Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 16:51, курс лекций
Таким образом, если раньше палеолитические люди считались примитивными и телесно и умственно, то теперь ученые доказывают их гениальность. На самом деле же не было ни того, ни другого и уровень развития доисторического человека был естественным для этого этапа его развития. Палеолитический человек – это Homo sapiens в полном смысле слова – человек разумный, мыслящий, рисующий, с определенными эстетическими и мифологическими воззрениями, но в то же время у него еще нет ни производительного хозяйства, ни гончарного производства, всего того, что позволит нам говорить о неолитической «революции».
Тема 1 Эволюция человека и первобытное общество
Тема 2 История открытия памятников первобытного искусства
Естественно, что и в палеолите не все члены племени принимали участие в расписывании пещер. Таким образом, разум хоть и совершенно очевидно причастен к возникновению искусства, но помимо него требовалось стечение множества других, не менее важных, обстоятельств.
Географическая теория (Ж-Ж. Руссо (1712-1778), Ш. Монтескье (1689-1755)) стоит на позиции того, что решающую роль в возникновении искусства сыграл природный фактор, ибо условия окружающей среды влияют на все виды человеческой деятельности. Так, например, искусство свойственно палеолитическим охотникам, а не собирателям, для которых «сбор морских ракушек на рифах при морских отливах был достаточен... и это не питало их воображения, не обогащало их память динамичными впечатлениями, глубокими и прочными, необходимыми для рождения изобразительного искусства». Несомненно, географический фактор играл определенную роль, и вполне вероятно, что очень значительную, при возникновении изобразительного искусства, но было бы неправильным при рассмотрении вопроса ориентироваться только на него.
Культурно–историческая школа, родоначальником которой считают И. Тэна (1828-1893) рассматривает возникновение искусства в тесной связи с обществом, его особенностями и исторической эволюцией. Поэтому каждый отдельный художник рассматривается представителями данной школы как продукт следующих факторов:
1) этно-фамильная наследственность, передающая ему индивидуальный, уникальный облик;
2) окружающая географическая, социальная среда;
3) определение момента в жизни человека, заставляющего его действовать так или иначе.
Можно видеть, что такая концепция
уже гораздо более рациональна.
Еще
одним сторонником
Сторонники иллюзионистской концепции (К. Ланге) считают искусство явлением, возникшим в виде чудесной иллюзии, доставляющей человеку наслаждение. В дальнейшем эта гипотеза была развита Дэвидом Льюисом-Вильямсом, Робертом Беднариком, Томасом Доусоном трансформировавшись в - эноптическую, нейропсихологическую теорию. Они предположили, что палеолитические пещерные рисунки, могут быть фиксацией эноптических (внутреннего зрения) картин. Древний человек, встречаясь с явлением внутреннего зрения, сначала пытается объяснить содержание того, что он видит. На этой основе появляются анималистические изображения с эноптической основой или комбинация картины внутреннего зрения с животным (отсюда – часто встречающиеся рисунки зверей, соединенных с различными знаками, например, со знаками пола).
В работе «Знаки всех времен» Д. Льюиса-Вильямса и Т.А. Доусона, авторы доказывают, что большинство произведений наскального искусства в мире, а также, возможно, рисунки палеолитических художников, основаны на изображениях, увиденных людьми в состоянии транса, и что большинство повторяющихся геометрических знаков были выполнены на основании именно таких «эноптических» изображений.
Авторы развивают известную
ранее нейропсихологическую
Часто
палеолитические рисунки
Авторы полагали,
что проблема четкой связи
эноптического изображения с
изменяющимися состояниями
В западной науке
эта теория получила широкий
общественный резонанс и
Недостаток
этой гипотезы проявляется в
том, что она не разъясняет
причин внедрения искусства в
жизнь людей, а лишь говорит,
откуда взялась сама идея
Компенсаторная теория (Коллинз, Онианз) предполагает, что специфическое содержание древнейших изображений, представленных женскими фигурками с подчеркнуто преувеличенными признаками пола, было порождено желанием подростков компенсировать свою выключенность из сфер сексуальной и охотничьей активности в реальной жизни. Нам представляется, по меньшей мере странным, каким образом авторы смогли объяснить все сложное, многогранное и многочисленное искусство древнего человека деятельностью неудовлетворенных подростков, которые, судя по логике вещей занимались живописью и скульптурой ради собственного удовольствия и самореализации. Стоит обратить внимание на то, что исполнение рисунков, приготовление красок, освещение темных и глубоких пещер требовало затрат труда не просто небольшой группы детей, но усилий всей общины, которой в те далекие времена средства к существованию давались с помощью огромного напряжения всех ее сил.
Гипотеза демонстрации трофеев (М. Конки, Итон). По ней первобытная живопись возникла как средство демонстрации охотничьих, военных и прочих успехов. Предполагается, что естественный отбор благоприятствовал тем индивидам, которые выставляли на всеобщее обозрение свои трофеи, так как это демонстрировало их силу и ловкость. «Выставки» медвежьих черепов в неандертальских пещерах при этом интерпретируются подобным же образом, и предполагается, что переход к изображениям, которые, в отличие от костей, не могли быть украдены, повреждены или съедены (падальщиками, грызунами и т.п.), давал их авторам – неоантропам – селективное преимущество. Таким образом, возникновение в палеолите фигуративной изобразительной деятельности ставится в связь с развитием одной из форм мужского социального поведения, которая обеспечила эволюционный успех современных людей и их превосходство над неандерталоидами.
Своеобразную «физиологическую» теорию происхождения искусства предложил Г. Ален (1848-1899). Он полагал, что в основе восприятия того или иного художественного произведения лежит чисто физиологическое раздражение. Оно переживается человеком как чувство эстетического удовольствия или неудовольствия в зависимости от того, является ли изображаемый материал данного рисунка полезным или вредным для организма. Наверное, стоит предположить, что такого рода удовольствие было сопряжено для палеолитического человека с большими трудностями, которые встречались ему на всем протяжении подготовки и исполнения рисунков. Кроме того, непонятно какого рода удовольствие могло ему доставлять изображение достаточно многочисленных в искусстве древнего каменного века знаков и фантастических существ.
Экологическая (демографическая) гипотеза (К. Гэмбл, Джохим, Бартон) рассматривает распространение изобразительного искусства как одно из следствий крупных социальных, демографических и экологических изменений. Теория не говорит непосредственно о происхождении искусства, она лишь объясняет, почему художественная деятельность развивается в тех или иных районах Европы. Это объяснение состоит из своего рода логической цепочки и выглядит следующим образом:
- ухудшается климат вследствие наступления ледника;
- соответственно сокращается
- происходит отток населения
в регионы с более
- это приводит к большей
- украшения, орнамент
По
этой теории изобразительная
деятельность рассматривается
Несколько схожими между собой являются лингвистическая и мелодическая теории. Первая (Тард, Ж.Совэ) полагает, что стремление запечатлеть слова привело к письму, первоначально рисуночному (пиктографическому). Вторая говорит то же самое о звуках (т.е. о том, что рисунки являются своего рода «нотным письмом» доисторического человека). Сегодня эта теория, в гораздо более развернутом виде, носит название социоэкономической (Р. Уайт, К. Гэмбл, М. Конки). По мнению ее сторонников, искусство породили социальные нужды, потребность в коммуникации, возникшая в виду большой отдаленности человеческих групп. Появление индивидуальных украшений они вполне справедливо связывают с возникновением социальной стратификации.
Достаточно близка к вышеупомянутой теории гипотеза информационного взрыва (Я.А. Шер, Д. Пфайфер). На сегодняшний день она, пожалуй, является одним из наиболее успешных (после магической теории) предположений о происхождении изобразительного искусства и, вдобавок, на нее работают и другие интерпретации палеолитических рисунков. Суть теории заключается в предположении того, что появление в разных регионах в разное время тех или иных форм изобразительной деятельности, могло явиться следствием необходимости выработки специальных вспомогательных средств хранения и передачи культурной информации. Необходимость в этом возникала тогда и там, где культура в ходе приспособления ко все усложняющейся среде обитания сама усложнялась настолько, что ее функционирование становилось невозможным без сохранения и использования большого количества самых различных сведений об окружающем мире и о существовании в нем человека. Следы, которые оставлял человек на песке, мягкой земле неизбежно служили непроизвольным средством коммуникации. В дальнейшем человек с целью ориентировки в пространстве других людей и самоориентировки мог уже намеренно фиксировать свои следы.
Лингвистами установлен
факт острого дефицита
Коммуникационные каналы палеолитического искусства выполняли социальные функции, которые можно разделить на явные, осознаваемые самими древнейшими людьми, - это магическая (культовая) функция и «педагогическая» функция - передача полезного опыта подрастающему поколению; и неявные, но также очень важные функции - интеллектуальная – то есть развитие абстрактного мышления и эстетическая - развитие чувства гармонии, красоты, благодаря созерцанию художественно насыщенных произведений талантливых мастеров.