Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:27, реферат
Цель работы
Рассмотреть механизмы социального управления и основные принципы по которым оно выполняется. Также учесть тему противодействия информационно-психологическому воздействию.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ....................................................................................3
1. 1. Цель работы………………………………………………………………………………….3
1. 2. Задачи работы………………………………………………………………………………..4
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ…………………………………………………………………...5
Введение…………………………………………………………………………………………..5
2. 1. СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ................................................................................................................................7
2. 1. 1. Социум и основы социального управления......................................................................7
2. 1. 1. 1. Специфика социальной организации.........................................................................7
2. 1. 1. 2. Классы, виды и формы управления социумом.........................................................8
2. 1. 1. 3. Процесс социального управления.............................................................................10
2. 1. 1. 4. Компоненты системы социального управления......................................................10
2. 1. 1. 5. Механизмы социального (государственного и муниципального)
управления……………………………………………………………………………..………11
2. 1. 1. 6. Принципы социального управления.........................................................................13
2. 1. 2. Государственное и муниципальное управление............................................................14
2. 2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПСИХИКУ ЧЕЛОВЕКА В СОЦИУМЕ.....................................................................................................................................16
2. 2. 1. Психологические особенности восприятия человеком информации...........................16
2. 2. 2. Сущность внушающего воздействия на человека..........................................................17
2. 2. 3. Средства информационного воздействия на психику человека...................................20
2. 2. 3. 1. Сущность информационно–психологических средств воздействия.....................20
2. 2. 3. 2. Объекты информационно–психологического воздействия...................................20
2. 2. 3. 3. Классификация средств информационно–психологического воздействия..........21
2. 2. 4. Применение средств информационного воздействия на психику человека………...22
2. 2. 4. 1. Способы информационно–психологического воздействия...................................22
2. 2. 4. 2. Способы и приемы информационно–управляющего воздействия........................24
2. 3. ИНФОРМАЦИОННО–ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ……………………………………………………………………………………28
2. 3. 1. Массовое информационно–психологическое воздействие..........................................28
2. 3. 1. 1. Роль массового сознания в социальном управлении..............................................28
2. 3. 1. 2. Сущность информационного управления в социуме..............................................31
2. 3. 1. 3.Основы психологии массовой коммуникации.........................................................31
2. 3. 2. Способы и механизмы информационно–психологического управления социумом..34
2. 3. 2. 1. Манипулятивные технологии массового влияния..................................................34
2. 3. 2. 2. Пропаганда и массовое сознание..............................................................................35
2. 3. 2. 3. Информационно–психологические технологии, используемые при выборах в органы государственного и муниципального управления..................................................38
2. 3. 3. Противодействие информационно–психологическому воздействию..........................40
2. 3. 3. 1. Цели и задачи противодействия информационно–психологическому воздействию………...……………………………………………………………………......40
2. 3. 3. 2. Нейтрализация информационно–психологического воздействия.........................40
2. 3. 3. 3. Средства и система информационно–психологического противодействия ........41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………....43
Эффект Барлета возникает, когда ослабленный вирус «чужих идей» помогает противостоять им.
Эффект бумеранга заключается в том, что человек, принимая и оценивая информацию, направленную на изменение его социальных установок, суждений и мнений, не только не изменяет свои исходные позиции, но еще более укрепляется в них. Он проявляется чаще всего в случаях, когда люди, которым адресована, информация, с явно выраженной неприязнью относятся к источнику этой информации.
Эффект края заключается в том, что из расположенного в ряд материала элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются легче и быстрее, чем элементы, находящиеся в середине.
Эффект новизны основан на том, что по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т.е. более новая информация о нем. Тогда как по отношению к незнакомому человеку более значима первая информация.
2. 2. 3. Средства информационного воздействия на психику человека.
2. 2. 3. 1. Сущность информационно–психологических средств воздействия.
В социуме информационные воздействия направлены на формирование массового и индивидуального сознания. Они достигают эффекта, когда изменяют, переструктурируют психологические свойства, состояния и модели поведения, деятельности личности и общества в нужном направлении.
Информационно–психологические воздействия могут оказывать влияние на все компоненты сознания: психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление, внимание), психологические состояния и психические свойства личности.
Применение средств
– изменению психики и психологического здоровья человека;
– сдвигам в ценностях, жизненных позициях, ориентирах, мировоззрении личности, т.е. в том, что определяет личность как гражданина.
Воздействия на психику человека могут носить как конструктивный, так и деструктивный характер. В сфере социального управления для достижения политических и иных целей жестко сплетаются конструктивные и деструктивные средства овладения психикой человека путем манипулирования его сознанием.
Наличие современных технологий и технических средств, средств массовой информации привело к тому, что информационно–психологическое воздействие можно оказывать не только на отдельного человека, но и на большую группу людей (в том числе на жителей отдельных регионов, стран, на общества в целом).
2. 2. 3. 2. Объекты информационно–психологического воздействия.
В социуме субъектами равно как и объектами информационного воздействия являются личности (компоненты социальных систем) и сами социальные системы (группы людей, государства, сообщество государств).
Можно выделить три уровня объектов, на которые направлено информационно–психологическое воздействие:
1. Человек как гражданин (в т.ч. избиратель) – субъект общественно–политической жизни (носитель мировоззрения, обладатель правосознания и менталитета, духовных идеалов и ценностных установок). Ключевым здесь является доверие к власти. Формирование этого доверия и есть основная политическая задача социального управления, прямо или косвенно использующего все находящиеся в его распоряжении средства информационного воздействия на граждан, прежде всего государственные СМИ.
2. Человек как личность–индивид, обладающий сознанием, подверженный информационным воздействиям, результаты которых могут прямо угрожать физическому или психологическому здоровью. Противоправное проповедничество может служить примером таких воздействий, приводимых к социальной и личностной дезадаптации, а в ряде случаев к разрушению психики человека.
3. Подверженные информационным воздействиям группы и массы людей, у которых можно вызвать заданное поведение (панику, акт голосования за нужного кандидата и др.). Такой группой может быть население страны в целом или отдельных ее регионов. К наиболее подверженной манипулятивным воздействиям части населения принадлежат, прежде всего, социально незащищенные граждане, испытывающие сильное психологическое давление фактов неустроенности их жизни. СМИ могут усиливать этот эффект потоком негативных информационных воздействий, обрушивающихся на головы социально–неудовлетворенных людей.
2. 2. 3. 3. Классификация средств информационно–психологического воздействия.
Интенсивное развитие средств массовой информации (СМИ) – закономерный процесс развития современного общества. СМИ являются динамично развивающейся системой, дающей не только на положительные результаты, но и негативы.
СМИ – совокупность специальных средств информации, использование которых основано на применении массового информационно–психологического и информационно–управляющего воздействия на сознание, подсознание человека и направленно на программирование его психологического состояния и социальных установок групп людей (общества).
Основными средствами информационно–психологического воздействия р, данном случае являются:
– многотиражные печатные издания (листовки, плакаты, газеты, информационные бюллетени и др.):
– стационарные и подвижные телецентры;
– многотиражная кино, видео и аудио продукция (кинопленки, видеокассеты, аудиокассеты и др.);
– стационарные и подвижные станции звуковещания;
– компьютерные телекоммуникационные сети (глобальная сеть «Интернет» и др.);
– предметы повседневного обихода широкого пользования (майки, мячи, футболки, обувь и т.п. с соответствующими информационными надписями);
– синтезаторы крупномасштабных голографических и звуковых эффектов в атмосфере.
СМИ в тоталитарном государстве манипулируют общественным мнением, что достигается препарацией информации, умалчиванием, сокрытием и даже кодированием. Формируется или консервируется некритично мыслящий конгломерат людей.
Задача СМИ для демократическог
СМИ играют основную роль среди средств информационно–психологического воздействия.
Виртуально–психологические средства – совокупность специальных информационных технологий, сопряженных с компьютером, которые позволяют создать вымышленный информационно–психологический мир я быть его активным участником. Сформированные искусственно (с помощью технических средств) психологические феномены, создающие новое качество восприятия и переживаний, образуют виртуальную реальность, где человек окунается в вымышленный (виртуальный) мир как активный участник разыгрываемых событий, имеет возможность не только наблюдать и переживать, но и действовать в нем самостоятельно.
К виртуальным средствам
Вышеперечисленные средства представляют угрозу духовности личности, заменяя деструктивными продуктами массовой психологии (эротикой, мистикой или паранаукой, распространяемыми через Интернет).
Энергоинформационные
Психоаналитические средства обеспечивают воздействие на подсознание человека терапевтическими средствами, особенно в состоянии гипноза или глубокого сна.
Нейролингвистические средства (нейролингвистическое программирование) реализуют вид психологического воздействия, изменяющий мотивацию людей путем введения в их сознание специальных лингвистических программ
Инструментом воздействия выступают в данном случае специально подобранные вербальные (словесные) и невербальные лингвистические программы, усвоение которых позволяет изменить в заданном направлении убеждения, взгляды и представления человека.
Психотронные средства осуществляют воздействие путем передачи информации через внечувственное (парапсихологическое, экстрасенсорное) восприятие.
Психотропные средства реализуют воздействие на психику людей с помощью медицинских препаратов, химических или биологических веществ.
Соматропно–психоинформационные средства включают устройства, химические составы и биологические рецептуры, вызывающие изменения в соматическом состоянии и физической активности человека и на этой основе, стимулирующие развитие астенических состояний и нужных моделей его поведения.
Приведенный выше перечень
средств информационно–
2. 2. 4. Применение средств информационного воздействия на психику человека.
2. 2. 4. 1. Способы информационно–психологического воздействия.
Известно два канала человеческого восприятия: сенсорный (осознанный) и субсенсорный (неосознанный, минуя сознание). По аналогии различаются и способы психологического воздействия на сознание и подсознание человека.
Сенсорный способ основан на приемах воздействия на мир представлений личности непосредственно, а именно путем убеждения. Здесь используется способность человека осознанно усваивать информацию, а также способность убеждать реципиента, которая с применением манипуляций становится еще более эффективной.
В основе субсенсорного способа лежит способность человека усваивать информацию, минуя сознание. Он базируется на суггестивной психотерапии (гипнотическое внушение, самовнушение и др.).
Примером субсенсорного
Манипуляционный способ основан на психологическом воздействии на человека, осуществляемом настолько искусно, что остается незамеченным им. В политике манипулирование выступает как способ применения власти, при которой обладающий ею влияет на поведение подчиненных без объяснений целей и мотивов. В этом случае манипуляция сознанием обеспечивает господство над духовным состоянием, управление путем навязывания идей, установок, мотивов, стереотипов поведения в интересах субъекта власти.
Различают следующие уровни манипуляционного воздействия:
– усиление нужных манипулятору идей, установок, мотивов, ценностей, норм, принадлежащих объекту;
– локальное изменение взглядов объекта по отношению к конкретному явлению;
– кардинальное изменение жизненных установок объекта.
На первых двух уровнях воздействия с помощью манипулирования можно добиваться достаточно быстрого эффекта. Кардинальное изменение взглядов человека требует комплексного воздействия на сознание в течение длительного времени.
Чем выше степень осведомленности человека, тем труднее манипулировать им. Отсюда объект манипулирования следует снабжать только такой информацией, которая отвечает целям психологического воздействия. Существует несколько приемов манипулирования информацией:
– информационная перегрузка, когда объекту сообщается черезмерное количество ненужной информации (абстрактные рассуждения, ненужные подробности, различные пустяки и т.п.), которое мешает объекту разобраться в истинной сути проблемы;
– дозирование информации, когда объекту сообщается только часть сведений, а остальные тщательно скрываются, что приводит к искажению картины реальности в нужную сторону;
– большая ложь, когда объекту подают максимально серьезно самую наглую и неправдоподобную ложь, которая выглядит особенно убедительно;
– смешивание фактов, когда смешиваются истинные факты со всевозможными предположениями, допущениями, гипотезами, слухами и объекту становится невозможным отличить правду от вымысла;
– выигрыш времени, когда под различными предлогами оттягивают обнародование действительно важных сведений до того момента, когда объекту будет уже поздно что–то изменить;
– скрытый удар, когда выгодную манипулятору вымышленную информацию доводят до объекта через нейтральных подставных лиц;
– своевременная ложь, когда объекту сообщается совершенно лживая информация, но чрезвычайно ожидаемая им в данный момент (потом обман раскрывается, но за это время острота ситуации спадает, либо определенный процесс принимает необратимый характер).
Информация о работе Информационное управление в социальных системах