Разработка автоматизированного рабочего места библиотекаря

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2015 в 18:44, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка автоматизированного рабочего места библиотекаря на примере центральной межпоселенческой библиотеки Змеиногорского района.
В первой главе дипломной работы подробно рассматривается предметная область, дается характеристика организации, проводится анализ исторических аспектов и нормативно-правовой базы работы библиотеки.
Во второй главе дипломной работы производится проектирование автоматизированного рабочего места библиотекаря, приводятся требования к разрабатываемой системе, описываются алгоритмы функционирования разрабатываемой системы.
В третьей главе приводится расчет экономической эффективности проекта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6
1.1 История библиотеки 6
1.2 Правовые аспекты функционирования библиотеки 16
1.3 Решение проблемы возврата книг читателями 22
1.4 Общая характеристика межпоселенческой библиотеки Змеиногорского района 24
2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 26
2.1 Модель деятельности библиотеки 26
2.2 Модель процесса проектирования 29
2.3 Описание процесса деятельности 34
2.4 Функции разрабатываемой информационной системы 46
2.5 Информационное обеспечение 47
2.5 Функциональные подсистемы 56
2.5.1 Подсистема обеспечения безопасности 56
2.5.2 Подсистема ведения базы данных 60
2.5.3 Подсистема поиска информации 66
2.5.4 Подсистема формирования отчетов 68
2.6 Обеспечивающие подсистемы 71
2.6.1 Техническое обеспечение 71
2.6.2 Программное обеспечение 72
2.6.3 Лингвистическое обеспечение 74
3 РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ А 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 85
ПРИЛОЖЕНИЕ В 102
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 111
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 121

Вложенные файлы: 1 файл

diplom.doc

— 2.02 Мб (Скачать файл)

С открытием библиотеки в районе начался  новый этап ее развития! 

 Вторая  половина 50-х, 60 – 70 –  е годы период наиболее динамичного  развития библиотек, время, когда  необыкновенно возрос  их авторитет  среди читающей публики.

Главным ориентиром в работе библиотек Алтайского края были постановления Совета Министров РСФСР «О мерах по укреплению районных и сельских библиотек», принятые в 1947 и 1951 годах. Они поставили задачи укрепления сети библиотек, улучшения библиотечного обслуживания райцентров и сел, вовлечения в число читателей рабочих, колхозников, сельской интеллигенции. Усиленно занимались вопросами библиотечного обслуживании сельского населения. Но надо прямо сказать, что развитие передвижной работы, книгоношества, организация подворных обходов с целью привлечения к чтению наибольшего числа грамотных жителей требовали от библиотекарей, если не героических усилий, то, во всяком случае, большого энтузиазма. Общественный транспорт был развит слабо, во многие деревни не было благоустроенных дорог. Что оставалось? Летом – велосипед, зимой – санки. Нагрузившись книгами, отправлялись библиотекари в отдаленные села.

«… Значительно увеличить массовую работу в передвижках. До конца года провести в каждой передвижке не менее одного коллективного обсуждения книги, лучше сельскохозяйственной.

       К концу 1957 года иметь списки семей по всем населенным пунктам, обслуживаемыми передвижками районной библиотеки. Привлечь к этому делу самих  передвижников» (выписка из книги выводов и предложений областных методистов от 31 марта 1957 года.)

На основе списков семей  появилось картотеки семей. Стал составляться план библиотечного обслуживания. Первый план библиотечного обслуживания был составлен и отправлен в областную библиотеку до 5 июля 1958 года.

В конце 50-х годов в библиотеке не было открытого доступа к фондам. Существовали ящики свободного выбора литературы.  На абонементе районной библиотеки открытый доступ к книжным фондам введен с 20 ноября 1959 года, в читальном зале с 10 сентября 1959 года. Открытый доступ   к книжным фондам введен согласно установленного плана размещения стеллажей и другого библиотечного оборудования. В работе использовалась брошюра «За открытый доступ к книжным фондам». В читальном зале формируется справочно – библиографический аппарат. Заводятся книги учета справок, выполняемых библиотекой. В фонд справочного аппарата взяты  Ленинские сборники  из фонда хранения. В 1958 году формуляры читального зала хранятся отдельно от формуляров читателей абонемента. Учет читателей и книговыдач тоже ведется отдельно. В 1967 году в читальном зале справочная литература выделяется отдельно.

Основным лозунгом работы библиотеки к концу 50-х годов – было доведение книги до каждой семьи с целью значительного улучшения работы  по организации библиотечного обслуживания. Методисты краевой библиотеки особое внимание уделяли этой теме. Районной библиотеке давались рекомендации. Это делалось для того, чтобы люди читали, были в курсе политических событий своей страны, расширяли кругозор. Жизнь менялась, менялись и потребности людей. Итогом такой работы стало повышение культуры населения.

Большое значение для развития библиотеки в соответствии с новыми историческими задачами имело постановление ЦК КПСС «О  состоянии и мерах улучшения библиотечного дела в стране» (сентябрь 1959 года), наметившее развернутую программу библиотечного строительства. В это время библиотеки улучшали работу, превращались в «действительные центры массовой пропаганды политических, общеобразовательных, научно – технических, сельскохозяйственных и профессиональных знаний, в опорные пункты партийных организаций по коммунистическому воспитанию трудящихся. Постановление призывало библиотечных работников более полно использовать книгу в совершенствовании и формировании эстетических вкусов рабочих, колхозников и интеллигенции, помогать трудящимся овладевать новейшими достижениями науки, техники, передовыми методами труда. Большое внимание обращалось на улучшение снабжения библиотек произведениями печати, обеспечением профильного комплектования. В это время работники библиотеки сами прорабатывали тематические планы комплектования, такие как «Колос», «Политиздат», «Советский писатель». На  первое место начинает выходить пропаганда библиографических знаний.

В течение года составлялись тематические картотеки, которые приурочивались к определенным датам. Например, «Моральный кодекс строителей коммунизма», «К 40-летию Великой Октябрьской Социалистической революции», «Шестой Всемирный фестиваль молодежи в Москве», «Наш район в шестой пятилетке».

В начале 60-х годов появляются новые формы работы: например, отчет библиотеки перед населением, появляется актив библиотеки из числа интеллигенции. На собрании заслушивался отчет библиотечного совета, и каждый год переизбирался новый актив. В конце 60-х в районной библиотеке появилась генеральная систематическая картотека журнальных и газетных статей.

70-е годы – накал  библиотечной  работы, самый активный период  деятельности библиотеки. Каждый  год активизировалась работа  с читателями. Библиотека тесно  сотрудничает с краевой библиотекой, организуются встречи с писателями и поэтами.

Трудными годами для библиотеки стали 90-е годы, когда средств на пополнение библиотечного фонда не хватало, а время требовало срочного обновления книжного фонда.

В 2010 году после объединения г. Змеиногорска и Змеиногорского района библиотека приобрела статус межпоселенческой библиотеки.

 

 

1.2 Правовые аспекты функционирования библиотеки

 

Федеральному закону «О библиотечном деле» вводит следующие понятия:

- библиотека - информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации;

- общедоступная библиотека - библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии;

- библиотечное дело - отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек;

- документ - материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования;

- пользователь библиотеки - физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки;

- централизованная библиотечная система - добровольное объединение библиотек в структурно-целостное образование.

Библиотеки могут быть учреждены органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

В соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются следующие основные виды библиотек:

1) государственные библиотеки, учрежденные  органами государственной власти, в том числе:

- федеральные библиотеки;

- библиотеки субъектов Российской Федерации;

- библиотеки министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

2) муниципальные библиотеки, учрежденные  органами местного самоуправления;

3) библиотеки Российской академии  наук, других академий, научно-исследовательских  институтов, образовательных учреждений;

4) библиотеки предприятий, учреждений, организаций;

5) библиотеки общественных объединений;

6) частные библиотеки;

7) библиотеки, учрежденные иностранными  юридическими и физическими лицами, а также международными организациями  в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание на территории Российской Федерации.

Право граждан на библиотечное обслуживание обеспечивается:

- созданием государственной и муниципальной сети общедоступных библиотек, бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания;

- многообразием видов библиотек, государственным протекционизмом в деле создания юридическими и физическими лицами библиотек независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, специализации и масштабов деятельности.

Права граждан в области библиотечного обслуживания приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных объединений, религиозных и других организаций.

Все пользователи библиотек имеют право доступа в библиотеки и право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами.

Порядок доступа к фондам библиотек, перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками устанавливаются в соответствии с уставами библиотек, законодательством об охране государственной тайны и законодательством об обеспечении сохранности культурного достояния народов Российской Федерации.

Пользователь библиотеки имеет право бесплатно получать в любой библиотеке информацию о наличии в библиотечных фондах конкретного документа.

В общедоступных библиотеках граждане имеют право:

1) стать пользователями библиотек по предъявлению документов, удостоверяющих их личность, а несовершеннолетние в возрасте до 16 лет - документов, удостоверяющих личность их законных представителей;

 

2) бесплатно получать полную  информацию о составе библиотечных  фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;

3) бесплатно получать консультационную  помощь в поиске и выборе  источников информации;

4) бесплатно получать во временное  пользование любой документ из  библиотечных фондов;

5) получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек;

6) пользоваться другими видами  услуг, в том числе платными, перечень  которых определяется правилами  пользования библиотекой.

В государственных и муниципальных библиотеках пользователи библиотек имеют право на обслуживание и получение документов на русском языке как государственном языке Российской Федерации, а в республиках Российской Федерации также и на государственном языке данной республики Российской Федерации.

Пользователи библиотек обязаны соблюдать правила пользования библиотеками.

Пользователи библиотек, нарушившие правила пользования библиотеками и причинившие библиотекам ущерб, компенсируют его в размере, установленном правилами пользования библиотеками, а также несут иную ответственность в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Государственные и муниципальные библиотеки, централизованные библиотечные системы получают статус юридического лица с момента их регистрации в порядке, установленном действующим законодательством. *11.1)

В своей деятельности библиотеки обеспечивают реализацию прав граждан, установленных настоящим Федеральным законом. Библиотеки обслуживают пользователей библиотек в соответствии со своими уставами, правилами пользования библиотеками и действующим законодательством.

     Не допускаются государственная  или иная цензура, ограничивающая  право пользователей библиотек  на свободный доступ к библиотечным  фондам, а также использование  сведений о пользователях библиотек, читательских запросах, за исключением случаев, когда эти сведения используются для научных целей и организации библиотечного обслуживания.

Библиотеки, находящиеся на полном или частичном бюджетном финансировании, должны в своей деятельности отражать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие.

Библиотеки (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), которые имеют в своих фондах особо значимые издания и коллекции, отнесенные к памятникам истории и культуры, обеспечивают их сохранность и несут ответственность за их своевременный учет в сводных каталогах, за регистрацию их как части культурного достояния народов Российской Федерации, а также за их включением в автоматизированные базы данных в рамках федеральных программ сохранения и развития культуры.

Библиотеки обязаны отчитываться перед их учредителями и органами государственной статистики в порядке, предусмотренном действующим законодательством и учредительными документами библиотек.

Государственные библиотеки по требованию пользователей обязаны предоставлять им информацию о своей деятельности по формированию и использованию фондов.

Библиотеки имеют право:

1) самостоятельно определять содержание  и конкретные формы своей деятельности  в соответствии с целями и  задачами, указанными в их уставах;

2) утверждать по согласованию  с учредителями правила пользования  библиотеками;

3) определять сумму залога при  предоставлении редких и ценных  изданий, а также в других случаях, определенных правилами пользования  библиотеками;

4) определять в соответствии с правилами пользования библиотеками виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотек;

5) осуществлять хозяйственную деятельность  в целях расширения перечня  предоставляемых пользователям  библиотек услуг и социально-творческого  развития библиотек при условии, что это не наносит ущерба их основной деятельности;

6) определять условия использования  библиотечных фондов на основе  договоров с юридическими и  физическими лицами;

7) образовывать в порядке, установленном  действующим законодательством, библиотечные объединения;

8) участвовать на конкурсной  или иной основе в реализации  федеральных и региональных программ  развития библиотечного дела;

9) осуществлять в установленном  порядке сотрудничество с библиотеками  и иными учреждениями и организациями иностранных государств, в том числе вести международный книгообмен, вступать в установленном порядке в международные организации, участвовать в реализации международных библиотечных и иных программ;

Информация о работе Разработка автоматизированного рабочего места библиотекаря