Курс лекций по дисциплине "Художественное творчество"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 21:19, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Художественное творчество".

Содержание

Введение 2
Раздел I Творчество как объект психологии 4
Общая характеристика творчества. 4
Психология творческой личности. 10
Раздел II. Художественное творчество 18
Художественный образ 18
Роль воображения в художественном творчестве 24
Этапы художественного творчества. 31
Психология вдохновения 35
Раздел III. Психология искусства. 41
Понятие об искусстве 42
Язык искусства 49
Особенности художественного восприятия. 60
Раздел IV Развитие творческой активности личности. 66
Развитие детского творчества. 66
Тренинг творческого воображения. 68
Литература 75

Вложенные файлы: 1 файл

Психология художественного творчества.doc

— 673.50 Кб (Скачать файл)

В марксистской философии происхождение искусства связывают с потребностями общества, исходя из этой теории, следует, видимо, признать, что искусство возникло только вследствие того, что в нем нуждались как общество в целом, так и отдельные люди. Несомненно, искусство имеет огромную социальную значимость, играет важную роль в формировании человеческой личности, прививая человеку идеалы, распространенные в данном обществе. Искусство так же удовлетворяет важные социальные потребности личности, в том числе потребность в получении социально значимой информации. Все это имеет отношение, главным образом, к «потребителям» искусства: зрителям, слушателям, читателям и т.д. Художник же, в порыве вдохновения создающий произведение искусства, как правило, мало задумывается о необходимости удовлетворения запросов общества. В то время как общество, стремящееся подчинить искусство своим сиюминутным потребностям, только препятствует свободному развитию творчества и способствует распространению того самого квазиискусства, о котором говорилось выше. Художник, воспитанный в определенной социальной среде, несомненно, следует нормам и требованиям социума, но запросы общества воздействуют на художника опосредованно, через процессы социализации и определяют не само творчество, а его направленность.

Мы попытаемся подойти к решению проблемы происхождения искусства с позиций психологической науки. Во-первых, искусство, как любая человеческая деятельность связана с процессом удовлетворения потребностей, в той или  иной степени осознанных. Значит, первым вопросом, на который нам следует ответить, будет вопрос о том, какие потребности побуждают человека заниматься искусством. В большинстве работ по философии и психологии искусства этот вопрос ставится несколько по-иному: какие потребности человека удовлетворяет искусство. Подобная постановка вопроса имеет отношение в большей степени к процессу восприятия искусства (психологические основы его достаточно хорошо освещены в литературе), а не к процессу художественного творчества. Но вряд ли будет правомерно считать, что искусство возникло только как ответ на эстетические запросы масс, поэтому вопрос о потребностях остается открытым.

Во-вторых, с точки зрения психологии, такое явление как искусство тесно связано с эмоциональной сферой, что особо подчеркивает Л.С. Выготский. Эмоциональный подъем, для характеристики которого часто используется понятие «экстаз»,  как мы уже отмечали, считается характерной особенностью искусства. Одним из значений понятия «экстаз» является «состояние крайней степени восторга», что относит состояние экстаза к наиболее ярким и сильным положительным эмоциям. С другой стороны, в эмоциональной сфере выделяют особую группу эмоциональных состояний – эстетические чувства (наслаждение прекрасным, удовольствие от гармонии и т.д.), которые тоже относятся к положительным эмоциям. Они благотворно влияют на психологическое состояние человека, который стремится переживать их как можно чаще (как, впрочем, и любые положительные эмоции). Отсутствие же эстетических переживаний обедняет эмоциональную жизнь людей, вызывает у них чувство неудовлетворенности, ощущение, что в жизни недостает чего-то очень важного. Отсутствие одного из видов положительных эмоций, например радости творчества, отрицательно сказывается на общем настроении человека, влияет на формирования характера. Человек становится мрачным, угрюмым, раздражительным, теряет «вкус к жизни».

Ощущение высочайшего эмоционального подъема, который переживает художник в момент творчества, побуждает его вновь и вновь стремится к этому. Чувство предвкушения наслаждения, внутреннего трепета перед чистым холстом, натянутым на подрамник, чистым листом бумаги знакомы каждому художнику. Эстетические чувства, переживаемые реципиентом, возникают не только как результат восприятия красоты и гармонии (в произведениях искусства иногда трудно бывает найти и то и другое, например, в картинах С. Дали, П. Брейгеля, П. Пикассо), но и как отражение сильных эмоций переживаемых художником в момент творчества и воплощенных им в произведении искусства.

Л.С. Выготский считает, что искусство всегда являлось важным средством выживания человека, так как оно способствует разрядке эмоциональной напряженности через эстетическое переживание. Переживая сильные эмоции, отраженные художником в произведении искусства, человек восстанавливает свое душевное равновесие. Один из искусствоведов прошлого Шеррингтон сравнивал нервную систему с воронкой, которая обращена широким отверстием к миру, а узким отверстием – к действиям.  «Мир вливается в человека через широкое отверстие воронки тысячью зовов, влечений, раздражений; ничтожная часть их осуществляется. Неосуществившаяся часть жизни должна быть так или иначе изжита». (12; 310)  Л.С. Выготский говорит, что в таких условиях необходимо привести человеческое сознание в равновесие со средой, «открыть клапан в котле, в котором давление пара превышает сопротивление его тела». (12; 130)

Таким образом, и художника, и реципиента объединяет общая потребность, которую удовлетворяет искусство. Эта потребность - снятие эмоциональной напряженности, избавление от внутренних противоречий, душевного разлада. Произведение искусства и в момент его создания, и в момент его восприятия играет роль своеобразного электрического разряда, вспышки молнии, вносящих в душную атмосферу обыденности свежесть первой весенней грозы, снимающего  накопившееся напряжение и несущего эмоциональную разрядку.

Искусство делает возможным сопереживание, «соучастие» в чувствах художника, тем самым, обогащая эмоциональный опыт зрителей, слушателей и читателей. Произведения искусства передают чувства художника в наиболее близкой и понятной всем людям знаковой форме – в форме образов. Наглядно-образное мышление один из древнейших видов мышления, возникший в ту отдаленную эпоху, к которой относят и зарождение искусства. Вероятно, именно искусство (наскальная живопись, танцы-пантомима, зачатки музыки и т.д.) наряду с речью и было тем средством, с помощью которого человек передавал свои мысли образы. Потребность в таком средстве, которое дополняло несовершенный еще язык, могло быть одной из причин  возникновения искусства. Причин этих, несомненно, было несколько, о чем свидетельствуют те многочисленные функции, которые выполняет искусство в обществе.

 

 

Функции искусства

 

Полифункциональность искусства, то влияние, которое оно оказывает практически на все сферы жизни общества, обуславливает наличие в литературе множества подходов к выделению функций искусства. Д.Л. Леонтьев во «Введении в психологию искусства» разделяет эти функции на два вида: 1) неспецифические функции, то есть связанные с потребностями, которые могут удовлетворяться в рамках других видов деятельности и не имеющие отношения непосредственно к сущности искусства (например, функция познания или психотерапевтическая функция); 2) специфические функции связаны непосредственно с сущностью искусства, и выполнять их может только оно. Неспецифические функции отличаются большим разнообразием и, хотя не являются исключительно прерогативой искусства, имеют важное социальное значение. Их подробно рассматривает Ю.Б. Борев. (8) Наиболее важными из них являются: общественно-преобразующая, познавательная, прогностическая, психотерапевтическая, компенсаторная и коммуникативная.

Общественно-преобразующая функция. «Сам процесс творчества в искусстве есть определенное преобразование с помощью воображения впечатлений, фактов, почерпнутых из действительности. Автор перерабатывает жизненный материал в образы, строя новую реальность – художественный мир». (8; 121) Искусство обладает огромной силой идейного и эмоционального воздействия на человека, формируя и преобразуя его сознание, взгляды, убеждения. Понятие творчества в искусстве имеет отношение не только к изменению действительности, но и к изменению самого человека, творящего и воспринимающего произведения искусства. Преобразующая деятельность искусства всегда имеет социальную направленность, так как любое его произведение отражает идеи и настроения, имеющие социальную значимость (даже, если художник и не ставит сознательно такой цели)

В любую историческую эпоху искусство играет важную роль в формировании идеала личности. Ю.Б. Борев подчеркивает: «Между типом художественного сознания эпохи, идеалом, который выражает искусство, и типом личности существует прямая зависимость. Древнегреческое искусство во многом определило характер грека и тип его отношения к миру, его взгляды и идеалы» (8; 122) С другой стороны, искусство любой исторической эпохи – это своеобразное зеркало, в котором отражается ее психологическое своеобразие. Шкуратов В.В. отмечает, что «кристаллизация в произведениях искусства невербализуемых моментов психики человека» позволяет рассматривать художественные произведения как уникальные «застывшие кусочки эпохи» (8; 343)

Познавательная функция. Отношение к познавательным возможностям искусства в истории науки было различным. Платон, например, считал искусство самой низшей формой постижения идеи. Так же оценивал познавательные возможности искусства и Гегель, ставивший на первое место среди способов познания мира философию и религию. Но позднее мыслители начали менее скептически относиться к искусству. Действительно, искусство познает мир довольно специфическими способами, отличными от научных. Но, являясь формой интуитивно-эмоционального, образного познания, может отражать стороны действительности труднодоступные науке. Научный закон в его сухой и точной формулировке не отражает, да и не может отражать всей полноты явления.  «В формулу воды не вошли ни прелестное журчание ручья, которое напоминает голос любимой, ни переливы волн, ни лунная дорожка на поверхности моря, ни бушующий девятый вал, который мы видим на картине И.К. Айвазовского и в котором живет мощь стихии» (8; 123)

Разные виды искусства используют разные средства познания и отражения мира: в живописи – изобразительные средства (цвет, штрих, линия), в архитектуре и танце – выразительные (геометрические формы, движения), в скульптуре – пластические и т.д. С помощью этих средств искусство помогает нам понять сущность явления. В отличие от науки познавательные средства искусства доступны и понятны каждому. Богословы средневековой Европы считали искусство Библией для неграмотных. Так богослов IV века Нил Синтаит требовал, чтобы в каждом храме были изображения святых, «дабы те кто не знает грамоты и не может читать священное писание, вспоминали, созерцая картины, о прекрасных поступках тех, кто верно служил истинному Богу, чтобы в них возбуждалось стремление подражать этим поступкам». (40; 13)

Прогностическая функция. Эту функцию Ю.Б. Борев называет «кассандровским началом в искусстве» по имени легендарной древнегреческой прорицательницы Кассандры, предсказавшей гибель Трои. То, что настоящее искусство способно  предвосхищать, прогнозировать будущее, было замечено давно. Причина этого, видимо, кроется в специфике отражения мира искусством. Если обычное логическое мышление опирается на процесс обобщения повторяющихся фактов, то творческий акт, как мы уже говорили, во многом основан на интуитивном мышлении, подсознательных психических процессах. Подсознание и интуитивное мышление делают возможным предвидение будущего. Предвидение это, являясь результатом напряженной, хоть и не осознанной, мыслительной деятельности, субъективно переживается как озарение, акт «ясновидения».

Коммуникативная функция. Признание искусства одной из форм массового общения характерно для представителей различных областей знания: эстетики, культурологии, философии, искусствоведения и др. С точки зрения психологии искусство можно рассматривать как особую знаковую систему, не только способную передавать информацию, но и обобщающую индивидуальный и социальный опыт. Как всякая знаковая система, искусство условно, и значения его символов носят социальный, национально-культурный и конкретно-исторический характер. Но все же язык искусства менее отвлеченный и абстрактный, поэтому образы искусства понятны людям любой эпохи и национальности.

Психотерапевтическая функция. Еще древнегреческие философы-пифагорейцы считали, что искусство очищает человека, заставляя его переживать сильные чувства. Аристотель ввел понятие катарсиса – состояния очищения, снятие внутреннего напряжения посредством сопереживания героям произведения искусства.

Психотерапевтическая функция выражается также в компенсаторном значении искусства. Искусство предлагает человеку особую форму удовлетворения его потребностей. Предлагая человеку иллюзию, оно, тем самым, поддерживает душевное равновесие человека. Соприкасаясь с искусством, человек может испытывать те чувства, которых ему не хватает в реальности, переживать события, которые никогда не случались, и, возможно, никогда не случатся в его жизни. Нельзя забывать и о том, что искусство может просто доставлять удовольствие, развлекать, то есть нести человеку положительные эмоции, которых ему часто так не хватает в жизни, и, тем самым, улучшать его психическое состояние.

Следует также выделить развивающую или преобразующую функцию искусства, которая заключается в «обогащении мировосприятия людей через усвоение и переживание разных взглядов на одни и те же явления действительности в произведениях разных авторов». (29; 41.)

Перечисленные выше функции искусства имеют важное значение, но не являются его специфическими функциями. Д.Л. Леонтьев считает, что специфической, сущностной функцией искусства является раскрытие смыслов тех или иных сторон действительности, так как, отражая жизнь, искусство преломляет образ мира через личность творца. Образы значимых объектов в искусстве преобразуются в зависимости от личностных смыслов авторов. «В процессе художественного восприятия происходит как бы обратное движение: от изображения мира к миру через видение мира автором. Первый шаг – увидеть за изображением мира образ мира конкретного человека и принять по отношению к нему понимающе-диалогическую позицию – делает возможным дальнейшее движение от образа мира к самому миру, постижение новых граней личностно-смысловой логики и онтологии отношений человека с миром.» (29; 21.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Язык искусства

 

 «Только искусство позволяет нам

сказать даже то, чего мы не знаем».

                            (Габриэль Лауб)

 

 

Искусство как общение

 

Как мы уже отмечали, искусство выполняет коммуникативную функцию, то есть активно играет роль средства общения. Наличие у искусства коммуникативной функции обусловлено, с одной стороны, потребностью людей в обмене особого рода информацией, носящий эмоционально-образный, индивидуально-личностный характер. Произведения искусства служат для сохранения и передачи специфического опыта человеческой жизнедеятельности, который не сводим к познавательной информации. Это опыт осмысления одних и тех же вещей, с разных точек зрения, исходя из разных смысловых перспектив, позволяющий по-новому увидеть то, что, казалось бы, давно известно, привычно и очевидно.

В психологии общения выделяют два вида средств коммуникации: вербальные (речевые) и невербальные (неречевые). К невербальным средствам относят, преимущественно, жесты, мимику, пантомимику, экстра- и паралингвистические особенности речи (интонацию, громкость, паузы и т.д.) В массовом общении используются также средства массовой коммуникации, например, слухи, сплетни и, конечно, средства массовой информации (радио, телевидение, газеты, Интернет). На первый взгляд кажется, что главную роль в процессе обмена информацией играют вербальные средства, основанные на использовании общепринятого, формального языка. Но ученые доказали, что значительно больший объем информации (60-80%) мы получаем и передаем с помощью невербальных средств, которые не только дополняют речь, но и могут полностью изменить значение речевого высказывания.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Художественное творчество"