Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:01, дипломная работа
Цель настоящей дипломной работы - исследовать менталитет и политическую культуру римских граждан эпохи принципата и установить их влияние на политические процессы Римской империи этого периода.
Исходя из цели исследования, автор поставил перед собой следующие задачи:
исследовать теоретико-методологические основы понятий «менталитет» и «политическая культура»;
выявить и охарактеризовать механизмы взаимодействия менталитета и политической культуры общества и установить степень их влияния на политические процессы;
проанализировать процесс складывания менталитета римских граждан, выявить и охарактеризовать его особенности;
исследовать генезис политической культуры римских граждан;
установить механизмы ее влияния на политические процессы Римской империи данного периода.
Введение……………………………………………………………………………………..3 § 1 Постановка проблемы…………………………………………………………………..3
§ 2 Обзор источников……………………………………………………………………….6
§ 3 Обзор историографии…………………………………………………………………12
Глава I. Теоретико-методологические основы понятий «менталитет» и
«политическая культура», механизмы их взаимодействия и влияния
на политические процессы………………………………………………………………..28
§ 1 Политическая культура: теоретико-методологические основы……………………28
§ 2 Менталитет: теоретико-методологические основы…………………………………37
§ 3 Механизмы взаимодействия менталитета и политической культуры общества. Степень их влияния на политические процессы………………………………………...48
Глава II. Менталитет граждан Рима: социокультурные особенности и
процесс трансформации в эпоху раннего принципата………………………………….55
§ 1 Генезис менталитета римских граждан………………………………………………55
§ 2 Социокультурные особенности менталитета римских граждан…………………...60
§ 3 Процесс трансформации менталитета римских граждан при
Юлиях-Клавдиях………………………………………………………………………….71
Глава III. Политическая культура граждан Рима и процесс ее
трансформации в эпоху раннего принципата…………………………………………...84
§ 1 Генезис политического менталитета граждан Рима. Образ идеального гражданина………………………………………………………………………………....85
§ 2 Политическое сознание римских граждан. Образ идеального
правителя…………………………………………………………………………………...92
§ 3 Процесс трансформации политической культуры граждан Рима в эпоху раннего принципата…………………………………………………………………………………99
Заключение………………………………………………………………………………....117
Список использованных источников и литературы……………………………………..121
Национальная идея может быть осознанной данным народом или неосознанной, но она обязательно присутствует, дожидаясь того удобного момента, когда настанут реальные условия для попытки ее воплощения.
Национальный прототип или образ положительного национального героя - характеристика, показывающая личные устремления большинства членов данного общества. "В устном творчестве всех народов герои характеризуются многими чертами, которые свидетельствуют о богатстве человеческой натуры. Даже если о том или ином положительном персонаже говорится только одним или двумя словами, то эти слова оказываются столь емкими, что в них отражается весь спектр характеристик личности"72. Однако в менталитете национальный прототип представлен не как конкретная личность, а как квазиличность - личность не связанная с конкретным, реально существующим индивидом, но, тем не менее, отраженная в сознании других людей наподобие реальной личности благодаря процессу персонализации. Эта квазиличность включена в социум и оказывает на других личностей не меньшее влияние, а иногда и большее, чем реально существующие люди: им подражают, с ними связывают свои идеалы, о них создают произведения искусства, на их примере могут воспитываться целые поколения. Нельзя не сказать о том, что помимо положительных прототипов-конструктов менталитет содержит и негативный конструкт-прототип, т.е. в менталитете представлено не только "что такое хорошо", но также не менее четко представлено и "что такое плохо".
Из приведенной выше структуры менталитета видно, что, по сути, первая структура менталитета (национальная идея) отображает взгляд большинства членов общества на то, каким должен быть окружающий мир, а вторая структура (национальный прототип) - взгляд на то, каким должен быть человек. Такое построение модели менталитета, по-нашему мнению, является вполне логичным и законченным. Необходимо отметить, что такое определение структуры менталитета пересекается с философским определением менталитета. Так, отечественный этнопсихолог Бызова В. М. отмечает: "В основе менталитета, этноса, по мнению философов, лежит идея, составляющая, духовный идеал, который цементирует народ в нечто единое, пронизывающее всю систему воспитания детей, подростков и взрослых. Под менталитетом понимают также систему значений и смыслов в культуре народа, рассматривают менталитет как призму, через которую человек смотрит на мир"73.
Многие исследователи (Шевяков М.Ю., Смирнов Ю.Б., Аутлева Ф.Т., Гуревич А.Я., Гершунский Б.С. и др.) указывали на связь менталитета с ценностными ориентациями этнических общностей. В социальной философии существует ряд содержательных исследований, в которых также разрабатывается вопрос взаимосвязи национального менталитета и ценностных ориентаций.74 Это дает право некоторым исследователям сделать вывод, в соответствии с которым "ценности как основа менталитета являются его системообразующим фактором, определяют и отражают сущность ментальной организации"75. Однако, можно, в общем, согласиться с некоторыми исследователями менталитета в том, что менталитет является выражением целостности системы социальных ценностных ориентации этнических общностей76.
Следует обратить внимание, что во всех вышеприведенных исследованиях менталитет определяется как фундаментальная особенность социума. Приписывая определенному народу какие-либо характеристики, авторы подчеркивают их устойчивость, принадлежность только определенной группе. Индивиды, принадлежащие другой группе, по традиционному мнению не могут перенять особенности менталитета. Однако данная точка зрения может быть поставлена под сомнение. Менталитет формируется под воздействием социальных факторов, поэтому, индивид, оказываясь в группе, вопреки традиционному пониманию, невольно вбирает в себя ее характеристики. Кроме того, формирование менталитета не зависит от индивидуальных особенностей личности, поэтому персональные качества человека уходят на второй план по отношению к групповым особенностям. И язык, и культура, и мышление являются продуктами социального взаимодействия. Поэтому, менталитет, как характеристика, сформированная этими особенностями, также обусловлен социально и может быть присвоен индивидом, вошедшим в данный социум.
Итак, опираясь
на вышеизложенное, можно резюмировать,
что менталитет общества или
группы – это общая духовная
настроенность, относительно
Таким образом,
дать наиболее полную
Именно по указанному алгоритму в данном исследовании будет изучен менталитет граждан Рима эпохи раннего принципата. Поскольку граждане являлись в Риме определяющей и нациобразующей социальной группой, то для более глубокого понимания основ их ментальности целесообразно будет рассмотреть также их характерные психологические установки, связанные с представлением о роли римского народа в мировом историческом процессе.
§3. Механизмы взаимодействия менталитета и политической культуры общества. Степень их влияния на политические процессы.
Как уже говорилось выше, политическая культура и менталитет тесно связанны между собой, а, следовательно, имеют высокую степень взаимовлияния. Для понимания механизмов этого взаимовлияния необходимо обратиться к изучению власти как системы и отследить общие закономерности, регулирующие взаимодействия между компонентами данной системы.
Возникновение и развитие системы власти было обусловлено объективным ходом социогенеза. Основой для ее появления явилась необходимость в организации и структурировании властных отношений. Со временем властная деятельность превратилась в мощный фактор социальной упорядоченности и стабильности. Практически сразу с момента своего зарождения, власть взяла на себя регулирующую роль в жизни социума и стала незаменима в селекции различных альтернатив и тенденций в эволюции социальной и политической системы.77 Тем временем, постепенно формирующиеся властные отношения, взяли на себя роль «куратора» всех процессов взаимодействия между отдельными компонентами системы власти.
Таким образом,
под властными отношениями
Дальнейшее
развитие властных отношений
привело к появлению
Рассматривая
властные отношения,
1) микроуровень
представляет собой низший и всеохватывающий уровень властных отношений, занимающий сферу межличностных отношений, т.е. охватывает персональные властные взаимодействия; суть данного уровня составляет индивид, рассматриваемый в аспекте единства его целей, способностей и возможностей их реализации через властную деятельность;
2) мезоуровень
представляет сложный
по внутренней структуре элемент
в иерархии властных отношений, в
него входит деятельность социальных
групп, которые, преследуя свои интересы,
пытаются их реализовать через систему
власти, а также региональная власть,
которая имеет чётко ограниченную сферу властных
полномочий в зависимости от конкретного
территориально-
3) макроуровень
это центральные
институты власти
4) мегауровень
это властные отношения
в сфере международной
Таким образом,
на каждом своем уровне, властные
отношения строятся на
Однако, при изучении
механизмов взаимовлияния
В социальных науках
Итак, являясь
по своей сущности, правящей элитой,
социальная группа граждан
Информация о работе Менталитет и политическая культура римских граждан