Использованный в ходе опытно-экспериментальной
работы диагностический инструментарий
позволил выявить уровни сформированности
композиционных умений у детей среднего дошкольного
возраста на констатирующем и контрольном
этапах эксперимента. В ходе диагностирования
никто из детей не отказался от выполнения
заданий, все были активны и заинтересованы.
Условия проведения диагностических заданий
на контрольном этапе не изменялись, что
позволило получить относительно чистые
результаты в формировании композиционных
умений у детей среднего дошкольного возраста
в рисовании.
На констатирующем
этапе эксперимента было проведено диагностическое
занятие, в рамках которого детям были
предложены 4 диагностических задания
для выявления уровня сформированности
композиционных умений. Результаты обследования
показали, что у детей недостаточно сформированы
композиционные умения, нуждаются в постоянном
контроле со стороны педагога.
Анализ результатов констатирующего
этапа эксперимента показал, что ни
один ребенок не отнесен к высокому уровню
сформированности композиционных умений
в рисовании.
На формирующем
этапе эксперимента была осуществлена
попытка выстроить последовательность
работы по формированию композиционных
умений, включая деятельность детей на
занятиях и вне их. Содержание занятий
усложнялось постепенно, и было связано
с общевоспитательной работой. Осуществлялась
работа посредством дидактических игр,
рассматриваний иллюстраций и альбомов,
организаций выставок.
Успешному формированию композиционных
умений у детей среднего дошкольного возраста
способствовал ряд отобранных педагогических
условий. Проведённый сравнительный анализ позволил
выявить эффективность использованных
педагогических условий.
Результаты контрольного
этапа эксперимента показали, что у детей
произошли качественные изменения. Дети
научились располагать элементы узора
в правильной последовательности, выделять
композиционный центр, соотносить изображения
по размеру между собой и с площадью листа.
Дети стали более самостоятельными, работы
имели индивидуальный характер.
Все это
доказывает необходимость поиска
новых педагогических условий
формирования композиционных умений в рисовании.
Список литературы.
- Бабаева, В. В. Эстетическое воспитание дошкольников [текст] / В.В. Бабаева. – М.: Просвещение, 1982. – 177 с.
- Большой психологический словарь /Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 632 с.
- Венгер, Л. А. Воспитание
сенсорной культуры ребенка [текст] / Л.
А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.:
1988.
- Ветлугина, Н. А. Художественное
творчество и ребенок [текст] / Под ред.
Н.А.Ветлугиной. - М.: 1972. – 138 с.
- Грибовская, А. А. Обучение
дошкольников декоративному рисованию,
лепке, аппликации. Конспекты занятий
[текст] / А. А. Грибовская. – М.: Скрипторий,
2008 – 152 с.
- Грибовская, А. А. Народное
искусство и детское творчество. Методическое
пособие для воспитателей [текст] / А.А.
Грибовская. – 2-ое изд. – М.: Просвещение,
2006. – 87 с.
- Грибовская, А. А. Детям о народном
искусстве. Учебно-наглядное пособие для
детей дошк. воз-та [текст] / А.А. Грибовская.
– М.: Просвещение, 2002.
- Григорьева, Г. Г. Развитие
дошкольника в изобразительной деятельности:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений [текст] / Г. Г. Григорьева. - М.,
1999. - 344 с.
- Доронова, Т. Н. Дошкольникам
об искусстве. Учебно-наглядное пособие
для детей среднего дошк. воз-та [текст]
/ Т.Н. Доронова. - 2-е изд – М.: Просвещение,
2002.
- Дошкольная педагогика / Под
ред. Ядешко В.И., Сохина. Ф.А. – М.: Просвещение,
1986.
- Зубарева, Е. М. Дети и изобразительное
искусство [текст] /Е. М. Зубарева. – М.:
Просвещение, 1969. – 111с.
- Игнатьев, Е. И. Психология
изобразительной деятельности детей [текст]
/ Е.И. Игнатьев. - М.: 1961. – 216 с.
- Казакова, Т. Г. Изобразительная
деятельность и художественное развитие
дошкольников [текст] / Т.Г. Казакова, —
М.: Педагогика, 1983. — 112с.
- Казакова, Т. Г. Рисование с
детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные
техники, конспекты, планирование [текст]
/ Т.Г. Казакова. – М.: Творческий центр,
2005. – 98 с.
- Казакова, Т. Г. Теория и методика
развития детского изобразительного творчества:
учебное пособие, для студентов вузов,
обучающихся по специальностям «Дошкольная
педагогика и психология», «Педагогика
и методика дошкольного образования»
[текст] / Т.Г. Казакова. — М.: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2006. — 255 с.
- Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров
А. Ю. Педагогический словарь / Г. М. Кождаспирова.
– М.: Академия, 2005. – 176 с.
- Козлова, С. А. Дошкольная
педагогика [текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.
– М.: Академия, 2000.- 416с.
- Комарова, Т. С. Изобразительная
деятельность в детском саду:
Обучение и творчество
[текст] / Т. С, Комарова. — М.:
Педагогика, 1990.—144 с.
- Комарова, Т. С. Школа эстетического
воспитания [текст] / Т.С. Комарова. - М.:
Издательский Дом «Зимородок», 2006. - 418
с.
- Комарова, Т. С. Дети в мире
творчества: Книга для педагогов дошк.
учреждений [текст] / Т.С. Комарова. — М.:
Мнемозина, 1995. — 160 с.
- Комарова, Т. С. Обучение детей
технике рисования. Учебное пособие [текст]
/ Т. С. Комарова. — М.: Педагогическое общество
России, 2005. — 176 с.
- Комарова, Т.С. Учитесь рисовать
и лепить [текст] / Т. С. Комарова, Н. Б. Халезова,
Т. Г. Казакова. – М.: Просвещение, 1967. –
112 с.
- Косминская, В. Б. Основы изобразительного
искусства и методика руководства изобразительной
деятельностью детей: Лаб. практикум [текст]
/ В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. — М.: Просвещение,
1987.— 128 с.
- Котляр, В. Ф. Формирование
у дошкольников чувства ритма в изобразительной
деятельности.
- Кузин, В. С. Психология [текст]
/ В. С. Кузин. - М.: Издательство «АГАР»,
1999. – 304 с.
- Лыкова, И. А. Программа художественного
воспитания, обучения и развития детей
2-7 лет «Цветные ладошки» [текст] / И.А. Лыкова.
- М.: «Карапуз - дидактика», 2006.- 144 с.
- Мелик-Пашаев, А. А. Ступеньки
к творчеству: Художественное развитие
ребенка в семье [текст] / А.А. Мелик-Пашаев,
З.Н. Новлянская. — М.: Редакция журнала
«Искусство в школе», 1995.— 144 с.
- Методика обучения изобразительной
деятельности и конструированию [текст]
/ под ред. Комаровой Т.С. - М.: Просвещение,
1991. – 256с.
- Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г Мещерякова., В. П. Зинченко - М.: Прайм-Еврознак, 2003.
– 632 с.
- Мижериков, В. А. Психолого-
педагогический словарь для учителей
и руководителей общеобразовательных
учреждений [текст] / В.А. Мижериков. - Ростов
- на Дону: Феникс, 1998. – 544 с.
- Мухина, В. С. Изобразительная
деятельность ребенка как форма усвоения
социального опыта./ В.С. Мухина – М; 1982.
- Ознакомление дошкольников
с графикой и живописью [текст] / Под ред.
Грибовской А. А. – М., 2004 – 192 с.
- Обучение дошкольников технике
рисования. Учебное пособие к программе
обучения и воспитания в детском саду
под ред. Васильевой М. А.
- Полевой, В. М. Популярная художественная
энциклопедия: Архитектура. Живопись.
Скульптура. Графика. Декоративно-прикладное
искусство [текст] / Под ред. В.М. Полевого.–
М.: Большая Российская энциклопедия. –
Кн.1. А-М. – 1999. – 447 с.
- Полевой, В. М. Популярная художественная
энциклопедия: Архитектура. Живопись.
Скульптура. Графика. Декоративно-прикладное
искусство [текст] / Под ред. В.М. Полевого.
– М.: Большая Российская энциклопедия.
– Кн.2. М-Я. – 1999. – 432 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду [текст] / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой,
Т. С. Комаровой. — 4-е изд., испр. и доп. —
М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 232 с.
- Пантелеев, Г. И. Декоративное
искусство – детям. Пособие для воспитателей
ДОУ [текст] / Г. И. Пантелеев. – М.: Просвещение,
1976 – 143 с.
- Сакулина, Н. П. Изобразительная
деятельность в детском саду [текст] / Н.
П. Сакулина, Т. С. Комарова.. - М., 1982.
- Сакулина, Н. П. Рисование в
дошкольном детстве [текст] / Н. П. Сакулина.
– М.: Просвещение, 1965. – 243 с.
- Сенсорное воспитание в детском
саду [текст] / Под ред. Н.П. Сакулиной, Н.Н.
Поддьякова. - М., 1969.
- Сокольникова, Н. М. Изобразительное
искусство и методика его преподавания
в начальной школе: Учеб. пособие для студ.
пед. вузов [текст] / Н. М. Сокольникова —
М.: Издательский центр «Академия», 2000.
— 368 с.
- Трофимова, М. В. И учеба, и игра:
изобразительное искусство [текст] / М.
В. Трофимова, Т. И. Тарабанова. – Ярославль:
Академия развития, 1997 – 240 с.
- Усова, А. П. Русское народное
творчество в детском саду [текст] / А.П.
Усова. — М., 1961.
- Соломенникова, О. А. Радость
творчества. Программа дополнительного
образования [текст] / О. А. Соломенникова.
– М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 232 с.
- Соломенникова, О. А. Народное
искусство как средство формирования
эстетического отношения к действительности.
- Флёрина, Е. А. Изобразительное
творчество детей дошкольного возраста
[текст] / Е. А. Флерина. - М.: Государственное
учебно-педагогическое издательство Министерства
просвещения РСФСР, 1956. - 160 с.
- Художественное творчество
в детском саду [текст] / Под ред. Ветлугиной
Н. А. – М., 1972.
- Чумичева, Р. М. Дошкольникам
о живописи. Книга для воспитателей детского
сада [текст] / Р. М. Чумичева– М.: Просвещение,
1992. – 126с.
- Шайдурова, Н. В. Методика обучения
рисованию детей дошкольного возраста.
Учебное пособие [текст] / Н. В. Шайдурова.
— М.: ТЦ Сфера, 2008. — 160 с.
- Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной
деятельности в детском саду: Подготовительная
к школе группа: Программа, конспекты:
Пособие для педагогов дошк. учреждений
[текст] / Г.С. Швайко. — М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2002. —142 с.
- Штейнле, Н. Ф. Изобразительная
деятельность. Младшая и старшая группы.
разработка занятий [текст] / Н.Ф. Штейнле.
– Волгоград: Корифей, 2006.