Направление реформ Александра II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 23:10, реферат

Краткое описание

В сегодняшнем заинтересованном взгляде на события второй половины XIX века есть свои положительные и отрицательные стороны. Он обязательно нужен и получен, поскольку, как давно известно,” мудрость науки и ее руководителей заключается прежде всего в умении извлекать уроки из исторического прошлого.” С этой точки зрения, анализ реформ, проводимых Александром II и его правительством, имеет немалую практическую ценность. С другой стороны совершенно необходимо, чтобы оценка минувшего была максимально объективна и трезва, что не всегда получается.

Содержание

Введение.


Земская и городская реформы.

Судебная реформа.

Военная реформа.

Финансовая реформа.

Реформы в области просвещения, печати и церкви.

Заключение.

Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Направление реформ Александра II.rtf

— 319.48 Кб (Скачать файл)

      Кардинальные изменения в системе судоустройства России были изложены в «Учреждении судебных установлений» (ст. ст. 1-420). Вместо сложной и громоздкой структуры сословных судов создавались две судебные системы: местные и   общие суды.

       К местным относились волосные суды, мировые судьи и судьи мировых судей в качестве второй, апиляционой  инстанции. Волостные суды, созданные в 1861г, разбирали дела крестьян по маловажным проступкам, если в них не были заинтересованы лица других сословий и если эти деяния не подлежали рассмотрению в общих судах. К общим судам были отнесены - окружные суды, учрежденные для нескольких уездов и судебные палаты по гражданским и уголовным делам, распространявшие свою деятельность на несколько губерний или областей, и кассационные ( по гражданским и уголовным делам) департаменты Сената. Власть этих судов распространялась на все сферы, кроме тех, где действовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих, крестьянских и инородческих судов.

        Статья 1 «Учреждения» закрепляла принцип осуществления правосудие только судом, отделения судебной власти от административной. Новые судебные органы были призваны рассматривать уголовные и гражданские дела всех подданных империи, к какому бы сословию они не принадлежали. Правда, - замечает А. Смыкалин, - примечание к статье 2 , которая провозглашала равенство всех перед законом  и всесословность, оставляло в неприкосновенности духовные, военные, коммерческие, крестьянские и инородческие суды, то есть практически сохраняло сословную юстицию, - это положение подвергалось резкой критики.

       Деятельность судов строилась на началах коллегиональности. Исключение составляли только мировые суды,  которые рассматривали дела единолично. Дела рассматривались не более чем в двух инстанциях. Четко определялось пространство деятельности каждой инстанции. Судебные органы строились по значимости рассматриваемых дел: мировая юстиция предназначалась для малозначительных дел; общие суды - для дел, не ограниченных ни тяжестью преступления, ни ценой гражданского иска. Сокращение числа судебных инстанций и разграничение их компетенции ускорило судопроизводство.

      В ходе подготовки и проведения реформы были созданы новые институты присяжных заседателей и судебных следователей и реорганизована деятельность старых. Изменились функции прокуратуры, а именно:  поддержание обвинения в суде, надзор за деятельностью судов, следствия и местами лишения свободы.

         Прокурорская система возглавлялась генерал-прокурором. При Сенате утверждались должности двух обер-прокуроров, а в судебных палатах и окружных судах - должности прокуроров и товарищей прокуроров. Все прокуроры назначались императором по представлению министра юстиции.

       Формирование принципов состязательности в судебном процессе потребовало создание нового специального института - адвокатуры ( присяжных поверенных). Наряду с присяжными поверенными в коллегиях при судах в процессе, по разрешению суда и по договоренности одной из сторон, могли участвовать частные поверенные. Руководящим органом коллегии адвокатов с тал Совет присяжных поверенных.

        Для удостоверения деловых бумаг, оформления сделок и других актов учреждалась система нотариальных контор в губернских и уездных городах.

       Мировые суды создавались в уездах и городах, предназначались для рассмотрения малозначительных уголовных и гражданских дел. Мировой судья имел свой участок. Несколько мировых участков в пределах одного или нескольких уездов  составляли мировой округ.

       Мировые суды являлись выборными органами. Но выбирало их не население, а уездные земские собрания, а в столицах - городские думы. Мировые судьи избирались на три года. Так же как судьи в общих судах, мировые судьи пользовались правом несменяемости в течении трехлетнего сроки избрания, т.е. они не могли быть уволены или переведены из одной местности в другую без их согласия; временное отстранение от должности могло иметь место только в случае предания их суду, удалению от должности судьи могли быть подвергнуты только при совершении преступления, установленного приговором уголовного суда, вступившим в законную силу.

        Должность мирового судьи состояла в высоком пятом классе по табели о рангах. Мировой судья имел особый знак отличия - золотую цепь с аллегорическим символом закона, которую возлагал на себя во время исполнения обязанностей. Законом устанавливался особый порядок замещения должности мирового судьи. Наряду с общими условиями для вступления в судебную службу - российское подданство, 25-летний возраст, мужской пол, нравственная безупречность - к претендентам на пост мирового судьи предъявлялись и другие требования. Например, им мог стать только местный житель. Закон поставил это условие, чтобы создать авторитетную местную власть, хорошо знакомую с местными нравами, обычаями и людьми. Однако, понятие местного ценза трактовалось очень широко. От претендента не требовалось проживания во время выборов или в течении определенного периода до выборов не только в том уезде, но даже в той губернии, где балатировалась его кандидатура. Обязанность стать местным жителем возникала, когда кандидат был уже избран на должность мирового судьи.  Тогда он определял постоянное место пребывания в своем участке и должен был находиться в нем безотлучно.

                Мировые судьи делились на две категории: участковых и почетных. Участковые судьи являлись основными органами мировой юстиции, осуществляли правосудие на своем участке, где находились их камеры. Участковые мировые судьи в отличии от почетных: получали жалованье и определенные суммы на наем письмоводителя, рассыльного и прогоны; не имели права занимать должности в государственных и общественных учреждениях, поскольку обязаны были безотлучно прибывать в участке  и постоянно выполнять возложенные на них обязанности.

        Почетные мировые судья вводились для облегчения исполнения многочисленных обязанностей участкового мирового судьи. Почетные мировые судьи не имели своих камер, могли занимать государственные и общественные должности и не получали содержания. Все расходы по выполнению судейских функций они оплачивали из своих средств. Почетные мировые судьи пользовались такими же правами при рассмотрении дел, как и участковые.

       Почетные мировые судьи рассматривали дела: в случае отсутствия или болезни участковых судей; по просьбе тяжущихся сторон.

       Чтобы быть избранным мировым судьей, следовало обладать: образовательным цензом, при котором требовалось наличие высшего или среднего образования, либо наличие трехлетнего стажа работы, преимущественно по судебной части; возрастным цензом - не ниже 25 лет; имущественным цензом в размере не менее 400 десятин земли, при отсутствии земли лицо, претендующее на избрание мировым судьей, должен был иметь другую недвижимость на сумму: в уездах - не ниже 15 000 рублей; в столицах - 6 000, в прочих городах - 3000; не стоять под следствием и судом.

       Учреждая мировой суд, законодатели намеривались создать авторитетного посредника разрешения мелких споров, возникающих между подданными империи. Мировой судья должен был быть наиболее уважаемым, авторитетным членом среди населения.

        А. Смыкалин пишет о том, что организация мировой юстиции в России не имела аналогов в Европе.  Создание мировых судов было обусловлено потребностью в судах, «которые близостью своей к тяжущимся и простотою форм судопроизводства соответствовали потребностям городского и сельского населения».

          На созывающиеся съезды мировых судей ложилась обязанность кассационного рассмотрения жалоб и протестов, а также окончательное решение дел, начатых участковыми мировыми судьями.

         Закон определял сферу юрисдикции мировых судей: им были подсудны дела «о менее важных преступлениях и проступках», за которые предусматривались такие санкции, как кратковременный арест до 3-х месяцев, заключение в работный дом на срок до года. Денежные взыскания на сумму не свыше 300 рублей.

          В сфере гражданско - правовой на мировых судей возлагалась рассмотрение дел по личным обязательствам и  договорам на сумму до 300 рублей, дел, связанных с возмещением за ущерб на сумму не свыше пятисот рублей, исков за ограбление и обиду, дел об установлении прав на владение.  Споры о праве собственности на недвижимое имущество были у мировых судей изъяты.

        Окружной суд учреждался на несколько уездов и состоял из председателя и членов. Новым институтом, введенном реформой на уровне первого звена общей судебной системы были присяжные заседатели. На суд присяжных предлагались дела « о преступлениях и проступках, влекущих за собой наказания, соединенные с лишением всех прав состояния, а так же всех или некоторых особенных прав и преимуществ».

          При окружных судах был учрежден институт следователей, осуществлявших под надзором прокуратуры предварительное расследование преступлений на закрепленных за ними участках. До реформы предварительное следствие осуществляли земский суд и управа благочиния. Надзор за ними осуществляли прокуроры, стряпчие, губернские правления. Обвинительно заключение составлялось в канцелярии суда. Расследование делилось на генеральное-предварительное, без предъявления обвинения, и специальное-формальное, с предъявлением обвинения. Реформа отделяет предварительное следствие от судебного расследования.

    На судебные палаты возлагались дела по жалобам и протестам на приговоры окружного суда, а также дела о должностных и государственных преступлениях по первой инстанции. Дела рассматривались при участии сословных представителей: губернского и уездного предводителей дворянства, городского головы губернского города и волостного старшины. Судебные палаты выступали в качестве апелляционной инстанции по делам окружных судов, рассмотренных без участия присяжных заседателей, и могли заново, в полном объеме и по существу, рассматривать уже решенное дело.

    Кассационные департаменты Сената рассматривали жалобы и протесты на нарушение “прямого смысла законов”, просьбы о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам приговоров, вышедших в законную силу, и дела о служебных преступлениях. В 1872г. было учреждено также Особое присутствие Сената, рассматривающее политические дела особой важности. Департаменты Сената были кассационными органами для всех местных и общих судов России и могли рассматривать любое дело, решенное в низших инстанциях с нарушением установленного порядка.

    В целом можно сказать, что судебная реформа ввела демократические начала судоустройства и судопроизводства. Н.Н. Ефремова и М.В. Немытина считают, что идеализировать преобразования в России во второй половине XIX века безусловно нельзя. Они были проведены в стране, которая только что освободилась от крепостного права, пережитки прошлого сохранялись в экономике, и в сознании людей, в стране, где оставался сословный строй с его привилегиями и ограничениями, где формой правления была абсолютная монархия. Определенная ограниченность, непоследовательность, незавершенность были в текстах Судебных уставов. А нормы и принципы, выглядевшие в законе идеально, столкнувшись российской действительностью, действовали не так как, задумывалось, а то и не действовали вовсе. “Принцип законности, - пишут Н. Н. Ефремова и М. В. Немытина, - на котором должна была строится  деятельность судебных учреждений, противоречил абсолютистской  форме правления, где царь являлся первым чиновником.”13

    Надо сказать, что Н.Н. Ефремова и М.В. Немытина не учитывают того, что никакой альтернативы самодержавию в то время, кроме хаоса и развала не существовало. Демократическое правление было невозможно, так как отсутствовала массовая база демократии - “средний класс” нового типа. Кроме того, многонациональный состав населения, наличие весьма агрессивных соседей, крайняя сложность осуществления модернизации в стране 2-го эшелона, которой была Россия, делали жизненно необходимой именно авторитарную власть, действующую в национальных интересах. Таковой, при всех своих промахах, и являлась самодержавие.

     Военная реформа.

    Рост революционного движения, развитие капиталистических отношений и поражение России в Крымской войне обусловили необходимость перестройки вооруженных сил страны. Реформа растянулась на 12 лет, с 1862 по 1874гг. и затронула все области военного дела - центральное и местное управление, организацию и комплектование армии, вооружение, подготовку офицерского состава, обучение и воспитание войск, судебное делопроизводство, медицинскую службу и др.

    Первым шагом в подготовке военной реформы стал  “ввод главных правил и мнений об обязанностях и духе военного звания”, увидевший свет в 1862гю

    Одна из первых реформ - реорганизация центрального военного управления и создание местных органов управления в виде военных округов.

    Основным недостатком существовавшей в то время системы военного управления являлась чрезмерная централизация, мешавшая возможности на местах проявлять какую-либо самостоятельность и инициативу в решении даже мелких вопросов. Центральное управление - Военное министерство к началу реорганизации вымогало в себя следующие департаменты: инспекторский, ведавший личным составом и внутренним устройством войск, исключая артиллерийские и инженерные части, не подчинявшиеся военному министру; Генеральный штаб, занимавшийся вопросами дислокации, размещения войск, разработкой дислокационных карт, маршрутов; провиантский, осуществляющий снабжение армии; комиссариатский, в ведении которого было денежное и вещевое снабжение армии, а также устройство госпиталей и их снабжение. Вопросы медицинского и ветеринарного обслуживания были в компетенции медицинского департамента, военно-судебные дела вел аудиториатский департамент.

Информация о работе Направление реформ Александра II