Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 18:06, дипломная работа
Требования современного общества таковы, что одним из факторов успешной социальной адаптации в нём является владение информационной культурой. Для того чтобы успеть за темпами развития технологий, необходимо постоянно работать над собой, совершенствовать свои знания и навыки. Человек должен испытывать доверие к компьютеру и психологически быть готовым к активной работе с ним. Только при таком подходе общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, способствует развитию творческих способностей каждой личности, формированию умений и навыков свободно ориентироваться в мире стремительно развивающихся информационных технологий.
ВВЕДЕНИЕ 4
I ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ 7
1.1 Понятие «самостоятельная работа» в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Классификация самостоятельных работ 11
1.3 Самостоятельная работа на уроках информатики как средство формирования учебно-информационных умений обучающихся 16
II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 24
2.1 Организация и методы исследования самостоятельной деятельности учащихся 24
2.2 Анализ результатов исследования самостоятельной деятельности учащихся 27
2.3 Организация обучения информатике 35
III МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ 46
3.1 Содержание школьного курса информатики 46
3.2 Перспективный план преподавания курса «Информатика» 52
3.3 Разработка организации самостоятельной деятельности учащихся в изучении курса информатики 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
Приложение 71
Анализируется сочетание показателей по всем трем шкалам. Варианты интерпретации на примере наиболее часто встречающихся сочетаний представлены в табл. 4.
Таблица Б.4 - Интерпретация данных
Шкала |
Интерпретация | ||
Познавательная |
Тревожность |
Гнев | |
Высокий |
Низкий, |
Низкий |
Продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению |
Средний |
Низкий, |
Низкий |
Позитивное отношение к учению |
Низкий |
Низкий, |
Низкий, средний |
Переживание |
Средний |
Низкий, |
Низкий, средний |
Диффузное эмоциональное отношение |
Средний |
Низкий, |
Высокий |
Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей |
Низкий |
Низкий, |
Высокий |
Негативное эмоциональное отношение |
Низкий |
Низкий |
Высокий |
Резко отрицательное отношение к школе и учению |
| |||
Продолжение таблицы Б.4 | |||
Высокий |
Высокий |
Высокий |
Чрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей |
Высокий |
Высокий |
Средний |
Повышенная эмоциональность |
Средний, |
Высокий |
Средний, низкий |
Школьная тревожность |
Высокий |
Средний, |
Высокий |
Позитивное отношение при фрустрированности потребностей |
Высокий, |
Высокий |
Низкий, средний |
Позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту обучения1 |
1Данный результат, как и тот, при котором показатели по всем шкалам оказываются низкими, может также свидетельствовать о нежелании отвечать, симуляции результата, а также о несерьезном отношении к работе. Поэтому подобные результаты требуют дополнительного анализа.
Приложение Г
Методика диагностики уровня творческой активности учащихся
Методика, подготовленная М.И. Рожковым, Ю.С Тюнниковым, Б.С Алишевым, Л.А. Воловичем предназначена для проведения сравнительного анализа изменений в сформированности у учащихся творческой активности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в семестр с учащимися школ, ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.
Ход проведения. Замеры осуществляются по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество. Предусмотрен также контрольный опрос, предполагающий сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осуществляемой испытуемыми.
Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника. Самооценка по критерию «чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы 41 — 44; по критерию «критичность» — на вопросы 45 — 48; по критерию «способность преобразовать структуру объекта» — на вопросы 49 — 52; по критерию «направленность на творчество» — на вопросы 53 — 56. Например, по критерию «чувство новизны» средний балл составил 1,45, а самооценка — 0,9. В этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний результат между оценкой и самооценкой.
Можно выделить три уровня творческой активности учащегося и отдельных ее аспектов: низкий — от 0 до 1; средний — от 1 до 1,5; высокий — от 1,5 до 2.
1. Опросник «Чувство новизны»
Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках):
1. Если бы я строил дом для себя, то: |
|
а) построил бы его по типовому
проекту |
0 |
2. Если мне нужно развлекать гостей, то я: |
|
а) провожу вечер, как проводят
мои родители со своими знакомыми |
0 |
3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю: |
|
а) оригинальную |
2 |
4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название: |
|
а) красивое |
1 |
5. Когда я пишу сочинение, то: |
|
а) подбираю слова как можно
проще |
0 1 |
6. Мне хочется, чтобы на уроках. |
|
а) все работали |
1 |
7. Для меня в общении самое важное: |
|
а) хорошее отношение товарищей |
0 |
8. Если бы я был поваром, то: |
|
а} стремился бы к тому, чтобы
все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны |
0 |
9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным программам, я выбрал бы: |
|
а) «Седьмое чувство» |
0 |
10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы: |
|
а) наиболее удобный маршрут |
0 |
2. Опросник «Критичность»
Согласны ли Вы со следующими высказываниями великих?
Обозначьте на карточке следующими символами Ваши ответы:
а) полностью согласен — 0;
б) не согласен — 2;
в) не готов дать оценку данному высказыванию — 1.
3. Испытание «Способность преобразовывать структуру объекта»
21—23
В каждом пункте есть пара слов, между которыми существует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами, и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа.
21. ИЗГНАНИЕ - ЗАВОЕВАТЕЛЬ
а) вор
б) обвиняемый Арест
в) судья
г) адвокат
22. ОЗЕРО - ВАННА
а) лужа Водопад
б) труба
в) вода
г) душ
23. ВУЛКАН - ЛАВА
1) источник — родник
24—27
Найдите выход из предложенных ниже ситуаций (свой ответ запишите на обороте карточки).
Для ответа на каждый из четырех вопросов
дается 30 секунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом:
отсутствие ответа — 0; тривиальный ответ
— 1; оригинальный ответ — 2.
28—30. На обороте карточки перечислите
как можно больше способов использования
каждого названного ниже предмета.
4. «Направленность на творчество»
31-40. |
Если бы у Вас был выбор, то что бы Вы предпочли? |
|
31. |
а) читать книгу |
0 |
32. |
а) выступать в роли актера |
2 |
33. |
а) рассказывать всем местные новости |
0 |
34. |
а) придумывать новые способы выполнения
работ |
2 |
35. |
а) исполнять указания |
0 |
36. |
а) играть в игры, где каждый действует
сам за себя |
2 |
37. |
а) смотреть интересный фильм дома |
1 |
38. |
а) размышлять, как улучшить мир |
2 |
39. |
а) петь в хоре |
0 |
40. |
а) отдыхать на самом лучшем курорте |
0 |
5. Самооценка (контрольный опрос)
Да — 2; трудно сказать — 1; нет — 0.
43. Буду участвовать в том
деле, которое для меня ново.
44. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
45. В основном стараюсь обо всем иметь
свое мнение.
Фамилия ______________________ Группа _____________
Дата заполнения ________________
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
51 |
52 |
53 |
54 |
55 |
56 |
Информация о работе Организация самостоятельной деятельности учащихся при обучении информатике