Лекции по "Первобытному искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 16:51, курс лекций

Краткое описание

Таким образом, если раньше палеолитические люди считались примитивными и телесно и умственно, то теперь ученые доказывают их гениальность. На самом деле же не было ни того, ни другого и уровень развития доисторического человека был естественным для этого этапа его развития. Палеолитический человек – это Homo sapiens в полном смысле слова – человек разумный, мыслящий, рисующий, с определенными эстетическими и мифологическими воззрениями, но в то же время у него еще нет ни производительного хозяйства, ни гончарного производства, всего того, что позволит нам говорить о неолитической «революции».

Содержание

Тема 1 Эволюция человека и первобытное общество
Тема 2 История открытия памятников первобытного искусства

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по первобытному искусству.doc

— 609.00 Кб (Скачать файл)

    И  в течение «всего» нескольких тысяч лет, художественные представления этих первых европейцев расширились от костяных ожерелий до выразительных рельефов животных, загадочных фигур женщин на последних стадиях беременности, и рисованных львов, носорогов, медведей и других животных, изображенных на стенах пещер. 

   Но что  же могло вызвать этот «взрыв»?  Скорее всего,  ответ лежит в биологии - произошли некоторые изменения в мозге, которые дали возможность людям изобретать, думать символически, и создавать искусство.  Предки человека в Африке выглядели анатомически современно к  150 тыс. лет  назад, но столь древнее искусство нам неизвестно.  Можно предположить, что добавочный эволюционный шаг, «революция» в мозгу,  произошла только 50 тыс.  лет назад. Это и дало современному человеку  импульс к миграции на отдаленные просторы Европы и Азии.

   Что еще  стимулировало  возникновение  и распространение искусства  – тема для размышлений, хотя  вполне вероятно, что, по крайней  мере, в   Европе, это могут быть  социальные изменения, спровоцированные изменениями, постигшими  человека в новой среде.  Преследуя  стада животных, которые могли мигрировать на огромные расстояния, люди современного типа обзавелись развитой и запутанной социальной системой, с комплексным разделением труда и протяженными связями.  Это был  единственный  выход выжить в среде, где ресурсы рассеяны, а их число точно неизвестно.  Орнамент на теле и предметы искусства могли помочь выразить эти новые социальные отношения, или они могли служить визуальному отделению современных людей от  неандертальцев, которых они встретили, когда двигались на новые и, возможно, враждебные территории.  

 

Тема  5 Распространение  палеолитического искусства

 

Палеолитическое искусство принято делить на две  основные группы произведений. Первая – это искусство «малых форм», так называемое «подвижное» или «мобильное» искусство, включающее мелкую скульптуру, графику, резьбу, и очень редко роспись, как на предметах хозяйственного назначения (наконечники копий,  копьеметалки), так и на бесформенных обломках кости, рога, каменных плитках и обломках известняка, песчаника  или  шифера.  Вторая группа – «монументальное», «стационарное» наскальное искусство, чаще всего расположенное в пещерах, включающее росписи,  графику, барельеф.

    Искусство конца древнего каменного века в целом в территориальном отношении может быть поделено на три большие провинции: франко-кантабрийскую (или испано-аквитанскую), средиземноморскую и огромную восточную, тянущуюся от Средней Европы до Сибири (богатую мобильным искусством, но очень бедную монументальным).

  Распространение вышеупомянутых групп неравномерно:  если произведения  искусства малых форм в немалых количествах встречаются во всей приледниковой зоне Евразии,  то наскальное искусство сосредоточено главным образом на юго-западе Европы. Особенно изобилуют находками следующие обширные области: Кантабрийские горы на севере Испании (провинции Кантабрия и Астурия), департаменты  Верхние Пиренеи, Арьеж и Дордонь во  Франции.  Стоит отметить тот факт, что между произведениями первобытной живописи, найденными на этих территориях, существует заметное сходство.

    На  территории Франции, где находится  около 160 пещер, как правило,  выделяют 4  главных региона, в  которых сосредоточена основная  масса произведений первобытного искусства. Наиболее важным из них представляется Перигор, где обнаружено более чем 60 памятников, охватывающих хронологический период в 20 тысяч лет. Здесь  есть пещеры как с наскальными росписями: Ляско, Руффиньяк, Фон-де-Гом, так и с гравировками: Комбарелль, Кюссак.

   Кверси  образовывает особую группу, расположенную  на востоке и юге Дордони.  Этот регион включает более  30 разрисованных пещер. Самые  известные из них – это Куньяк  и Пеш-Мерль.

   Пиренеи  составляют отдельную группу  практически равную Кверси по количеству памятников искусства древнего каменного века. Здесь  было найдено около 30 гравированных и расписных пещер, в основном относящихся к мадленскому периоду палеолита, но несколько из них имеют более древний возраст (Гаргас, несколько галерей Труа-Фрер и Портель). Часто они составляют небольшие группы – как пещеры Баск в Арбейских горах, на восточной стороне горной цепи – 3 вольпские пещеры и 6 пещер в Тараскон-сюр-Арьеж. Наибольшую историческую ценность представляют в этом регионе пещеры Нио, Труа-Фрер, Тюк д`Одубер, Портель, Гаргас.

    В  долинах Арьежа сосредоточена  самая маленькая группа, насчитывающая  около 20 пещер. Как правило,  они  рассеяны в различных  местах: пещера Коске близ Средиземного  моря (Прованс), Пер-нон-Пер в департаменте Жиронда;  Плакар, Шер-а-Кальвен, Рок-де-Сер в Шаранте; Рок-о-Сурсе с его великолепными скульптурами во Вьенне; 2 пещеры Арси-сюр-Кюр в Бургундии.

   Таким  образом, Франция, на сегодняшний  день (и, вероятно, такое соотношение  не изменится) остается мировым лидером по количеству памятников верхнепалеолитического искусства, обнаруженных на территории страны, ненамного опережая даже Испанию, которая занимает второе место по числу и великолепию наскальных росписей.

      Продолжительное время полагалось, что древняя живопись Иберийского полуострова ограничивается Кантабрийским регионом, который  являлся как бы западным окончанием богатых изобразительными памятниками французских областей, считавшихся центром всего монументального искусства палеолита. Несколько отдельных  пещер с рисунками в  Андалузии и  Мезете были до некоторой степени как бы неуместно или случайно оказавшимися  внутри главных регионов распространения европейского искусства. На сегодняшний день палеолитические рисунки и гравировки обнаружены почти на всем полуострове, за исключением Галисии на крайнем северо-западе.  Вместе с  огромным количеством разрисованных пещер Кантабрии, мы узнали о множестве других художественные групп: это Мезета и Атлантическое побережье; Андалузия, с продолжением до Мурсии и юга Леванта,   Эстремадура и Алентехо. Среди  недавних открытий, скопления гравировок под открытым небом в долине реки Дуэро. 

      Количество палеолитических  живописных памятников на полуострове  теперь более 150.  Из них 103 пещеры и грота в  Кантабрии, 16  памятников в долине  Дуэро (11  из которых относятся к реке Коа в Португалии), в долине  Эбро еще 5 пещер,  8  в южной Мезете и Алентехо, 7  на юге  Леванта,  и около 17 в  Андалузии.

      Такая плотность  имеет несколько причин.  Первая - разные традиции   стиля в каждом из регионов, вторая – различная степень сохранности произведений искусства.  Последний фактор варьируется в разных регионах,  от областей со многочисленными хорошо сохранившимися пещерами, как Кантабрия,  где, однако, особенности часто меняющегося от холода к оттепелям климата не позволяют сохраниться памятникам под открытым небом, до мест, каковыми являются не  слишком возвышенные области Португалии или северной  Мезеты, сухость воздуха и тип скал которых дает возможность  выживания такому виду памятников. 

      Несмотря на некоторые  отличия, в целом, испанское  палеолитическое творчество очень  тесно взаимосвязано с искусством  соседних европейских регионов, в особенности Франции. Это  связано с тем, то в доисторический период отсутствовали какие-либо четкие территориальные границы  и люди обитали повсюду, где только позволяли  климатические условия (например, отсутствие ледника). Этот фактор не следует забывать при изучении первобытного искусства – некорректно было бы говорить о «французской», «испанской» или «итальянской» живописи древнего каменного века, скорее под этими словами нужно понимать памятники, расположенные на территориях этих современных нам государств.

   Кроме  этих крупных областей во Франко-Кантабрии  по Западной Европе рассеяны единичные памятники или небольшие группы местонахождений:  в южной и средней Испании,  в Португалии (3 памятника), в Италии (более 21).

    Средиземноморская провинция   считается периферией франко-испанского  центра палеолитического искусства. В Италии находки произведений этого искусства связаны с гримальдийской группой памятников верхнего палеолита. Итальянская палеолитическая живопись представлена такими памятниками, как: Романелли, Ромито, Палицци, Аддора, Леванцо. 

    В пещере Палицци (полуостров Гаргано) среди наскальных рисунков нижнего слоя, кроме лошадей, встречаются негативные и позитивные изображения рук, выполненные красной краской. Известен грот Романелли  (Апулия) с очень схематизированными и геометризированными и только в отдельных случаях полуреалистическими фигурами. Замечательные изображения животных, сходные с франко-кантабрийскими, открыты на стенах пещер в Сицилии (Кала Женовезе на островке Леванцо, Монте-Пеллигрино близ Палермо). Здесь же встречаются и человеческие фигуры. Вполне возможно, что часть южноитальянских и сицилийских изображений относится уже к послеледниковому периоду. Восточная провинция практически знает только мелкую пластику, геометрическую орнаментику и гравировку на скалах. Наскальная или пещерная живопись не существует (по крайней мере, таких памятников пока что не было обнаружено), а гравировка на кости становится известной только в позднем верхнем палеолите Средней Европы, возможно в связи с распространением в мадленское время франко-кантабрийского стиля.

   В целом,  на территории Евразии – от  Иберийского полуострова до Урала  было обнаружено около 350 пещер  с остатками палеолитической  живописи.

    Как ни странно,  но  на остальном пространстве  Евразийского континента  подобные памятники  практически  неизвестны.  Немногочисленны,  но бесспорно признаны палеолитическими  изображения в пещерах    Моравии, Балкан (1), Германии (2). В 2003 г. англо-испанской группой исследователей были открыты первые пещерные палеолитические рисунки на территории Англии – пещера Чарч Хол (Кресвел-Крэг). Здесь было найдено около 90 рисунков,  расположенных у входа в пещеру и видимых при дневном свете, что является естественным для гравировок в европейских пещерах и гротах. Более того,  большой процент этих фигур (58) расположен на потолке,  что  затрудняет  их определение и изучение т.к. они  очень разнообразны в ориентации и размерах.  Подобные рисунки на потолке пещеры крайне редки даже на континенте (единственное,  что приходит на ум - Абри Пато  и Абри дю Пуассон во Франции). 

    В этой английской  пещере исследователями был обнаружен  новый феномен в палеолитическом  наскальном искусстве, получивший  название «глаз Кресвелл», т.к.  несколько фигур имеют четко выраженный глаз.  

  Ледник сыграл значительную роль в распространении памятников пещерного искусства. В северо-западной части Европы (включая и север Франции) обнаружено всего 13 декорированных пещер. Одна из недавних находок (первая за последние 40 лет) – грот Марго в Маенне (Франция).

    Лишь отдельные предположительно палеолитические местонахождения обнаружены в азиатской части континента – Индии, Сибири, Монголии, Турции (южная Анатолия), Северном Китае. Это, например, обнаруженная в 1966 г. пещера Хоит-Цэнкер Агуй (Монголия). Кроме того, в Монголии, не так давно, были обнаружены несколько палеолитических наскальных рисунков среди большого скопления петроглифов на линиях рек Цагаан Сала/ Бага Ойгор, в числе которых 4 можно было бы интерпретировать как изображения мамонтов, а 1 фигура на местонахождении Арал-Толгой похожа на носорога. Для общей характеристики пещерных рисунков Монголии существенно, прежде всего, отсутствие в них человеческих фигур. Это искусство чисто анималистическое. Здесь нет и намека на какое-либо подобие антропоморфных изображений.

   Китайские  археологи предполагают, что обнаруженные  в Дамаиди (Жонгвей) гравировки, около тысячи которых рассеяны  на площади в 20 квадратных километров, также относятся к палеолитическому  времени.

    В  Индии в 40 км от Бхопала (штат  Мадха Прадеш) был обнаружен памятник, включающий в себя большое количество разновременных рисунков, среди которых встречаются и палеолитические. Он получил название Бимбетка (Bhimbetka). На поврежденных стенах доисторических пещер можно увидеть носорогов, слонов, лошадей, домашних животных, выполненных всеми оттенками красного, белого и зеленого цветов. Рисунки Бимбетка отличаются от хорошо известных нам франко-кантабрийских тем, что здесь мало встречается изображений знаков пола.

    Первые  отнесенные к ашелю образцы  наскального искусства – 11 петроглифов из пещеры «Auditorium» комплекса Бимбетка. Это чашеобразные углубления, обнаруженные при раскопках, причем находились они в самой верхней части мощного культурного горизонта позднего ашеля, перекрытой сильно карбонатистыми среднепалеолитическими отложениями, что практически исключает возможность постдепозиционных нарушений.

   Долгое  время территория бывшего Советского  Союза считалась лишенной палеолитического  наскального искусства. Для доказательства  его существования привлекались скудные материалы из грота Мгвимеви (Грузия), велись споры вокруг петроглифов Каменной Могилы (Украина), много внимания было уделено утверждению и отрицанию палеолитических рисунков на Шишкинских скалах в Сибири.

    Активную  кампанию по признанию палеолитических памятников на территории России вел А.П. Окладников. Он датировал концом верхнего каменного века наскальные рисунки у деревни Шишкино в бассейне верхней Лены –  2 лошади (почти в натуральную величину) и быка. Эпохой палеолита датировал он и изображения «носорогов» с острова Ушканьего на Ангаре. Полного согласия  по  этим вопросам до сих пор не достигнуто, но пока длились эти дискуссии, были обнаружены и достоверные палеолитические наскальные рисунки на территории России.

   На сегодняшний день на постсоветском пространстве известны 2 пещеры с бесспорно палеолитическими рисунками: пещера Шульган-Таш, более известная как Каповая, расположена на Южном Урале в долине р. Белая на территории одноименного заповедника (Республика Башкортостан, Бурзянский район). Изображения животных на стенах Каповой пещеры были открыты в 1959 г. сотрудником Башкирского заповедника А.В. Рюминым. Они представляли собой контурные и силуэтные рисунки, выполненные на стенах пещеры красной охрой на основе животного клея. С 1960 по 1978 годы исследования изображений Каповой пещеры осуществлялись под руководством О.Н. Бадера, с 1982 г. - под руководством В.Е. Щелинского. Возраст рисунков  - 14 680  лет. 

       Вторая пещера  с палеолитическими рисунками  - Игнатиевская  (Ямазы-Таш) находится в горах Южного Урала, примерно в 250 км к северу от Каповой, на правом берегу горной реки Сим — притока реки Белой.  Первое описание пещеры составил во второй половине XVIII века академик Петр Симон Паллас. Через сто лет эта пещера получила название Игнатиевской — по имени келейника Игнатия, жившего в пещере и, по преданию, захороненного в ней. В 1911 г. пещеру обследовал и провел в ней раскопки С.И. Руденко, обнаруживший только находки бронзового и железного веков, а в  конце 30-х годов в ней побывал не менее знаменитый археолог С.Н. Бибиков.

Информация о работе Лекции по "Первобытному искусству"