Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 09:41, лекция
История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История – прежде всего открытие мира, открытие его прошлого. Успешное развитие общества невозможно без активной помощи его граждан, без глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамического движения вперед, ведь настоящее и будущее совершаются на основе прошлого. Неслучайно известная максима гласит: без истории нет народа. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколении. История дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего. Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности.
Предмет цели изпдачи истории казахстана
Основным
предметом истории должен стать
человеческий дух. Следовательно, целью
преподавания истории является не только
ознакомление с историей, но и воспитание
человеческого духа. История, прозябающая
в повествовательных формах, перегруженная
различными вымыслами, прикованная
к событиям и не имеющая фундаментальной
конструкции воспитывает
История – наука, находящаяся
в постоянном развитии. История
– прежде всего открытие мира,
открытие его прошлого. Успешное
развитие общества невозможно
без активной помощи его
История казахского народа
Казахи относятся к тюркским народам, занимают среди них четвертое место по численности и входят в первую десятку по площади территории среди народов мира. Предки казахов, известные в истории под различными этнонимами, прошли сложный исторический путь. За свою долгую историю казахи внесли достойный вклад в мировую цивилизацию. Сегодня перед исторической наукой Казахстана стоят огромные и ответственные задачи. Она должна формировать историческое сознание народа и объективных позиций.
Одной из значительных задач
истории является воспитание
казахстанского патриотизма.
2. Казахстан в эпоху каменного века.
Самый длительный в истории человечества — каменный век. Начался около 2,5 млн. лет назад и закончился в III тысячелетии до н. э., охватывает более 2 млн. лет. Делится на три периода: древний — палеолит, средний — мезолит, новый — неолит. Следы первого человека, найденного на территории Казахстана относятся к древнекаменному веку (нижнему или раннему палеолиту). Период раннего палеолита — 800–140 тысячелетие до н. э. Стоянки раннего палеолита в Казахстане: Бориказган, Шабакты, Каратау Карасу — Южный Казахстан; Семизбугы, Кудайкол, Жаманайбат — Центральный Казахстан; Канай и Козыбай — Восточны Казахстан; Шабактысай и Сарытас — Западный Казахстан. На стоянках в Южном Казахстане обнаружены самые древние каменные орудия труда — ручное рубило (чоппер), остроконечники, отщепы (каменные пластины), топоры, ножи и др. Происходит становление человечества, его хозяйства. Наблюдается низкий уровень производительных сил. Человек потребляет готовые продукты природы, занимаясь собирательством, охотой, ловлей. Сформировалась первая общественная организация древних людей — человеческое стадо. Далее созревают предпосылки для первобытной общины. Возникает естественное разделение труда, начальные формы общины.
Палеолит (140–40 тысячелетие до н. э.)
В среднем палеолите у людей сложились большие общины. Причиной объединения в такие группы стали совместная загонная охота и защита. Крупнейшим достижением человека было — открытия способа добывания огня трением. Наряду с пещерами люди начали строить жилища из костей крупных животных. Получил распространение прием изготовления орудий (скребла, резцы) из дисковидных нуклеусов. Основные стоянки среднего палеолита: Токалы, Ушбулак, Стоянка им. Ч. Валиханова (Южный Казахстан); Обалысай, Музбел, Батпак и другие (Центральный Казахстан); Канай, Бодене и Кызылсу (Восточный Казахстан). С эпохой позднего палеолита (40–12 тысячелетие до н. э.) связано появление человека современного физического типа — «человека-разумного», а также формирование рас и родовых общин с матриархальной основой. Люди живут в построенных жилищах, которые различаются в зависимости от климата, строительного материала и навыков первобытных строителей. У людей позднего палеолита получило развитие искусство: находки древней живописи, выполненные минеральными красками, фигурки из кости. Преобладают сцены охоты, ритуальные пляски, образ женщины-матери. Появляется обряд захоронения, свидетельствующий о развитии сложных религиозных представлений. Совершенствуется техника обработки камня. Ведущий тип орудия — ножевидные пластины, появляются крючки и гарпуны для охоты на крупную рыбу, наконечники копий и дротиков, скобели, проколки, резцы и пр. Основные стоянки позднего палеолита: Ачисайская — Южный Казахстан; Батпак 8, Карабас 3 — Центральный Казахстан; Аккыр, Онижек — Западный Казахстан; Шульбинка, Свинчатка, Конай — Восточный Казахстан и другие.
Мезолит (12–5 тысячелетие до н. э.)
Переходная эпоха между древнекаменным и новокаменным веками. Человек освоил огромные пространства благодаря передвижению вслед за животными, совершенствовал орудия труда и оружие для охоты, занимался обработкой кости, из шкур животных изготовлял примитивную одежду. Мезолит характеризовался потеплением климата. Вымерли мамонты и шерстистые носороги. В Казахстане древние люди расселялись в основном на северных и центральных территориях — в долинах рек Иртыша, Ишима, Тобола, Тургая и Урала. Известны мезолитические стоянки на Мангыстау (Кызылсу). Были изобретены лук и стрелы. Объектом охоты стали лошади, зайцы, сурки, туры и т. п. Развитие получило рыболовство. Среди орудий появились вкладышевые, у которых основа сделана из дерева, а в нее вставлены каменные пластины.
Неолит (5–3 тысячелетие до н. э.)
«Неолитическая революция» — переход от присваивающих форм хозяйства к такому производительному труду, как земледелие и скотоводство. Человек в результате своей деятельности получает постоянный урожай и обеспечивает себя пищей не только ы настоящем, но и в ближайшем будущем. Появление производящего труда — главная особенность эпохи неолита. Появляются такие орудия труда как мотыги, зернотерки и ступки. Люди научились шлифовать, пилить и сверлить камень, из глины — лепить и обжигать керамику, из меди — делать орудия труда и оружие, из золота — украшения. Из шерсти и растительных волокон стали ткать и шить одежду с помощью костяных шильев и игл. Родовая община представляла собой материнский род. Возникли более высокие формы организации общества – образование племенных объединений. Племена состоят из нескольких родовых общин. На орудия и средства производства сохранялась общественная собственность. Соблюдалось равенство всех членов рода. Дела решал родовой совет. Возникли обряды захоронения. В Казахстане известно свыше 600 исторических памятников неолита. Стоянки Караунгур в Южном Казахстане, Кульсары — в Западном Казахстане, Кызыл Су — в Восточно-Казахстанской области, Пеньки — в Северном Казахстане, Сенек и Шебер — в Мангыстау. Стоянки делятся на четыре типа – родниковые, речные, озерные, пещерные. Для энеолита (3–2 тысячелетие до н. э.) характерно внедрение в жизнь людей металла — медных орудий. В Северном Казахстане в энеолите появляются памятники Ботайской культуры — Ботай, Красный Яр, Бестамак, Соленое озеро и др. Особенности эпохи энеолита: значительная оседлость, обусловленная производящими формами хозяйства (скотоводство, земледелие) и развитыми домашними промыслами. В домостроительстве преобладают капитальные полуземляночные многоугольные или округлые помещения с коническими деревянным шатровым перекрытием. Ведущие типы орудий труда — наконечники копий, дротиков, стрел, крупные ножи, скобели, скребки. Для керамики характерна полуяйцевидная форма с открытой горловиной и геометрическим орнаментом. Распространилось коневодство и культ коня. Погребения в пределах поселений, захоронения коллективные и одиночные. С эпохой неолита закончился век камня, начался век металла. Таким образом, в основе деления ранней стадии становления и развития человека лежит материал, из которого люди изготавливали орудия труда: камень, медь, бронза, железо
3. Бронзовый век на территории Казахстана
На рубеже первой — второй четверти 2 тысячелетия до н. э. В жизни племен Казахстана произошло важное событие — была изобретена технология получения бронзы — сплава меди и олова. Эпоха получила название бронзовый век, охватывающий 2–1 тысячелетия до н. э. Эпоха бронзы делится на три периода: Ранняя бронза — XVIII-XVI вв. до н. э.; Средняя бронза — XV-XIII вв. до н. э.; Поздняя бронза — XII-VIII вв. до н. э. К эпохе бронзы относится стоянка в долине реки Атасу, где были обнаружены первые плавильные печи. Металл обрабатывали методом литья, ковки, штамповки и чеканки. К бронзовому веку относятся также стоянки Алексеевка и Капай. По всей территории Казахстана ведущей отраслью хозяйства становится скотоводство, которое отделяется от земледелия. В степных районах Казахстана развивается кочевое скотоводство. В горных районах утверждается мотыжное земледелие. Развитие скотоводства и земледелия требовали больше мужского труда. Происходит крушение матриархального рода и на смену приходят патриархальные семейно-родовые отношения. Утверждается историческая общность «отцовский род» (патриархат). Окончательно складывается обряд погребения — умерших хоронят в согнутом виде. Наряду с захоронениями умерших сжигают в огне. В разных вариантах погребальные обряды отражают представления о загробной жизни.
Андроновская культура (XVIII-VIII вв. до н. э.)
Одна из самых крупных культур эпохи бронзы в Европе и Азии. Ее памятники распространены на обширной территории от Енисея на востоке до Урала на западе, охватывая обширные пространства Южной Сибири, Казахстана, Средней Азии до Южного Таджикистана, Афганистана, Северного Пакистана. В 1914 году был раскопан первый памятник этой культуры у села Андроново близ города Ачинска (Южная Сибирь). По находке вся культура получила название Андроновской. В 1927 году были обнаружены первые захоронения Андроновской культуры в Западном Казахстане. К Андроновской культуре относятся поселения и могильники Малакрасноярка и Трудниково (Восточный Казахстан); Тасты-бутак, Бесбай, Киргельды (Западный Казахстан); Тегискен, Таутары (Южный Казахстан) и сотни других. Антропологический тип андроновцев — европеоидный. Язык — индо-иранской языковой группы. Важную роль в жизни андроновцев играло скотоводство. Разводили коров, овец, коз, лошадей, двугорбых верблюдов-бактрианов. Возникло кочевое скотоводство, предполагающее зимние и летние пастбища, расстояние между которыми достигало 50- и более. Кочевки тянулись на сотни километров, пересекая степи и пустыни. В X-IX вв. до н. э. У андроновцев преобладало коневодство. Занимались и земледелием. Землю обрабатывали при помощи каменных мотыг. Сеяли ячмень, просо, пшеницу. Урожай собирали бронзовыми и медными серпами, а зернотерки использовали для растирания зерна в муку. Важную роль в жизни андроновцев играла металлургия. Основным сырьем для изготовления орудий труда и оружия была бронза — сплав меди и олова. Месторождения меди, олова, свинца, золота и серебра имелись в Центральном и Восточном Казахстане. Путем закладывания выработок определяли места залежей руды и приступали к добыче. В рыхлых породах андроновцы использовали метод кайлования, в плотных — метод «огневой проходки». Основные орудия андроновских горняков — каменные молоты и отбойники, ступки, песты, бронзовые кайла, деревянные и костяные лопаты, клинья, рудодробилки. Другими видами ремесел было гончарное дело (изготовление керамической посуды) и ювелирное искусство. Археологическим символом Андроновской культуры являются бронзовые серьги и подвески, свернутые из медных пластин, обтянутых листовым золотом. Кроме того, андроновцы занимались ткачеством (им были известны ткацкий станок и веретено), выделывали кожу, шили одежду и обувь. Андроновское общество являлось патриархальной общиной. На смену родовой коллективной собственности пришла собственность отдельной семьи, а затем частная собственность и имущественное неравенство. Появились родовые вожди, жрецы, военачальники. Жилищем андроновцев были землянки и полуземлянки прямоугольной и овальной форму, послужившие прототипом юрты. Поклонялись андроновцы силам природы, солнцу, огню, культу предков. Хранителями древних традиций и знаний были жрецы. Их отличительные признаки — деревянная чаша и особая шапка. Казахстан — одно из наиболее богатых мест по числу и разнообразию наскальных рисунков — петроглифов. Рисунки Тамгалы, Каратау, Тарбагатая, Букентау изучались археологами и стали достоянием мировой культуры. Наиболее распространенные темы рисунков — дикие быки-туры, двугорбые верблюды-бактрианы, двухколесные охотничьи и боевые колесницы, запряженные конями, сцены поклонения богам (богу солнца — Митре, богу огня — Агнии, богу смерти — Яме и др.).
4. Племенные союзы саков(7-4 вв. до н.э.). Полит.ист. Общественный строй
В I тысячелетии до н. э. преемниками андроновцев на территории Казахстана стали саки. Это время в истории древнего Казахстана совпало с эпохой открытия и широкого использования железа (VIII-VII вв. до н. э.). Сакские племена делились на три группы и расселялись по всей территории Казахстана:
В письменных источниках саки встречаются под разными названиями. Древнегреческий историк Геродот называл саков «азиатскими скифами», древние персы — «могучими мужами», а в «Авесте» они именовались — «туры с быстрыми конями». Саки вели оседло-кочевой образ жизни. Основной вид хозяйства — скотоводство, имевшее множество вариантов: кочевое, полукочевое, оседлое. Разводили лошадей, овец, крупный рогатый скот. Развивалось скотоводство в сочетании с земледелием. Выращивали просо, ячмень, пшеницу. Высокого уровня достигли ремесла: металлургия, гончарное дело, ювелирное искусство, резьба по дереву и кости, обработка камня. В I тысячелетии до н. э. В Евразии между странами Запада и Востока, Средиземноморьем и Китаем шла достаточно оживленная торговля. Саки имели торговые связи с народами Алтая, Сибири, Европы и Востока. Существовали отдельные участки Великого шелкового пути: «Лазуритовый путь» — из Памира в Иран и Месопотамию; «Нефритовый путь» — из Кашгарии в Китай; «Степной путь» (середина I тысячелетия до н. э.) — от реки Хуанхэ, через степи Казахстана и Причерноморья, в земли греков и этруссков.
В
VII-IV вв. до н. э. Сакские племена объединяются
в племенные союзы. Во главе племенного
союза стоит царь, избираемый военным
советом вождей племени. В сакском
обществе царь считался любимцем бога,
связующим звеном между небом
и землей. Племенами управляли
военные вожди, избираемые всем племенем.
Сакское общество было равноправным:
мужчины и женщины обладали равными
правами. Например, женщины имели
право воевать наравне с
На протяжении своей истории саки вели многочисленные войны. В VI в. до н. э. против них выступил царь ахеминидов Кир. Его армия была разгромлена войсками саков во главе с царицей массагетов Томирис. В 519–518 гг. до н. э. против саков-тиграхаудов воевал персидский царь Дарий I. В этой войне совершил подвиг сакский пастух Ширак. На стороне персов саки принимали участие в греко-персидских войнах: в войне с мидийским царем Крезом, в 490 г. до н. э. в Марафонской битве, в 480 г. до н. э. в битве при Фермопилах и в Египте. В 330–327 гг. до н. э. поход против саков предпринял Александр Македонский. По его приказу на Сырдарье был построен опорный пункт — город Александрия Эсхата, разрушенный впоследствии саками. С такими странами как Хорезм, Бактрия, Ассирия, Индия, Китай саки поддерживали мирные торговые отношения.
Саки поклонялись силам природы — солнцу, ветру, грому и пр. По их представлениям боги перевоплощались в различных животных и птиц. Например, кабан связывался с громом, конь с солнцем и огнем. А у саков Семиречья существовали «храмы огня», где совершались обряды, связанные с культом огня. С VII в. до н. э. у населения обширной зоны степей Казахстана, Сибири, Поволжья возник в искусстве «звериный стиль» — изображение зверей и мифологических чудовищ в движении. Ими украшали ювелирные изделия, оружие, одежду, конскую сбрую, бронзовые котлы и жертвенники. Примером могут служить одежда и головной убор «Золотого человека» из Иссыкского кургана (1969–1970 гг.), выполненные в «зверином стиле». Саки принадлежали к европеоидной расе, говорили на восточно-иранском языке, на развитие их культуры оказала большое влияние культура ахеменидского Ирана. рким представителем сакской духовной культуры является мыслитель и философ Анахарсис, живший в VI в. до н. э.
Эпоха саков показывает, что Великая степь представляла собой самостоятельный очаг цивилизации, отличавшийся этнокультурной подвижностью и способностью к адаптации.
5. Государство усуней и канглов (конгюи)
В конце I тысячелетия до н. э. на территории Казахстана новые племенные союзы, пришедшие на смену сакам. В III в. до н. э. — IV в. н. э. здесь складываются раннегосударственные объединения усуней — в районе Семиречья; канглов — в среднем течении Сырдарьи; хунну — в северо-западном и центральном Казахстане.
В 160 г. до н. э. племена усуней заняли в Семиречье земли саков-тиграхаудов. Усуни говорили на древнетюркском языке и пришли из Центральной Азии во II в. до н. э. Они расселились от реки Чу на западе до отрогов Тянь-Шаня на востоке; от озера Балхаш на севере до побережья Иссык-куля на юге. Письменные источники и археологический материал свидетельствуют о том, что общество усуней достигло уровня государственности. На берегу Иссык-Куля находилась столица их государства — город Чигучен (Кызыл Ангар). Говорили усуни на древнетюркском языке.
Письменные
сведения об усунях оставил древнекитайский
историк Сыма-Цянь. По его сведениям:
«Численность населения усуней достигала
— 630 тысяч человек или 120 тысяч
дворов. Количество воинов достигало
в военное время — 180 тысяч, а
в мирное время — 30 тысяч человек».
Усуни вели упорные войны за пастбища
и торговые пути с канглами и хунну.
С Китаем имели широкие дипломатические
и родственные отношения —
женились на китайских принцессах.
Тип хозяйства усуней — скотоводческо-