Предмет цели изпдачи истории казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 09:41, лекция

Краткое описание

История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История – прежде всего открытие мира, открытие его прошлого. Успешное развитие общества невозможно без активной помощи его граждан, без глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамического движения вперед, ведь настоящее и будущее совершаются на основе прошлого. Неслучайно известная максима гласит: без истории нет народа. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколении. История дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего. Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности.

Вложенные файлы: 1 файл

Палеолит (140–40 тысячелетие до н э.).docx

— 364.54 Кб (Скачать файл)

Предмет цели изпдачи истории казахстана

Основным  предметом истории должен стать  человеческий дух. Следовательно, целью  преподавания истории является не только ознакомление с историей, но и воспитание человеческого духа. История,  прозябающая  в повествовательных формах, перегруженная  различными вымыслами, прикованная  к событиям и не имеющая фундаментальной  конструкции воспитывает посредственность.

   История – наука, находящаяся  в постоянном развитии. История  – прежде всего открытие мира, открытие его прошлого. Успешное  развитие общества невозможно  без активной помощи его граждан,  без глубокого осознания уроков  истории, которые дают силы  для динамического движения вперед, ведь настоящее и будущее совершаются  на основе прошлого. Неслучайно  известная максима гласит: без  истории нет народа.  Изучение  исторического опыта формирует  историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколении. История  дает возможность осмыслить масштаб  того, что происходит в настоящее  время, в ней заложены ростки  будущего. Она является основой  осмысления человеком феномена  цивилизации, диалектики глобальных  проблем современности.

   История казахского народа представляет  собой важнейшую часть всемирной  истории, поэтому ее изучение  занимает важное место в формировании  исторического сознания молодежи.

Казахи  относятся к тюркским народам, занимают среди них четвертое место  по численности и входят в первую десятку по площади территории среди  народов мира. Предки казахов, известные  в истории под различными этнонимами, прошли сложный исторический путь. За свою долгую историю казахи внесли достойный вклад в мировую  цивилизацию. Сегодня перед исторической наукой Казахстана стоят огромные и  ответственные задачи. Она должна формировать историческое сознание народа и объективных позиций.

   Одной из значительных задач  истории является воспитание  казахстанского патриотизма. Эта  задача стала одной из составных  долгосрочных приоритетов, выдвинутых  Президентом Н.Назарбаевым  в  послании народу «Казахстан -2030».  В свою очередь, патриотизм  невозможен без формирования  исторического сознания, связывающего  настоящее общество с его прошлым.  Поэтому объективное изучение  истории и ее популяризация являются сегодня такими важными.

2. Казахстан в эпоху  каменного  века.

Самый длительный в истории человечества — каменный век. Начался около 2,5 млн. лет назад и закончился в III тысячелетии до н. э., охватывает более 2 млн. лет. Делится на три периода: древний — палеолит, средний —  мезолит, новый — неолит. Следы  первого человека, найденного на территории Казахстана относятся к древ­некаменному веку (нижнему или раннему палеолиту). Период раннего палеолита — 800–140 тысячелетие до н. э. Стоянки раннего палеолита в Казахстане: Бориказ­ган, Шабакты, Каратау Карасу — Южный Казахстан; Семизбугы, Кудайкол, Жаманайбат — Центральный Казахстан; Канай и Козыбай — Восточны Казахстан; Шабакты­сай и Сарытас — Западный Казахстан. На стоянках в Южном Казахстане обнаружены самые древние каменные орудия труда — ручное рубило (чоппер), остроконечни­ки, отщепы (каменные пластины), топоры, ножи и др. Происходит становление человечества, его хозяйства. Наблюдается низкий уровень производительных сил. Че­ловек потребляет готовые продукты природы, занимаясь собирательством, охотой, ловлей. Сформировалась первая общественная организация древних людей — человеческое стадо. Далее созревают предпосылки для первобытной общины. Возникает естественное разделение труда, начальные формы общины.

Палеолит (140–40 тысячелетие до н. э.)

В среднем палеолите у людей  сложились большие общины. Причиной объединения в такие группы стали  совместная загонная охота и защита. Крупнейшим достижением человека было — открытия способа добывания  огня трением. Наряду с пещерами люди начали строить жилища из костей крупных  животных. Получил распространение  прием изготовления орудий (скребла, резцы) из дисковидных нуклеусов. Основные стоянки среднего палеолита: Токалы, Ушбу­лак, Стоянка им. Ч. Валиханова (Южный Казахстан); Обалысай, Музбел, Батпак и другие (Центральный Казахстан); Канай, Бодене и Кызылсу (Восточный  Казахстан). С эпохой позднего палеолита (40–12 тысячелетие до н. э.) связано  появление человека современного физического  типа — «человека-разумного», а также  форми­рование рас и родовых общин с матриархальной основой. Люди живут в построенных жилищах, которые различаются в зависимости от климата, строительного ма­териала и навыков первобытных строителей. У людей позднего палеолита получило развитие искусство: находки древней живописи, выполненные минеральными красками, фигурки из кости. Преобладают сцены охоты, ритуальные пляски, образ женщины-матери. Появляется обряд захоронения, свидетельствующий о разви­тии сложных религиозных представлений. Совершенствуется техника обработки камня. Ведущий тип орудия — ножевидные пластины, появляются крючки и гарпуны для охоты на крупную рыбу, наконечники копий и дротиков, скобели, проколки, резцы и пр. Основные стоянки позднего палеолита: Ачисайская — Южный Казахстан; Батпак 8, Карабас 3 — Центральный Казахстан; Аккыр, Онижек — Западный Казахстан; Шульбинка, Свинчатка, Конай — Восточный Казахстан и другие.

Мезолит (12–5 тысячелетие до н. э.)

Переходная  эпоха между древнекаменным и новокаменным веками. Человек освоил огромные пространства благодаря передвижению вслед за животными, совер­шенствовал орудия труда и оружие для охоты, занимался обработкой кости, из шкур животных изготовлял примитивную одежду. Мезолит характеризовался потеп­лением климата. Вымерли мамонты и шерстистые носороги. В Казахстане древние люди расселялись в основном на северных и центральных территориях — в до­линах рек Иртыша, Ишима, Тобола, Тургая и Урала. Известны мезолитические стоянки на Мангыстау (Кызылсу). Были изобретены лук и стрелы. Объектом охоты ста­ли лошади, зайцы, сурки, туры и т. п. Развитие получило рыболовство. Среди орудий появились вкладышевые, у которых основа сделана из дерева, а в нее вставле­ны каменные пластины.

Неолит (5–3 тысячелетие до н. э.)

«Неолитическая  революция» — переход от присваивающих  форм хозяйства к такому производительному  труду, как земледелие и скотоводство. Человек в результа­те своей деятельности получает постоянный урожай и обеспечивает себя пищей не только ы настоящем, но и в ближайшем будущем. Появление производящего тру­да — главная особенность эпохи неолита. Появляются такие орудия труда как мотыги, зернотерки и ступки. Люди научились шлифовать, пилить и сверлить камень, из глины — лепить и обжигать керамику, из меди — делать орудия труда и оружие, из золота — украшения. Из шерсти и растительных волокон стали ткать и шить одежду с помощью костяных шильев и игл. Родовая община представляла собой материнский род. Возникли более высокие формы организации общества – обра­зование племенных объединений. Племена состоят из нескольких родовых общин. На орудия и средства производства сохранялась общественная собственность. Соблюдалось равенство всех членов рода. Дела решал родовой совет. Возникли обряды захоронения. В Казахстане известно свыше 600 исторических памятников неолита. Стоянки Караунгур в Южном Казахстане, Кульсары — в Западном Казахстане, Кызыл Су — в Восточно-Казахстанской области, Пеньки — в Северном Казахс­тане, Сенек и Шебер — в Мангыстау. Стоянки делятся на четыре типа – родниковые, речные, озерные, пещерные. Для энеолита (3–2 тысячелетие до н. э.) характерно внедрение в жизнь людей металла — медных орудий. В Северном Казахстане в энеолите появляются памятники Ботайской культуры — Ботай, Красный Яр, Беста­мак, Соленое озеро и др. Особенности эпохи энеолита: значительная оседлость, обусловленная производящими формами хозяйства (скотоводство, земледелие) и развитыми домашними промыслами. В домостроительстве преобладают капитальные полуземляночные многоугольные или округлые помещения с коническими де­ревянным шатровым перекрытием. Ведущие типы орудий труда — наконечники копий, дротиков, стрел, крупные ножи, скобели, скребки. Для керамики характерна по­луяйцевидная форма с открытой горловиной и геометрическим орнаментом. Распространилось коневодство и культ коня. Погребения в пределах поселений, за­хоронения коллективные и одиночные. С эпохой неолита закончился век камня, начался век металла. Таким образом, в основе деления ранней стадии становления и развития человека лежит материал, из которого люди изготавливали орудия труда: камень, медь, бронза, железо

3. Бронзовый век на территории  Казахстана

На  рубеже первой — второй четверти 2 тысячелетия  до н. э. В жизни племен Казахстана произошло важное событие — была изобретена технология получения брон­зы — сплава меди и олова. Эпоха получила название бронзовый век, охватывающий 2–1 тысячелетия до н. э. Эпоха бронзы делится на три периода: Ранняя бронза — XVIII-XVI вв. до н. э.; Средняя бронза — XV-XIII вв. до н. э.; Поздняя бронза — XII-VIII вв. до н. э. К эпохе бронзы относится стоянка в долине реки Атасу, где были обнаруже­ны первые плавильные печи. Металл обрабатывали методом литья, ковки, штамповки и чеканки. К бронзовому веку относятся также стоянки Алексеевка и Капай. По всей территории Казахстана ведущей отраслью хозяйства становится скотоводство, которое отделяется от земледелия. В степных районах Казахстана разви­вается кочевое скотоводство. В горных районах утверждается мотыжное земледелие. Развитие скотоводства и земледелия требовали больше мужского труда. Происходит крушение матриархального рода и на смену приходят патриархальные семейно-родовые отношения. Утверждается историческая общность «отцовский род» (патриархат). Окончательно складывается обряд погребения — умерших хоронят в согнутом виде. Наряду с захоронениями умерших сжигают в огне. В разных вариантах погребальные обряды отражают представления о загробной жизни.

Андроновская  культура (XVIII-VIII вв. до н. э.)

Одна  из самых крупных культур эпохи  бронзы в Европе и Азии. Ее памятники  распространены на обширной территории от Енисея на востоке до Урала на западе, ох­ватывая обширные пространства Южной Сибири, Казахстана, Средней Азии до Южного Таджикистана, Афганистана, Северного Пакистана. В 1914 году был раско­пан первый памятник этой культуры у села Андроново близ города Ачинска (Южная Сибирь). По находке вся культура получила название Андроновской. В 1927 году были обнаружены первые захоронения Андроновской культуры в Западном Казахстане. К Андроновской культуре относятся поселения и могильники Малакраснояр­ка и Трудниково (Восточный Казахстан); Тасты-бутак, Бесбай, Киргельды (Западный Казахстан); Тегискен, Таутары (Южный Казахстан) и сотни других. Антрополо­гический тип андроновцев — европеоидный. Язык — индо-иранской языковой группы. Важную роль в жизни андроновцев играло скотоводство. Разводили коров, овец, коз, лошадей, двугорбых верблюдов-бактрианов. Возникло кочевое скотоводство, предполагающее зимние и летние пастбища, расстояние между которыми дости­гало 50- и более. Кочевки тянулись на сотни километров, пересекая степи и пустыни. В X-IX вв. до н. э. У андроновцев преобладало коневодство. Занимались и зем­леделием. Землю обрабатывали при помощи каменных мотыг. Сеяли ячмень, просо, пшеницу. Урожай собирали бронзовыми и медными серпами, а зернотерки ис­пользовали для растирания зерна в муку. Важную роль в жизни андроновцев играла металлургия. Основным сырьем для изготовления орудий труда и оружия была бронза — сплав меди и олова. Месторождения меди, олова, свинца, золота и серебра имелись в Центральном и Восточном Казахстане. Путем закладывания вырабо­ток определяли места залежей руды и приступали к добыче. В рыхлых породах андроновцы использовали метод кайлования, в плотных — метод «огневой проход­ки». Основные орудия андроновских горняков — каменные молоты и отбойники, ступки, песты, бронзовые кайла, деревянные и костяные лопаты, клинья, рудодробил­ки. Другими видами ремесел было гончарное дело (изготовление керамической посуды) и ювелирное искусство. Археологическим символом Андроновской культуры являются бронзовые серьги и подвески, свернутые из медных пластин, обтянутых листовым золотом. Кроме того, андроновцы занимались ткачеством (им были из­вестны ткацкий станок и веретено), выделывали кожу, шили одежду и обувь. Андроновское общество являлось патриархальной общиной. На смену родовой кол­лективной собственности пришла собственность отдельной семьи, а затем частная собственность и имущественное неравенство. Появились родовые вожди, жре­цы, военачальники. Жилищем андроновцев были землянки и полуземлянки прямоугольной и овальной форму, послужившие прототипом юрты. Поклонялись андро­новцы силам природы, солнцу, огню, культу предков. Хранителями древних традиций и знаний были жрецы. Их отличительные признаки — деревянная чаша и особая шапка. Казахстан — одно из наиболее богатых мест по числу и разнообразию наскальных рисунков — петроглифов. Рисунки Тамгалы, Каратау, Тарбагатая, Букентау изучались археологами и стали достоянием мировой культуры. Наиболее распространенные темы рисунков — дикие быки-туры, двугорбые верблюды-бактрианы, двухколесные охотничьи и боевые колесницы, запряженные конями, сцены поклонения богам (богу солнца — Митре, богу огня — Агнии, богу смерти — Яме и др.).

4. Племенные союзы саков(7-4 вв. до  н.э.). Полит.ист. Общественный строй

В I тысячелетии до н. э. преемниками  андроновцев на территории Казахстана стали саки. Это время в истории  древнего Казахстана совпало с эпохой открытия и широкого использования  железа (VIII-VII вв. до н. э.). Сакские племена  делились на три группы и расселялись  по всей территории Казахстана:

  • Саки-тиграхауды (саки, носящие высокие остроконечные шапки) жили в Южном Казахстане и Жетысу;
  • Саки-хамаварги (саки, изготовлявшие напиток хаума) жили по берегам рек Амударьи и Мургаб;
  • Саки-парадараи (саки, живущие за морем) жили на северо-восточном побережье Аральского моря и на землях Центрального Казахстана.

В письменных источниках саки встречаются  под разными названиями. Древнегреческий  историк Геродот называл саков  «азиатскими скифами», древние персы  — «могучими мужами», а в «Авесте» они именовались — «туры с  быстрыми конями». Саки вели оседло-кочевой  образ жизни. Основной вид хозяйства  — скотоводство, имевшее множество  вариантов: кочевое, полукочевое, оседлое. Разводили лошадей, овец, крупный  рогатый скот. Развивалось скотоводство в сочетании с земле­делием. Выращивали просо, ячмень, пшеницу. Высокого уровня достигли ремесла: металлургия, гончарное дело, ювелирное искусство, резьба по дереву и кости, об­работка камня. В I тысячелетии до н. э. В Евразии между странами Запада и Востока, Средиземноморьем и Китаем шла достаточно оживленная торговля. Саки име­ли торговые связи с народами Алтая, Сибири, Европы и Востока. Существовали отдельные участки Великого шелкового пути: «Лазуритовый путь» — из Памира в Иран и Месопотамию; «Нефритовый путь» — из Кашгарии в Китай; «Степной путь» (середина I тысячелетия до н. э.) — от реки Хуанхэ, через степи Казахстана и При­черноморья, в земли греков и этруссков.

В VII-IV вв. до н. э. Сакские племена объединяются в племенные союзы. Во главе племенного союза стоит царь, избираемый военным  советом вождей племени. В сакском  обществе царь считался любимцем бога, связующим звеном между небом  и землей. Племенами управляли  военные вожди, избираемые всем племенем. Сакское общество было равноправным: мужчины и женщины обладали равными  правами. Например, женщины имели  право воевать наравне с мужчинами, или царс­твовать как сакские царицы Томирис и Зарина. Саки делились на три общественные группы, каждая имела свой традиционный цвет: воины — красный, Жрецы — бе­лый, общинники (скотоводы и земледельцы) — желтый и синий.

На  протяжении своей истории саки вели многочисленные войны. В VI в. до н. э. против них выступил царь ахеминидов Кир. Его  армия была разгромлена войсками са­ков во главе с царицей массагетов Томирис. В 519–518 гг. до н. э. против саков-тиграхаудов  воевал персидский царь Дарий I. В этой войне совершил подвиг сакский пастух Ширак. На стороне персов саки принимали  участие в греко-персидских войнах: в войне с мидийским царем  Крезом, в 490 г. до н. э. в Марафонской битве, в 480 г. до н. э. в битве при Фермопилах и в Египте. В 330–327 гг. до н. э. поход против саков предпринял Александр Македонский. По его приказу на Сырдарье был пост­роен опорный пункт — город Александрия Эсхата, разрушенный впоследствии саками. С такими странами как Хорезм, Бактрия, Ассирия, Индия, Китай саки поддержи­вали мирные торговые отношения.

Саки  поклонялись силам природы —  солнцу, ветру, грому и пр. По их представлениям боги перевоплощались в различных  животных и птиц. Например, кабан  свя­зывался с громом, конь с солнцем и огнем. А у саков Семиречья существовали «храмы огня», где совершались обряды, связанные с культом огня. С VII в. до н. э. у на­селения обширной зоны степей Казахстана, Сибири, Поволжья возник в искусстве «звериный стиль» — изображение зверей и мифологических чудовищ в движении. Ими украшали ювелирные изделия, оружие, одежду, конскую сбрую, бронзовые котлы и жертвенники. Примером могут служить одежда и головной убор «Золотого че­ловека» из Иссыкского кургана (1969–1970 гг.), выполненные в «зверином стиле». Саки принадлежали к европеоидной расе, говорили на восточно-иранском языке, на развитие их культуры оказала большое влияние культура ахеменидского Ирана. рким представителем сакской духовной культуры является мыслитель и фи­лософ Анахарсис, живший в VI в. до н. э.

Эпоха саков показывает, что Великая  степь представляла собой самостоятельный  очаг цивилизации, отличавшийся этнокультурной подвижностью и способностью к адаптации.

5. Государство усуней и канглов  (конгюи)

В конце I тысячелетия до н. э. на территории Казахстана новые племенные союзы, пришедшие на смену сакам. В III в. до н. э. — IV в. н. э. здесь складываются ранне­государственные объединения усуней — в районе Семиречья; канглов — в среднем течении Сырдарьи; хунну — в северо-западном и центральном Казахстане.

В 160 г. до н. э. племена усуней заняли в Семиречье земли саков-тиграхаудов. Усуни говорили на древнетюркском языке и пришли из Центральной Азии во II в. до н. э. Они расселились от реки Чу на западе до отрогов Тянь-Шаня на востоке; от озера Балхаш на севере до побережья Иссык-куля на юге. Письменные источники и архе­ологический материал свидетельствуют о том, что общество усуней достигло уровня государственности. На берегу Иссык-Куля находилась столица их государства — город Чигучен (Кызыл Ангар). Говорили усуни на древнетюркском языке.

Письменные  сведения об усунях оставил древнекитайский  историк Сыма-Цянь. По его сведениям: «Численность населения усуней достигала  — 630 тысяч человек или 120 тысяч  дворов. Количество воинов достигало  в военное время — 180 тысяч, а  в мирное время — 30 тысяч человек». Усуни вели упорные войны за пастбища и торговые пути с канглами и хунну. С Китаем имели широкие дипломатические  и родственные отношения —  женились на китайских принцессах. Тип хозяйства усуней — скотоводческо-земледельческий, хотя китайские источники характеризовали  их как кочевников. Разводили лошадей, овец, коз, двугорбых верблюдов, ослов. В ста­де преобладали — лошади и овцы. Расстояние между зимовками  было небольшим (30–100 км) и позволяло  усуням долгое время оставаться на одном месте. На мес­тах зимовок и летовок они строили постоянные жилища, возделывали поля и огороды, строили каналы и арыки.

Информация о работе Предмет цели изпдачи истории казахстана