Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 13:50, реферат
Динамика стилевого развития русской архитектуры XVIII века нарастала своеобразно. В стране, с запозданием выходившей на общеевропейский путь развития, освоение западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через которые предстояло пройти русской архитектуре на протяжении века. Сущность переходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское искусство образно говоря «примеряло» себя к разным европейским стилям, еще не сделав окончательного выбора, совмещая в себе черты барокко, классицизма и рококо.
Особое значение имело строительство новой российской столицы - каменного Санкт-Петербурга, в котором принимали
Несмотря на всю
противоречивость личности Петра и
его преобразований, в отечественной
истории его фигура стала символом
решительного реформаторства, плодотворности
использования достижений Запада и
беззаветного, не щадящего ни себя, ни
других, служения Российскому государству.
У потомков Петр I, практически, единственный
среди царей по праву сохранил
дарованный ему при жизни титул
Великого.
Реформа в области культуры и быта. Церковная схоластическая школа
не могла подготовить
квалифицированных
18 века стали появляться светские школы. Первая школа (математицких и
навигацких наук) открылась в 1701 г., которая послужила основой для Морской
академии в Петербурге. Затем появились инженерные, медицинские, горные,
кораблестроительные,
штурманские и ремесленные
школы, в которых велось начальное обучение. "Контингент учащихся был довольно
значительным для того времени" [1,С.579]. Издавались новые учебники. Например,
в 1703 г. был издан учебник "Арифметики, сиречь науки числительной"... Его
автором был учитель навигацкой школы Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739).
Книга была напечатана вместе с арабскими цифрами вместо употреблявшихся ранее
буквенных обозначений чисел" [1,С.579]. А также были изданы "История Славянской
греко-латинской московской академии", "Букварь", "Грамматика славянская",
славяно-греко-латинский "Лексикон", составителем которых был справщик и
директор Московского печатного двора и Синодальной типографии Ф. П. Поликарпов.
В 1720 г. Феофаном Прокоповичем была написана работа "Первое обучение отрокам".
В начале века из-за высокой потребности в кадрах в светские школы допускали
даже детей податных сословий. Стали появляться духовные семинарии. Цифирные
школы были преобразованы в солдатские, в них начали готовить унтер-офицеров из
детей рекрутов.
При Петре 1 бурно развивалось книгопечатание. В 17 веке в стране была
всего лишь одна типография (в Москве), которая к тому же выпускала в основном
книги церковного содержания. "К концу первой четверти столетия в Москве и
Петербурге действовал уже не один десяток типографий. В них было издано более
600 книг, манифестов, ведомостей и инструкций. Из 320 книг гражданского
содержания, опубликованных с 1708 по 1725 г., более трети было посвящено
военной и военно-морской тематике. Печатались также книги юридического
содержания, художественные произведения, словари, календари. Новыми среди
печатной продукции были реляции о победных сражениях русских войск, богато
иллюстрированные
гравюрами русских и
переводных книг по военному, инженерному, артиллерийскому делу, по истории и
вопросам права" [1,С.579-580]. Петр 1 указывал, чтобы главной задачей при
осуществлении переводов было более понятное изложение переводимого, а не
близость перевода к оригиналу. Произошла замена церковнославянского шрифта на
новый гражданский шрифт. Это было сделано в первом десятилетии 18 века. Первые
книги, напечатанные этим шрифтом, появились в 1708 г. В 1710 г. Петром 1 в него
были внесены последние изменения, и новый шрифт утвердился окончательно. "Еще
раньше было изменено обозначение чисел - вместо их буквенного начертания стали
печатать и писать арабские цифры. Рост книгопечатания способствовал
возникновению торговли книгами" [1,С.580]. Значительные библиотеки появились у
многих аристократов. В 1714 г. была создана государственная библиотека, которая
стала основой библиотеки Академии наук. Регулярно стала выходить русская газета
"Ведомости" с 1703 г. В ней публиковалась информация о международной и
внутренней жизни того времени, о ходе военных действий.
Наука
и техника развивались
научно-технические лаборатории, астрономические обсерватории с телескопами,
впервые находит применение микроскоп. Появляется ряд крупных технических
новшеств и изобретений" [1,С.581]. Было организовано несколько крупных
экспедиций. "Наиболее выдающиеся из них - две Камчатские экспедиции Витуса
Беринга (1681-1741)" [1,С.581]. В 1719 г. были открыты Кунсткамера (первый
русский музей) и государственная библиотека. В первой четверти 18 века в
Петербурге открылась Академия наук. 22 января 1722 г. состоялось специальное
заседание Сената с участием Петра, на котором был рассмотрен проект основания
Академии. "Официальное открытие русской Академии наук состоялось после смерти
Петра - в августе 1725 г. Тогда же собралась и первая конференция академиков.
Немалый вклад в развитие русской науки и техники внес сам Петр. Он обладал
обширными знаниями в области кораблестроения и в военно-инженерном деле"
[1,С.582].
"При Петре 1 начинается градостроительство со строгой планировкой улиц,
площадей, правительственных учреждений, дворцов и особняков аристократической
знати" [1,С.582].
При Петре 1 на Руси впервые появилась светская живопись, т. к. раньше
кроме иконописания других видов живописи не было. Получила развитие портретная
живопись. Много одаренных юношей было отправлено при пособничестве Петра 1 для
овладения этим искусством за границу. За счет этого, живопись развивалась очень
быстро. После смерти Петра 1 в Петербурге открылась Академия художеств.
"В 1702 г. в
Москве, а затем и в Петербурге
появились общедоступные
Но просуществовали они надолго. Вскоре на смену им пришли торжественные
различные праздники с иллюминациями и исполнением кантат. Однако театральное
дело все же развивалось.
В 1721г. Петру 1 Сенатом был пожалован титул императора после
подписания Ништадского мира со Щвецией. Россия стала империей. Император
обладал всей полнотой власти в государстве. Авторитарность правления
абсолютного монарха характеризовалась нетерпением к инакомыслию, введением
единообразия в
систему государственных
быт, нравы, всю общественную жизнь, развитие культуры.
Абсолютизм в России.
Абсолютизм (неограниченный, безусловный), или абсолютная монархия, как тип
государства, в котором власть безраздельно принадлежит государю, существовал
в России с конца семнадцатого столетия до февраля 1917 года.
В периоды абсолютизма пережили многие европейские страны 16-17 вв., переходя в
своём развитии от средневекового государства, в котором верховная власть
принадлежала монарху, а всякое сословие имело закреплённые законом особые
привилегии и обязанности, к буржуазному обществу, где права и обязанности всех
граждан равны перед лицом закона. В России синонимами слова абсолютизм
служили понятия самодержавия, самодержавство, самодержавная монархия.
Выдающийся теоретик русского монархизма “Иван Солоневич писал: “Монархия есть
единоличная власть, подчинённая традициям страны, её вере и её интересам, иначе
говоря, власть одного лица””[6,С.5]. Более трёх веков складывались основные
черты российского абсолютизма: самим самодержцем, от его имени или по его
поручению издавались законы, творился суд, пополнялась и расходовалась
государственная казна. В стране устанавливалась единая налоговая система.
Монарх опирался на обширный административный аппарат, состоявший из
профессиональных чиновников; в России подобный аппарат появился в середине 16в.
Другими чертами самодержавия стали подчинение Церкви государству; полное
закабаление крестьянства; наличие постоянной армии и полиции; регламентация
(установление обязательных для выполнения правил) всей жизни общества и
государства.
Народ не принимал никакого
участия в государственных
вмешательства в политику самодержавия отдельных лиц или либерально
настроенных групп общества немедленно пресекались. “Знаменитый российский
мыслитель середины 19 века А.И. Герцен в связи с этим писал: ”У нас лицо
всегда было подавлено, поглощено. Свободное слово у нас всегда считалось за
дерзость, самобытность – за крамолу; человек пропадал в государстве. Чем
сильнее становилось государство, тем слабее лицо””[6,С.7].
С давних времён история
российского абсолютизма
из нерешенных вопросов – время его возникновения. Большинство историков
признают, что предпосылки абсолютной монархии в России появились в обстановке
острейшей политической борьбы второй половины 16 века – в правлении Ивана 4.
Великий князь Иван Васильевич первым в истории России венчался на царство,
сделав звание “царя всея Руси” официальным титулом главы государства. Иван 4
использовал саму историю в борьбе за единовластие. При нём было создано
огромное по объёму историческое произведение “Лицевой летописный свод”,
основной идеей которого было обоснование исконности и закономерности русского
самодержавства. Неограниченная власть монарха более других государственных
форм соответствовала политическим и экономическим условиям того времени,
опорой государевой воли Грозного стала опричнина (особая территория, где
полновластие царя не знало никаких границ), значительно укрепившая
централизованный административный и военный аппарат самодержавия. Иван 4
понимал самодержавие как самовластие, о чём не раз “высказывался: “Земля
правится Божиим милосердием, а последние нами, государи своими, а не воеводы
и судьи“, “Жаловать своих холопей мы вольны, а казнити вольны же””[6,C.7].
Система единовластия Ивана Грозного получила своё продолжение в годы
правления новой династии. В середине 17 в. царь Алексей Михайлович Романов
предпринял дальнейшие
шаги по ограничению сословно-
всё реже стали созываться земские соборы (совещательный орган при государе;
появился в середине 16 в.), угасала роль Боярской думы (аристократического
совета при государе). В Соборном Уложением (своде законов) 1649 года её
функции определялись “так: “Сидети в палате и по государеву указу всякие дела
делати””[6,С.7]. Влияние Боярской думы на большую политику было гораздо
значительнее в 15-16 вв.
Стремясь укрепить царскую власть, Алексей Михайлович объявил тягчайшим