Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 12:05, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является изучение ипотечного кредитования, выявление наиболее значительных проблем в функционировании ипотечного кредитования в Российской Федерации и рассмотрение возможных путей их решения.
Введение
3
Глава I. Теоретические основы системы ипотечного жилищного кредитования в России
1.1 Понятие и особенности ипотечного кредита. Механизм ипотечного кредитования.
5
1.2 Структура ипотечного рынка. Характеристика основных схем ипотечного кредитования.
8
1.3 Характеристика жилищной проблемы в России и основные направления её решения
15
1.4 Современное состояние правовой и организационной базы для развития системы ипотечного жилищного кредитования в России
21
1.5 Риски и страховая защита в ипотечном жилищном кредитовании
23
1.6 Зарубежный опыт развитие системы ипотечного жилищного кредитования и его использование в России
27
Глава II. Анализ развития системы ипотечного жилищного кредитования
2.1 Анализ системы ипотечного жилищного кредитования в России
34
2.2 Становление ипотечных строительных отношений в регионах России
38
2.3 Развитие системы ипотечного жилищного кредитования и решение жилищной проблемы в Нижегородской области
41
2.4 Жилищное строительство и развитие ипотечного кредитования в Нижнем Новгороде
48
2.5 Анализ потребности в жилье и платежеспособного спроса населения
52
Глава 3. Перспективы развития системы ипотечного жилищного кредитования в России
3.1 Проблемы развития системы ипотечного жилищного кредитования в России
58
3.2 Моделирование спроса на ипотечные жилищного кредитования в Российской Федерации
62
3.3 Прогнозные оценки спроса и предложения на жильё и ипотечные кредиты. Прогнозные сценарии развития рынка жилья
68
3.4 Перспективы и возможные сценарии развития системы ипотечного жилищного кредитования в Нижегородской области
76
Заключение
82
Список использованных источников
85
Приложение
86
Создание на местном уровне региональных и местных фондов развития жилищного строительства с объединением нескольких источников финансирования (различных бюджетов и внебюджетных источников), возможность иметь крупные финансовые средства под гарантии администрации (эмиссия ценных бумаг и различные кредиты), огромная заинтересованность местных властей в решении жилищных задач—все это сегодня один из самых перспективных вариантов долгосрочного кредитования в России.
В Нижегородской области, как и в России в целом, жилищный вопрос стоит очень остро. Правительством области ежегодно разрабатывается программа жилищной политики на предстоящий год. Органы самоуправления в рамках программы составляют списки граждан, имеющих право на льготное кредитование. Гражданам выдаются свидетельства на право получения льготных жилищных кредитов, с которыми они могут обратиться в Нижегородский банк Сбербанка России. Компенсация процентной ставки осуществляется в следующих долях: 40% - за счет областного бюджета; 60% - за счет бюджета органа местного самоуправления. Процентная ставка за пользование кредитом для заемщиков устанавливается в размере 8% годовых в рублях и остается неизменной в течение всего кредитного периода - до 10 лет. При этом в качестве ограничителя размера кредита выступает платежеспособность заемщика. Обеспечением кредита является залог приобретаемого жилья.
Особого внимания заслуживает
модель ипотечного кредитования, применяемая
в г.Саров Нижегородской
Руководителем авторского
коллектива городской программы г.
Саров является В.И.Лимаренко. Основой
саровской ипотеки стал специально созданный
фонд социального развития (ФСР). Строительство
и приобретение жилья осуществляется
Фондом социального развития г. Саров
за счет собственных средств Фонда, а также
за счет кредита, предоставленного кредитными
организациями, их филиалами или обособленными
подразделениями, участвующими в Программе
кредитования строительства и приобретения
жилья. Банкам, предоставившим кредит
Фонду для финансирования строительства
и приобретения жилья с целью продажи
его в кредит жителям г. Саров. Итак, финансирование
программы «Жилье в кредит» складывается
из 3 источников: пожертвования предприятий,
имеющих налоговые льготы; кредиты, предоставляемые
Фонду кредитными учреждениями, к чему
их стимулируют налоговые послабления;
средства жителей, когда часть жилья уже
построена и продается новоселам. Следует
заметить, что город Саров имеет статус
закрытого административно-
Органы местного самоуправления г. Сарова сумели разумно распорядиться преимуществами, заложенными в статусе ЗАТО. В результате в городе родилась и стала эффективно действующей программа «Жилье в кредит», в которой предусматривается кредитование строительства и приобретения жилья посредством превращения ЗАТО в инвестиционную зону, т.е. за счет предоставления комплекса льгот по налогообложению как гражданам, так и различного рода юридическим лицам.
Именно за счет предоставления налоговых послаблений, решение в отношении которых принято на местном уровне, удалось сформировать начальный капитал ипотечной программы «Жилье в кредит». Программа рассчитана в основном на граждан со средними доходами. Названную категорию покупателей жилья, не следует ассоциировать со средним классом, т. е. с тончайшим слоем достаточно обеспеченных людей. На них (граждан с доходами не менее чем в одну тысячу долларов США), в частности, ориентирована Московская ипотечная программа, поскольку в ней выбор остановлен на американской модели ипотечного кредитования и акцент сделан на привлечении иностранных (валютных) инвестиций. Только эти два фактора, не говоря уже о других, изначально делают столичную ипотеку уделом исключительно избранных.
За основу структуры финансирования ипотечного жилищного кредитования была взята безналоговая модель, в реализации которой задействованы одновременно два механизма: 1) механизм финансирования «продажа в рассрочку»; 2) механизм финансирования через фонд.
В Сарове реализована чисто российская модель ипотечного кредитования. Она не только опирается на отечественное налоговое и гражданское законодательство, но еще носит выраженный социальный характер с мягкими очертаниями, что в наших суровых условиях очень немаловажно18.
Финансовое
обеспечение строительства
Для обеспечения строительства жилья определены следующие источники финансирования:
• средства бюджета;
• средства Фонда социального развития;
• средства банков;
• средства самого будущего владельца квартиры.
Многие элементы проверенной в Сарове программы есть и в других регионах, в частности, в Оренбургской, Самарской, Белгородской, Ростовской областях, в Башкортостане. Хотя они и отличаются от классической ипотеки, тем не менее, в определенной мере являются приемлемыми в конкретных региональных условиях, и, что самое главное, все они используются на рублевых, т.е. отечественных кредитных инструментах.
В 1999 г. администрация Нижнего
Кроме программ ипотечного кредитования
в Нижегородской области
Для переселения граждан из аварийного
и ветхого жилищного фонда
в области разработана и
Другим важным направлением работы
Правительства Нижегородской
В 2003 году в области продолжена работа по реализации постановления Администрации области от 28.02.98г. № 47 «О льготном жилищном кредитовании граждан». За время действия программы предоставлено около 7 тысяч льготных кредитов, привлечено 308 млн. рублей внебюджетных ресурсов, с помощью которых построено более 366 тыс. кв. метров общей площади индивидуального жилья.
В области создан региональный оператор программы для обеспечения взаимодействия с федеральным агентством ипотечного жилищного кредитования (АИЖК) по выдаче гражданам ипотечных кредитов.
В текущем году
реализовывалась программа «
В области в 2003 году была продолжена реализация федеральных целевых программ обеспечения жильем таких категорий граждан, как военнослужащие, уволенные в запас или отставку (предоставлено 146 государственных жилищных сертификатов), участники ликвидации государственных жилищных сертификатов), участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф (предоставлено 5 безвозмездных жилищных субсидий), переселенцы из районов Крайнего Севера и приравненные к ним местностей, бывшим воинам афганцам предоставлены 9 безвозмездных жилищных субсидий.
В сфере градостроительной политики продолжалась разработка градостроительной документации городов и поселений Нижегородской области. В 2004 году закончена разработка генеральных планов г. Бор, Арзамас, Павлове, и Володарск, которые в настоящее время готовятся к утверждению. Продолжается разработка генерального плана г.Дзержинска.
При проведении инспекционных проверок в 2004г. Государственной жилищной инспекцией обследовано 11.1 млн. кв. метров жилищного фонда, или 6421 жилой дом всех форм собственности. В результате обследования выявлено 45673 нарушения в жилищной сфере, из которых 51.1% - нарушения технического содержания, жилищного фонда; 47.0% - нарушений по качеству предоставления населению коммунальных услуг; 1.9% - нарушение правил пользования жилыми помещениями. В результате применения административного воздействия в 2004г. устранено 92.6% нарушений, в то время как за соответствующий период 2003г. этот показатель составлял лишь 84%.
По итогам работы жилищной инспекции в 2004г. за правонарушения в жилищной сфере было привлечено к административной ответственности: 1133 юридических, лип, 633 должностных лиц; 660 граждан, Инспекцией в 2004г. вынесено 1998 постановлений на сумму свыше 9.2 млн. руб., исполнение которых, производится через службу судебных приставов и по инкассовым поручениям.
В течение 2004 года было выделено 9981,3 тыс. рублей, на которые приобретены 51 квартиры для 55 детей - сирот. Жилье получили дети-сироты, проживающие в Ардатовском, Арзамасском, Балахнинском, Борском, Бутурлинском, Вадском, Вачском, Выксунском, Городецком, Ковернинском, Сергачском ,Шахунском, Княгининском, Краснобаковском, Кулебакском, Лукояновском, Павловском, Пильнинском, Уренском, Чкаловском районов, г.Арзамасе и Дзержинске.
Всего за период реализации Указа Губернатора от 22.10.2001 №63 «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа за счет средств областного бюджета» было приобретено 102 квартиры для 108 детей-сирот.
В первую очередь выделялись квартиры тем детям-сиротам, которые стоят на учете с 1997-2000 г. Данные представлены в таблице 5.
Таблица 4
Количество детей-сирот, поставленных в очередь на приобретение жилья
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
итого |
1 |
9 |
31 |
37 |
49 |
82 |
58 |
267 |
Место Нижегородской
области в Приволжском
Нижегородская область занимает 3-е место в ПФО как по объему введенного жилищного строительства, так и по темпам роста, опережая такие регионы, как Самарская, Пермская, Саратовская, Оренбургская области.
В результате положительной динамики в жилищном строительстве Нижегородская область переместилась по объему введенного жилья среди регионов РФ с 23-го места в 2002 году на 12-е место в I полугодии 2004 года, по темпам ввода жилья — с 63-го места на 13-е соответственно.
За три года в Нижегородской области построено около 1600 тыс. кв. метров жилья, в том числе более 700 тыс. кв. метров индивидуального жилья. На территории области реализуется ряд программ, направленных на улучшение жилищных условий. С 2001 года за счет средств областного бюджета предоставляются жилищные субсидии ветеранам боевых действий: за три года выдано 53 субсидии на приобретение жилья. С 2003 года в области действует программа ипотечного кредитования населения, на реализацию которой из областного бюджета направлено более 16 млн. рублей. Из областного бюджета за 3 года профинансировано строительство объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры на сумму 217 млн. рублей, план 2004 года составляет 141,6 млн. рублей.
Государственное предприятие Нижегородской области "Нижегородский ипотечный корпоративный альянс" ("НИКА") был учрежден в 2004 году Правительством Нижегородской области в лице Министерства имущественных отношений с целью реализации областной программы ипотечного жилищного кредитования. В обязанности ГП "НИКА" входит проверка законности и правомерности выдачи кредитов, оформления кредитных договоров и сделок купли - продажи, регистрации сделок в учреждении юстиции. Предприятие так же разрабатывает все организационные мероприятия, ведет информационную поддержку ипотеки. Назначение предприятия - координировать взаимодействие всех участников областной системы ипотечного жилищного кредитования - банков, страховых компаний, оценщиков, риэлтеров, застройщиков, нотариусов и других с целью создания в области реально работающих схем ипотечного кредитования.
НИКА является уполномоченной структурой Агентства по ипотечному жилищному кредитованию по реализации федеральных ипотечных программ в Нижегородской области реально работающих схем ипотечного кредитования.
Предприятие выступает гарантом обязательств заемщика при приобретении жилья в кредит и посредниками между ним и банком. Банк выдает кредит. При этом жилье становится предметом залога. Долговое обязательство заемщика оформляется в виде ценной бумаги, которая называется закладной. НИКА выкупает у банка закладную, сразу расплачиваясь за нее деньгами. Формируется пакет из нескольких закладных и направляется Федеральному агентству.
Предприятие является региональным оператором, который в настоящий момент работает в Нижнем Новгороде. В ближайшем будущем ГП НИКА будет реализовывать областную ипотечную программу в городах Бор, Выкса, Дзержинск, Кстово.
Основные условия кредитования.
Кредит предоставляется в
Кредит предоставляется для приобретения отдельной квартиры в многоквартирном доме или отдельно стоящего жилого дома, которые расположены на территории Нижегородской области. Для обеспечения кредита в залог берется квартира, приобретаемая на кредитные средства.
Информация о работе Перспективы развития системы ипотечного жилищного кредитования в России