Царский судебник

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:43, реферат

Краткое описание

"Законы Ману" (manavadharma sastra) - самый известный широкому кругу
читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами
памятник древнеиндийской литературы и исторический источник.

Содержание

Предисловие

Глава I
Глава II
Глава III
Глава IV
Глава V
Глава VI
Глава VII
Глава VIII
Глава IX
Глава Х
Глава XI
Глава XII
Примечания

Вложенные файлы: 1 файл

ЗМ.doc

— 2.79 Мб (Скачать файл)

[даже] не оставив потомства.

 

160. Добродетельная жена, пребывающая  в целомудрии после смерти  мужа,

достигает неба, даже не имея сыновей, как те целомудренные *.

 

161. Но жена, которая из желания  [иметь] потомство, нарушает [обет

верности умершему] мужу, встречает  презрение в этом мире и лишается

местопребывания мужа [на небе].

 

162. Потомство, рожденное от другого, - даже в другом браке, - в этом

мире не признается; другой муж  нигде не предписан для добродетельных

женщин.

 

163. [Даже та], которая, оставив своего  мужа низкого *, сожительствует

с высоким, достойна осуждения в мире и называется "вновь вышедшей

замуж (parapurva)".

 

164. Из-за неверности мужу жена  в мире снискивает презрение, [а] после

смерти  оказывается в чреве шакала и  мучается ужасными болезнями.

 

165. Та, которая, имея обузданные мысли, слова и тело, не изменяет

мужу, достигает [после смерти] местопребывания  мужа и называется

добродетельными "добродетельной" (sadhvi).

 

166. Вследствие такого поведения  женщина, имеющая обузданные мысли,

слова и тело, достигает в этом мире высшей славы, а в будущем -

местопребывания мужа.

 

167. Дваждырождснпый, знающий дхарму, жену, ведшую себя таким образом,

принадлежащую к той же, что и он, варпе. умершую  раньше него, пусть

сожжет, используя священный огонь  и жертвенные принадлежности.

 

168. Использовав огни при похоронном  обряде в честь жены, умёршей

раньше [него], муж можс:т опять  совершить брачный обряд г  зажечь

священные огни.

 

169. В соответствии с этим правилом  пусть никогда не оставляет  пя1ь

[великих] жертвоприношений; взяв  жену, пусть он жизет в [споем] доме

второй период жизни".

 

Такова и дхармащастре Ману. изложенной Бхригу, пятая глава.

 

                               ГЛАВА VI

 

1. "Дваждырожденный снатака,  пробыв таким образом согласно  правилам в

состоянии домохозяина, пусть, обузданный, живет в лесу, подчинив как

следует органы чувств.

 

2. Когда домохозяин увидит у  себя морщины, седину и детей  у детей -

ему следует отправиться в лес.

 

3. Покинув деревенскую пищу * и  всю домашнюю утварь, пусть идет  в лес,

оставив жену на попечение сыновей, или вместе с ней "-.

 

4. Взяв с собой священный огонь  (agnihotra) и утварь, необходимую для

приношения жертв на огне, выйдя  из деревни в лес, пусть живет, имея

обузданные чувства.

 

5. Надо в соответствии с предписаниями  приносить великие

жертвоприношения различными чистыми видами пищи отшельников или

зеленью, кореньями и плодами.

 

6. Полагается носить шкуру или  рубище (cira), купаться вечером и

утром, всегда иметь косу, бороду, волосы и ногти.

 

7. Какая бы пища ни была, [часть]  ее надо давать как бали и милостыню,

сколько только может: следует почтить  пришедших в лесную обитель

(a^rama) подаянием [в виде] воды, кореньев  и плодов.

 

8. Надо постоянно заниматься  самостоятельным изучением Веды, [быть]

смиренным, дружелюбным, внимательным, всегда дающим, [но] не берущим,

имеющим сострадание ко всем живым  существам.

 

9. Надо совершать агнихотру,  как предписано, на трех священных  огнях,

не пропуская дня новолуния  и должным образом [отмечая] день

полнолуния.

 

10. И пусть совершает жертвоприношения  созвездиям, от первых плодов, в

начале каждого периода в  четыре месяца, а также по порядку  в день

зимнего и летнего поворота солнца.

 

11. Надо приносить жертвы, как  предписано, весенними и осенними

чистыми видами пищи отшельников *, собранными им самим, а также

отдельно жертвенными лепешками (puroda^a) и вареным рисом (earn).

 

12. Принеся в жертву божествам  эту лесную очень чистую жертвенную

пищу, он может взять для себя остаток, а также соль, добытую  им самим.

 

13. Он может есть зелень земную  и водную, цветы, коренья и плоды,

имеющие происхождение от чистых деревьев, и жиры, имеющие

происхождение от плодов.

 

14. Следует избегать меда, разных  видов мяса, грибов, растущих на

земле, бхустрины, щигруки, а также  плодов щлешматаки.

 

15. В месяц ащваюджа* следует  оставлять пищу отшельников, ранее

собранную, старые одежды, зелень, коренья  и плоды.

 

16. Не следует есть ни выращенные  на пашне, даже брошенной кем-нибудь,

ни выросшие в деревне цветы  и плоды, - даже страдая [от голода].

 

17. Он может есть пищу, приготовленную  на огне или созревшую по

времени; [зерно] может быть истолчено  камнем, а также размельчено

зубами вместо ступки.

 

18. Он может или ежедневно  мыть [сосуды для хранения пищи] "", или

иметь запас на один месяц, или на шесть месяцев, или на год.

 

19. Он может есть пищу или ночью, или днем, собрав сколько может, или

в четвертое или восьмое время  приема пищи *;

 

20. или он может жить в светлой  и темной половине месяца по  правилам

лунного покаяния *; или же в оба  последние дня полумесяца ему  следует

есть [только] ячменную похлебку, сваренную на один раз;

 

21. или он может всегда существовать  только цветами, кореньями,

плодами, созревшими от времени и  опавшими сами по себе, соблюдая

учение Вайкханасы^.

 

22. Он может валяться на земле  или стоять целый день на  цыпочках,

проводить время [то] в стоянии, [то] в лежании, купаясь утром, в

полдень и вечером.

 

23, Летом следует подвергаться  жару пяти огнен "', в дождливое  время

года проживать под тучами, зимой  иметь мокрую одежду, последовательно

увеличивая [суровость] аскетического подвига.

 

24. Совершая омовение в три  времени дня, надо удовлетворять

[возлиянием воды] предков и богов  и, исполняя [все] более суровые

аскетические подвиги, иссушать тело.

 

25. Поместив в себя священные  огни согласно правилу *, питаясь

кореньями и плодами, следует быть отшельником без огня и крова.

 

26. Не заботясь о предметах  удовольствия, оставаясь чистым, имея  ложем

землю и совсем не заботясь об убежище, имея жилищем корни деревьев,

 

27. он может собирать милостыню  *, достаточную для пропитания, среди

брахманов-подвижников и других дваждырожденных домохозяев, проживающих

в лесу.

 

28. Или, принеся [пищу] из деревни  *, приняв [ее] покрывалом, рукой

или черепком, живущий в лесу может  восемь раз наполнить рот.

 

29. Пусть брахман, живущий в  лесу, исполняет эти и другие обеты и

различные наставления о достижении слияния с атманом, содержащиеся в

Упанишадах,

 

30. исполненные риши, брахманами, а  также домохозяевами для увеличения

священного знания, аскетических подвигов и для очищения тела.

 

31. Или, отправившись на северо-восток^, ему следует идти прямо до

падения тела, имея пищу в виде воды и воздуха.

 

32. Брахман, избавившись от тела  одним из тех многих подвигов,

[практикуемых] великими риши *, свободный  от печали и страха,

прославляется в мире Брахмы.

 

33. Проведя таким образом в  лесах третью часть жизни, следует  бродить

четвертую часть жизни, отбросив мирские  связи.

 

34. Идя от ащрамы к ащраме, совершив жертвоприношения, обуздав  органы

чувств, истощившись [сбором] милостыни  и [приношением] бали, бродячий

аскет (pravrajan) после смерти блаженствует.

 

35. Уплатив три долга "', надо  устремить мысль к [достижению]

конечного освобождения (inoksa); стремящийся  же к спасению, не-

уплатив [^ти три долга], низвергается в преисподнюю.

 

36. Только изучив как полагается Веды, произведя согласно дхарме

сыновей и принеся с усердие-м  жертвы, он может устремить мысль  к

спасению.

 

37. Дваждырождепный, ищущий спасения, не изучив Веды. не произведя

также потомства и не принеся  жертв,-низвергается в преисподнюю.

 

38. Принеся жертву Праджапачи. за которую отдается [жрецам] все-

имущество, поместив в себя огни ''-, брахман может идти из дому

странничать.

 

39. Для того толкователя Веды, кто, дав всем живым существам

безопасность ''', идет из дома странничать, бывают [наградой]

лучезарные миры:

 

40. поскольку от дваждырожденного  для живых существ не исходит  даже

маленькоп опасности, [то к] для пего. освобожденного от тела, ниоткуда

не исходит опасность.

 

4!. Выйдя 113 дома. отшельник, снабженный  средствами очищения ", пусть

бродит, равнодушный к накопленным предметам желания.

 

42. Ради достижения успеха следует  бродить одному, без спутников:

поняв, что успех зависит от одного его, он достигает [успеха] и нe

покидается им.

 

43. Ему не следуег иметь огонь  и жилище; он может -ходить  в деревню за

пищей, сохраняя молчание, равнодушный  ко всему, твердый в намерениях,

сосредоточенный в мыслях.

 

44. Глиняная чаша, корни дерева, лохмотья, одиночесгво и одинаковое

отношение ко всему - таков признак  освооожденного.

 

45. Не следует желать смерти, не следует желать жизни: пусть он

ожидает [свое] время, как слуга (bhrtaka) - жалованье.

 

46. Следует ставить ногу, очищенную  взором *, пить воду, очищенную

тканью "', говорить речь, очищенную  истиной, исполнять [дело],

очищенное мыслью.

 

47. Следует спокойно переносить брань, никого не презирать и ради

этого тела ни с кем не враждовать.

 

48. На гневающегося пусть не  гневается со своей стороны,  проклинаемый

- благословляет и ложную речь, относящуюся к мирским делам  *, не

говорит.

 

49. Находя удовольствие во всем, относящемся к атману, будучи

равнодушным, воздерживаясь от чувственных  удовольствий, стремясь к

достижению вечного блаженства, пусть бродит в этом мире в обществе

самого себя.

 

50. Никогда не следует домогаться  милостыни [толкованием] зловещих

явлений и предзнаменований, ни хиромантией и астрологией, ни

наставлением и толкованием [щастр] ".

 

51. Не следует приближаться [ради  милостыни] к дому, наполненному

отшельниками, брахманами, птицами, собаками или же другими нищими.

 

52. Имея обрезанные волосы, ногти и бороду, снабженный сосудом для

милостыни, посохом и кувшином, пусть бродит всегда смиренный, не

причиняя вреда живым существам.

 

53. Пусть будут его сосуды  неметаллическими и без трещин; очищение их

предписано водой, как [чаш, называемых] чамаса, при жертвоприношении.

 

54. Тыквенную бутыль, деревянную  чашу, глиняный [сосуд] и плетенку

Ману, происшедший от Самосущего, объявил  сосудами аскета (yati).

 

55. Милостыню полагается просить  один раз !.в день и] не  заботиться о

большем, ибо аскет, приверженный к милостыне, привязывается к мирским

утехам.

 

56. Аскету всегда следует собирать  милостыню, когда нет дыма, оставлен

пест, угли погасли, люди поели, когда  в чашках находятся [только]

объедки.

 

57. При неполучении [милостыни]  пусть не печалится, получение пусть

его не радует; следует иметь только достаточное для жизни, отказываясь

от употребления домашней утвари.

 

58. Следует всегда избегать милостыни,  данной из уважения; аскет, даже

освободившийся от мирских уз, связывается  такими подаяниями.

 

59. Употреблением малого количества  пищи, стоянием и сидением в

уединении следует обуздывать органы чувств, приверженные к мирским

утехам.

 

60. Обуздыванием чувств, уничтожением  любви и ненависти и воздержанием

от нанесения вреда живым  существам он подготовляется к бессмертию.

 

61. Пусть раздумывает о переселениях  людей, причиняемых грехами

деяний, о падении в ад и мучениях в обиталище Ямы,

 

62. о разлуке с друзьями, а  также о совместном пребывании с недругами,

об изнеможении от старости и  мучении от болезней,

 

63. об уходе души из этого  тела и о новом рождении  в зародыше, о

переселении ее через десятки тысяч  миллионов утроб,

 

64. о наказании одаренных телом,  причиняемом адхармой, и о вечном

блаженстве, происшедшем от деяния, [имеющего] целью [достижение]

дхармы.

 

65. И пусть размышляет посредством  религиозного созерцания о тонкой

сущности высшего атмана, а также  о присутствии [его] в высших и  низших

телах.

 

66. Даже украшенному^ следует  исполнять дхарму, живя во всяком  периоде

жизни, равно относясь ко всем живым  существам; [наличие] знака - не

доказательство [исполнения] дхармы;

 

67. [так], хотя плод катаки * и очищает  воду, от упоминания его имени

вода не очищается.

 

68. Ради сохранения живых существ  следует всегда, днем и ночью,

ходить, рассматривая землю, даже когда тело страдает.

 

69. Аскет, который ненамеренно  губит днем ы ночью живые  существа, для

очищения от [греха умерщвления) их пусть, омывшись, совершит шесть

удержаний дыхания.

 

70. Три удержания дыхания брахмана, исполненные, как предписано,

сопровождаемые произнесением священных слов (vyahrti) и слога "0м",

должно считать высшим покаянием:

 

71. ибо как сжигаются примеси  у расплавленных руд, так от  удержания

дыхания сжигаются грехи органов  чувств.

 

72. Удержаниямн дыхания надо  сжигать пороки, сосредоточенностью -

грех, отвлечением [мыслей и чувств] - свя^и с внешним миром,

Информация о работе Царский судебник