Организация внеклассной работы по информатике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 21:06, творческая работа

Краткое описание

Классные занятия обычно проводятся с постоянным составом учащихся, по заранее определённому расписанию и носят обязательный характер. Но наряду с обязательными учебными занятиями вне рамок учебного дня в учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3
Общие вопросы организации внеклассной работы …………………... 4
Особенности внеклассной работы …………………………………….. 6
Формы внеклассной работы по информатике ………………………... 7
Некоторые виды внеклассных мероприятий по информатике ……... 8
Методика проведения внеклассных мероприятий …………………… 13
Заключение ………………………………………………………………... 18
Приложение 1. Внеклассное мероп

Вложенные файлы: 1 файл

Организация внеклассной работы по информатике.doc

— 2.92 Мб (Скачать файл)

 


 


 


 


 

 

Государственное учреждение образования

 «Могилёвский профессиональный лицей № 5»

 

 

 

 

 

Методическая

разработка

 

 

«Организация внеклассной работы

по информатике»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

преподаватель информатики

второй категории

Сорока А.В.

 

 

 

 

 

 

 

Могилев, 2010 г.

 


 

Аннотация

 

 

В данной методической разработке рассматриваются вопросы организации внеклассной работы, раскрывается ее роль в учебном процессе, и в частности, при изучении информатики,  приводится классификация форм  внеклассной работы по предмету, подробно рассматриваются некоторые виды внеклассных мероприятий по информатике. В разработке также описываются особенности внеурочных занятий по сравнению с классно-урочной формой организации обучения.

К работе прилагаются материалы, которые могут быть использованы во внеклассной работе преподавателями информатики: внеклассное мероприятие «Круговой сектор», вариант проведения Недели информатики, разнообразные кроссворды, ребусы, загадки.

Методическая разработка может быть использована преподавателями информатики при организации внеклассной работы по предмету.

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание


 

Введение …………………………………………………………………… 3

  1. Общие вопросы организации внеклассной работы …………………... 4
  2. Особенности внеклассной работы …………………………………….. 6
  3. Формы внеклассной работы по информатике ………………………... 7
  4. Некоторые виды  внеклассных мероприятий по информатике ……... 8
  5. Методика проведения внеклассных мероприятий …………………… 13

Заключение ………………………………………………………………... 18

Приложение 1. Внеклассное мероприятие «Турнир знатоков 

информатики» …………………………………………… 19

Приложение 2. Неделя информатики ……………………………….... 23

Приложение 3. Кроссворды, ребусы, загадки …………………………. 29

Использованная литература ……………………………………………... 43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Классные занятия обычно проводятся с постоянным составом учащихся, по заранее определённому расписанию и носят обязательный характер. Но наряду с обязательными учебными занятиями вне рамок учебного дня в учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными.

Понятие внеклассные указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав группы или класса, что в них по желанию могут участвовать учащиеся различных классов и групп, что они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий.

В современном образовании стандарт обучения информатике обеспечивает лишь компьютерную осведомленность учащихся, а в лучшем случае – компьютерную грамотность. Для современного человека, на наш взгляд, этого не достаточно. Расширить свою компетентность в мире компьютерных технологий, развить творческие возможности, изучить новое программное обеспечение, сформировать и повысить информационную культуру учащихся помогает внеурочная деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общие вопросы  организации внеклассной работы

Внеклассной работе всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. В методической литературе существует много определений внеклассной работы. Большинство авторов считают, что внеклассная работа – это учебно-воспитательный процесс, реализуемый во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы коллективом учителей и учеников или работников и учащихся учреждений дополнительного образования на добровольных началах, обязательно с учетом интересов всех ее участников, являясь неотъемлемой составной частью воспитательного процесса [2].

Суть внеклассной работы определяется деятельностью учащихся во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. Но эта организация проводится таким образом, что творчество и инициатива учащихся должны всегда выходить на первый план.

Внеклассная работа – это, с одной стороны, педагогическая система, обладающая целостными свойствами и закономерностями функционирования, а с другой – неотъемлемая часть системы образования. По этой причине одной из центральных проблем методики внеклассной работы всегда являлась проблема взаимосвязи урочных и внеурочных занятий как частный случай фундаментальной педагогической проблемы целостности учебно-воспитательного процесса.

 

При анализе литературных источников были выделены общие принципы внеклассной работы, которые характерны для всех школьных предметов:

- Принцип добровольности (принцип, учитывающий желание учащихся принять участие во внеклассной работе). Ученик должен выражать искреннее желание принять участие во внеклассной работе по предмету, без какого-либо на то принуждения.

- Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся (принцип учета различия направленности интересов и черт характера учеников). Он позволяет учитывать уровни развития каждого учащегося и, исходя из этого, корректировать все виды работ, проводимых с каждым учеником.

Существуют принципы внеклассной работы, характерные только для определенного предмета. Например, принцип коммуникативной активности – принцип, стимулирующий и вовлекающий учащихся в использование новых, неизвестных им материалов, познавательная ценность и занимательность которых вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень, что способствует развитию коммуникативной компетентности учащегося [4].

 

Как и в обучении любому предмету, во внеклассной работе определяющим является содержание, которое отбирается произвольно. Тематика внеклассной работы очень разнообразна. Во внеклассной работе больше, чем в любой другой, проявляется влияние личности учителя, его кругозора, интересов, теоретического и нравственного багажа. Содержание внеклассной работы подчиняется строго определенным требованиям: научности (устанавливает определенное соотношение содержания школьного предмета с содержанием науки); доступности (содержание должно соответствовать возрастным особенностям учащихся, не уходить далеко от школьной программы, стимулировать стремление к познанию, к работе с дополнительной литературой, к исследовательской деятельности); актуальности и практической значимости (связь с жизнью); занимательности (учащемуся должно быть интересно во время проведения внеклассной работы).

 

В литературе встречается множество формулировок целей и задач внеклассной работы по предмету.

Общей целью, существенной для внеклассной работы по всем предметам, является расширение и углубление знаний по предмету. Также можно отметить, что внеклассная работа ставит перед собой очень важную цель – это формирование и развитие творческой личности учащегося. Однако в рамках некоторых школьных предметов существуют характерные только для данного предмета цели.

 

Какие же цели преследует внеклассная работа по информатике? Обучающие цели:

  • организация деятельности учащихся по изучению конкретных фактов;
  • обеспечение применения знаний в разнообразных ситуациях;

-   обеспечение проверки  знаний

Развивающие цели:

- развитие мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать);

-  развитие познавательного  интереса;

- развитие творческих способностей для создания новых продуктов.

Воспитывающие цели:

  • осуществление эстетического и нравственного воспитания;
  • способствование формированию опыта нравственного поведения;
  • формирование чувства ответственности, коллективизма;
  • формирование позитивных установок для решения проблем.

 

Цели внеклассной работы по предмету требуют решения ряда задач, к которым авторы относят следующие: формирование познавательного интереса к предмету; связывание школьного предмета с жизнью; углубление и расширение содержания изучаемого предмета; развитие способностей учащихся; осуществление индивидуального подхода; профессиональная организация внеклассной работы по предмету; совершенствование умений и навыков использования источников информации. Важной задачей внеклассной работы по всем предметам является организация свободного времени учащихся. В настоящее время очень важно удлинить сроки организованного педагогического влияния, чтобы предупредить отрицательные последствия детской безнадзорности.

Однако конечные цели и задачи внеклассной работы по предмету могут быть конкретизированы и изменены учителем в соответствии со спецификой и возможностями предмета.

В задачи внеклассной работы по информатике входит:

1. Углубление знаний учащихся  теоретических основ информатики, программирования, изучение архитектуры  ЭВМ и сетей, знакомство и работа  с программным обеспечением.

2. Популяризация и знакомство  достижений в области информационных  технологий.

3. Привитие учащимся навыков  работы с компьютером и программным  обеспечением, интереса к исследовательской  работе.

4. Воспитание интереса  к чтению как обычной, так и  электронной научно-популярной литературы, формированию умений и навыков в работе с ними.

6. Работа в кабинете  информатики.

7. Профессионально-ориентационная  работа с учащимися.

 

Следует подчеркнуть, что не может быть успешной внеклассной работы без ее начала на уроке. Принцип единства урочной и внеурочной работы – важнейший  принцип организации учебно-воспитательного процесса.

Именно на уроках учитель ставит перед учащимися вопросы, которые должны стимулировать их любознательность, дать первые импульсы к чтению дополнительной литературы по предмету, вызывать стремление собственными руками осуществить то, о чем говорится в учебнике и в прочитанных книгах.

Вся внеклассная работа строится на основе принципа добровольности. Поэтому, особенно на первых порах, весьма важно найти стимулы, которые могли бы заинтересовать учащихся. Таким стимулом могут быть элементы занимательности, игры и театрализации. Они, однако, не должны представлять собой самоцель, а должны подчиняться общим задачам обучения.

 

Всякая внеклассная работа по предмету должна быть оценена. В тех случаях, когда преподаватель не ведёт учёта выполнения учащимися добровольно взятой на себя работы, получается беспорядок: учащиеся часто не доводят работу до конца или выполняют её крайне небрежно. Учёт внеклассной работы надо вести систематически. Для этого преподавателю следует завести специальную тетрадь, в которую он будет записывать поручения, данные учащимся, промежуточные сроки выполнения работы, замечания по каждому этапу работы, относящиеся к её качеству, и общую оценку работы.

Несомненно то, что внеклассная работа по предмету играет огромную роль для современной школы. Эта работа вносит вклад в развитие таких качеств личности, как инициативность, активность, творчество, способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию. Внеурочная работа объединяет учащихся в дружные коллективы, связанные общими интересами и увлечениями. Она помогает преодолевать такие отрицательные черты характера, как замкнутость, эгоизм, недисциплинированность.

Внеклассные занятия помогают преподавателю лучше узнать индивидуальные способности своих учеников, выявить среди них одарённых детей, проявляющих интерес к предмету.

 

Необходимо отметить, что с внеклассных занятий на урок приходят новые формы работы. Сочетание классной и внеклассной формы работы обогащает урок, наполняет его новым содержанием, делает более интересным для учащихся.

 

  1. Особенности внеклассной работы

По сравнению с классно-урочной формой внеклассная работа имеет ряд особенностей:

1. По своему содержанию  она строго не регламентирована  государственной программой. Однако  на внеклассных занятиях материал  предлагается в соответствии  со знаниями и умениями учащихся. Это означает, что при подборе  заданий и материала для внеклассных  занятий непосредственная связь с уровнем подготовки учащихся желательна, но не обязательна. Надо отталкиваться только от общего уровня развития учащихся.

2. Если уроки во всех  отношениях планируются на 45 минут, то внеклассные занятия в зависимости  от содержания и формы проведения могут быть рассчитаны и на 5-10 минут (занимательные переменки), и на 1,5-2 часа.

3. Если классно-урочная  форма требует постоянного состава  учащихся, объединенных в коллектив  по возрастному признаку, то для  внеклассной работы учащиеся  могут объединятся в группы, обучаясь либо в одном и том же классе, либо в разных классах; при этом группы создаются на добровольных началах. Состав учащихся, даже при наличии одной и той же формы внеклассной работы, может меняться.

4. Внеклассная работа  характеризуется многообразием форм и видов: групповые занятия, викторины, вечера, олимпиады, кружки, заочные и дистанционные формы обучения.

5. Особенностью внеклассной  работы является занимательность  предлагаемого материала либо  по содержанию, либо по форме, более свободное выражение своих чувств во время работы, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них.

Информация о работе Организация внеклассной работы по информатике