода.
Другим фактором, негативно влияющим на развитие малого предпринимательства, является несовершенство существующих или отсутствие четких норм в законодательстве страны, регулирующих деятельность малого предпринимательства, что приводит к увеличению административных барьеров. Недостаточная скоординированность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства привела к тому, что при входе на рынок предприниматель несет большие издержки, обусловленные необходимостью налаживания и поддержки отношений со всеми контрагентами во внешней и внутренней среде. Во внешней - это взаимоотношения с государственными органами, финансово-кредитными организациями, поставщиками, потребителями и конкурентами; во внутренней - выбор вида деятельности и организационно-правовой формы; формирование уставного капитала в необходимом размере; подбор кадров и управление персоналом; поиск команды партнеров и знание рынка.
Во многих регионах продолжают оставаться нерешенными проблемы квалификации предпринимателей и их обучения. Наблюдается острый дефицит квалифицированных кадров для малого бизнеса в области инженерно-технических и рабочих специальностей. В этой связи наиболее актуальным представляется необходимость углубления экономических, правовых и институционально-структурных реформ путем систематизации работы по поддержке малого предпринимательства на основе опыта предыдущих лет.
В целях дальнейшего развития малого предпринимательства Главой государства определены основные направления поддержки малого бизнеса на ближайшую перспективу, в том числе формирование предпринимательского климата, конкурентной среды, системы общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор к созданию производств с высокой добавленной стоимостью. [2] Правительство проводит углубленную политику по реформе финансового сектора и комплексному развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: расширение сети центров малого бизнеса, бизнес-инкубаторов, консалтинговых, лизинговых и других фирм, создание банков данных специализирующихся на обслуживании малых предприятий.
Также предусматриваются меры по кооперации малого предпринимательства с крупными предприятиями, а также осуществление сегментации крупных малоэффективных производств и создания на их базе малых предприятий.
В целях привлечения предпринимателей в процесс подготовки законодательных и нормативных актов при центральных исполнительных органах созданы Экспертные советы по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, в состав которых вошли представители общественных объединений предпринимателей.
В целом в настоящее время упрощен порядок регистрации субъектов малого предпринимательства - введены типовые уставы, размер регистрационного сбора уменьшен в 4 раза, упрощена процедура сертификации продукции для субъектов малого предпринимательства, введены льготы по регистрации недвижимости и права на землю, сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных органов и платных услуг, осуществляемых ими, проводятся тендеры по передаче субъектам малого предпринимательства, занимающимся производственной деятельностью, неиспользуемых площадей и земель, а также объектов незавершенного строительства, введена система упрощенного бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.
В Казахстане произведен независимый мониторинг, в результате которого в законодательной базе Казахстана, касающейся малого и среднего бизнеса, выявлено 156 административных барьеров, 60 из которых непреодолимы.
Среди 150 административных барьеров - привлечение иностранной рабочей силы, таможенные процедуры для субъектов малого бизнеса, правила по введению в эксплуатацию объектов недвижимости. В свое время не следовало расширять полномочия контрольно-надзорных органов, которых на сегодня в Казахстане насчитывается 57 (особо активных - более 3-х десятков). Каждый административный барьер для субъекта предпринимательства, не обладающего широкими связями и специальной юридической службой, является коррупционной схемой. На сегодняшний день HДС для казахстанских предприятий составляет 14%, тогда, как в США - всего 5%.
2.2 Анализ состояния и роли малого предпринимательства и возможностей кредитования в Костанайской области
Отраслевая структура малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2010 г. характеризуется, как и во всей РК, значительной долей числа и оборота малых предприятий оптовой и розничной торговли, строительства, добывающих и обрабатывающих производств. Существенное отличие малого бизнеса Республики Казахстан от международного состоит в двух обстоятельствах: в значительно меньшем удельном весе предприятий реального сектора и, напротив, в большем удельном весе индивидуального предпринимательства, а поскольку последнее тяготеет преимущественно к торговле, это в сумме создает неблагоприятную для реального сектора структуру всего малого предпринимательства в регионе, что находит отражение в показателях занятости. На Республику Казахстан приходится 1,8% всех занятых на малых предприятиях в Костанайской области 1,4% от числа занятых на малых предприятиях промышленности Казахстанской Государства. При работе над данным параграфом объектом анализа выступили секторы МП ряда регионов Костанайской области –г.Костанай, г.Рудный, г.Аркалык, г.Житикара, г.Лисаковск и отдельные районы.
Рисунок 11 - Анализ всех занятых на малых предприятиях Костанайской области за 2010 г.
Данные регионы объединяют развитые промышленный и научный секторы, кроме этого каждый из них обладает большим научным потенциалом, что, безусловно, необходимо учесть в рамках настоящего исследования. К тому же темпы и масштабы развития МП в данных регионах примерно одинаковы.
Хозяйство Республики Казахстан носит индустриальный характер, промышленность занимает преобладающее место в валовом региональном продукте региона, что обеспечивает ее решающее влияние на экономическое и социальное развитие региона.
Таблица 7 - Индексы промышленного производства регионов РК (по результатам ретроспективного пересчета), в процентах к предыдущему году
Регион |
Период | ||||||
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
РК |
110,5 |
104,6 |
102,6 |
107,7 |
106,0 |
н.д. |
н.д. |
Г.Костанай |
107,1 |
106 |
99,1 |
105 |
106,1 |
104,8 |
108,1 |
Г.Рудный |
116,5 |
111 |
99,1 |
108,2 |
103,7 |
106,2 |
108 |
Г.Житикара |
91,9 |
106,4 |
98,7 |
107,6 |
103,1 |
100,3 |
101,5 |
Г.Лисаковск |
92,6 |
98 |
104,3 |
106,4 |
101,6 |
103,3 |
108,9 |
Костанайская область |
111 |
109,9 |
98 |
105,7 |
108,9 |
97,3 |
105 |