Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 09:41, лекция
История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История – прежде всего открытие мира, открытие его прошлого. Успешное развитие общества невозможно без активной помощи его граждан, без глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамического движения вперед, ведь настоящее и будущее совершаются на основе прошлого. Неслучайно известная максима гласит: без истории нет народа. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколении. История дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего. Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности.
«Золотой человек» №1
Первый
«Золотой человек» в Казахстане был
обнаружен в 1970 году в 50 километрах
от Алма-Аты в результате раскопок
кургана Иссык, достигавшего в высоту
6 метров, а в диаметре - 60 метров.
По состоянию костей скелета, обнаруженного
в этом кургане, археологи определили
примерный возраст
В могиле обнаружили более четырех тысяч украшений, выполненных из листового золота, некогда нашитых на одежду, обувь и головной убор, а также золотые перстни, статуэтки, бронзовое и золотое оружие, различные сосуды. Впрочем, был ли воин мужчиной или женщиной, отечественные ученые спорят до сих пор.
«Золотой человек» №2
В октябре 1999 года казахстанский «Золотой человек» перестал быть одиноким: в результате раскопок кургана Аралтюбе, что в атырауских степях, ученые обнаружили останки сарматского вождя и его жены.
Сомнений,
что это вождь, у археологов не
возникло. Вся одежда жившего много
столетий назад воина была богато
инкрустирована золотыми пластинами и
бляхами различной
«Золотой человек» №3
Сенсационное открытие казахстанских археологов было сделано в 2003 году - на дне самого большого кургана Царской (Чиликтинской) долины, где обнаружены десятки золотых украшений. Археологи утверждали о том, что найден третий «Золотой человек».
Но если «Золотой человек» в Иссыкском кургане был одет в кольчугу, - то есть он был воином, - то «Золотой человек» в Царской долине был именно царем. Все украшения на нем изготовлены из золотого литья. Причем все они высочайшего качества. Это не плакированное, то есть обтянутое золотой фольгой дерево, как во многих других захоронениях, а именно литое золото, да еще и инкрустированное бирюзой
Руководил тогда экспедицией доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой археологии и этнографии Казахского национального университета имени Аль-Фараби Абдеш Толеукенов.
Курган был частично разграблен. Ученые нашли золотые бляшки восьми типов, в том числе сделанные в образе пантеры, горного козла, оленя. В единственном экземпляре оказалась достаточно массивная бляшка в форме архара (5х10 см). Найдено это внутри каменного сооружения на глубине шести метров.
Как утверждает профессор Абдеш Толеукенов, в этом захоронении находятся останки царя. Первоначальная датировка захоронения - VII до нашей эры. Возможно, что дата будет уточнена: археологи не исключают и того, что захоронение могло быть сделано в VIII веке до нашей эры. Но, в любом случае, это - наиболее древнее сакское захоронение на территории Казахстана. Для сравнения, Берельские курганы были сделаны в III-V веках до нашей эры.
Именно здесь, под Тарбагатайским хребтом, считает Толеукенов, зародилась великая культура саков, именно здесь, в Чиликтинской долине, вырабатывался так называемый звериный стиль. Что и подтверждают удивительно красивые золотые украшения из царского кургана.
Было
обнаружено более 250 предметов. Кроме
золотых бляшек, ученые отыскали жертвенный
сосуд, бусы из нефрита, ракушек и
бирюзы, бронзовый наконечник, стрелы,
точило. Удивило археологов ожерелье
из клыков кабана, носить которое имел
право именно царь. Найденные украшения
вдохнули в археологов новые силы
и энтузиазм. Они не сомневаются,
что сделанное открытие стоит
в том же ряду, что и находка
«Золотого человека» в
«Золотой человек» №4
Еще в 2007 году археологи ожидали найти на окраине Астаны «Золотого человека», писала газета «Экспресс К» в 2008 году.
При
строительстве городской
Уникальное захоронение, датируемое III-IV тысячелетиями до нашей эры, было обнаружено дорожниками осенью 2007 года. Это произошло, когда рабочие изучали территорию, где должна была в будущем пролечь одна из трасс, окольцовывающих левобережье города.
Тогда сенсационную находку законсервировали, и археологи успели провести раскопки только северной части кургана.
«Приблизительно такое же захоронение - курган Иссык на юге страны - дало миру уникальную находку – «Золотого человека». Не исключено, что и здесь мы найдем что-то подобное», - уверен ученый НИИ археологии ЕНУ имени Гумилева Алексей Свиридов.
Как оказалось, раньше курган ограбили. Очень легко просматривалась нора, оставленная древними расхитителями, ведущая в основные покои. Именно поэтому ничего, кроме останков девочки восьми лет и собаки, а также наконечника стрелы, ученые здесь не обнаружили. Однако они не унывают.
«Золотой человек» №5
В Каркаралинском районе, что в 300 км. от Караганды, в могильнике сакских вождей, который относится к VI веку до нашей эры, археологи обнаружили ювелирные украшения, оружие и части одежды. Это богатый материал для исследований, который, возможно, изменит современные представления о быте и искусстве саков, сообщает телеканал «Хабар».
Могильник Талды начали исследовать еще в прошлом году. Захоронение, разграбленное в древности, но всё же сохранившее часть ценностей, найдено в одном из восьми курганов – скелет молодого вождя или знатной девушки, наконечники стрел, украшения в типичном зверином стиле, но выполненные необычным для того времени способом. Археологи полагают, что по значимости эту находку можно сравнить с «Золотым человеком» из Иссыкского кургана.
Арман Бейсенов, ученик доцента кафедры археологии и отечественной истории КарГУ имени Букетова Виктора Варфоломеева, руководитель экспедиции: «Есть многочисленные конусовидные, сделанные из тонкого золотого листа украшения. Это сделано из зерни. Это было больше характерно для гуннов».
Изыскания
археологов продолжаются. Тем временем
могильник Талды планируют
Всем известно без исключения, что первый «золотой человек» на крылатом барсе стал символом современного Казахстана. Копии сакского воина установлены во многих городах Казахстана, одна из них венчает монумент Независимости на площади Республики в Алматы. На штандарте президента Казахстана также изображена фигура юного вождя эпохи саков на крылатом барсе.
Будем надеяться, что последняя находка в могильнике сакских вождей, как и остальная «золотая армия» прошлого, прольет научный свет на неизвестные исторические моменты истории современной территории Казахстана.
8. "Великий Шелковый путь" на территории Казахстана.
Начало контактов и обменных связей восходит к III-II тыс. до н.э. В середине I тыс. до н.э. стал функционировать степной путь, протянувшийся из Причерноморья к берегам Дона, затем в земли савроматов в южное Приуралье к Иртышу, и далее на Алтай, в страну агрипеев. По этому пути распространяли шелк, меха и шкуры, иранские ковры, изделия из драгоценных металлов. В распространении драгоценных шелков участвовали кочевые племена саков и скифов, через посредство которых диковинный для того времени товар попадал в Центральную Азию и Средиземноморье. В сер. I в. до н.э. Шелковый путь начинал функционировать как регулярная дипломатическая и торговая артерия. Во II-V вв., Шелковый путь разветвлялся, окаймляя с севера и юга пустыню Такла-Макан, "Южный путь" -Дунхиале, Хотан, Яркеид в Бактрию, Индию и Средиземноморье. "Северный путь" - из Кашгара в Фергану и далее через Самарканд, Бухару, Мерв и Хамадаи в Сирию. В VI-V1I вв. наиболее оживленным становится путь, проходивший из Китая на запад через Семир-е и юж. Казах-н. Такое перемещение объяснялось: 1.ставки тюркских каганов, контролируемых торговые пути через среднюю Азию. 2.дорога через Фергану стала опасной из-за междоусобиц. 3.богатые тюркские каганы стали крупными потребителями заморских товаров. Через Ш.п. шло основное число посольских и торговых караванов в VII-X1V вв. Так, в VI-VI1IBB. Основной была трасса Сирия-Иран-Средняя Азия - юж. Казахстан - Таласская долина - Чуйская долина - Иссык - Кульская котловина - Восточный Туркестан. В конце VI в происходит оживление Шёлкового пути на участке Семир-я и юж. Каз-на, что сыграло важную роль в развитии городской культуры этого региона. В Семир-е он стимулировал возникновения ряда городских центров, а на юге Каз-на способствовал быстрому росту городов. Ш.п. через ср.Азию, юж. Каз-н и Семиречье функционировал вплоть до XIV в. пока междоусобицы и войны и освоение морских путей в Китай не привели к его угасанию.
9.Образование тюркского
Этноним "тюрк" впервые появляется в китайских источниках и относится к 542 году. Китайцы считали тюрков потомками хуннов. Этнонимом «тюрк» первонач. наз-ли предст. знати или военной аристократии, а затем господствующие племена.
Одной из мощных держав на территории Центральной Азии в VI-VII веках был Тюркский каганат, который возник в 551 году, когда вождь тюрков Бумын принял титул кагана. В период своего расцвета оно занимало обширную территорию от Корейского полуострова на востоке до Крымского полуострова на западе, от верховьев Енисея на севере до верховьев Амударьи на юге. Прародиной тюрков является Алтай. С 535 годе их предводитель Бумын начал процесс объединения племен Алтая в единое государство. В 546 году на он разгромил войско племени теле в количестве 50 тысяч кибиток. В 551 году Бумын выступил против аваров (жуань-жуаней) и нанес им сокрушительное поражение. На развалинах аварского государства тюрки создали свою империю — Тюркский каганат. Это было первое государство на территории Казахстана. Основателя Тюркского каганата Бумына (551–552) сменил Кара-каган (552–553), затем стал править Муган-каган (553–572), позднее — Таспар-каган (572–581). Господствующим в Центральной Азии государство стало при кагане Мугане. Оно входило в систему отношений с такими крупнейшими государствами того времени, как Иран и Византия. Китай был данником каганата. Происходило это так: сначала Мукан-каган покорил киданей в Маньчжурии, кыргызов на Енисее, подчинил себе северокитайское государство и устремился в Среднюю Азию, где на территории от Восточного Туркестана до Каспийского моря находились владения эфталитов. В 561–563 годах Муган-каган заключил союз с Ираном против эфталитов. В 564 году войско шаха Ирана Хосрова Ануширвана отняло важный стратегический район эфталитов — Тохаристан. В 565 году в битве у Нефеса тюрки одержали победу, и Согд был присоединен к каганату. Основные силы эфталитов были разбиты тюрками в 567 году под Бухарой. После завоевания Азии тюрки стали хозяевами Великого Шелкового пути.
Тюрки и племена согдийцев, находившиеся под их властью, были заинтересованы в прямых торговых связях с Византией. Этому препятствовал Иран. В связи с этим в 568 году Истеми каган направил тюркское посольство во главе с согдийским купцом Маниахом в столицу Византии Константинополь. В переговорах с императором Юстинианом II было заключено торговое соглашение и военный договор против Ирана. В результате Византийско-тюркского союза — Иран обязался выплачивать тюркам дань в размере 40 тысяч золотых динаров ежегодно и не препятствовать торговле.
В 575 году Иран и Византия объединяются против Тюркского каганата. В ответ на это в 576 году конница тюрков разгромила вассалов Византии — Киммерийский Босфор, и совершила победоносные походы в Крым и на Западный Кавказ. В итоге этих завоеваний каганат стал контролировать все важные участки Великого Шелкового пути, что обеспечило тюркской знати огромные прибыли от караванной торговли.
Древние тюрки создали своеобразный очаг цивилизации. В нем появились качественно новые формы бытия, новые коммуникативные средства — оседлость и урбанизация части части населения, строительство городов, религиозные искания привели к приобщению к мировым религиям, таким как буддизм, христианство и позже ислам. Все это не могло не отразиться на социальной и политической организации общества. Вершиной достигнутого явилась собственная письменность, прошедшая путь от каменных стел до рукописей на бумаге. Основным признаком идентификации и источником политического единства тюркских кочевников Евразии было династийное и структурное наследие Тюркской империи и ассоциируемые с нею традиции. В древнетюрских письменных источниках изложена парадигма власти в каганате — Бодун — Эль — Терю, «народ — государство — закон». Родоплеменная организация и военно-административная организация взаимодополняли друг друга. Каган — хан возглавлял государство: выступал в роли вождя, был верховным судьей, верховным жрецом, выполнял функции военного руководителя, подчинявшего другие племена и страны и принуждавшего их платить дань и подати. Хан опирался на племенную аристократию — беков. Беки были аристократией по крови и по праву происхождения из того рода, особый статус которого считался неоспоримым, освещенным традицией. Элитой аристократии по крови в Тюркском каганате был род Ашина. Из этого привилегированного сословия, куда входили другие знатные роды, иерархия которых была общеизвестна и общепризнана, формировалась высшая имперская аристократия — советники, высшие военные командиры, военно-административные руководители. Верховным божеством тюрков было Небо — Тенгри-хан. Они поклонялись божеству Земли- Воды — Жер-Су, женскому божеству плодородия — Умай.
Однако могущество тюркской державы пошатнулось вследствие междоусобиц. При правлении каганов Истеми и Тюрксафны происходит ослабление Тюркского каганата. Основные причины ослабления: усиление междоусобных войн, обострение социальных противоречий, наступление Китая на границы каганата, войны с соседними странами. В 603 году Тюркский каганат распался на две части: западную и восточную. Территория Казахстана вошла в западную часть Тюркского каганата.