Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 15:17, дипломная работа
Целью данной дипломной работы стало изучение современного состояния и определение перспектив развития автокредитования в рамках конкретного банка и кредитной системы в целом.
В соответствии с целью в работе определены следующие задачи:
– рассмотреть современное состояние автокредитование в системе потребительского кредитования;
– изучить практику предоставления автокредитов;
– проанализировать методики оценки кредитоспособности заемщика;
– сформулировать основные мероприятия по снижению кредитного риска по автокредитам в условиях кризиса;
– обобщить проблемы развития автокредитования в России, охарактеризовать основные факторы, сдерживающие развитие данного сектора;
– разработать механизмы совершенствования кредитного процесса и методов продвижения автокредитов;
– определить перспективы развития автокредитования в России.
Введение 3
Глава 1. Содержание и принципы кредитования физических лиц 6
1.1. Сущность кредита, его функции и принципы 6
1.2. Становление и развитие видов автокредитования 10
1.3. Современные формы и методы оценки кредитоспособности физических лиц 14
1.4. Оценка современного состояния банковского кредитования в России 21
Глава 2. Анализ организации автокредитования на примере Вернадского отделения ОАО «Сбербанк России г.Москвы 25
2.1. Краткая характеристика Вернадского отделения ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» и анализ финансовых показателей деятельности 25
2.2. Анализ действующей процедуры выдачи автокредитов в Вернадском отделении ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» и методов обеспечения возвратности кредита 35
2.3. Оценка эффективности применяемых в банке методик определения кредитоспособности физических лиц 46
Глава 3. Пути совершенствования автокредитования в Вернадском отделении ОАО «Сбербанк России г.Москвы 52
3.1. Определение задач и разработка общих положений проекта совершенствования автокредитования физических лиц и анализа финансового положения заемщика-физического лица 52
3.2. Разработка конкретных проектных решений по совершенствованию автокредитования в банке 56
3.3. Оценка эффективности проектных решений по совершенствованию автокредитования в банке 72
Заключение 81
Список литературы 90
Подводя итоги анализа системы автокредитования в Вернадском отделении ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» сформулированы основные направления ее совершенствования. Для построения эффективной системы розничных продаж автокредитов Вернадскому отделению ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» необходимо учитывать следующие ключевые моменты:
В качестве практических рекомендаций по совершенствованию системы автокредитования в Вернадском отделении ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» предлагаются следующие решения:
1. Разработка новых конкурентных продуктов автокредитования.
Учитывая существующие в Вернадском отделении ОАО «Сбербанк России» недостатки процесса разработки кредитных программ автокредитования, а именно:
разработаны проектные
решения по совершенствованию процесса
разработки продуктов автокредитования
с целью максимального
Для успешной разработки
новых конкурентных продуктов в
целях повышения
Важно отметить,
что при разработке кредитных
продуктов необходимо учитывать
как потребности в них
Вернадскому отделению ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» предлагается расширить кредитные программы автокредитования путем включения в них более широких возможностей кредитования и дополнительных категорий транспортных средств, востребованных в Москве:
В соответствии с указанными выше требованиями должны быть разработаны базовые условия:
Таким образом, у каждой группы заемщиков автокредитов Вернадского отделения ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» предполагается выявить сравнительно однородные потребности в продукте и в соответствии с этим сориентировать кредитную политику банка. С целью обеспечения максимальной конкурентоспособности продвигаемых продуктов должны разрабатываться специальные условия реализации - перечень индивидуальных изменяемых параметров кредитного продукта (ставка, комиссии), которые могут быть изменены уполномоченным лицом Вернадского отделения ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» по розничному бизнесу для обеспечения соответствия условий программ конкретным требованиям.
Такая целенаправленная кредитная политика позволит привлечь дополнительно не менее 10-12% потенциальных клиентов. Предварительный расчет доходности внедрения программы дресности» автокредитования для Вернадского отделения ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» приведены в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Предварительный расчет доходности внедрения программы адресности» автокредитования для Вернадского отделения ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ»
Показатель |
На 01.10.2013. |
Прирост показателя, % |
Расчет на 2011 год |
1. Количество выданных |
1301 |
+10% |
1431 |
2. Средний размер автокредита в 2 |
652,0 |
- |
652,0 |
3. Объем кредитования, млн.руб. (стр. 1 * стр. 2) |
848,3 |
+10% |
933,0 |
4. Среднегодовая процентная |
15,0 |
- |
15,0 |
5. Средний годовой доход банка от автокредитования, млн.руб. (стр. 3 * стр. 4) |
127,2 |
+10% |
139,5 |
Прирост дохода, млн.руб. |
+12,3 |
Таким образом, адрессность кредитной политики и привлечение дополнительных потенциальных клиентов позволит получить Вернадскому отделению ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» дополнительный доход в размере не менее 12,3 млн.руб. в год.
2. Внедрение системы реализации программ автокредитования по принципу продуктов-локомотивов.
С целью преодоления статичности процесса реализации программ автокредитования в Вернадском отделении ОАО «Сбербанк России» предлагается внедрить в практику автокредитования принцип продуктов-локомотивов.
Суть данного проектного решения состоит в том, чтобы при имеющейся базовой программе автокредитования Вернадского отделения ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» в зависимости от состояния рынка автокредитов смещать акценты на наиболее актуальные продукты. Тем самым очень важно определять продукты-локомотивы для продаж в Вернадском отделении ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» в зависимости от различных факторов:
При реализации стратегии развития автокредитования в Вернадском отделении ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» необходимо делать акцент на определенных продуктах в зависимости от потребностей рынка или развитости отношений с партнерами.
Данную работу рекомендуется вести по следующей схеме:
Рис. 3.1. Схема реализация программ автокредитования по принципу продуктов-локомотивов для Вернадского отделения ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ»
Существенным
недостатком системы
Так, в Москве локомотивом являются дорогие иномарки, а также моторные лодки, яхты. Для отдельных категорий граждан необходима разработка программ реализации автокредитов на подержанные автомобили.
При наличии
развитых связей с партнерами необходимо
разрабатывать специальные
Так как дополнительного набора сотрудников Вернадского отделения ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» предлагаемое мероприятие не предполагает, а планируется только добавление ряда аналитических функций сотрудникам кредитных и маркетинговых служб банк, то смету затрат на внедрение можно представить в виде таблицы:
Таблица 3.2
Предварительная смета затрат на внедрение мероприятий по совершенствованию кредитной политики
Статья затрат |
Сумма затрат, тыс.руб. |
% к общей доле |
Затраты на перераспределение окладов по должностям |
70,00 |
33,3 |
Разработка должностных |
30,00 |
14,3 |
Внесение дополнений в положения об отделах и разработка регламентов взаимодействия |
30,0 |
14,3 |
Проведение тренингов |
80,0 |
38,1 |
ИТОГО: |
210,0 |
100,00 |
Для качественного анализа и оперативной корректировке кредитной политики Вернадского отделения ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» необходимо:
1) иметь описание всех должностей и всех функциональных обязанностей в соответствии с организационной структурой, штатным расписанием, выполняемых сотрудниками для реализации поставленных задач;
2) определить требуемые компетенции для банка в настоящий момент, для каждой из должностей и для взаимодействия со смежными подразделениями;
3) анализировать и прогнозировать возможности стимулирования сотрудников по результатам продвижения автокредитов.
3. Внедрение экспресс-кредитования и комплексного обслуживания.
Недостатком процедуры реализации автокредитов в Вернадском отделении ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» является отсутствие развитой системы взаимодействия банка и страховых компаний, занимающихся страхованием автомобилей, а также программ взаимодействия с центрами продаж автомобилей.
Для устранения данного недостатка предлагается внедрение комплексного обслуживания клиентов, а именно:
1). Провести мониторинг
рынка автодилеров,
2). Разработать
и реализовать с
3). Организовать
параллельные сделки со
4). Разработать программу мотивации партнеров для повышения эффективности сотрудничества.
Целью комплексного обслуживания в Вернадском отделении ОАО «Сбербанк России» является переориентация кредитной политики банка на потребности клиентов, их удобство и финансовую заинтересованность.
В результате взаимодействия Вернадского отделения ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ», страховых компаний и автосалонов клиент должен получать комплексное обслуживание: так, автосалон не только продает автомобили, но и привлекает клиентов к кредитным продуктам банка, оказывает им помощь в оформлении комплектов документов и передаче их в банк, оповещает клиентов о принятом банком решении о выдаче кредита. Страховая компания в свою очередь также привлекает клиентов к кредитным продуктам банка и страхует автомобиль по рискам КАСКО в соответствии с требованиями банка.
Процедура выдачи автокредитов страдает также еще одним существенным недостатком - длительность оформления кредита по сравнению со многими другими банками, работающими в сегменте автокредитования. Этот недостаток существенно ограничивает клиентскую базу Вернадского отделения ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ».
При наличии развитой IT-платформы и достаточного информационного хранилища для формирования эффективной скоринговой модели необходимо развивать программы экспресс-кредитования:
Информация о работе Совершенствование автокредитования в банке