Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 22:48, доклад
Краеведение является важным средством связи школы с жизнью. В основе становления краеведения лежит не только любознательность, но и необходимость. Цель и задачи курса - вооружить будущих учителей знаниями и навыками организации и проведения историко-краеведческой работы, повысить их образовательный и культурный уровень. Знание основ художественной культуры, истории искусства, архитектуры, археологии, этнографии поможет будущим специалистам выявить памятники истории и культуры в своем крае и использовать их в воспитательной работе. Также этот курс воспитывает патриотические чувства - любовь к Родине
1.Рабочая программа дисциплины………………………………………………...
2.Программа обучения студентов по дисциплине
«SYLlABUS»………………………………………………………………………….
3Разработка лекционных занятий…………………………………………………...
4.Комлект демонстрационного и вспомогательного
Материала……………………………………………………………………………
5.Методическая разработка СРСП…………………………………………………
6. Методическая разработка СРС…………………………………………………..
7.Материалы для проведения текущего, рубежного
и итогового контролей………………………………………………………………
8. Карта учебно – методической обеспеченности…………………………………
7. Студент должен быть вежливым, терпимым, открытым, доброжелательным
к преподавателям и студентам.
Распределение баллов по видам и формам контроля
Примечание 1. Студент, набравший по итогам семестра 30 баллов и набравший по всем видам контроля положительные оценки, допускается к сдаче экзамена. Для получения положительной оценки необходимо на экзамене набрать не менее 20 баллов.
Примечание 2. При наличии пропусков практических
занятий действует система отработок
через выполнение и защиту работ по пропущенным
занятиям
Вопросы итогового контроля:
1. Что такое краеведение?
2. Что является объектом исследования?
3. Какие задачи решает историческое краеведение?
4. Какова связь между
прошлым и настоящим
5. Что такое исторический источник?
6. Какова роль археологических
находок в развитии
7. Определить значение
этнографических материалов
8. Что такое письмо ?
9. Когда появились первые письменные источники?
10.Каковы основные приемы работы с письменными источниками?
11.Назовите древние тюркские письменные памятники, дайте их характеристику
12.Что такое рукописи, книги и периодическая печать?
13.С какого времени появилось книгопечатание?
14.Когда и каким образом появились газеты и журналы?
15.Что мы называем устным источником?
16.Виды устных источников?
17.Сколько существует языковых семей и групп?
18. Что мы называем народным творчеством?
19.Что такое топонимика?
20.Что изучает антропонимика?
21.Какие виды архивов Вам известны?
22.Расскажите о методике работы с архивными материалами.
23.Что такое архитектурный памятник?
24.Что служило строительным
материалом для первобытных
25.Какой формы были
первые жилища первобытного
26.В каких регионах
в качестве строительного
27.Каковы особенности деревянной архитектуры?
28.Какие древнейшие
памятники архитектуры Вам
29.Почему начинают использовать при сооружении зданий и храмов глину и кирпич?
30.Сколько существует основных стилей в каменной архитектуре?
31.Что относится к
памятникам изобразительного
32. Роль ученых, просветителей в развитии исторического краеведения
33.Каковы функции изобразительного искусства?
34.Какова специфика прикладного искусства?
35.Какой материал используется при создании памятников прикладного искусства?
36.Виды ювелирных украшений
37.Какую информацию несут в себе изделия прикладного искусства?
38.Этапы развития краеведения в Казахстане
39.Какова роль научных экспедиций в становлении краеведения в Казахстане?
40.Назовите имена выдающихся исследователей Казахстана?
41.Как развивалось краеведение в Казахстане до октябрьской революции?
42. Сколь активно ведется работа по изучению
родного края на современном этапе?
Тематика рефератов
1. Становление и развитие исторического краеведения
2. Археологические памятники
по истории Казахстана с
3. Понятие исторического краеведения
4. Образовательное и
воспитательное значение
5. Средневековые города Казахстана ( IX-XI вв.)
6. Этнографические материалы по историческому краеведению
7. Истоки исторического краеведения в Казахстане
8. Средневековые города Казахстана (XI-XVI вв.)
9. Деятельность Уральского отделения Общества изучения Казахстана
10. Устные источники по краеведению
11. Деятельность РГО на территории Казахстана
12. Духовная культура
казахов как источник по
13. Письменные источники по историческому краеведению
14.Музыкально-эпическое творчество казахов
15. Развитие исторического краеведения в Казахстане в послеоктябрьский период
16. Происхождение этнонима «казах»
17. Историческое краеведение
в Казахстане во второй
18. Создание и развитие Семиреченского отделения РГО
19. Вклад Ш. Валиханова в историческое краеведение Казахстана
20. Материальная культура
казахов как источник по
21. Вклад Абая Кунанбаева
в развитие исторического
22. Архивы и их фонды
23. Роль Семенова Тянь-Шанского в развитии исторического краеведения в Казахстане
24. Развитие музейного дела в Казахстане
25. Деятельность крупного ученого, этнографа, краеведа А.А. Диваева
26. Создание и история
Семипалатинского окружного
27. Методика краеведческой работы в школе
28. Основные формы внеклассной историко-краеведческой работы
29. История создания
Центрального историко-
30. Становление и развитие исторического краеведения в Казахстане
Тематика контрольных работ
1.Зарождение исторического краеведения как науки.
2.Археологические источники исторического краеведения.
3.Этнографические источники исторического краеведения.
4.Виды письменных источников. Книги.
5.Устные источники.
6.Ономастика.
7.Периодическая печать как источник по историческому краеведению.
8.Деревянная архитектура.
9.Каменная архитектура и ее стили.
10.Ювелирные украшения как источник по историческому краеведению.
11.Памятники декоративно-
12.Объекты
13.Этапы становления краеведения в Казахстане.
14.Вкладказахских ученых-
15.Ч. Валиханов и
его вклад в изучение
Список литературы
Основная литература
1.Ашурков В.Н., Кацюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. – М.,
1980
2.Ахметова С.М. Историческое краеведение в Казахстане.- Алматы,1982
3.Акназаров Н.В. Историческое краеведение. Уч. Пособие. – Алматы,2000
4. Матюшин Г.Н. Историческое краеведение.- М., 1987
Дополнительная литература:
5. Алексеенко Н.В. Хранители памятников. Документальный очерк о краеведении Казахстана. Алматы, 1988
6. Казахи. Историко-этнографическое исследование.- Алматы, 19959
7.Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана. Сб. статей.- М., 1989
8. Жанузакова Т. Очерк казахской ономастики.- Алма-Ата, 1982
9. Хасанаев М.Ж. Архивное строительство в Казахстане в первые годы установления советской государственности (1920-1921).- Алматы,2000
10Общие вопросы школьного краеведения.-М.,1971
11. Закон РК «Об охране и использовании историко-культурного наследия»(1992)
12. Борисов Н.С., Дранишников В.В., Иванов П.В., Кацюба Д.В. Методика историко-краеведческой работы в школе.- М.,1982
13. Даринский А.В., Кривоносова Л.Д., Круглова В.А., Луканенкова В.К. Краеведение. Пособие для учителей.- М
14. Нумухамедов Н.Б. Искусство Казахстана.- 1970
15. Муканов М.С. Казахские домашние художественные ремесла.- Алма-Ата,1979
16. Мурзаев Э.М. Очерки топонимики.- М.,1979
17. Мурзаев Э.М. География в
названиях .- М., 1982
18. Адрианов А.А. Краткий исторический очерк Семипалатинского музея.- Семипалатинск,1929
19. Баталова А. Музеи Казахстана. //Советский музей, 1938, № 8
20. Козлитин И.П. Государственные архивы республик Средней Азии и Казахстана – М., 1961
21. Крайская З.В. Организация архивного дела в СССР: Учеб.для вузов.-М.: Экономика,1980
22. Шмидт С.О. Археография. Архивоведение. Памятниковедение: Сб.ст.-М.,1997
23. Грибанова Е.М. Во главе архивного строительства Казахстана (1919-1938)// Отечественные архивы.-2004.-№
24. Родин А.Ф. Массовые формы внеклассной работы по истории.- М.,1961
25. Кацюба Д.В. Краеведение в воспитании учащихся.- М., 1965
26. Помарнацкий В.Ф. Организация учебных экскурсий.// Преподавание истории в школе, 1973, № 4
27. Огрызко З.А. Школьные краеведческие музеи. Сб. «Общие вопросы школьного краеведения».-М.,1971
Костанайский государственный педагогический институт
Кафедра истории Казахстана
Разработка лекционных занятий
Костанай, 2009
Тема 1. Предмет и задачи исторического краеведения
Историческое краеведение как составная часть общего краеведения представляет собой область прикладной истории и отличается двумя существенными признаками: 1) локальностью исследуемых исторических событий, и 2) деятельным характером. Это определяет различные виды историко-краеведческой деятельности: познавательную, преобразовательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную.
Изучение родного края является способом удовлетворения, формирования и развития общественных интересов. В фактах местной истории заложен воспитательный потенциал исторического краеведения. Главным источником и механизмом воспитательного воздействия выступают традиции, которые в силу присущих им свойств становятся субъективной причиной поведения, т.е. переходят в сферу человеческих побуждений, играют роль мотива, потребности и т.д.
История края – сложный объект краеведческой деятельности, отличается емкостью содержания, хронологическими рамками. Основой краеведческого исследования являются факты местной истории, как средство конкретизации истины
Основная литература: 1,2,3,4
Дополнительная литература: 13.
Тема 2 - 3 Становление и развитие исторического краеведения. Истоки краеведения
Традиционная дефиниция (определение) краеведения –
совокупность знаний об отдельных местностях страны. Барковым А.С. дается более научное определение «Краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края». Как научная дисциплина краеведение имеет свои объекты изучения – природа, население, экономика, история, искусство края. Основными источниками являются «краеведческая библиография», «печатные источники», «статистические источники», «памятники истории» и др. Различают материальные, письменные и устные источники. Краевед-учитель должен знать и представлять: 1. что искать, 2. как искать, 3. как фиксировать. По форме организации краеведение делится на государственное, общественное и школьное. В основе становления краеведения лежит любознательность и необходимость. Краеведение лежит в основе истории. Истоки краеведения были заложены в народном краеведении – безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Краеведческие сведения фиксировались, например, на Руси в летописях. В XVIII в. уже были осознаны задачи стоящие перед краеведением, издаются первые Указы Петра I, проведены свыше 50-ти академических экспедиций, создаются анкеты (В. Татищев, М. Ломоносов), издаются первые научные работы. Помимо русских ученых, краеведением занимались и ученые Средней Азии, писавшие по-арабски, персидские или на местных языках. К краеведении. Обращаются и писатели А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин. Много внимания краеведению уделял выдающийся сын казахского народа Чокан Валиханов («Очерки Джунгарии», «Киргизы» и др.)
Основная литература:1 - 4
Дополнительная литература: 13.