Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 22:48, доклад
Краеведение является важным средством связи школы с жизнью. В основе становления краеведения лежит не только любознательность, но и необходимость. Цель и задачи курса - вооружить будущих учителей знаниями и навыками организации и проведения историко-краеведческой работы, повысить их образовательный и культурный уровень. Знание основ художественной культуры, истории искусства, архитектуры, археологии, этнографии поможет будущим специалистам выявить памятники истории и культуры в своем крае и использовать их в воспитательной работе. Также этот курс воспитывает патриотические чувства - любовь к Родине
1.Рабочая программа дисциплины………………………………………………...
2.Программа обучения студентов по дисциплине
«SYLlABUS»………………………………………………………………………….
3Разработка лекционных занятий…………………………………………………...
4.Комлект демонстрационного и вспомогательного
Материала……………………………………………………………………………
5.Методическая разработка СРСП…………………………………………………
6. Методическая разработка СРС…………………………………………………..
7.Материалы для проведения текущего, рубежного
и итогового контролей………………………………………………………………
8. Карта учебно – методической обеспеченности…………………………………
Тезисы лекционных занятий
Тема 1. Предмет и задачи исторического краеведения
1.Предмет, задачи, цели дисциплины
2.Методы исследования.
3.Источники и историография.
Основные понятия: Историческое краеведение, его существенные признаки, главные источники, основы краеведческого исследования как составная часть общего краеведения
Цель: Раскрыть основное содержание курса, рассказать о тех видах методов, которые используются в исторических исследованиях, дать библиографические указания литературы по данной дисциплине
Основная литература: О – 1-4
Дополнительная литература Д – 12,13
Что является предметом изучения данной дисциплины?
Перечислить основные методы исследования.
Вещественные источники – это…
Письменные источники – это…
Историографические
Тема 2 - 3 Становление и развитие исторического краеведения. Истоки краеведения
1.Традиционная дефиниция (определение) краеведения
2.Формы организации краеведения.
3.Становление краеведения как науки.
Основные понятия: краеведение, формы организации краеведения.
Цель: Раскрыть основное содержание истории становления и развития исторического краеведения и формы организации краеведения.
Основная литература: О – 1-4
.Дополнительная литература: Д – 13
Дать определение понятию «краеведение».
Перечислить основные формы организации краеведения.
Рассказать историю становление краеведения как науки.
Тема 4. Древние тюркские письменные памятники и их роль в изучении родного края
1.История зарождения письменности.
2.Древнетюркская письменность (жанры рунических надписей).
3.Уйгурский алфавит.
4.Арабское письмо.
Основные понятия: письменность, орхоно – енисейские надписи, согдийское письмо, уйгурский алфавит, арабское письмо.
Цель: Донести до студентов историю зарождения письменности, дать подробную характеристику жанрам рунических надписей, раскрыть их роль в изучении родного края.
Основная литература: О – 1-4
Дополнительная литература: Д – 5,13
Контрольные вопросы:
Рассказать историю зарождения письменности.
Какие памятники рунического письма вы знаете, расскажите о них?
В чем особенности арабского письма?
Какую роль сыграл в распространении письменности на территории Казахстана Великий Шелковый путь?
Тема 5. Археологические источники Казахстана и их использование в краеведческой работе
1.Понятия «археологический источник» и «археологический памятник»
2.Виды археологических памятников на территории Казахстана.
Основные понятия: «археологический источник» и «археологический памятник», их использование в краеведческой работе
Цель: раскрыть особенности археологических источников и археологического памятника, рассказать о тех видах археологических памятников, которые существуют на территории Казахстана и области
Основная литература: О – 1-4
Дополнительная литература: Д – 5,12,13
В чем особенности понятий «археологический источник» и «археологический памятник»?
Подробно рассказать об археологических памятниках на территории Казахстана.
Какие виды археологических памятников существуют на территории нашей области?
Тема 6. Этнографические источники истории Казахстана
1.Этнография – как отдел исторической науки.
2.История зарождения науки.
3.Объекты этнографического краеведения в Казахстане.
Основные понятия: этнография ,устное народное творчество, фольклор
Цель: Уметь донести до сведения студентов историю зарождения науки и ее роли в системе других наук
Основная литература: О – 1-4
Дополнительная литература: Д-5-13
Что изучает этнография, какие цели она преследует?
Подробно рассказать об истории зарождения науки.
Что вы узнали об объектах этнографического краеведения в Казахстане?
В чем значение этнографических источников?
Тема 7. Памятники архитектуры и искусства как источники по изучению родного края
1.История зарождения
2.Принципы
3.Объекты искусствоведческого краеведения.
Основные понятия: архитектура и искусство, памятники архитектуры и искусства
Цель: Раскрыть историю зарождения архитектуры и искусства, показать основные принципы и объекты искусствоведческого краеведения.
Основная литература: О – 1-4
Дополнительная литература: Д-5-13
Что такое архитектура и искусство?
Назовите известные памятники архитектуры и искусства на территории Казахстана.
Какие памятники архитектуры и искусства существуют у нас в областном центре?
Тема 8. Устные источники по изучению родного края
1.Язык – древнейшая форма общения людей.
2.Ономастика - наука о собственных именах.
3.Топонимика, антропонимика.
4.Жанры фольклора.
Основные понятия: « Ономастика», «Топонимика», «Антропонимика», жанры фольклора
Цель: Раскрыть роль и основные жанры устных источников по изучению родного края.
Основная литература: О – 1-4
Дополнительная литература: Д-5-16
Дать определение терминам «Ономастика», «Топонимика», «Антропонимика».
В чем значение устных источников в изучении родного края?
Какие существуют жанры фольклора у казахов, русского народа и.т.д.?
Тема 9. Становление и развитие краеведения в Казахстане. Русские исследователи XIX в. и их роль в изучении истории Казахстана
1.Развитие краеведения.
2. Исследователи XIX в. и их роль в изучении истории Казахстана.
Основные понятия: краеведение, исследователи XIX в.
Цель: Раскрыть становление и развитие краеведения в Казахстане и объяснить то, что же способствовало изучению местной истории, показать деятельность исследо- телей XIX века и их роль в изучении истории Казахстана.
Основная литература: О – 1-4
Дополнительная литература: Д-5-23
Контрольные вопросы:
Какова история развития краеведения у нас в стране?
Что способствовало изучению местной истории?
Какова роль и деятельность исследователей XIX века в изучении истории Казахстана?
Тема 10. Общество изучения Казахстана – центр краеведческой работы в Казахстане.
Основные понятия: Общества изучения Казахстана, отделы РГО
Цель: Показать деятельность научных учреждений – как центров краеведческой работы в Казахстане
Основная литература: О – 1-4
Дополнительная литература: Д-5-19
Какова история образования и развития Общества изучения Казахстана, раскрыть деятельность отделов РГО, а также работу научных учреждений – как центров краеведческой работы в Казахстане
Тема 11. Деятельность казахских ученых - просветителей и их роль в изучении родного края.
1. Чокан Валиханов – известный ученый.
2.Ибрай Алтынсарин – казахский просветитель, организатор народного образования.
3. Абай Кунанбаев – представитель нового типа казахской письменной литературы XIX века.
Основные понятия: просвещение, Кашгария, интернаты, письменная казахская литература.
Цель: Показать деятельность казахских ученых - просветителей и их вклад в развитие науки, образования, а также их роль в изучении родного края
Основная литература: О – 1-4
Дополнительная литература: Д-5-21
Рассказать о Чокане Валиханове, перечислить его основные заслуги.
Показать деятельность
Ибрая Алтынсарина - как организатора
народного образования в
Расскажите о творчестве Абая
Тема 12. Краеведческая библиография как источник краеведения. Казахская печатная книга и книгоиздательство в Казахстане во второй половине XIX - начале XX вв.
1.Краеведческая библиография, ее задачи.
2.Объекты и виды изданий.
3.Центры краеведческой библиографии.
Основные понятия: краеведческая библиография, книга и книгоиздательство, центры краеведческой библиографии.
Цель: Показать особенности краеведческой библиографии как источника краеведения, донести до студентов историю казахской печатной книги и книгоиздательства в Казахстане во второй половине XIX - начале XX вв.
Основная литература: О – 1-4
Дополнительная литература: Д-5-20
Какие задачи ставит краеведческая библиография?
Покажите объекты и центры краеведческой библиографии.
Какие существуют виды изданий в Казахстане?
Тема 13. История создания историко-краеведческих музеев.
1.Определение термина «музей».
2.История создания историко-краеведческих музеев в Казахстане.
Основные понятия: музей, история первого музея в Казахстане.
Цель: Показать историю создания историко-краеведческих музеев на территории Казахстана.
Основная литература: О – 1-4
Дополнительная литература: Д-5-27
Дать определение термина «музей».
Для чего было решено создать историко-краеведческие музеи в Казахстане.
В чем главное предназначение музея?
Какие бывают музеи?
Тема 14. Документальные материалы Государственных архивов Республики Казахстан
Основные понятия: «архив», «документ», сеть архивных учреждений.
Цель: смысл и цель существования архивов, историю становления архивного дела
Дать определение термина «архив».
Для чего было решено создать сеть архивных учреждений?
В чем главное предназначение архива?
Какова сеть архивных учреждений Республики Казахстан на 1 января 2009 года.
Дать определение термина «документ».
Основная литература: О – 1-4
Дополнительная литература: Д-5-19,27
Тема 15. Краеведение в школе. Задачи школьного краеведения
Основные понятия: цели и задачи краеведческой работы в школе, факультативы, организация внеклассной работы по историческому краеведению.
Цель: Раскрыть основные особенности, цели и задачи краеведческой работы в школе, а также виды внеклассной работы по историческому краеведению.