Портрет как средство познания внутреннего мира человека в условиях пространственной среды общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой были определены задачи исследования:
- проанализировать психолого- педагогическую и методическую литературу с целью определения сущности творчества и творческих способностей;
- разработать методическую систему, направленную на развитие художественно-творческих способностей в процессе рисования портрета.
- разработать систему упражнений и заданий, направленную на развитие художественно-творческих способностей учащихся посредством рисования портрета.
- проанализировать особенности развития творческих способностей учащихся старших классов на уроках изобразительного искусства.

Содержание

Введение.
Глава 1. Психолого-педагогическая диагностика развития художественно-творческих способностей школьников в процессе выполнения портрета.
1.1Методы психолого-педагогической диагностики построения портрета.
1.2Рисование с натуры как один из видов занятий по изобразительному искусству и средство эстетического воспитания старшеклассников.
1.3Урок как основная форма обучения портретному жанру в условиях общеобразовательной школы.
Глава 2. Теория и технология выполнения портрета акварелью в условиях учебного процесса общеобразовательной школы.
2.1История становления портретного жанра.
2.2 Методика изображения портрета на уроках изобразительного искусства.
3.2 Техника акварельной живописи.
Заключение.
Список сносок.
Список использованной литературы.
Приложение.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по педагогике натальченко н.в..doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

Понятием «способности»  определяется главным образом то сочетание индивидуальных качеств, которое необходимо и достаточно для овладения конкретными способами действий и деятельности. Каждый вид деятельности предъявляет свои «требования» к сочетанию качеств. Исключение составляют творческие способности, которые стоят «над» специальными, могут проявляться во всех видах деятельности, а также отсутствовать в самых творческих ее типах.

Большой вклад  в исследование проблемы способностей внес Б. М. Теплов. В его работах  было дано определение способностей, как индивидуально-психологических особенностей, отличающих одного человека от другого. При этом под способностями понимались «не всякие вообще индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности какой-либо деятельности или многих деятельностей». Более того, способности не сводятся к тем знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у данного человека. Одинаковые знания и умения в какой-либо области, для опытного преподавателя могут у разных учеников обозначать совершенно различное, например: у одного указывают на совершенно недостаточную работу, а у другого указывают о больших достижениях. Природа индивидуальных различий связывается с нейрофизиологическими задатками особенностями воспитания и обучения, т. е. процессом социализации и адаптации к требованиям среды, а также наличием потенции специальных способностей к творческим видам деятельности.

Способности не сводятся в данном случае к знаниям, умениям и навыкам, но они влияют на легкость, быстроту приобретения этих знаний и навыков. «То есть под способностями обычно имеют ввиду такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.»

Б. М. Тепловым обоснованы следующие положения относительно развития способностей:

1.  Способности  человека не являются врожденными.  «Врожденными могут быть лишь  анатомо-физиологические особенности,  т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития»

 

2.  Способности  существуют только в развитии, поскольку развитие осуществляется  в процессе той или иной  деятельности, то отсюда следует,  что способности не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. «Развитие способностей, как и вообще всякое развитие, не протекает прямолинейно: его движущей силой является борьба противоречий, поэтому на определенных этапах вполне возможны противоречия между способностями и склонностями»

3.  Основными  детерминирующими факторами развития  способностей являются воспитание  и обучение. «Практические пределы  развития способностей определяются  только такими факторами, как  длительность человеческой жизни,  условиями этой жизни, методами воспитания и обучения и т.д., но вовсе не заложены в самих способностях. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы развития способностей немедленно повысились».

Эта мысль развивается  следующим образом: «Не может быть, такой определяемой одаренностью количественной грани, которую нельзя было бы при соответствующем педагогическом мастерстве и старании перешагнуть».

Б.М. Тепловым делается вывод о том, что предела развитию способностей не существует, но при  этом оговаривается, что развитие способностей не протекает прямолинейно.

Другими словами, творческие способности – это  индивидуально-психологические особенности  личности, относящиеся к успешному  выполнению какой-либо деятельности, результатом  которой является новый продукт, имеющий значимость либо для субъекта, либо для общества.

Наблюдения  показывают,  что все люди различны не только по своей внешности, но и  по своему поведению, движениям. Так, наблюдая за двумя учениками рисующими  с натуры портрет можно заметить, что один из них не спеша проводит линии, спокойно смотрит на натуру и свой рисунок, сравнивает их. По требованию учителя, обращенному ко всему классу он внимательно рассматривает свой рисунок и, заметив ошибку, неторопливо кладет карандаш, берет резинку и стирает неправильно проведенные линии. В конце урока по требованию учителя школьник кладет свой альбом на край парты и спокойно ждет, когда преподаватель возьмет его альбом.

Другой ученик с самого начала рисования явно волнуется. Это легко заметить по выражению его лица. То оно выражает радость, когда удалось правильно провести линии, то досаду, когда обнаружена ошибка и приходится резинкой стирать некоторые линии. Все движения этого ученика быстры, суетливы. Принимаясь за исправление ошибки, школьник, не увидев резинку (она закатилась под альбом), моментально поворачивается к однокласснику и начинает громко требовать у него свою резинку, сопровождая свое требование восклицанием «Я же не успею нарисовать». После заявления товарища, что он не брал резинку, школьник лихорадочно ищет резинку под партой, в портфеле и затем, найдя ее под альбомом, так же лихорадочно начинает рисовать, все время вскакивая с места и жадно всматриваясь в натуру, хотя натура ему хорошо видна. Быстро набросав линиями общее пространственное положение, ученик, поднимая руку, просит, чтобы учитель посмотрел его рисунок. Поджидая, когда педагог подойдет к нему, ученик торопливо смотрит в альбомы своих соседей, определяя, у кого лучше нарисовано. И так до конца урока.

После проверки учителем рисунков оказалось, что оба школьника получили «отлично». Следовательно, несмотря на большую разницу в их поведении, уровень их знаний, умений и навыков в области изобразительной грамоты примерно одинаков. А чем же объясняется такая разница в поведении учащихся? Прежде всего их темпераментом, проявляющемся в любой деятельности (игровой, трудовой, учебной, творческой), в походке, жестах, во всем поведении.

При построении портрета необходимо уметь различать  тип темперамента человека, чтобы  впоследствии передать его в своей работе. Индивидуально-психологические особенности личности человека, его темперамент придают своеобразную окраску всей деятельности и поведению ученика.

Темперамент - это  совокупность индивидуально-психологических  особенностей человека, проявляющихся в его поведении и деятельности.

Ярким подтверждением этого является исторический образ  царевны Софьи, созданный И.Е. Репиным. С огромной психологической силой  художник раскрывает трагические переживания  свергнутой и заточенной царевны, ее непокорность, ее страшный гнев и лютую, бессильную ненависть. Взгляд царевны, вся ее поза свидетельствуют об экспрессии ее характера, необузданности чувств, ярко выраженном темпераменте.

Индивидуально-психологические  особенности личности человека обусловлены типом высшей нервной деятельности, особенностями динамики соотношения возбуждения и торможения в коре головного мозга.

В психологической  характеристике типов темперамента выделяют следующие его свойства.

Сензитивностъ. Данное свойство определяется по тому, какова минимальная сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.

Реактивность. Это свойство определяется степенью непроизвольности реакции на внешние  или внутренние воздействия одинаковой силы (неожиданный звук, яркая вспышка, критическое замечание, окрик и т.п.).

Активность. Об этом свойстве можно судить по степени  активности человека, к которой человек  воздействует на внешний мир и  преодолевает препятствия при осуществлении поставленных целей.

Соотношение реактивности и активности. При определении  данного свойства необходимо выяснить, от чего в большей степени зависит  деятельность конкретного человека - от случайных внешних или внутренних обстоятельств (от настроения, случайных событий) или от поставленных человеком целей, задач, стремлений, убеждений, мировоззрения человека.

Темп реакции. Данное свойство определяется скоростью  протекания различных психических  реакций и процессов - скоростью  движения, находчивостью, быстротой реакции на внешние воздействия, быстротой ума, темпом речи.

Пластичность  и ригидность. Это свойство определяется потому, насколько легко, быстро и  гибко приспосабливается человек  к внешним воздействиям (пластичности) или, наоборот, насколько не приспособлены, инертны его поведения, привычки, взгляды, суждения (ригидность).

Экстраверсия  и интроверсия. Указанное свойство определяется тем, от чего главным образом  зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстравертированность), или от образов, представлений, мыслей, направленных на прошлое и будущее (интровертированность).

Эмоциональная возбудимость. Об этом свойстве можно  судить по тому, какое слабое воздействие  требуется для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает. И как правильно отмечает B.C. Мерлин,    перечисленные    свойства    можно    легко    проследить    в психологической характеристике общепринятых в психологии типов темперамента.

В психологи  выделяют четыре основных типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический.

Холерический  темперамент отличается чрезмерной подвижностью, быстротой, неуравновешенностью, повышенной возбудимостью.

И.П. Павлов, определяя  облик холерика, писал, что это «боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся» [5, т.З, кн.2 с.86]. Холерическому темпераменту свойственно преобладание возбуждения над торможением, что ярко проявляется в несдержанности, порывистости, раздражительности.

Сангвинический темперамент - это подвижный уравновешенный тип.

И.П. Павлов так  характеризовал его: «Сангвиник - горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного  дела, т.е. есть постоянное возбуждение. Когда же такого деля нет он становится скучливым, вялым...» [5, т.З, кн.2 с.86]. Значительная подвижность нервных процессов, характерная для сангвиников, обусловливает быстроту протекания, процесса возбуждения и быстроту смены процессов возбуждения и торможения. Это, в свою очередь, определяет яркое проявление эмоций, быстроту смены чувств.

Флегматический  темперамент характеризуется медлительностью, неторопливостью, уравновешенностью  реакций.

Флегматик всегда проявляет спокойствие, основательность, продуманность, настойчивость. Условные рефлексы у флегматика вырабатываются медленно, но отличаются особой стойкостью. И.П.Павлов отмечал: «Флегматик - спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни» [5, т.З, кн.2 с.86]. У флегматичных людей чувства внешне выражаются слабо, маловыразительно. В отношениях с другими людьми флегматики обычно спокойны, устойчивы в своих эмоциях. У них легко выработать выдержку, хладнокровие.

Меланхолический темперамент - это такой тип нервной  деятельности, для которого характерно медленное течение психических процессов.

Сильное и длительное напряжение вызывает у меланхоликов замедленную реакцию, а затем  и полное прекращение ее. Обычно в любой деятельности меланхолики  пассивны, мало заинтересованы, чувства  у них возникают медленно, внешне не выражаются, но отличаются глубиной, большой силой, длительны по времени.

Так же для написания  портрет необходимо знать характер человека.

Каждый человек, представляя собой личность, находится  в определенных отношениях с действительностью, с окружающими людьми. Эти отношения определяют поведение, моральный облик личности. Понятно, что в поведении человека, в его практической деятельности всегда выражается его отношение к явлениям и предметам действительности, к товарищам, коллективу, к своим обязанностям, к самому себе. Таким образом, индивидуальное своеобразие отношения конкретной личности к окружающему миру обусловлено общественными отношениями, особенностями воспитания и обучения. Внешние условия, в которых находится человек, и определяют формирование черт его характера.

Характер - это  индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных психических  свойств человека, которые выражают его отношение к действительности и проявляются в поведении  и поступках.

Воздействие внешнего мира, определяя поведение человека, отражаются в сложившихся у конкретного человека взглядах, убеждениях, мировоззрении, соответствующим образом трансформируясь.

Научное определение  характера было впервые дано И.П. Павловым. Великий физиолог указал, что физиологической основой  характера является «сплав» устойчивых систем временных нервных связей, приобретенных в процессе жизни, и черт типа высшей нервной деятельности человека. Этот «сплав»  образуется  в  конкретных  жизненных  условиях,  в  процессе деятельности человека и изменяется в связи с изменениями условий жизни и деятельности.

Изменение внешних  условий вызывает изменения и  в образовавшейся системе нервных  связей. В ответ на изменившиеся условия жизни и деятельности человек реагирует адекватными  новым условиям поступками, действиями, которые, повторяясь, закрепляются. Так, в коре головного мозга образуются новые временные, относительно прочные нервные связи, система которых обеспечивает устойчивое взаимодействие личности с внешним миром.

А.С. Макаренко  писал: «Я под целью воспитания понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера, причем в понятие характера я вкладываю все содержания личности, т.е. и характер внешних проявлений и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания - решительно всю картину человеческой личности; я считаю, что мы, педагоги, должны иметь такую программу человеческой личности, к которой мы должны стремиться» [6, с. 103.].

Информация о работе Портрет как средство познания внутреннего мира человека в условиях пространственной среды общеобразовательной школы