Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 13:51, дипломная работа
К концу III в. разные слои господствующего класса Римской империи, имеющие, весьма существенные противоречия между собой, временно сплачиваются вокруг императорской власти, напуганные экономическим кризисом, народными движениями, вторжениями варваров. В такой обстановке к власти пришел Диоклетиан, иллириец по происхождению, выдвинутый армией. Диоклетиан (284-305) создал новую форму империи - доминат. Ее название происходит от латинского слова dominus - «господин», как приказал именовать себя Диоклетиан. Фактически, уже с начала III в. принципат сменился военной монархией, но формально считалось, что он сохраняется. Диоклетиан покончил с ним.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Стабилизация Римской империи в годы правления Диоклетиана…...8
Денежная и налоговая реформа……………………………………8
Военная и административная реформа…………………………..14
Глава 2. Борьба Диоклетиана с христианской церковью……………………..32
2.1. Распространение христианства в Римской империи в I-II вв…..32
2.2. Эдикты Диоклетиана против христиан…………………………..48
Заключение……………………………………………………………………….65
Библиография…………………………………………………………………….69
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Стабилизация Римской империи в годы правления Диоклетиана…...8
Глава 2. Борьба Диоклетиана с христианской церковью……………………..32
2.1. Распространение христианства в Римской империи в I-II вв…..32
2.2. Эдикты Диоклетиана против христиан…………………………..48
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение.
К концу III в. разные слои господствующего класса Римской империи, имеющие, весьма существенные противоречия между собой, временно сплачиваются вокруг императорской власти, напуганные экономическим кризисом, народными движениями, вторжениями варваров. В такой обстановке к власти пришел Диоклетиан, иллириец по происхождению, выдвинутый армией. Диоклетиан (284-305) создал новую форму империи - доминат. Ее название происходит от латинского слова dominus - «господин», как приказал именовать себя Диоклетиан. Фактически, уже с начала III в. принципат сменился военной монархией, но формально считалось, что он сохраняется. Диоклетиан покончил с ним. Императорская власть обожествлялась и приобрела откровенно монархический характер. При дворе был введен пышный и сложный церемониал по примеру персидского царского двора. Это до некоторой степени ограждало императоров от покушений, столь частых в III в. Все граждане империи считались подданными императора. Диоклетиан и его преемник Константин субъективно, по-видимому, стремились к восстановлению прежней (т.е. рабовладельческой) Римской империи, но, как будет показано далее, объективно их реформы, хотя и способствовали преодолению кризиса III в., означали приспособление к изменившимся историческим условиям и признание того обстоятельства, что империя вступила на рубеже III и IV вв. на путь феодализации.
Христианство со своими принципами
являлось несовместимым с
Христиане открыто заявляли
стремление выйти из-под государственного
контроля в своих религиозных
убеждениях, в своей религиозной
жизни. Они заявляли, что человек,
подчиненный государственной
Целью работы является анализ и значение религиозной политики во внутриполитической деятельности Диоклетиана.
Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:
1. Систематизировать знания о стабилизации Римской империи в годы правления Диоклетиана;
2. Выявить предпосылки к борьбе Диоклетиана с христианской церковью;
3. Рассмотреть сущность и специфику гонений на христиан в конце III–начале IV вв.
Важнейшими источниками для периода Великого гонения являются сочинения современников событий – Евсевия Кесарийского и Лактанция. Восьмая книга «Церковной истории» рассказывает о события с 303 по 311 гг. и содержит большое количество интересных подробностей о гонении, мучениках и положении христиан того времени, однако использование этого источника затрудняется тем, что при изложении событий историк не придерживался хронологического порядка. Другим недостатком является использование Евсевием во многих случаев слухов и сообщений сомнительной достоверности в качестве источника. Как следствие, данное произведение не позволяет составить ясную картину Гонения. Другим произведением того же автора, охватывающим тот же период, является «О палестинских мучениках».
Задуманное Евсевием в
продолжение восьмой книги «
Мнения историков о причинах
гонений Диоклетиана
Среди отечественных историков это мнение разделяли А.П. Лебедев и Б.М. Мелиоранский. Обе версии находили достаточное количество аргументов в свою пользу. Промежуточное положение занимает суждение Ф.А. Курганова. Он считал, что гонение Диоклетиана выросло на почве прочной и многочисленной языческой оппозиции и вместе с тем явилось логическим следствием его государственных реформ.
Оценивая современное ему
Для восстановления исторических обстоятельств,
предшествовавших гонению, Спасский предпринял
анализ государственно-религиозных
воззрений Диоклетиана. На основе текстов
писем, разъяснений к законам, разнообразных
высказываний императора открывалось
соединение в мировоззрении Диоклетиана
традиционно-римских
Данная выпускная
В первой главе рассматривается
внутриполитическая деятельность императора
Диоклетиана. Внимание уделяется таким
реформам государства, как денежная,
налоговая, военная и административная.
Благодаря их проведению, Диоклетиану
удалось стабилизировать
Вторая глава посвящена борьбе Диоклетиана с формирующейся христианской церковью. Здесь рассматриваются такие вопросы, как распространение христианства в Римской империи в I–II вв., а также анализируются предпосылки, причины и содержание эдиктов Диоклетиана против христиан. Гонения, которым подверглись христиане в годы правления Диоклетиана, были обоснованы необходимостью укрепления императорской власти.
Методологической основой
исследования является системный подход
к анализу исторических явлений,
рассмотрение их в динамике, взаимосвязи
и взаимовлиянии с другими
событиями и процессами. Проблема
исследуется с помощью таких
принципов как объективность
и историзм. При работе над квалификационным
исследованием применялись
Глава 1. Стабилизация Римской империи в годы правления Диоклетиана.
Приход к власти императора
Диоклетиана открывает новую, последнюю
стадию в развитии римского рабовладельческого
общества и государства: эпоху поздней
Римской империи, продолжавшуюся около
двухсот лет (со времени прихода
к власти Диоклетиана в 284 г. до свержения
последнего римского императора Ромула
Августула в 476 г.). Именно в этот период
шло разложение и перерождение рабовладельческой
системы хозяйства, вызревание новых,
протофеодальных отношений как
определенного социально-
Воспользовавшись напряженным положением в Галлии, начальник римского флота в Британии Караузий в 287 г. объявил себя императором, захватил Британию и Северо-Западное побережье Галлии. Неспокойно было в Мавритании, где волновались местные племена берберов, бедные земледельцы, колоны. Племенные союзы франков и алеманов угрожали прорывом рейнской границы. На Евфрате хозяйничали персидские войска. Новому императору пришлось решать сложные задачи по стабилизации общей обстановки.
Для подавления восстания
багаудов, восстановления спокойствия
в Галлии и на рейнской границе
был послан опытный полководец Максимиан,
который в 286 г. провозглашается августом,
т. е. полномочным соправителем Диоклетиана
с правом управлять западной половиной
Империи и резиденцией в
Диоклетиан проводил экономические, административные и военные реформы. Они были порождены практической необходимостью. Нужна была боеспособная подвижная армия и разветвленная администрация, чтобы держать в повиновении подданных, защищать имперские границы и нападать на соседей. Для этого требовались болшие средства. Поэтому прежде всего Диоклетиан попытался нормализовать денежное обращение, прекратив выпуск низкопробной монеты. Уже в 286 г. он приступил к проведению де нежной реформы, приказав выпускать новую полноценную золотую монету. Была выпущена и новая медная монета. Однако реформа не удалась, так как реальная стоимость золота в слитках не соответствовала объявленной, несколько заниженной стоимости новой золотой монеты. Выпускавшаяся новая золотая и серебряная монета быстро исчезала из обращения, и Диоклетиану пришлось возобновить чеканку низкопробной монеты.
Учитывая неудачу денежной реформы, Диоклетиан изменил систему сбора налогов - отныне большая часть их взималась не деньгами, а натурой. Для точной раскладки налогов в 289-290 гг. была произведена всеобщая перепись населения Империи. Ежегодная сумма налогов устанавливалась на 5 лет, по истечении пятилетнего срока вносились соответствующие поправки. Через 5 лет всеобщая перепись населения повторялась [36,179].
В основу налогообложения была положена земля и обрабатывающие ее люди. После всеобщей переписи была введена поголовная подать (капитация), которую было обязано платить все население Империи. Для всей Империи, включая Италию (без ее южных территорий, приписанных к городу Риму, жители которого по-прежнему освобождались от уплаты налогов), были установлены единые размеры налогов и способы их взимания. Однако крупные и средние землевладельцы, имевшие колонов и рабов, собирали с эксплуатируемых ими тружеников и их и свои доли налогов. В списках налогоплательщиков земледелец-мужчина обозначался одной головой, а женщина - половиной головы. Норма обложения поземельным налогом - головах была тесно связана с определенным количеством и качеством пахотной земли, скота, возделываемых растений, садов, виноградников или лесов и т.д. Земельный участок, обеспечивавший существование головы, назывался югум (упряжка волов).
Информация о работе Религиозный фактор во внутриполитической деятельности Диоклетиана