Историческое краеведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 22:48, доклад

Краткое описание

Краеведение является важным средством связи школы с жизнью. В основе становления краеведения лежит не только любознательность, но и необходимость. Цель и задачи курса - вооружить будущих учителей знаниями и навыками организации и проведения историко-краеведческой работы, повысить их образовательный и культурный уровень. Знание основ художественной культуры, истории искусства, архитектуры, археологии, этнографии поможет будущим специалистам выявить памятники истории и культуры в своем крае и использовать их в воспитательной работе. Также этот курс воспитывает патриотические чувства - любовь к Родине

Содержание

1.Рабочая программа дисциплины………………………………………………...
2.Программа обучения студентов по дисциплине
«SYLlABUS»………………………………………………………………………….
3Разработка лекционных занятий…………………………………………………...
4.Комлект демонстрационного и вспомогательного
Материала……………………………………………………………………………
5.Методическая разработка СРСП…………………………………………………
6. Методическая разработка СРС…………………………………………………..
7.Материалы для проведения текущего, рубежного
и итогового контролей………………………………………………………………
8. Карта учебно – методической обеспеченности…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

краеведение.doc

— 890.50 Кб (Скачать файл)



 

Тезисы лекционных занятий

Тема 1. Предмет  и задачи исторического краеведения

1.Предмет, задачи, цели дисциплины

2.Методы исследования.

3.Источники и историография.

Основные понятия: Историческое краеведение, его существенные  признаки,  главные источники, основы краеведческого исследования как составная часть общего краеведения

Цель: Раскрыть основное содержание курса,  рассказать о  тех  видах  методов, которые  используются  в исторических исследованиях, дать  библиографические указания  литературы по данной дисциплине

Основная  литература: О – 1-4

Дополнительная  литература Д – 12,13

                                              Контрольные вопросы:

Что является предметом изучения данной дисциплины?

Перечислить основные методы исследования.

Вещественные источники  – это…

Письменные источники  – это…

Историографические исследования в Казахстане

Тема 2 - 3 Становление и развитие исторического краеведения. Истоки краеведения

1.Традиционная дефиниция (определение) краеведения

2.Формы организации  краеведения.

3.Становление краеведения  как науки.

Основные понятия: краеведение, формы организации краеведения.

Цель: Раскрыть основное содержание истории становления и развития исторического краеведения и формы организации краеведения.

 Основная литература: О – 1-4

.Дополнительная литература: Д – 13

                                              Контрольные вопросы:

Дать определение понятию  «краеведение».

Перечислить основные формы  организации краеведения.

Рассказать историю  становление краеведения как  науки.

Тема 4.  Древние тюркские письменные памятники и их роль в изучении родного края

1.История зарождения письменности.

2.Древнетюркская письменность (жанры рунических надписей).

3.Уйгурский алфавит.

4.Арабское письмо.

Основные понятия: письменность, орхоно – енисейские надписи, согдийское письмо, уйгурский алфавит,  арабское письмо.

Цель: Донести до студентов историю  зарождения письменности, дать подробную характеристику  жанрам рунических надписей, раскрыть их роль в изучении родного края.

Основная  литература: О – 1-4

Дополнительная  литература: Д – 5,13

                                         

Контрольные вопросы:

Рассказать историю зарождения письменности.

Какие памятники  рунического  письма вы знаете, расскажите о них?

В чем особенности  арабского  письма?

Какую роль сыграл в распространении  письменности на территории Казахстана Великий Шелковый путь?

Тема 5. Археологические источники Казахстана и их использование в краеведческой работе

1.Понятия «археологический источник» и «археологический памятник»

2.Виды археологических памятников на территории Казахстана.

Основные понятия: «археологический источник» и «археологический памятник», их использование в краеведческой работе

Цель: раскрыть особенности  археологических  источников и археологического памятника, рассказать о тех видах  археологических памятников, которые существуют  на территории Казахстана и области

Основная  литература: О – 1-4

Дополнительная  литература: Д – 5,12,13

                                              Контрольные вопросы:

В чем особенности  понятий «археологический источник»  и «археологический памятник»?

Подробно рассказать об археологических памятниках  на территории Казахстана.

Какие  виды   археологических  памятников существуют на территории нашей области?

Тема 6. Этнографические источники истории Казахстана

1.Этнография – как  отдел  исторической науки.

2.История зарождения науки.

      3.Объекты этнографического  краеведения в Казахстане.

Основные понятия: этнография ,устное народное творчество, фольклор

Цель: Уметь донести до сведения студентов историю зарождения науки  и ее роли в системе других наук

  Основная литература:  О – 1-4

Дополнительная  литература: Д-5-13

                                          Контрольные вопросы:

Что изучает этнография, какие цели она преследует?

Подробно рассказать об истории зарождения науки.

Что вы узнали об объектах  этнографического краеведения в Казахстане?

В чем значение этнографических  источников?

Тема 7. Памятники  архитектуры и искусства как  источники по изучению родного края

1.История зарождения архитектуры  и искусства

2.Принципы искусствоведческого  краеведения.

3.Объекты искусствоведческого краеведения.

Основные понятия: архитектура и искусство, памятники архитектуры и искусства

Цель: Раскрыть  историю  зарождения архитектуры и искусства, показать основные принципы и объекты искусствоведческого краеведения.

Основная литература: О – 1-4

Дополнительная литература: Д-5-13

                                          Контрольные вопросы:

Что такое архитектура и искусство?

Назовите  известные  памятники архитектуры и искусства на территории Казахстана.

Какие памятники архитектуры и искусства существуют  у нас в областном центре?

Тема 8. Устные источники по изучению родного края

1.Язык – древнейшая форма общения людей.

2.Ономастика - наука о собственных именах.

3.Топонимика, антропонимика.

4.Жанры фольклора.

Основные понятия: « Ономастика», «Топонимика», «Антропонимика», жанры фольклора

Цель: Раскрыть роль  и  основные жанры устных  источников по изучению родного края.

Основная литература: О – 1-4

Дополнительная  литература: Д-5-16

                                               Контрольные вопросы:

Дать определение терминам «Ономастика», «Топонимика», «Антропонимика».

В чем значение устных источников  в  изучении родного края?

Какие существуют жанры фольклора у казахов, русского народа и.т.д.?

Тема 9. Становление и развитие краеведения в Казахстане. Русские исследователи XIX в. и их роль в изучении истории Казахстана

1.Развитие краеведения.

2. Исследователи XIX в. и их роль в изучении истории Казахстана.

Основные понятия: краеведение, исследователи XIX в.

Цель: Раскрыть становление и развитие краеведения в Казахстане и объяснить то, что же способствовало изучению местной истории, показать деятельность исследо- телей XIX века и их роль в изучении истории Казахстана.

Основная  литература: О – 1-4

Дополнительная  литература: Д-5-23

                                               Контрольные вопросы:

Какова история развития краеведения у нас в стране?

Что способствовало изучению местной истории?

Какова роль и деятельность исследователей   XIX века в изучении истории Казахстана?

 Тема 10. Общество изучения Казахстана – центр краеведческой работы в Казахстане.

  1. История образования Общества изучения Казахстана
  2. Деятельность отделов РГО

Основные понятия: Общества изучения Казахстана, отделы РГО

Цель: Показать деятельность научных  учреждений – как центров краеведческой работы в  Казахстане

 Основная литература: О – 1-4

Дополнительная  литература:  Д-5-19

                                               Контрольные вопросы:

Какова история   образования и  развития Общества изучения Казахстана, раскрыть деятельность отделов РГО, а также работу научных  учреждений – как центров краеведческой работы в Казахстане

Тема 11. Деятельность казахских ученых  - просветителей и их роль в изучении родного края.

        1. Чокан Валиханов – известный ученый.

        2.Ибрай Алтынсарин – казахский просветитель, организатор народного образования.

        3. Абай Кунанбаев – представитель нового типа  казахской письменной литературы XIX века.

Основные понятия: просвещение, Кашгария,  интернаты, письменная казахская литература.

Цель: Показать деятельность казахских ученых -  просветителей и их вклад в развитие  науки, образования, а также их роль в изучении родного края

  Основная литература: О – 1-4

Дополнительная  литература: Д-5-21

                                               Контрольные вопросы:

Рассказать о Чокане  Валиханове, перечислить его основные заслуги.

Показать деятельность Ибрая  Алтынсарина -  как организатора  народного образования в Казахстане.

Расскажите о творчестве Абая

Тема 12. Краеведческая библиография как источник краеведения. Казахская печатная книга и книгоиздательство в Казахстане во второй половине XIX - начале XX вв.

1.Краеведческая библиография, ее задачи.

2.Объекты и виды  изданий.

3.Центры краеведческой библиографии.

Основные понятия: краеведческая библиография, книга и книгоиздательство, центры краеведческой библиографии.

Цель: Показать особенности  краеведческой  библиографии как источника краеведения, донести до студентов историю казахской  печатной  книги и книгоиздательства в Казахстане во второй половине XIX - начале XX вв.

Основная литература: О – 1-4

Дополнительная  литература: Д-5-20

                                              Контрольные вопросы:

Какие задачи ставит краеведческая библиография?

Покажите объекты и  центры краеведческой библиографии.

Какие существуют виды  изданий  в Казахстане?

Тема 13. История создания историко-краеведческих музеев.

1.Определение термина «музей».

2.История создания историко-краеведческих музеев в Казахстане.

Основные понятия: музей, история первого музея в Казахстане.

Цель: Показать историю создания историко-краеведческих музеев на территории Казахстана.

 

Основная литература: О – 1-4

Дополнительная  литература: Д-5-27

                                              Контрольные вопросы:

Дать определение термина «музей».

Для  чего было решено создать  историко-краеведческие  музеи  в Казахстане.

В чем главное предназначение музея?

Какие бывают музеи?

Тема 14. Документальные материалы Государственных архивов Республики Казахстан

  1. Определение термина «архив».
  2. Смысл и цель существования архивов.
  3. Термин «документ»
  4. Сеть архивных учреждений Республики Казахстан на 1 января 2009 года.

Основные понятия: «архив», «документ», сеть архивных учреждений.

Цель: смысл и цель существования архивов, историю становления архивного дела

                                              Контрольные вопросы:

Дать определение термина  «архив».

Для  чего было решено создать  сеть архивных учреждений?

В чем главное предназначение архива?

Какова сеть архивных учреждений Республики Казахстан на 1 января 2009 года.

Дать определение термина  «документ».

Основная литература: О – 1-4

Дополнительная  литература: Д-5-19,27

Тема 15. Краеведение в школе. Задачи школьного краеведения

  1. Особенности школьного краеведения.
  2. Цели и  задачи краеведческой работы в школе.
  3. Виды внеклассной  работы по историческому краеведению.

Основные понятия: цели и  задачи краеведческой работы в школе, факультативы, организация внеклассной работы по историческому краеведению.

Цель: Раскрыть основные особенности, цели и  задачи краеведческой работы в школе,  а также виды внеклассной работы по историческому краеведению.

Информация о работе Историческое краеведение