Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 09:47, дипломная работа
Цель данной работы проанализировать историческую обусловленность становления внешнеполитического курса США по отношению к освободительным войнам в странах Латинской Америки в 20 – 30-е г.г. XIX в.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
– Определить основные этапы освободительных войн в странах Латинской Америки в 20 – 30-е г.г. XIX в.
– Дать характеристику становления самостоятельного внешнеполитического курса стран Латинской Америки после обретения независимости.
Введение 3
Глава 1. Революционное движение в Латинской Америке в пер. половине XIX в. 8
1.1. Освободительная война в Латинской Америке против испанского владычества. 8
1.2. Борьба за независимость Чили, Мексики, Бразилии (1810 – 1824) и проблема «латиноамериканского единства». 30
Глава 2. Позиция США по отношению к революционному движению в Латинской Америке в 20-30-е г.г. XIX в. 41
2.1. Генезис доктрины Монро. 41
2.2. Реализация доктрины Монро во внешнеполитическом курсе США по отношению к Латинской Америке в 20 – 30-е г.г. XIX в. 69
Заключение 77
Источники 86
Литература 86
Внешнеполитические интересы Юга, где традиционно сильны были милитаристские и экспансионистские настроения, выражал десятый президент США Дж. Тайлер, всей своей политической биографией и поддержкой, обязаный Югу. Он считал важнейшей внешнеполитической задачей аннексию Техаса, в то время как госсекретарь Д. Уэбстер, связанный с интересами купцов и промышленников Северо-Востока, хотел добиться примирения с Великобританией.
За Д. Уэбстером стояли могущественные круги Северовосточного бизнеса, стремившиеся не допустить в Союз новый рабовладельческий штат.
Именно Уэбстер был главным теоретиком национальной американской идеи в 30-е – начале 50-х гг. XIX в. Д. Уэбстер стремился на международной арене представлять Соединенные Штаты как единое целое, что в условиях первой половины XIX века еще не являлось в США чем-то само собой разумеющимся140.
Взгляды Д. Уэбстера на роль Америки в мире формировались под влиянием идей А. Гамильтона о важности для США тесных отношений с Великобританией и признания торговых интересов, во многом определяющих внешнюю политику страны. В этот период (приблизительно 1808 – 1823 гг.) роль Соединенных Штатов в мире не рассматривалась им как качественно отличная от роли торговых стран Европы. Однако такой подход, выражавший, прежде всего, секционные интересы Новой Англии, претерпел существенную эволюцию в ходе политической карьеры Д. Уэбстера, совпавшей с периодом территориального и экономического роста страны141.
Государственный секретарь хорошо понимал, что Соединенные Штаты после нескольких десятилетий экономического роста превратились в мощную страну, бурлящие силы которой готовы были вылиться в новую волну экспансии. Д. Уэбстер видел другой путь для реализации этих потенций.
В то же время Д. Уэбстер принадлежал к поколению политиков, на долю которого выпала задача приспособления к реалиям новой, демократической эры. Сам он создал прецеденты активной пропагандистской кампании правительства по внешнеполитическим вопросам в собственной стране, использования дипломатической переписки в сугубо внутриполитических целях. Он также использовал международные проблемы как повод для определения национальной идентичности американцев (не случайно в США Д. Уэбстера до сих пор чтят как идеолога национализма).
В самом деле, Д. Уэбстер, по признанию современников, лучше всех выражавший и отстаивавший в правительстве США интересы Новой Англии, был в то же время и признанным идеологом американского национализма. И в этом нет противоречия. Новая Англия больше других "секций" США была экономически заинтересована в сохранении и укреплении Союза. И не случайно идеологию национального единства разрабатывал политический представитель Массачусетса142.
В одной из первых записок новому президенту Тайлеру Д. Уэбстер обратил его внимание на опасность, исходящую от тайных организаций, «существующих вдоль северной границы от Мэна до Висконсина: 1. Они находятся в постоянной переписке с недовольными в Канаде... 2. Они не в силах вторгнуться в Канаду с надеждой на успех, если только не начнется война между Канадой и Соединенными Штатами, чего они желают больше всего... Они могут даже совершить покушение на Маклеода в случае его освобождения»143.
Обрисовав ситуацию, которая очень напоминала то, что происходило на границе США с Техасом, государственный секретарь изложил план действий по пресечению активности экспансионистов. «Мы обязаны... в первую очередь обеспечить все пограничье офицерами, в которых мы уверены, и объяснить им всю серьезность опасности. Затем мы должны предотвратить любое насилие над Маклеодом. Если толпа убьет его, то война неотвратимо начнется в течение десяти дней. В этом нет сомнений».
Следовательно, именно в это время во внешней политике США формируются два антагонистических подхода – изоляционизм и империализм, две стратегические линии внешнеполитической деятельности США, противоборство которых продолжается и до сегодняшнего дня.
Традиционно, позиции изоляционистов усиливаются во времена экономического спада, кризиса, нарастания внутренних проблем, и, напротив, позиции империалистов усиливаются в периоды экономического подъема и промышленного роста Соединенных Штатов.
Такая ситуация была характерна и для американского общества рассматриваемого периода. Экономический подъем начала века обусловил то обстоятельство, что экспансионистские настроения стали свойственны не только южным рабовладельческим штатам, но и всему Северу.
В начале 40-х г.г. Д. Уэбстер вынужден был признать, что враждебность шла преимущественно с Северо-Запада: «Эти новые штаты, полные предприимчивости и быстро наполняющиеся людьми, расположенные так, что им нечего терять в случае войны, кажется, смотрят на войну как на приятное развлечение или отдых». Таким образом, северяне же стремились к скорейшему решению северозападной проблемы144.
В первые два десятилетия XIX века американский аннексионизм носил еще инфантильный и не целенаправленный характер145. Так, например, удачная покупка Джефферсоном в 1803 году практически незаселенной Луизианы не повлекла за собой войны, а действия генерала Джексона во Флориде в 1818 г. не были открыто санкционированы правительством и совершались в условиях вакуума власти во время войны испанской Америки за независимость. Наконец, война 1812 г. с Великобританией, одной из причин которой было стремление американцев присоединить Канаду, рассматривалась ими как завершение дела Войны за независимость и в гораздо меньшей степени диктовалась погоней за пространством146.
Но именно в это время на службу территориальной экспансии была впервые поставлена вся мощь американского государства, его дипломатии и армии.
Можно заключить, что в рассматриваемый нами период внутри американского руководства боролись два взгляда на внешнюю политику страны, один из которых – путь территориальной экспансии – одержал верх, а второй – путь глобальной торгово-промышленной экспансии – начал реализовываться в полной мере спустя несколько десятилетий147.
Эти взгляды не были антагонистическими (что доказало их длительное сосуществование в рамках одной администрации и дальнейшее осуществление обоих путей), но противостояли друг другу в связи с их внутриполитическими последствиями, усиливавшими плантаторский Юг и фермерский Запад, в одном случае, и торгово-промышленный Северо-Восток – в другом148.
В 20 – 30-е г.г. XIX в. США в течение нескольких лет переживали стремительный экономический бум и промышленный подъем, которые превратили эту страну в мощную экономическую державу мира. По уровню своего промышленного развития США обогнали главную «мастерскую мира» прошлого XVIII столетия Англию, и заняли первое место по производству основных видов промышленной продукции149.
Госсекретарь США Д. Уэбстер в своей речи, произнесенной 7 ноября 1849 г., прежде всего, обратил внимание собравшихся на вдохновляющие факты: «Благодаря пару и машинам, созданным на его основе, мы стали ближайшими соседями великих держав Европы, живущих при разных формах правления, аристократических, деспотических или монархических. Соединенные Штаты, вторая коммерческая страна в мире, отношения с которой влияют на любую другую страну, вошли в круг и стали непосредственным соседом всем им. Наше великое предначертание на земле состоит в том, чтобы показать практическую осуществимость хорошего, безопасного народного правительства»150.
Так впервые американские политики заговорили о новом месте США в мире – не просто образце народоправства, издалека светящем Европе, а одной из "круга" европейских держав, способной "обучить" европейцев демократии151.
Но вместе с тем, продолжали давать знать о себе последствия эпохи революций и войн за независимость на Американском континенте, и международное положение страны было чрезвычайно сложным, в «Старом Свете» преобладало восприятие страны как бывшей английской колонии, но не как равноправного партнера.
Таким образом, внешнюю политику США в первой четверти XIX в. определяло противоречие между реальными экономическими возможностями страны как ведущей мировой державы и её второстепенной роли в международных отношениях этого времени152.
Соответственно, первостепенной задачей внешнеполитического курса американского правительства этого времени выступало завоевание Соединенными Штатами статуса мировой державы153.
В международных отношениях того времени происходили весьма серьёзные изменения. В результате отделения испано-португальских колоний на американском континенте от метрополий, традиционное соотношение сил в мировой системе государств было нарушено. Вопрос о том, кто овладеет влиянием в новых государствах, кто сумеет привлечь на свою сторону эту огромную новую силу в международных отношениях, приобретал в перспективе существенное значение для всего последующего хода мировой истории. Следует выделить 3 основных пути «объединения» всех стран западных колоний или их части:
1. под руководством Колумбии (испанская Америка)
2. под руководством Великобритании
3. под руководством США154
Со
своей стороны новые
Главным инициатором и пропагандистом выступал Симон Боливар, усматривавший перспективу объединения государств в единую конфедерацию вокруг Колумбии без США и при поддержке Великобритании. Но хотя Боливар рассчитывал на поддержку Великобритании в осуществлении своих планов, он резко отрицательно относился к проектам возможного объединения под эгидой Великобритании156.
Огромное значение имели конфидициальные предложения иностранных дел Великобритании Дж. Каннинга американскому послу в Лондоне Р. Рашу в августе 1823 о совместных действиях в вопросе о бывших испанских колониях в Америке. Он опасался противопоставления Америки и Европы и понимал очевидные выгоды такого развития для США157.
Постепенно Каннинг понимал, что его предложения не находят поддержки в Вашингтоне.
Определённая роль в событиях осени 1823 пришлась на действия русской дипломатии, которая была использована США в качестве одного из поводов для выдвижения доктрины Монро158.
Принятие предложений Каннинга означало коренное изменение англо-американских отношений и участие США в системе европейской политики. Адамс (госсекретарь) прекрасно разобрался в смысле предложения Каннинга. Его цель состояла в том, чтобы получить какие-то публичные обязательства от американского правительства, кажущиеся направленными против насильственных интервенций Священного союза в борьбу Испании и Южной Америки, а в действительности особенно против присоединения самими США испано-американских владений.159
После
присоединения к США
Соответственно возросла интенсивность транспортных и почтовых перевозок между Атлантическим и Тихоокеанским побережьями США. Промышленники и купцы Севера обратились к старым проектам сокращения этого пути, готовые вкладывать деньги в столь прибыльное дело161.
В связи с этим давние планы постройки железной дороги или канала, облегчающего такой путь, немедленно перешли в стадию практической разработки162.
Многие американские политики выступали за осуществление проекта строительства Панамской железной дороги. Еще два маршрута привлекали всеобщее внимание: возможная железная дорога через мексиканский перешеек Теуантепек и канал по территории Никарагуа.
Однако, мексиканское правительство, следуя настроениям в своей стране, где воспоминания о судьбе Техаса и войне 1846 – 1848 гг. подняли в Мексике волну протеста, заблокировало любой возможный договор163.
Наконец, вторым проблемным направлением внешней политики США в рассматриваемый период, были отношения с Англией.
На западе слабозаселенная область американского «фронтира» простиралась до мексиканской Калифорнии, русских и английских владений на Тихоокеанском побережье, где разграничение территории представляло собой временный компромисс164.
Заселение в 40-х гг. прежде малонаселенных областей Запада означало появление конкурента на Тихом океане – в том регионе, куда на протяжении первой половины XIX века была направлена активность купцов и китобоев Новой Англии. С открытием в 1848 году в Калифорнии золотых россыпей стало окончательно ясно, что эти районы войдут в состав США165.
Северо-Восток Соединенных Штатов, до этого момента почти никак не участвовавший в территориальной экспансии, внес наибольший вклад в заселение Калифорнии: на судах бостонских и нью-йоркских владельцев искатели удачи из этого региона (в значительно большем количестве, чем из относительно слабозаселенного Юга и привязанного к земле, удаленного от моря Запада) составили костяк населения первого тихоокеанского штата166.