Лекции по "Первобытному искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 16:51, курс лекций

Краткое описание

Таким образом, если раньше палеолитические люди считались примитивными и телесно и умственно, то теперь ученые доказывают их гениальность. На самом деле же не было ни того, ни другого и уровень развития доисторического человека был естественным для этого этапа его развития. Палеолитический человек – это Homo sapiens в полном смысле слова – человек разумный, мыслящий, рисующий, с определенными эстетическими и мифологическими воззрениями, но в то же время у него еще нет ни производительного хозяйства, ни гончарного производства, всего того, что позволит нам говорить о неолитической «революции».

Содержание

Тема 1 Эволюция человека и первобытное общество
Тема 2 История открытия памятников первобытного искусства

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по первобытному искусству.doc

— 609.00 Кб (Скачать файл)

      В начале 60-х годов,  уже после открытия росписей  в Каповой пещере, археологическим  изучением этого карстового района  занимался О.Н. Бадер.   В Игнатиевской пещере  он провел раскопки во Входном гроте и нашел кремневые изделия и кости животных, обитавших на этой территории более 10  тысяч лет назад. Но открытие древних изображений произошло в   1980 г. и связано, в первую очередь, с именем  В.Т. Петрина. 

   Помимо  этого в 2006 г. в ходе предварительного обследования пещеры «Козья» в Челябинской области были обнаружены фрагменты изображений, выгравированные на камне. Сравнительный анализ и данные палеозоологии позволили предварительно датировать находку поздним палеолитом. Если предположение подтвердится, то это будет первая находка, выполненная в технике гравировки, обнаруженная в России.

   Проблема  датировки и принадлежности некоторых  памятников Евразии к палеолитическому  искусству стоит достаточно остро.  На наличие памятников древнего  каменного века претендуют многие страны. Так, длительное время идет дискуссия о том, палеолитические ли, или нет произведения искусства, найденные на территории Австрии.

   Несмотря  на столь неравномерную локализацию  памятников монументального искусства,  мы можем утверждать, что в той или иной степени, но  оно распространено по всей территории Евразийского континента.

   Кроме  Евразии подобные рисунки находят  в Африке (грот Апполо 11, Львиная  Пещера), Центральной Америке, в  Австралии (Бредшоу, Арнхемленд) где были найдены палеолитические рисунки, изображающие фигуры людей в движении, отпечатки рук, кенгуру, датированные 17 и 12 тыс. лет назад соответственно, а в Тасмании – 31 тыс. лет назад. В Бразилии, близ деревни Сан Раймунду Нонату, на открытом пространстве были обнаружены многочисленные живописные и графические антропоморфные изображения древнекаменного века. Сегодня мы знаем, что все континенты, кроме Антарктиды, охвачены палеолитическим искусством.

   Первые  палеолитические рисунки были  обнаружены в Европе еще 120 лет тому назад, когда самое древнее известное ученым искусство было кельтское и древнеегипетское.  Следствием этого стал тот факт, что долгое время палеолитическое  изобразительное творчество не было признано в научных кругах и прошло немалое количество времени, прежде чем оно получило право на существование. Тем не менее, после признания живописи древнекаменного века ее изучение пережило подлинную «пещерную лихорадку».

   Начиная с конца XIX и начала XX веков, ученые открывали и исследовали расписанные пещеры преимущественно в Европе,  что послужило основанием  считать данное искусство уникальным. Большинство находок было сделано во Франции и Испании, поэтому и была выдвинута идея о «крайнем Западе», Франко-Кантабрии, как уникальном явлении в художественной истории далекого прошлого. Один из самых первых исследователей творчества палеолитического человека – аббат Анри Брейль писал об этом в своей работе: «Когда в Дордони и Верхних Пиренеях расцветает восхитительное настенное искусство в пещерах, племена, жившие на юго-западных берегах Атлантики и Средиземноморья, не проявляют никаких видимых способностей; основание этому, мне кажется, возникло из разной пищи: тогда как их братья … занимались больше охотой на мамонтов, носорогов,  «охота» на съедобных улиток и сбор морских ракушек… были достаточны для прибрежных семей, и это не питало их воображения, не обогащало их память динамическими впечатлениями, глубокими и прочными, необходимыми для рождения искусства».

   Во Франко-Кантабрийском  регионе находится более 300 украшенных пещер с художественными росписями. Границу данной художественной области исследователи проводили в 1200 километрах от Пиренеев, а за  ней  ни о каком искусстве речи не велось. Некоторые ученые, уже в середине ХХ века, крайне удивлялись «совершенно странному» наличию пещерных изображений даже на юге Италии, поскольку  эта область выходила за границы очерченного ими культурного круга.

   Однако со временем границы  пришлось сильно раздвинуть. Открытия  пещер с росписями в Италии  приобрели серийный характер,  как только поиском систематически занялись итальянские палеонтологи. Обнаружили подобные пещеры и в Португалии, и на территории Турции, что дало начало версии о западных «художественных» и восточных «нехудожественных» расах. Тем не менее, и она вскоре оказалась несостоятельной.

   В 1934 г. С.Н. Замятин  выявил резные гравировки в  гроте Мгвимеви в Западной  Грузии. В 1959 г. пещерные росписи  были открыты на западных склонах  Уральского хребта, в Каповой пещере. Несмотря на крайнюю отдаленность Урала от Франко-Кантабрийского региона по всем основным признакам (топографическое размещение фигур, анималистические сюжеты, техника исполнения) изображения родственны франко-испанским. Понятно, что наскальные произведения Франко-Кантабрии наиболее изучены, но большую ценность имеют также художественные комплексы Чехии и Словакии, Австрии, Германии, Швейцарии. 

   Существует  мнение, что первоначальное формирование  культурных традиций (в живописи) было связано с их обособленным  существованием в  относительно замкнутых человеческих коллективах,  где они возникали и затем передавались из поколения в поколение.  Изначально эти коллективы являлись  носителями  разных «художественных школ»,  но взаимодействие различных общностей приводят к взаимовлиянию и взаимопроникновению  их культур.  На  этой  почве  формируются «конгломератные» культурные традиции,  которые впоследствии перерастают в смешанные.  Это может объяснить,  почему рисунки на всей территории Евразии несут в себе общие черты,  в то же время, имея некоторые региональные  отличия  (Франко-Кантабрия, Восточная Европа, Южный Урал).

   Общие черты в  искусстве разных евразийских  регионов достаточно заметны.  Например, топография уральской  Каповой пещеры почти полностью  повторяет топографию французских и испанских палеолитических святилищ. Также как в большинстве франко-кантабрийских пещер здесь нет культурных слоев. Размеры изображений и их расположение на стенах пещеры также вполне соответствуют тому, что мы знаем о древнейшей живописи Европы. Мало характерна для палеолитического искусства Запада только силуэтность самих фигур.

   О единстве исторического  процесса во всей Евразии можно  судить и на основании широкого  распространения особых изобразительно-символических  форм, например, резных «жезлов начальника», которые находят от Испании до Закавказья и Енисея, или гравированных дисков - от Франко-Кантабрии до Прибайкалья, а также статуэток женщин – «палеолитических «Венер».

    По  сути, в этих совпадениях нет  ничего удивительного. Многое  объясняется единством условий жизни и технического склада первобытного человека. Охотники, например, всюду рисовали зверей. В распоряжении палеолитических людей на всей территории Евразии были приблизительно одни и те же краски, сходные орудия, которыми они процарапывали на стенах пещер живописные рельефы.

       Но почему же  палеолитические рисунки распространены  так неравномерно? В первую очередь  мы может сослаться на тот  факт, что сами пещеры на Евразийском  континенте тоже расположены  неравномерно. Кроме того, учитывая их различную стратиграфию, вполне вероятно, что живопись, расположенная во входных частях пещер могла просто не сохраниться под воздействием агрессивной окружающей среды. В пещерах с открытым входом на первых десятках и сотнях метров стен конденсация воздуха, образующая углекислые растворы, в совокупности с другими физико-химическими факторами разъедает их поверхности, и могла уничтожить нанесенные на них изображения.

      Палеолитические  рисунки настолько подвержены  разрушительному влиянию извне, что даже частые посещения туристических групп сказываются на них губительно. Например, в случае с Ляско это влияние оказалось настолько значительным, что в 1963 г. правительство Франции выкупило пещеру и в течение 14 лет в ней шли реставрационно-консервационные работы. Сейчас попасть в Ляско может только специалист и только по предварительной заявке. Такая хрупкость первобытной живописи обусловлена тем, что она выполнена при помощи краски, которая разрушается достаточно быстро, особенно в сравнении с гравировками. В 1973 г. Альтамиру посетило 177 тыс. человек (т.е. около 500 человек в день!), что также не могло не сказаться на ее сохранности. В 1977 г. пещеру для посещений закрыли: было установлено, что огромный туристический поток самым пагубным образом влияет на климат внутри пещеры. Изменение влажности и содержания углекислого газа приводило к деградации пигментов росписей.  Поэтому неудивителен тот факт, что за несколько десятков тысяч лет  рисунки в тех пещерах, микроклимат которых был менее благоприятен, разрушились окончательно, не оставив каких-либо заметных глазу следов.  

   Еще одним  немаловажным природным фактором  стало то, что в конце последнего  оледенения, уровень воды, поднявшийся  на  115 метров, привел к затоплению десятков пещер в Средиземном море. Как красноречивое доказательство этого процесса выступает пещера Коске, вход в которую представляет собой подводный туннель, затопленный, как предполагают ученые как раз в конце ледникового периода. Поэтому рисунки на ее стенах сохранили свою первозданность и определенно не могут нести на себе следы позднейших доработок или повреждений.

   Если  идти далее, рассматривая проблему  столь  выборочного распространения  палеолитической живописи на  континенте, то можно предположить, что в одних районах возникал обряд, согласно которому благосостоянию общины способствовали изображения животных, сцены охоты, мифологических персонажей. Регулярное повторение этих обрядов оставило нам многочисленные памятники изобразительного искусства. В других районах такие ритуалы не возникали или их было очень мало, соответственно здесь нет настенных росписей или они очень редки. Где-то большую роль в обрядах играли небольшие женские статуэтки, где-то – рисунки в глубине пещер.  

   Дошедшая  до нас палеолитическая  живопись  в большинстве своем располагается в пещерах. Для первобытного человека пещеры были чрезвычайно важным элементом его существования.  Но жить в них было можно только во входных частях,  о чем свидетельствуют археологические раскопки,  а  живопись (в отличие от гравировки) в большинстве случаев  располагается в труднодоступных местах - подземных залах,  отдаленных галереях.

   Однако  дальнейшие исследования привели  к открытию рисунков древнекаменного  века не только в глубине  пещер, но и на «открытом воздухе». После открытия такой живописи в 1987 г. Д. Сакки в Верхних Пирененях, последовали находки в Испании и Португалии, в долине реки Фоз Коа.

   В 1981 г. в Португалии на прибрежных  скалах реки Дору были обнаружены  многочисленные резные палеолитические изображения. Они привлекли внимание неизвестной до тех пор формой ландшафта с наскальной живописью под открытым небом. С 1992 по 1994 гг. в Португалии были обнаружены тысячи подобных резных гравюр, в основном на северо-востоке, в долине реки Коа и в ближайших к ней районах.  Искусство было датировано эпохой солютре. Хотя не все исследователи согласились с такой датировкой. Например, Роберт Беднарик, отвергая ненадежное датирование по стилю, предполагает, что рисунки относятся к гораздо более позднему времени (неолиту) и что археологическое стилистическое датирование петроглифов Коа абсурдно  в отношении их топографического контекста. Рисунки расположены на берегах реки и постоянно покрываются разливающимися водами, которые мешают определению возраста гравировок. Таким образом, одни фигуры архаического (палеолитического) стиля, которых немного, сильно разрушены под влиянием окружающей среды, на других же  мало или нет патины, одного из главных свидетельств древности петроглифа.

      Датировка наскальных рисунков Коа вызвала длительные и бурные дебаты. Наиболее  известные ученые, исследующие древнее искусство высказали свое мнение  на возраст этого памятника. Одна часть их пришла к выводу, что стилистически рисунки относятся к палеолиту – П. Бан, Ж. Клотт, Ж. Зилано. С другой стороны,  радиоуглеродный анализ, проведенный Уотчманом,  дал возраст сначала в 2000-7000 лет, а затем, более точно 4000-6000 лет (т.е. вне пределов древнего каменного века).   

     Спор  этот не утих до сих пор.  Уже в 2006 г. вновь вышла статья, доказывающая, что рисунки долины Коа принадлежат к плейстоцену. На основе термолюминесцентного анализа материальных остатков (орудий, кусочков халцедона) с поселений древнего каменного века, обнаруженных внутри долины, коллектив авторов (Н. Мерсье, Т. Обри, Ж. Зилано) говорят о принадлежности данных петроглифов палеолиту (приблизительно периодам от граветта до мадлена). Все эти разногласия связаны с тем, что методика датирования палеолитических художественных памятников под открытым небом пока еще не разработана.

   И все же, отрицать древний  возраст рисунков Коа мы пока  не вправе. Можно предположить, что  теплый климат этих мест, благоприятные  условия для жизни вне гротов  и пещер, стимулировали художественное  освоение открытых плоскостей. Такие адаптированные к суровому климату животные, как мамонты, бизоны, шерстистые носороги, северные олени, не проникали в эти теплые и в далеком прошлом  местности, и поэтому в палеолитическом искусстве Фоз Коа доминируют быки, лошади, козлы и олени. Изображения динамичны, в них чувствуется хорошее знание натуры и высокий исполнительский навык. Фигуры располагаются не только параллельно воображаемой горизонтальной поверхности, но и под различными углами, создавая иллюзию, будто животные взбираются на гору или спускаются по склону.

    Особую черту в наскальном  искусстве долины Коа составляют  замысловатые группы, в которых  фигуры животных, относящиеся к  одной эпохе и предположительно  сделанные одной рукой, словно  наложены друг на друга. Такие  группы оставляют впечатление стихийного бесконечного движения, которое противопоставляется хорошему соотношению пропорций животных, симметрии и уравновешенности некоторых композиционных решений, заставляя предполагать преднамеренность подобного заполнения плоскости, хотя причина этого не вполне ясна.

    К  числу наиболее известных памятников  палеолитического искусства под  открытым небом на Иберийском  полуострове и во французских  Пиренеях,  относятся  Мазуко, Сиега Верде, Доминго Гарсиа, Санта  Мария Ла Реал де Ниева, Бернардос, Ортигоса, Карбонера Майор, Педрас Бланкас, Форнос-От и, вот теперь, комплекс  Коа. 

Информация о работе Лекции по "Первобытному искусству"