Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:27, реферат
Цель работы
Рассмотреть механизмы социального управления и основные принципы по которым оно выполняется. Также учесть тему противодействия информационно-психологическому воздействию.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ....................................................................................3
1. 1. Цель работы………………………………………………………………………………….3
1. 2. Задачи работы………………………………………………………………………………..4
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ…………………………………………………………………...5
Введение…………………………………………………………………………………………..5
2. 1. СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ................................................................................................................................7
2. 1. 1. Социум и основы социального управления......................................................................7
2. 1. 1. 1. Специфика социальной организации.........................................................................7
2. 1. 1. 2. Классы, виды и формы управления социумом.........................................................8
2. 1. 1. 3. Процесс социального управления.............................................................................10
2. 1. 1. 4. Компоненты системы социального управления......................................................10
2. 1. 1. 5. Механизмы социального (государственного и муниципального)
управления……………………………………………………………………………..………11
2. 1. 1. 6. Принципы социального управления.........................................................................13
2. 1. 2. Государственное и муниципальное управление............................................................14
2. 2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПСИХИКУ ЧЕЛОВЕКА В СОЦИУМЕ.....................................................................................................................................16
2. 2. 1. Психологические особенности восприятия человеком информации...........................16
2. 2. 2. Сущность внушающего воздействия на человека..........................................................17
2. 2. 3. Средства информационного воздействия на психику человека...................................20
2. 2. 3. 1. Сущность информационно–психологических средств воздействия.....................20
2. 2. 3. 2. Объекты информационно–психологического воздействия...................................20
2. 2. 3. 3. Классификация средств информационно–психологического воздействия..........21
2. 2. 4. Применение средств информационного воздействия на психику человека………...22
2. 2. 4. 1. Способы информационно–психологического воздействия...................................22
2. 2. 4. 2. Способы и приемы информационно–управляющего воздействия........................24
2. 3. ИНФОРМАЦИОННО–ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ……………………………………………………………………………………28
2. 3. 1. Массовое информационно–психологическое воздействие..........................................28
2. 3. 1. 1. Роль массового сознания в социальном управлении..............................................28
2. 3. 1. 2. Сущность информационного управления в социуме..............................................31
2. 3. 1. 3.Основы психологии массовой коммуникации.........................................................31
2. 3. 2. Способы и механизмы информационно–психологического управления социумом..34
2. 3. 2. 1. Манипулятивные технологии массового влияния..................................................34
2. 3. 2. 2. Пропаганда и массовое сознание..............................................................................35
2. 3. 2. 3. Информационно–психологические технологии, используемые при выборах в органы государственного и муниципального управления..................................................38
2. 3. 3. Противодействие информационно–психологическому воздействию..........................40
2. 3. 3. 1. Цели и задачи противодействия информационно–психологическому воздействию………...……………………………………………………………………......40
2. 3. 3. 2. Нейтрализация информационно–психологического воздействия.........................40
2. 3. 3. 3. Средства и система информационно–психологического противодействия ........41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………....43
Целевые комплексные программы, являющиеся одним из основных средств решения федеральных, региональных и муниципальных проблем (они имеют межотраслевой характер и увязывают воедино все, что может повлиять на решение проблемы).
Межорганизационная кооперация, регулирующая межорганизационные отношения, позволяющая мобилизовать ресурсы нескольких организаций для решения общих проблем или проблем отдельных организаций.
Таким образом, для решения своих проблем социум имеет значительный арсенал управленческих средств, применение которых зависит от специфики решаемых проблем.
2. 1. 1. 2. Классы, виды и формы управления социумом.
Под системой понимается совокупность объектов, интеграция и взаимодействие которых обусловливает наличие принципиально новых качеств, не свойственных образующим ее частям, компонентам, элементам по отдельности.
Процесс развития систем – процесс антиэнтропийный, т.е. связанный с упорядочением, формой которого является управление.
Обычно выделяют три класса систем – неживую природу, живую природу и человеческое общество. Отсюда имеет место укрупненная классификация процессов управления:
– управление в неживой природе (в технических системах), лепящееся предметом изучения технических наук;
– управление в живых организмах (в биологических системах), являющееся предметом изучения естественных наук;
– управление в обществе (в социальных системах) или социальное управление, являющееся предметом изучения социальных наук.
Объектом и предметом теории социального управления как науки выступают социальные системы и системы управления ими. Напомним, что под социальной системой подразумевается любое более или менее устойчивое сообщество людей, находящихся в определенных взаимоотношениях. Такие взаимозависимости противопоставляют себя другим аналогичным сообществам, что определяется ощущением комплиментарное (свой –чужой), и отличаются своеобразными стереотипами поведения.
Классификация разновидностей управления представлена на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Классификация разновидностей управления.
При этом социальное управление включает два основных подкласса:
– управление индивидуальной деятельностью человека;
– управление коллективной деятельностью людей.
Для социального управления выделяют две основные его формы:
– управление материальными ресурсами;
– управление человеческими ресурсами (включает процессы управления социальным развитием, образованием, занятостью, трудом, социальным обеспечением и др.).
Социальное управление подразделяется на следующие основные виды:
– административно–
– управление социально–культурной сферой (духовным производством);
– управление производственной сферой (материальным производством).
Таким образом, классификация видов социального управления соответствует классификации основных сфер организации общества:
– политическая – область отношений национальных и межгосударственных, власти и социальных групп;
– культурная – область духовного производства, распределения и потребления духовных благ;
– экономическая – область материального производства, распределения и потребления материальных благ.
Социальное управление имеет соответствующие уровни (организация – муниципальное образование – регион – отрасль – государство) и основные формы (управление материальными и управление человеческими ресурсами), а они, в свою очередь, – соответствующие подвиды управления.
При организации социального
К примеру, дистанция власти (уровень неравенства между людьми, который воспринимается населением страны как нормальный) оказалась слишком большой у Бельгии, Франции и Португалии. Коллективизм превалирует над индивидуализмом в Португалии и Греции. Австрия, Германия, Италия, Англия и Ирландия – преимущественно "мужские" страны, тогда как Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания, Нидерланды – "женские ". Бельгия, Испания, Франция, Греция, Португалия не любят риска, в то время как Дания, Ирландия, Англия и Швеция считают риск благородным делом. Данные особенности оказывают влияние на менеджмент в этих странах. Большая дистанция власти содействует централизации, а незначительные разрывы между уровня–пи социального управления выдвигают на первый план децентрализацию. Коллективизм способствует совместным усилиям и семейным предприятиям, индивидуализм стимулирует поиск личного вознаграждения и профессиональную мобильность. "Мужской" показатель содействует состязательности и элитаризму, "женственность " стимулирует развитие солидарности и сочувствия к ближнему. Отказ от риска идет рядом со склонностью к регламентации и властности, тогда как противоположное понятие поощряет оппортунизм и склонность к необычному поведению и т.д.
Отсюда проблему формирования и реализации модели социального управления в отношении отдельных стран и регионов, муниципальных образований и конкретных организаций нужно решать дифференцированно, т.е. с учетом сложившихся в них типов организационной культуры и соответствующих тенденций исторического развития. Поэтому, модель хозяйствования и управления, приемлемая для одной страны (региона, города), может оказаться неприменимо для другой из–за различий в проявлении этнопсихологических особенностей.
Таким образом, психологический аспект, т.е. учет психологических особенностей личности и массового сознания, играет существенную роль в сфере социального управления.
2. 1. 1. 3. Процесс социального управления.
Обычно процесс социального управления можно разделить на две категории:
– стратегическое управление, областью которого является разработка и определение политики (система целей, задач и путей их решения);
– практическое управление (оперативное, исполнительное, направленное преимущественно на технологическую организацию управления).
Их связывает непосредственное руководство людьми, обеспечивающее, с одной стороны, разработку и постановку задач, а с другой – их принятие и выполнение. В таком понимании менеджмент выступает как объединяющее понятие всего социального управления, включая его составные части, уровни и звенья.
Понятие менеджмент тождественно понятию социальное управление, поэтому выделяют три основных вида менеджмента:
– социально–политический;
– социально–экономический;
– социально–культурный.
2. 1. 1. 4. Компоненты системы социального управления.
Система социального управления включает следующие компоненты: механизм управления, структуру управления, объекты управления, функции управления, кадры управления, процесс управления. В этом случае она – это форма реализации взаимодействия и развития отношений управления, выраженных прежде всего в законах и принципах управления, а также в целях, функциях, структуре, методах, процессе и механизме управления.
В социальном управлении объект одновременно выступает и его субъектом, так как и в том и в другом случае речь идет о людях и образуемом ими социуме. Целью социального управления является достижение социального прогресса, выражающегося в более совершенных человеческих отношениях, в их материальном и духовном благополучии. Социальное управление осуществляется в тех случаях, когда необходима организация и осуществление совместной деятельности людей или их коллективов (организаций, предприятий, учреждений, объединений, союзов, ассоциаций, концернов, холдингов и т.п.).
Функции управления – это особые виды деятельности, отражающие специфику целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности общества и управления им (планирование и прогнозирование, организация, координация и регулирование, стимулирование и обучение, анализ и контроль).
Компетенция управления – совокупность предметов ведения, полномочий (прав и обязанностей) субъекта управления, форм и методов управленческой деятельности.
Цели управления – ожидаемый конечный результат управленческой деятельности (получение определенного продукта, материальных благ, социальный прогресс в развитии общества и т. п.).
Задачи управления – промежуточные, этапные цели управленческой деятельности.
Структура управления отражает состав и соподчиненность различных компонентов (элементов, звеньев и ступеней) управления, функционирующих для достижения определенной цели. Функции и структура управления являются двумя сторонами единого целого – организации системы социального управления и выступают соответственно как содержание и форма процесса управления.
Механизм управления создается и целенаправленно изменяется людьми, которые осуществляют регламентацию всей совокупности функций, форм, методов, рычагов и стимулов социального управления, чтобы достичь наибольшей его эффективности в данных условиях. В общем механизме социального управления выделяют экономический, организационный и социально–культурный механизмы, основу взаимосвязанного функционирования которых составляют требования системы объективных законов социального развития и управления.
2. 1. 1. 5. Механизмы социального управления.
Выделяют две разновидности социального управления: объективное, когда управление не зависит от желания и воли людей, и субъективное, при котором управление осуществляется людьми с помощью созданной ими системы управления. К объективному управлению относится смена формаций в обществе. Примером субъективного управления может служить государственное и муниципальное управление (социальное управление).
Объектом социального управления (регулируемой подсистемой) является население. В качестве регулирующей подсистемы выступают структуры власти (субъект управления). Данные подсистемы взаимодействуют между собой путем обмена различного рода сигналами – материальными носителями информации, обладающими не только способностью передавать сообщения, но и, в ряде случаев (например, при выборах в органы социального управления), оказывать управляющее воздействие на население.
Цели управления достигаются с помощью соответствующей системы управления, где цель управления трансформируется в главную задачу системы управления обществом (зачастую главной задачей социального управления является сохранение и укрепление существующего либо вновь создаваемого общественного строя).
Главной задачей управления для политической партии обычно является завоевание власти или вхождение во властные структуры для обеспечения интересов своей социальной базы.
Конкретная задача управления разрабатывается во исполнение главной задачи управления, исходя из конкретного состояния общества и реальных возможностей его развития. Постановка конкретные задач управления и определение их приоритетности – сложный процесс, требующий учета множества экономических, политических, социальных и иных факторов, то есть системного подхода.
Цикл управления включает два этапа: на первом производится определение конкретных задач управления и их приоритетности (выработка и принятие управленческого решения), на втором – реализация каждой конкретной задачи (регулирование). Регулирование заключается в сравнении фактического состояния общества с конкретной задачей управления, то есть в выявлении рассогласования между ними, с последующей минимизацией этого рассогласования регулирующей подсистемой. Каждый уровень иерархической структуры управления (федеральный, региональный, муниципальный) имеет свои задачи управления и особенности регулирования.
О корректности поставленной конкретной задачи управления судят на основании объективных показателей социально–экономического развития и субъективных данных (социологических опросов, материалов печати и др.). Ослабление сигналов рассогласования свидетельствует о правильности поставленной конкретной задачи управления и нормальном ходе управления.
Механизм социального управления обусловлен замкнутой структурой системы управления. Как и в любой системе, в социальном управлении сигналы передаются не только от регулирующей подсистемы к регулируемой (сигналы управления), но и в обратном направлении, от населения к органам социального управления (реакция населения, называемая обратной связью) Органы социального управления неизбежно должны учитывать сигналы обратной связи при выработке сигналов управления.
Обратную связь по характеру воздействия на органы социального управления можно разделить на три составляющих: объективные социальные и экономические показатели состояния общества (скажем, уровень безработицы и т.п.); реакция населения на мероприятия властей, о которой можно судить по результатам социологических опросов, жалобам, демонстрациям, выступлениям в печати; процесс выборов, референдумов, революций, результаты которых могут привести к смене власти. Именно последняя составляющая есть побудительная причина для руководства социального управления к разработке и выполнению конкретных задач управления, к отбору наиболее способных, профессиональных управленцев. Две последние составляющие представляют собой готовые сигналы рассогласования, в то время как первая для получения сигнала рассогласования должна сравниваться с характеристиками конкретных задач управления.
Информация о работе Информационное управление в социальных системах