Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:01, дипломная работа
Цель настоящей дипломной работы - исследовать менталитет и политическую культуру римских граждан эпохи принципата и установить их влияние на политические процессы Римской империи этого периода.
Исходя из цели исследования, автор поставил перед собой следующие задачи:
исследовать теоретико-методологические основы понятий «менталитет» и «политическая культура»;
выявить и охарактеризовать механизмы взаимодействия менталитета и политической культуры общества и установить степень их влияния на политические процессы;
проанализировать процесс складывания менталитета римских граждан, выявить и охарактеризовать его особенности;
исследовать генезис политической культуры римских граждан;
установить механизмы ее влияния на политические процессы Римской империи данного периода.
Введение……………………………………………………………………………………..3 § 1 Постановка проблемы…………………………………………………………………..3
§ 2 Обзор источников……………………………………………………………………….6
§ 3 Обзор историографии…………………………………………………………………12
Глава I. Теоретико-методологические основы понятий «менталитет» и
«политическая культура», механизмы их взаимодействия и влияния
на политические процессы………………………………………………………………..28
§ 1 Политическая культура: теоретико-методологические основы……………………28
§ 2 Менталитет: теоретико-методологические основы…………………………………37
§ 3 Механизмы взаимодействия менталитета и политической культуры общества. Степень их влияния на политические процессы………………………………………...48
Глава II. Менталитет граждан Рима: социокультурные особенности и
процесс трансформации в эпоху раннего принципата………………………………….55
§ 1 Генезис менталитета римских граждан………………………………………………55
§ 2 Социокультурные особенности менталитета римских граждан…………………...60
§ 3 Процесс трансформации менталитета римских граждан при
Юлиях-Клавдиях………………………………………………………………………….71
Глава III. Политическая культура граждан Рима и процесс ее
трансформации в эпоху раннего принципата…………………………………………...84
§ 1 Генезис политического менталитета граждан Рима. Образ идеального гражданина………………………………………………………………………………....85
§ 2 Политическое сознание римских граждан. Образ идеального
правителя…………………………………………………………………………………...92
§ 3 Процесс трансформации политической культуры граждан Рима в эпоху раннего принципата…………………………………………………………………………………99
Заключение………………………………………………………………………………....117
Список использованных источников и литературы……………………………………..121
Таким образом, основными
чертами римской религии
Римлянин все время пребывал в страхе, что совершил обряды не так, как следует. Достаточно было малейшего упущения в молитве, какого-то не предписанного движения, внезапной заминки в религиозном танце, порчи музыкального инструмента во время жертвоприношения, чтобы один и тот же обряд повторяли заново. Бывали случаи, когда раз тридцать все начинали сначала, пока жертвоприношение не выполнялось безупречно. Совершая молитву, содержащую просьбу, жрец должен был следить за тем, чтобы не опустить какого-либо выражения или не произнести его в несоответствующем месте. Поэтому кто-нибудь читал, а жрец повторял за ним слово в слово, читающему был придан помощник, который следил, правильно ли все читается. Особый слуга жреца наблюдал за тем, чтобы присутствующие хранили молчание, и одновременно трубач изо всех сил дул в трубу, чтобы ничего нельзя было услышать, кроме слов произносимой молитвы.111
Каждая неудача, произошедшая в жизни римлянина, хотя бы самая пустячная, каждый успех, хотя бы самый ничтожный, были проявлением гнева или благосклонности божества. Римлянин знал богиню лихорадки — Фебрис, бога Вермина, насылающего паразитов на скот, отмечал праздник моли и мышей… Эта суеверная мелочность неоднократно вызывала насмешки. «Каждый в своем доме, — писал Аврелий Августин, — имеет одного привратника, и этого в общем достаточно, так как он человек. Но они поместили здесь аж трех богов: створки отдали под опеку Форкула, петли — богине Кардеа, а порог — богу Лименту. По-видимому, этот Форкул неумел одновременно стеречь петли и порог».
Из-за подобной
щепетильности, римляне
Однако у подобной
аморфности религиозных
Таким
образом, римская религия и
менталитет находились в
Еще один компонент,
Для римлян, с их плохо развитой мифологией, воплощение национального прототипа шло по большей части не через персонификацию, а через символы. Символом мог являться не столько сам человек, сколько его поступок, отражающий те добродетели, которыми должен обладать каждый римлянин.
Можно заметить в римской
«Так погибнет всякий, кто перескочит через мои стены!» - воскликнул Ромул, убивая своего брата, который перепрыгнул через стены только что основанного города 115.
«Так погибнет всякая римлянка, что станет оплакивать неприятеля!» - восклицает Гораций, убивая свою сестру.116
«...И пусть никакой распутнице пример Лукреции не сохранит жизни!» -с такими словами подвергшаяся насилию Лукреция поражает себя ножом в сердце117.
Демонстративное поведение, о котором уже шла речь, здесь, на наш взгляд, налицо так же, как и сочувственный отклик на него со стороны общества. Можно предположить, что та особенность римской культуры, о которой шла речь выше, способствовала тому, что образцовые поступки предков надолго сохранялись в памяти римлян, а установленные ими нормы поведения брались за образец. Полибий в своем труде считает необходимым уделить внимание тому, как у римлян «непрестанно возобновляется память о заслугах доблестных мужей, а через то самое увековечивается слава граждан, совершивших что-либо достойное, имена благодетелей отечества становятся известными народу и передаются в потомство...»118.
Старина у римлян всегда почиталась за идеал и соответствие этому идеалу и должно было характеризовать человека как ответственного гражданина. Нормы поведения, система ценностей, традиции, обрядовые и культовые действа считались унаследованными от предков. Именно mos maiorum определяли поведение римлян и в религии, и в быту, и в общественной жизни, и в политике.
Говоря о традициях, необходимо заметить, что римское общество было очень восприимчиво к их введению не только в ранний период своей истории, но и в последующие эпохи. На наш взгляд, это в некоторой степени связано с так называемым «театральным сознанием» античного человека, о котором писали Г. С. Кнабе и И.А. Протопопова.119 Оно находило свое выражение в стремлении подражать выдающимся людям, выдающимся поступкам, воспроизводить события, которые однажды произвели большое впечатление. Александр Македонский подражал героям Гомера, Марк Антоний подражал Александру, Калигула подражал Ксерксу. Подражание это, как замечают авторы, касалось главным образом не внутреннего смысла происходящего, а внешних действий.120 Снова дает о себе знать ориентация не внешнюю форму, о которой уже шла речь. Между тем, постоянное стремление римлян к внешнему воспроизведению тех ситуаций и действий, которые некогда произвели сильное впечатление, приводит к тому, что на римской почве очень легко приживаются новые традиции. Легко заметить стремление римлян сделать традицию из всего, что в определенный момент сыграло более или менее важную роль.
§3. Процесс трансформации менталитета римских граждан при Юлиях-Клавдиях.
Как известно, общество особенно восприимчиво к нововведениям в периоды нестабильности, социальных потрясений и смут. Именно в такой ситуации зародилась и начала свое становление система принципата.
Как уже
нами отмечалось, для укоренения
новой системы требовались
Этим фактором
и воспользовался Октавиан. Перед
ним стояла непростая задача
– укрепить не только свою
власть, но и удержать ее для
своих потомков. Для этого требовалось
не просто дать населению то,
чего от него ждали, т.е. в
первую очередь мира и процвета
Таким образом,
очерчивалось три способа возде
После гражданских войн, когда традиционные устои пошатнулись и система моральных норм и духовных ценностей казалась нарушенной, Август энергично взялся за восстановление mos maiorum. В литературе достаточно подробно освещается вопрос о том, как это делалось и какое имело значение. Достаточно лишь еще раз напомнить о том, как важна была для римлян благочестивая старина и как ревностно они берегли свою историческое наследие. Поддерживая исторические традиции, римляне постоянно напоминали сами себе о важнейших событиях в своей истории, укрепляя таким образом сознание своего собственного величия. Например, хижину легендарного основателя города Ромула постоянно возобновляли с той целью, чтобы она была сохранена для потомков. Между тем, в восстанавливаемые традиции постепенно вплетались новые элементы, связанные ни с чем иным, как с именем и личностью первого императора. Позаботились об этом в первую очередь, конечно же, сам Август и его окружение, однако необходимо обратить внимание и на ту легкость, с какой общество воспринимало нововведения. Более восприимчивыми к ней оказались восточные провинции, и постепенно с востока на запад по всей империи прокатилась волна обожествления принцепса, обрастая ритуалами и превращаясь в традицию.
Вставив один раз имя Августа в молитву, общинные религиозные коллегии упоминали его затем постоянно; помолившись один раз гению Августа, римляне продолжали это делать и в дальнейшем. Клясться его именем, произносить его при свершении религиозных церемоний, выкрикивать на праздниках стало вначале нормой, затем - привычкой и, наконец, - традицией. Здесь уместно процитировать Г. Лебона: «Часто повторяемая идея, в конце концов, врезается в самые глубокие области бессознательного, где именно и вырабатываются двигатели наших поступков».121 Именно это явление и имело место в данном случае. Имя Августа как заклинание римляне стали повторять постоянно, при каждом удобном случае.
Комедийную иллюстрацию к этим словам мы находим в «Сатириконе» Петрония: на пиру у Трималхиона к столу подают очередное кушанье, из которого брызгают струи шафрана. «Полагая что блюдо, окропленное соком этого, употребляющегося лишь при религиозных церемониях растения, должно быть священным, - говорит рассказчик, мы встали и громко воскликнули:
-Да здравствует божественный Август, отец отечества!122
Таким же образом в традицию превратилось принесение присяги на верность императору в первый день года. По поводу происхождения этой традиции в литературе есть мнение, что начало ей было положено либо клятвой, данной Юлию Цезарю в конце 45 - начале 44 гг. до н. э., либо клятвой принесенной в 32 г. до н. э. Октавиану. П. Геррман считает, что при Августе принесение этой клятвы еще не носило систематического характера и не превратилось в институт.123 Однако по сообщению Диона Кассия это происходило уже при Августе каждый год и, видимо, столько лет подряд, что к этому успели привыкнуть124.
Информация о работе Менталитет и политическая культура римских граждан