Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 10:28, дипломная работа
Нынешний мир невозможно представить без информации: она окружает нас повсеместно, во всех сферах нашей жизни. Мы каждый день становимся её потребителями, осознанно или нет, принимаем участие в информационном обмене. В последнее время самым популярным источником информации стал Интернет. Это вполне закономерно, поскольку поиск данных в Сети удобен, прост и занимает гораздо меньше времени, чем поход в библиотеку, чтение архивов газет или даже просмотр телевизора. В связи с постоянным развитием Интернет-технологий в обществе сформировалось позитивное общественное мнение о полезности Интернета, а расширение его технических возможностей и аудитории, повлекло за собой появление множества информационных сервисов и ресурсов.
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава I Особенности информационного права в России 8
1.1 Информационное право в России. Основные положения и термины 8
1.2 Правовое регулирование сети Интернет 18
Глава II Правовое регулирование Интернет – СМИ 41
2.1 Типологическая характеристика Интернет – СМИ. 41
2.2 Особенности правового регулирования электронных СМИ. 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
Аналитики cybertip.ca (данный портал, созданный Канадским центром по защите детей, принимает сообщения пользователей о ресурсах, содержащих детскую порнографию) оценивают сообщения от жителей Канады о нахождении в сети подобного рода сайтов и сообщают о возможном нарушении закона соответствующим правоохранительным органам. Ссылка, которую аналитики расценивают, как заслуживающую блокирования, вносится в «чёрный список» системы «Cleanfeed».
В Японии принят специальный законодательный акт, затрагивающий Интернет - «Закон о формировании условий для безопасного пользования интернетом несовершеннолетними» от 2008 г. Им предусматривается запрет на размещение материалов, содержащих подстрекательство к совершению противоправных действий, порнографию, сцены жестокости и насилия. Владельцам интернет-сайтов вменяется в обязанность осуществлять самоцензуру.
В Норвегии не существует специального законодательства, регулирующего Интернет. Защита от злоупотреблений свободой слова, в том числе в интернете, предусмотрена статьями уголовного кодекса, а также законом «О защите персональных данных», законом «Об авторском праве на творческие произведения».
Норвежские власти проводят активный мониторинг сети с целью выявления страниц, содержащих детскую порнографию. С 2004 г. провайдеры в сотрудничестве с полицией составляют «черный список» нелегальных ресурсов и применяют к ним блокирующий фильтр.
Задача по мониторингу деятельности клиентов местных операторов сотовой связи и интернет-провайдеров решается также посредством сбора и накопления спецслужбами оперативно-значимой информации, как напрямую от поставщиков услуг, так и при помощи специальных программно-аппаратных средств. Указанные меры безопасности предпринимаются норвежскими властями на фоне отсутствия возможности анонимного использования проводного Интернета и средств сотовой связи. Все контракты на оказание соответствующих услуг заключаются только при предоставлении клиентом подробных сведений о себе16.
Закон «О мерах, препятствующих распространению детской порнографии» от 2006 г. предоставляет полиции Финляндии право составлять список сайтов, содержащих детскую порнографию и направлять его провайдерам. Речь идет о возможности закрытия доступа только к иностранным интернет-ресурсам. Однако решение о закрытии доступа к сайтам принимает непосредственно провайдер.
В 2008 г. в Финляндии имел место резонансный случай закрытия сайта сторонника свободы в Интернете, на котором размещались критические статьи в отношении указанного закона.
В Бельгии существует целый ряд законов, ограничивающих свободу слова в информационном пространстве: «О борьбе с проявлениями расизма», «Об ответственности за отрицание холокоста», «О борьбе с дискриминацией», «О террористической деятельности». На их основе бельгийские спецслужбы проводят плотный мониторинг контента бельгийского сегмента глобальной сети с целью выявления элементов, способных нанести ущерб национальной безопасности.
Борьба с противоправным контентом ведется на основе обычного административного и уголовного законодательства. Так, по решению суда, нарушитель, разместивший информацию в Интернете (например, порнография или оскорбление королевы), а также провайдер, могут быть обязаны удалить информацию.
Вопросы неправомерного использования информационного пространства в Дании регулируются в соответствии с положениями национального уголовного кодекса. Отдельные его положения наделяют правоохранительные органы полномочиями требовать по решению суда от поставщиков информационных услуг хранить до трех месяцев персональные данные пользователей и информацию о передаваемых электронных сообщениях.
В Дании ведется активная борьба с нарушениями в области авторских прав в Интернете. Так, в 2010 г. Верховный суд Дании обязал провайдеров блокировать доступ к сайтам, которые содержат или имеют ссылки на материалы, нарушающие авторские права.
В Чехии регулирование вопросов использования интернет-пространства осуществляется на основе закона «Об аудиовизуальных медиа-услугах». Указанный закон содержит ограничения распространения информации, влияющей на подсознание, способствующей разжиганию ненависти по половому, языковому, расовому признаку, по причине вероисповедания, политических или иных убеждений. Интернет-услуги, содержащие, прежде всего, порнографический контент и демонстрацию насилия, могут быть доступны, только если их содержание не могут наблюдать дети и молодежь. За нарушение этих требований предусмотрен штраф в размере порядка 100 тысяч долларов.
Порядок размещения информации в Интернете в Венгрии регулируют два основных нормативных акта: закон «О некоторых вопросах оказания коммерческих услуг с использованием электронных средств, а также услуг, связанных с функционированием информационного общества» от 2001 года и закон «Об электронной связи» от 2003 года. Законодательно интернет в Венгрии не относится к СМИ.
Интернет-ресурс может быть заблокирован по решению МВД или суда с целью воспрепятствовать распространению вредоносного контента, в частности, создающего угрозу внутренней безопасности страны путем разжигания расовой, религиозной вражды, межнациональной розни, подрыва общественного порядка и обороноспособности государства, а также пропагандирующего детскую порнографию и т. п17.
Венгерские провайдеры обязаны сотрудничать с правоохранительными органами и специальной службой национальной безопасности в сборе информации закрытого характера.
Применяется закон «Об общественной информации» от 1996 г., в котором закреплена свобода выражения мыслей и убеждений, но также предполагается возможность ограничения этого права «для защиты конституционного уклада, здоровья, чести и достоинства, частной жизни, нравственности человека».
Подводя итог данного обзора, можно выделить следующие общие моменты в регуляторных механизмах различных стран:
Переходя к анализу российской практики регулирования интернета, стоит отметить возросшую законотворческую активность в этой сфере. За последние несколько лет, в связи с правительственным курсом на модернизацию и информатизацию страны, а также интенсивным технологическим развитием средств и каналов связи, появилась необходимость в государственном контроле над Интернет-пространством.
Здесь стоит сделать оговорку: невозможно контролировать сам Интернет, потому что, по сути, он представляет собой глобальную площадку для взаимодействий между различными субъектами общественных отношений. Контролю могут подвергаться только сами отношения и порядок использования технических средств.
Теперь мы можем перейти непосредственно к анализу правовых норм, регулирующих Интернет. Исходя из широты спектра общественных отношений, практически все виды правовых норм входят в эту группу.
Начнем,
пожалуй, с административных норм,
регулирующих некоторые технические аспекты
работы сети интернет. Так, на территории
Российской Федерации использование информационно-
Гражданско-правовые нормы. Ими регулируются самые разнообразные отношения, возникающие в сети интернет. Например, отношения по защите авторских прав, отношения по защите товарного знака, которые часто возникают в так называемых доменных спорах, купля-продажа в интернете, электронные страховые услуги и многое другое регулируется нормами гражданского права.
Также важным моментом является осуществление контроля над деятельностью электронных платежных систем, таких как Яндекс.Деньги Web-Money и других. Здесь применяются нормы Федерального Закона от 27.07.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». В статье 7 рассматриваются особенности осуществления переводов электронных денежных средств, а статья 9 определяет порядок их использования.19 Еще одним важным моментом, обозначенным в данном законе, является обязанность сохранения платежными системами банковской тайны (ст. 26) и обеспечение защиты информации (ст.27) в ходе деятельности.
Уголовно-правовые
нормы. Глава 28 Уголовного кодекса РФ20 устанавливает
ответственность за преступления в сфере
компьютерной информации. К ним относятся
такие преступления, как неправомерный
доступ к компьютерной информации, создание,
использование и распространение вредоносных
компьютерных программ, нарушение правил
эксплуатации средств хранения, обработки
или передачи компьютерной информации
и информационно-
Процессуально-правовые нормы. Так, в Арбитражном процессуальном кодексе предусмотрена возможность представлять некоторые виды доказательств посредством сети интернет. Так же процессуальным законодательством предусмотрено, каким образом и в каких случаях электронная информация, размещенная в сети интернет, может стать доказательством по делу.
И, наконец, мы рассмотрим наиболее важную, в контексте данного исследования, группу законодательных актов, а именно - информационно-правовые нормы. На информацию, размещенную в сети интернет, распространяются те же общие нормы, что и на информацию распространённую другим способом. Однако, в последнее время правительство стало уделять особо внимание регулированию потоков информации именно в виртуальном пространстве. За последние пару лет был внесен ряд значимых поправок в уже существующие законы, например в закон «Об информации…», «О средствах массовой информации», а также приняты новые законодательные акты, прямо или косвенно имеющие отношение к данному вопросу.
Особое внимание правительства различных стран уделяется ограничению противоправного контента, распространяемого в Интернете. В ход идут и механизмы саморегуляции: например, владельцы сайтов, провайдеры или сторонние негосударственные организации при активной поддержке самих пользователей сети должны фильтровать противозаконную информацию или сообщать о ней в соответствующие инстанции. Чаще всего речь идет об информации порнографического характера, особенно с участием несовершеннолетних, сценах насилия, информации, разжигающей межнациональную или иного рода вражду. Но зачастую контроль в данной области на себя берут государственные организации, чаще всего имеющие отношение к спецслужбам. Особенно, это стало практиковаться в последние 15 лет в связи с ростом количества террористических актов и ведением локальных войн. В рамках антитеррористической политики многими странами Запада, а теперь и Россией, были приняты законы, позволяющие осуществлять мониторинг и отслеживание сообщений между частными лицами в сети Интернет. Во многих странах провайдеры обязаны хранить информацию о пользователях сайтов в течение определенного количества времени, разброс идет от нескольких недель до 6 и более месяцев, даже существуют формулировки «до востребования». Однако, несмотря на благие намерения законодателей, зачастую наблюдается нарушение общепризнанных прав и свобод при практическом применении данных норм. Возникает спорный момент между обеспечением национальной безопасности и сохранением тайны личной переписки и сохранения неприкосновенными персональных данных.
Говоря
о мерах, принимаемых для сохранения общественной
и национальной безопасности, нельзя не
упомянуть о многочисленных ограничениях
в публикации информации, касающейся пропаганды
межнациональной, религиозной и иного
рода вражды и ненависти. В большинстве
стран существуют реестры сетевых ресурсов,
в которые попадают сайты или страницы
с подобным контентом. Российская Федерация
не является исключением: в июле 2012 года
были внесены изменения в ФЗ «Об информации,
информационных технологиях и защите
информации». Положения статьи 15.1 утверждают
создание единой автоматизированной системы
«Единого реестра доменных имен, указателей
страниц сайтов в сети "Интернет"
и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать
сайты в сети "Интернет»21. Основаниями
для включения в данный реестр являются
уже вышеупомянутые причины, а также
наличие информации о способах самоубийства,
распространения, изготовления и хранения
наркотических веществ, порнографических
материалов с участием несовершеннолетних,
а также информации о пострадавших лицах
в возрасте до 18 лет в результате противоправных
действий или бездействий.22 Также в данной
статье определен порядок внесения в данный
список, действий провайдера и владельца
данного ресурса, решений по вопросу удаления
незаконно распространяемой информации
и порядок обжалования. Еще ряд дополнений
был внесен статьей 15.3 данного Федерального
Закона. В них идет речь о порядке ограничения
распространения в информационно-
Информация о работе Проблемы законодательного регулирования интернет-сми