Информационное управление в социальных системах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:27, реферат

Краткое описание

Цель работы
Рассмотреть механизмы социального управления и основные принципы по которым оно выполняется. Также учесть тему противодействия информационно-психологическому воздействию.

Содержание

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ....................................................................................3
1. 1. Цель работы………………………………………………………………………………….3
1. 2. Задачи работы………………………………………………………………………………..4
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ…………………………………………………………………...5
Введение…………………………………………………………………………………………..5
2. 1. СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ................................................................................................................................7
2. 1. 1. Социум и основы социального управления......................................................................7
2. 1. 1. 1. Специфика социальной организации.........................................................................7
2. 1. 1. 2. Классы, виды и формы управления социумом.........................................................8
2. 1. 1. 3. Процесс социального управления.............................................................................10
2. 1. 1. 4. Компоненты системы социального управления......................................................10
2. 1. 1. 5. Механизмы социального (государственного и муниципального)
управления……………………………………………………………………………..………11
2. 1. 1. 6. Принципы социального управления.........................................................................13
2. 1. 2. Государственное и муниципальное управление............................................................14
2. 2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПСИХИКУ ЧЕЛОВЕКА В СОЦИУМЕ.....................................................................................................................................16
2. 2. 1. Психологические особенности восприятия человеком информации...........................16
2. 2. 2. Сущность внушающего воздействия на человека..........................................................17
2. 2. 3. Средства информационного воздействия на психику человека...................................20
2. 2. 3. 1. Сущность информационно–психологических средств воздействия.....................20
2. 2. 3. 2. Объекты информационно–психологического воздействия...................................20
2. 2. 3. 3. Классификация средств информационно–психологического воздействия..........21
2. 2. 4. Применение средств информационного воздействия на психику человека………...22
2. 2. 4. 1. Способы информационно–психологического воздействия...................................22
2. 2. 4. 2. Способы и приемы информационно–управляющего воздействия........................24
2. 3. ИНФОРМАЦИОННО–ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ……………………………………………………………………………………28
2. 3. 1. Массовое информационно–психологическое воздействие..........................................28
2. 3. 1. 1. Роль массового сознания в социальном управлении..............................................28
2. 3. 1. 2. Сущность информационного управления в социуме..............................................31
2. 3. 1. 3.Основы психологии массовой коммуникации.........................................................31
2. 3. 2. Способы и механизмы информационно–психологического управления социумом..34
2. 3. 2. 1. Манипулятивные технологии массового влияния..................................................34
2. 3. 2. 2. Пропаганда и массовое сознание..............................................................................35
2. 3. 2. 3. Информационно–психологические технологии, используемые при выборах в органы государственного и муниципального управления..................................................38
2. 3. 3. Противодействие информационно–психологическому воздействию..........................40
2. 3. 3. 1. Цели и задачи противодействия информационно–психологическому воздействию………...……………………………………………………………………......40
2. 3. 3. 2. Нейтрализация информационно–психологического воздействия.........................40
2. 3. 3. 3. Средства и система информационно–психологического противодействия ........41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………....43

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Информационное управление в социальных системах.DOC

— 406.50 Кб (Скачать файл)

 

Информационное воздействие на человека представляет одновременный учет информационного и психологического аспектов. Данное воздействие предусматривает информационный подход и построение модели психики человека, а также учет информационного взаимодействия между людьми в социуме.

С учетом вышеизложенного способы воздействия на человека, как ячейку социальной информационной системы условно можно разделить на две группы:

– способы информационно–психологические воздействия;

– способы информационно–управляющие воздействия.

Однако прежде рассмотрим особенности  восприятия человеком информации. Распространенным средством передачи служебной, коммерческой, научной и технической информации в социальном управлении являются бумажные и электронные документы, основой которых является текстовая информация (реестры, кадастры, базы данных, каталоги, статьи, отчеты и т.п.).

Для скорости и точности считывания текстовой информации существенное значение имеет общий вид информационного  документа (листа). Так, наличие темных контрастных рисунков или фотографий внутри текста, а также слишком близкое расположение кромки строчек к краю листа ухудшает чтение. Нередко в печатной информации недостаточно обосновано выбирается расстояние между печатными колонками. Это, в свою очередь, создает загруженность или разбросанность текста и ухудшает его читаемость.

Для быстрого выборочного чтения выделение  смысловых элементов текста (слов или групп слов) можно производить  за счет усиления жирности букв (хуже разрежением  букв в словах). Когда текст предназначен для полного внимательного чтения, то смысловые элементы лучше выделять курсивным шрифтом.

Однако выделение смысловых  элементов текста ухудшает его читаемость, хотя иногда при этом повышается логическое осмысливание информации.

При создании печатной информации в  каждом отдельном случае требуется  психологический анализ многих факторов, основными из которых являются: сфера применения текста и назначение информации в нём изложенной.

При восприятии телевизионной информации телезритель обычно не выключается из повседневного быта, сидя перед телеэкраном. Поэтому быт постоянно вмешивается в процесс телевосприятия. Телевизионная передача кроме того, что обязана быть интересной, захватывающей, прежде всего должна заставить зрителя оторваться от повседневных хлопот (иначе мысли, суждения, содержащие в передаче, не будут восприняты).

Телезритель кроме знания языка (без  которого он просто не поймёт сообщение) должен ещё иметь запас отвлечённых  представлений, категорий, понятий. Объект, о котором говорится, будет понят, осмыслен лишь тогда, если удастся отнести его к категории вещей, ранее уже освоенных, отложившихся в памяти и управляющих восприятием. Представления организуют восприятия, а ощущения воспринимаются посредством представлений.

Существенную роль в телевидении  играет ведущий (комментатор), который  настраивает определённым образом  аудиторию и задает отношение  к происходящему, исходя из оценок, представлений, категорий, принятых в  данном обществе.

Трудно переоценить влияние  телевидения на человеческие воззрения. Именно через него общество потребляет основной поток информации. Поэтому телевидение является одним из основных средств информационного воздействия в сфере социального управления.

Невербальная коммуникация представляет собой совокупность интонаций и жестов людей.

При коммуникации непосредственно  слова занимают лишь 7%; 38% – это звуки и интонации и 55% уходит на невербальные коммуникации. В среднем человек говорит 10–11 минут в день и среднее предложение звучит около 2,5 секунд. Вербальный компонент разговора занимает 35%, а невербальный — 65%,

Посредством слов передаётся в основном информация, а с помощью жестов – различное отношение к этой информации. Иногда жесты могут заменять и слова. Хорошо подготовленный человек может сказать, какой именно жест или какое именно движение делает другой человек, не видя его, а только слыша его слова.

 

2. 2. 2. Сущность внушающего воздействия на человека.

 

Внушение – это процесс психологического воздействия на сознание личности или группы людей, основанный на некритическом восприятии информации.

Интеллектуальная активность сознания внушаемого в процессе внушения значительно ослаблена, а восприятие информации и формирование настроений, чувств, шаблонов поведения базируется на механизмах заражения и подражания. При внушении сначала происходит восприятие информации, содержащей готовые выводы, а затем на ее основе формируются мотивы и установки определенного поведения.

Внушение (по способу воздействия) бывает открытым или закрытым. Открытое внушение имеет конкретную и четко обозначенную цель, отличается прямой направленностью на конкретный объект воздействия. Закрытое внушение характеризуется замаскированностью цели и не имеет прямой направленности на истинный объект воздействия.

Внушение (по средствам воздействия) может быть контактным или дистантным. Контактное внушение осуществляется в условиях непосредственного общения с объектом Дистантное внушение осуществляется с помощью средств устной и печатной пропаганды, радио и телевидения, где обратная связь между субъектом и объектом внушающего воздействия исключена.

По интервалу времени между  внушающим воздействием и ответной реакцией объекта различают непосредственное и отсроченное внушение. При непосредственном внушении ответная реакция объекта происходит сразу после восприятия внушающего воздействия. Если между воздействием и ответной реакцией объекта существует ощутимый временной разрыв, то говорят об отсроченном внушении.

Внушающее воздействие может быть кратковременным и длительным. Кратковременное внушение характеризуется небольшим периодом эффективности воздействия, а длительное внушение – сохранением воздействия в течение достаточно продолжительного интервала времени.

По содержанию внушающее воздействие  может быть специфическим и неспецифическим. Специфическое – это внушение объекту определенных, весьма конкретных идей, установок, мотивов с целью замещения ими существующих и провоцирования у него определенной поведенческой реакции. Под неспецифическим внушением понимается провоцированием у объекта определенных психических состояний в соответствии с целями петрологического воздействия.

Увы, в социуме человек постоянно  испытывает внушение (подвержен суггестии). Суггестия представляет собой воздействие на личность, приводящее либо к появлению у человека помимо его воли и сознания определенного состояния, либо к совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из принимаемых им норм и принципов деятельности.

При эффективном внушении человек  не ощущает и не контролирует направленное на него воздействие. Оно происходит без участия воли (внимания) воспринимающего лица (коммуникатора). Внушение осуществляется посредством привязки внедренной идеи к устоявшимся установкам, убеждениям, ценностям и групповым нормам («опорам»). Поэтому внушаемые убеждения воспринимаются как свои собственные. Обычно внушение осуществляется с помощью «словесных» формул, которые внедряются в психическую сферу внушаемого и становятся активным элементом его сознания. Для осуществления внушающего воздействия используются вербальные (словесные) и невербальные символы, а также могут привлекаться в качестве раздражителей цвет, свет, звук. Эффективность процесса внушения определяется многими факторами (свойствами коммуникатора, степенью внушаемости индивида, способом построения и формой подачи материала), но всегда:

– достигается непосредственным убеждающим воздействием на психику человека, т.е. созданием рационального, эмоционального, логического и психологического начал на равных правах (если один из этих элементов исчезает, деформируется процесс убеждения);

– обеспечивается посредством привязки е недряемой идеи к «опорным» установкам, убеждениям, ценностям и групповым нормам (внушаемые идеи воспринимаются реципиентом как свои собственные);

– связана с восприятием информации, которая настраивает на определенную деятельность.

К механизмам внушающего воздействия можно отнести пропагандистский миф, стереотип, имидж.

Имидж – образ, который создается специально путем навязывания эмоциональных и идеологических мыслительных связей, т. г. ассоциативной логикой.

Процесс имиджмейкинга (формирование управляемого имиджа товаров и/или услуг, фирмы, личности, моды, идеологии и т.п.) состоит из системы взаимосогласованных акций, направленных на определенную категорию населения и ставящих следующие задачи:

– позиционирование, т.е. создание и поддержание (воспроизводство) устойчивого понятного имиджа;

– возвышение имиджа при снижении имиджа конкурентов;

– отстройка от конкурентов, т.е. позиционирование своего объекта на фоне конкурентов с целью уменьшения влияния по данному вопросу мнения несовпадающего с данным.

Имиджмейкинг применяется не только в различных коммерческих проектах, но и для организаций социального управления, положение которых определяется отношением к ним общества, отдельных людей или групп, а также для лиц, по каким–либо причинам заинтересованных во влиянии на других. К этой категории можно отнести отдельные личности (политики, телеведущие, лидеры общественных и религиозных движений), социальные группы (военные, студенты, пенсионеры и т.п.), партии, телерадиокомпании, общественные движения и др.

В сфере социального управления внушение и убеждение часто используются с целью получения социального эффекта, где имидж внушающего играет не последнюю роль (известной своим авторитетом личности верят быстрее). Если внушение в сфере социального управления происходит постоянно (с помощью СМИ), то какое–либо решение, принятое подвергшимся внушению человеком, рано или поздно будет казаться ему собственным (он может даже не задуматься о возможных целях этого решения).

Пропагандистский миф предусматривает внедрение в сознание людей определенных установок о тех или иных личностях, событиях с целью их дезориентации.

Зачастую мифы имеют под собой  реальную почву, но создаются путем  искажения информацией. Неизменными условиями порождения мифов является монополизация контроля над средствами массовой информации.

Стереотип – схематический, стандартизованный образ или представление о социальном объекте или явлении, обладающий большой устойчивостью (выражает привычное отношение человека к какому–либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта). Многообразие явлений стереотип обобщает, сводит разнообразие явления к простейшим обобщенным представлениям. Он делит мир на две категории – на «знакомое» и «незнакомое», которым ставятся в соответствие «хорошо» и «плохо».

Стереотипы во многом определяют процесс  восприятия, являясь эталоном оценки и соответственно защиты личности, входящей в соответствующую группу людей. В этом случае (особенно в сфере социального управления) значительную роль играют СМИ и массовое сознание, общественное мнение, которое является управляемой системой. Для органов социального управления вопрос сейчас состоит не столько в том, можно ли изучать и измерять общественное мнение, сколько в том, как лучше управлять процессом его формирования, по каким конкретным критериям судить о сформировавшемся мнении, как эффективнее использовать его в регулировании жизнедеятельности социума.

Эффект внушения – впечатление, производимое в результате внушающего воздействия на человека. Рассмотрим основные эффекты внушения.

Эффект «заражения» достигается при создании особого эмоционального состояния толпы, массы людей, где:

– человек становится частью массы, попадает под власть страстей;

– имеет место: преобразование чувств; утрата интеллекта, ответственности; легкая управляемость;

– палачествует: умственное упрощение; ограничение материала; вдалбливающее повторение; эмоциональное нагнетание.

Эффект взрыва наступает при достижении резонанса эмоционального состояния массы людей или этноса. Источником здесь нередко являются националистические стереотипы, негативные установки по отношению к другим нациям и народностям.

Эффект «образа  врага» – создание легко воспринимаемого сознательно сконструированного «образа врага». Сущность конструирования состоит в искусственном установлении соответствия между негативами (страхами, болезнями, опасностями и неразрешенными конфликтами, имеющими нераспознанные причины) с неким «козлом отпущения», который становится «громоотводом» для общественного мнения.

Эффект ореола заключается в том, что на впечатления личности о действиях влияют не только объективные оценки таких действий, но и наше общее отношение к нему (человек склонен с повышенным вниманием относиться к тем, кто уже имеет общественное признание, слабо оценивая, как завоевано это признание).

Эффект реаптенса имеет место, если человек чувствует, что какое–то сообщение делается с целью повлиять на него, и он воспринимает его как угрозу своей свободе принимать решения, т.е. относится к такому сообщению крайне негативно.

Эффект насыщения возникает, когда чрезмерное повторение информации вызывает негативную реакцию, направленную на избежание контактов с повторяемой информацией. Примером может служить назойливая реклама.

Информация о работе Информационное управление в социальных системах