Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:01, дипломная работа
Цель настоящей дипломной работы - исследовать менталитет и политическую культуру римских граждан эпохи принципата и установить их влияние на политические процессы Римской империи этого периода.
Исходя из цели исследования, автор поставил перед собой следующие задачи:
исследовать теоретико-методологические основы понятий «менталитет» и «политическая культура»;
выявить и охарактеризовать механизмы взаимодействия менталитета и политической культуры общества и установить степень их влияния на политические процессы;
проанализировать процесс складывания менталитета римских граждан, выявить и охарактеризовать его особенности;
исследовать генезис политической культуры римских граждан;
установить механизмы ее влияния на политические процессы Римской империи данного периода.
Введение……………………………………………………………………………………..3 § 1 Постановка проблемы…………………………………………………………………..3
§ 2 Обзор источников……………………………………………………………………….6
§ 3 Обзор историографии…………………………………………………………………12
Глава I. Теоретико-методологические основы понятий «менталитет» и
«политическая культура», механизмы их взаимодействия и влияния
на политические процессы………………………………………………………………..28
§ 1 Политическая культура: теоретико-методологические основы……………………28
§ 2 Менталитет: теоретико-методологические основы…………………………………37
§ 3 Механизмы взаимодействия менталитета и политической культуры общества. Степень их влияния на политические процессы………………………………………...48
Глава II. Менталитет граждан Рима: социокультурные особенности и
процесс трансформации в эпоху раннего принципата………………………………….55
§ 1 Генезис менталитета римских граждан………………………………………………55
§ 2 Социокультурные особенности менталитета римских граждан…………………...60
§ 3 Процесс трансформации менталитета римских граждан при
Юлиях-Клавдиях………………………………………………………………………….71
Глава III. Политическая культура граждан Рима и процесс ее
трансформации в эпоху раннего принципата…………………………………………...84
§ 1 Генезис политического менталитета граждан Рима. Образ идеального гражданина………………………………………………………………………………....85
§ 2 Политическое сознание римских граждан. Образ идеального
правителя…………………………………………………………………………………...92
§ 3 Процесс трансформации политической культуры граждан Рима в эпоху раннего принципата…………………………………………………………………………………99
Заключение………………………………………………………………………………....117
Список использованных источников и литературы……………………………………..121
Иначе обстоит дело с историческими трудами античных авторов. Объектом их рассмотрения являлся в первую очередь политический процесс, поэтому временной рубеж здесь обозначен довольно четко: все историки хорошо понимали, что произошло с римским государственным порядком, и когда именно это произошло. Иосиф Флавий, Тацит, Светоний и Дион Кассий не были непосредственными свидетелями событий, происходивших в период правления Августа, Тиберия и Калигулы. В своих исторических трудах эти авторы пользуются более ранними, не дошедшими до нас источниками, таким образом, их сочинения мы относим к источникам вторичным. В изложении основных исторических фактов периода раннего принципата вторичные источники, как правиле сходятся. Тацит, Светоний и Дион Кассий, хотя с разной степенью подробности, дают довольно сходную информацию о приходе к власти Тиберия, о ряде важнейших его политических действиях, о мятеже легионов в 14 г. н.э и др. Что касается освещения в источниках периода правления Калигулы, то наиболее полную информацию нам предоставляют Светоний и Дион Кассий.
Кстати, труд Светония «Жизнеописания 12 Цезарей» (в восьми книгах) - сочинений энциклопедического характера, является своеобразным источником. В нем он с равной обстоятельностью и бесстрастностью излагает исторические события и привычки цезарей начиная с Юлия Цезаря и включая всех Юлиев – Клавдиев и Флавиев. Светоний был древнеримским историком и писателем. Идеальными правителями он считает Августа и Тита. В своем произведении, он приводит множество фактов из общественной и частной жизни императоров, включая в повествование анекдоты и изречения, подробно передает биографические сведения о каждом из двенадцати императоров - от описания наружности, привычек, здоровья, одежды, даже еды и сна до участия в важнейших политических событиях того времени. Точность фактического материала, лаконичность, ясность языка и занимательность изложения обеспечивают этой книге успех уже на протяжении многих столетий.
Сочинения же Иосифа Флавия принципиально отличаются от трудов вышеупомянутых историков в первую очередь тем, что события римской истории рассматриваются им под иным углом зрения. Главный объект описания автора - история Иудеи. Что касается истории Рима, здесь автор уделяет наибольшее внимание тем сюжетам, которые, по его мнению, позволяют лучше понять проблемы взаимоотношений Римского государства с Иудеей. Имение поэтому у Иосифа Флавия мы можем найти массу любопытной информации, отсутствующей в других источниках. Иудейский историк порой обращает пристальное внимание на то, на что не обращают римские авторы, и напротив, не придает значения тому, что для римлян представляется столь важным.
Однако в соответствии с темой нашего исследования нас будут опять же больше интересовать не факты политической истории, а общественное мнение, настроения современников и их общий эмоциональный настрой. В этой связи обширный материал для анализа представляет нам Тацит. Этот автор интересен не только тем, что довольно часто упоминает о мнениях сограждан по поводу тех или иных поступков императора, но и пытается сам осмыслить процессы, происходившие в умах современников. Так, в качестве одной из причин быстрого утверждения единовластного правления Тацит называет то, что многие «предпочитали безопасное настоящее исполненному опасностей прошлому»6.
Нетрудно заметить, что негативный эмоциональный настрой Тацита по отношению к Тиберию разделяют и последующие авторы: Светоний, Дион Кассий, Аврелий Виктор. В то же время у представителя римской периферии Филона Александрийского этой настрой отсутствует. На вопрос о том, почему так происходит, мы попытаемся ответить в ходе работы.
Ближе всех из исторических авторов к событиям стоит Николай Дамасский, написавший биографию Августа («Vita Caesaris»), сохранившейся лишь фрагментарно. В правлении Октавиана, он Николай Дамасский был приближенным Агриппы, друга и сподвижника Августа, следовательно он был приближен к императору сильнее других писателей того времени. Свое произведение он написал уже после смерти императора, когда ему самому было уже больше 80 лет. Это - единственный источник, который содержит сведения о детстве и юности Октавиана, о пребывании его в Аполлонии. Кроме того, там содержатся ценные сведения о последних днях Цезаря и его убийстве. Основная задача данной работы - прославление героя: и Цезарь, и Август рисуются автором как идеальные правители.
2. Нумизматические источники.
Монета, как известно, являлась действенным орудием пропаганды римских политических деятелей, а в эпоху империи использовалась для пропаганды официальной политики и идеологии. По нумизматическим источниками можно судить в большей степени об интересах правящего императора, нежели об общественных настроениях и психологических установках современников. Однако между первыми и последними существует несомненная связь, и связь эта может быть порой обнаружена именно через нумизматические источники. В частности, не могут не навести на размышления следующие факты:
а) При жизни Августа из девятерых
его родных и неродных внуков и
внучек изображения на монетах удостоились
только определенные лица.
б) Отдельные монетные типы Августа Тиберий
использовал на
протяжении почти всего своего правления.
в) На монетах периода правления
Тиберия довольно редки изображения
кого-либо, кроме Августа, самого Тиберия
и Ливии.
г) Правление Калигулы отличает
множество новых монетных типов, при
чем на монетах появляются изображения
всех его ближайших родственников.
Если рассматривать все эти факты в неразрывной
связи с анализом общественного мнения
и психологических установок римлян, можно
открыть новую
грань исторического процесса, в котором
переплетаются политика, личные
интересы и особенности характеров римских
правителей, а также массовые
психические состояния их современников.
3. Эпиграфические источники.
Что касается эпиграфических источников, то они порой несут ценную информацию о важнейших, с точки зрения римлян, событиях, а также позволяют довольно точно эти события датировать. Однако помимо этого, специфика объекта нашего исследования заставляет взглянуть на эпиграфические источники с иной стороны.
Римская надпись, как известно, отличается своей краткостью и часто представляет из себя формулу. Можно сказать, что в искусстве сводить идею к формуле римляне преуспели, как никакой другой народ. Между тем, в литературе по психологии масс замечено, что посредством умелого применения слов и форму можно успешно манипулировать сознанием людей. «Искусно обработанные формулы, - читаем мы, - получают действительно ту магическую силу, которая им приписывалась некогда адептами магии»7.
В период раннего принципата, когда обработка общественного мнения представляла для первых единовластных правителей особую важность, этой цели успешно служили идеи-формулы. В частности формула ROM ET AVGUST должна была вызывать ассоциацию единства правителя со своим народом.
Часто в надписи бывают отражены особенность восприятия действительности современниками. В этой связи о многом могут сказать надписи, адресованные императору его подданными. В нашей работе будет разбираться случай, когда послание, адресованное Калигуле жителями одного из провинциальных городов, позволяет сделать вывод о том, какая роль отводилась этому человеку современниками. Таким образом, надписи, анализируемые в контексте политического процесса и с учетом специфики римской культуры, помогут нам воссоздать наиболее целостную картину рассматриваемой эпохи.
§ 3. Обзор историографии
Поскольку данное исследование
носит междисциплинарный
А. Собственно историческая литература.
Б. Литература по смежным дисциплинам.
Исторической литературе, несомненно, отдается приоритет. При характеристике трудов собственно по истории древнего Рима мы выделим несколько кругов исследований.
I. Работы по истории древнего Рима общего характера.
II. Работы по истории Римского государства эпохи Империи.
Эту группу исследований также можно поделить на две части:
а) императорский культ;
б) менталитет римского общества эпохи Империи.
а) биографии первых римских императоров;
б) династические проблемы Юлиев-Клавдиев;
в) римская повседневная жизнь;
г) тема стилизации и политического имиджа.
А. Историческая литература
I. В работах общего характера по истории древнего Рима нас интересует мнение исследователей о сословной структуре общества. Наиболее полно эта тема разработана у Штаерман Е. М., Машкина Н. А, Егорова А. Б. Они выделяли три основных сословия: сенаторское, всадническое и городской плебс, характеризуется их положение в обществе, материальное состояние, образ жизни, занятия и отношения с властями. Разночтений по этому кругу вопросов в работах общего характера, как правило, не бывает.
Сюжет о взаимоотношениях той или иной группы населения с императорской властью обычно рассматривается с позиций того, в какой степени тот или иной император удовлетворял интересы данной группы. Между тем, вопросы социальной психологии и психологии масс, в трудах общего характера, как правило, не затрагиваются, таким образом, этот пласт как бы оказывается исключенным из исторического процесса.
II. В исследованиях, посвященных истории Рима периода Империи мы выделили две группы:
1) Круг работ,
объектом исследования которых
является политический процесс.
В этой связи можно выделить вышедшую на рубеже XIX и XX веков работу Э. Гримма «Исследование по истории развития римской императорской власти». В ходе исследования автор пытается, в частности, ответить на вопрос о том, почему римское общество так «поразительно быстро примирилось с новой властью». Анализируя изменения, которые происходили в образе жизни, в настроениях и мировоззрении того поколения римлян, чья жизнь пришлась на эпоху окончания гражданских войн и установления «августова мира», исследователь делает вывод о том, что «поколение с такими взглядами на жизнь; разумеется, не могло потребовать у Августа отчета за присвоение верховной власти»8.
В этой же группе работ можно выделить и труд современного исследователя К. Криста9. Объектом его рассмотрения является в первую очередь политическая история, вместе с тем автором затрагиваются некоторые аспекты, имеющие прямое отношение к теме нашего исследования. Так, в разделах «Идеология и конституция» и «Личность и политическая система - Цезарь и Август» автор затрагивает чрезвычайно интересную тему воздействия политика на общественное мнение и делает в этой связи ряд важных для нашего исследования наблюдений. В качестве одного из таких наблюдений можно привести слова К. Криста о том, что типичными для принципата Августа явлениями были «стилизация власти и стилизация действительности»10.
2) Круг работ, посвященных явлениям в области культуры, идеологии и общественной жизни Рима периода Империи.
Для нашего исследования особый интерес представляет раскрытие в историографии темы императорского культа, которой посвящен обширный пласт научной литературы. При этом одни авторы делают акцент на усилия самого императора и его окружения по внедрению выше обозначенной идеи в сознание своих подданных, другие - на восприятие той же самой идеи римским обществом.
Среди последних отечественных исследований, посвященных пропагандистской деятельности римских императоров, можно назвать монографию Ю. Г. Чернышева11 и две работы М. Г. Абрамзона.12 Ю. Г. Чернышов во второй части своей монографии показывает, как пропагандистскими усилиями императоров и их окружения в сознании современников связывались воедино миф о «золотом веке», римский миф и идея императорского культа13. Исследования М. Г. Абрамзона посвящаются главным образом пропаганде императорского культа при помощи монет. Однако во второй своей работе автор уделяет значительное внимание пропаганде при помощи религиозной политики и строительной деятельности. В то же время, при работе с нумизматическими источниками автором допущен ряд серьезных ошибок, на которые указано в двух рецензиях на его монографию.14
Информация о работе Менталитет и политическая культура римских граждан