Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:43, реферат
"Законы Ману" (manavadharma sastra) - самый известный широкому кругу
читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами
памятник древнеиндийской литературы и исторический источник.
Предисловие
Глава I
Глава II
Глава III
Глава IV
Глава V
Глава VI
Глава VII
Глава VIII
Глава IX
Глава Х
Глава XI
Глава XII
Примечания
дозволения других риши женой риши Васиштхи.
Мандапала (mandapala) - риши, о котором рассказано в "Махабхарате". Он
умер бездетным, возродился птицей шарнги и от самки той же породы птиц
произвел четырех сыновей.
IX, 28. ...достижение неба для
потомства спасает предков и самих родителей от ада.
IX, 29. С адхви (sadhvi) - "почтенная", "добродетельная".
IX, 32. Владелец поля (ksetrin) - частое наименование мужа; жена при
этом считается полем (см. следующий стих).
IX, 41.Джнана и виджнана (jriSnavijnana)-толкование этого выражения -
пример разнобоя у комментаторов: Веданги, щастры и логика (Медх.),
Веды и Анги (Кул.), щрути и смритн (Рагх.) и т. д.
IX. 42. Жена (parigraha) - это слово означает также и "собственность".
IX, 44. ...п ризнали эту землю женой именно При тх у - хотя земля
(mahi) принадлежала царю Притху тысячи лет тому назад, она все-таки и
теперь называется Притхиви или Притхви (Медх., Нар. и др.)'. здесь
чамекается на древнюю легенду о браке первого царя Притху с Землей.
IX, 46. ...не освобождается от мужа-
покинутая мужем, никогда не может стать законной женой се нового
хозяина.
IX, 47. "Я даю"- словесное обещание выдать девушку замуж, этого
достаточно для того, чтобы считать ее замужней, а брак нерасторжимым.
IX, 49. Стихи IX, 49-54, касающиеся земельных отношений, а то же время
фигурально рассказывают о семейных отношениях.
IX, 52. ...в данном случае-в отлячие от IX, 35.
IX, 55. ...такова дхарма - т. е. все изложенное п IX. 49-51 (см. прим.
к IX, 49).
IX, 56. ...в крайних обстоятельствах (Spadi) - когда не мужского
потомства
IX, 57. ...р авна по значению жене гуру- следопательно. к ней нужно
относиться с должным
IX, 58. Уполномоченные (nivukta)-значение термина см. в следующем
стихе IX, 59
IX, 59. Прекращение линии [рода]- отсутствие сыновей. ...надлежаще
уполномоченная - женщина может быть уполномочена своим мужем или после
его смерти - родственниками.
IX. 60. ...о т вдовы- согласно
комментаторам, уполномочить
больной или неспособный муж.
IX, 61. ...и х обоих- мужа и жены.
IX, 62. ...им обоим - старшему брату и уполномоченной женщине.
IX, 64. Стихи IX, 64-68 явно противоречат предыдущим (см. также V,
159-162). Это один из примеров противоречий, обычных в дхармащастре
Ману,
IX, 65. ...н е упоминается - некоторые комментаторы указывают на
священные тексты, где говорится о поручении. IX, 66. Вена-см. прим. к
VII, 41.
IX, 71. [Грех, равный] лжи в отношении человека,- см. VIII, 98.
IX, 72. ...з аконным образом-с
брахманов.
...п орицаемая -с
vipradusta; в XI, 177 это выражение применяется к замужней женщине.
IX, 75. ...в строгости - не должна наряжаться, посещать чужие дома или
празднества.
Непредосудительные ремесла - например, прядение и т. п. (Медх.).
IX. 76. ...ради исполнения дхармы - для паломничества и т. п.
...ради знания - для продолжения
образования у какого-нибудь
..ради любви- если он оставил
ее ради другой женщины.
большинству комментаторов, в случае если муж не вернется в указанные
сроки, жена может опять выйти замуж. Медх. отрицает за ней это право.
IX, 77. Дар-то, что муж подарил жене: драгоценности, украше. ния и т.
д.
IX, 80. Жена, при которой может быть взята другая (adhivettavya),-судя
по данным эпоса и другим сведениям взятие друтой жены целиком зависело
от произвола мужа. Первая жена не могла по своей воле уйти от мужа
даже в этом случае.
IX, 81. Беспрекословное подчинение мужу считалось необходимым
качеством жены. Кул. указывает, что последний случай мог иметь место
только тогда, когда жена была бездетна.
IX, 88. ...не достигшую [с о верше
ннолети я]-восьмилетнего
или необходимой физической зрелости (появление месячных).
IX, 94. ...н емедленно - если он раныре окончил учение, ему и жениться
следует раньше, чтобы исполнять обязанности домохозяина. IX, 97. CM.
Ill, 29, 31, 51-54; VIII, 204 и др.
IX, 100. Прежние существования - вероятно, имеются в виду другие юги.
Ср. этот стих с IX, 97 и др.
IX, 104. Имущество отца подлежит разделу после его смерти, иму щество
матери - после ее смерти. Имущество матери переходит к сы новьям в
случае отсутствия дочерей. Равный дележ может иметь место, если
старший брат не желает получать добавочной части.
IX, 106. Родитель (putrin) - если он имеет только дочерей или
незаконных сыновей, он не считается путрином.
IX, 110. ...в едет себя, как подобает старшему,- должным образом
бережет и воспитывает младших.
IX, III. ...дхарма возрастает - если каждый из них будет возжигать
священный огонь, совершать агнихотру, пять великих жертво приношений и
т. д., то общая сумма благочестивых дел увеличится. IX, 112. Остальное
имущество делится поровну.
IX, 113. Цель стиха показать, что не должно делать различия между теми
сыновьями, которые находятся между старшим и младшим, как бы не было
их число велико: каждый из них получает в качестве добавочной доли
одну сороковую наследства.
IX, 117. ...на одну часть больше-т.е. две части. IX, 119. Не делятся
не только указанные животные, но и деньги, ко тсрые могли бы быть
выручены при их продаже (Медх., Кул.).
IX, 120. Раздел - имущество при этом делится между сыном, родившимся
при этом, и фактическим отцом (формально-дядей).
IX. 121. ...главного (pradhana) - имеется в виду старший брат.
iX, 122. Старшая [жена]-та, которая раньше вышла замуж.
IX, 123. Рожденный первым - сын первой жены (Медх. Кул.).'
IX, 125. Так как этот и следующий
стихи противоречат двум
то комментаторы разными способами пытаются согласовать их.
IX. 126. "Субрахманья" - молитвы, обращенные к Индре.
IX, 127. Путрика (putrika) - дочь, сын которой будет считагься сыном
ее отца, а не мужа; такое право отец получал по соглашению с ее мужем.
IX, 128. Д а к ш a (daksa) - бог, сын Брахмы; от его дочерей согласно
одному ii3 мифов произошли боги, демоны, а также люди и прочие живые
существа.
IX, 129. Дхарма- один из эпитетов бога Ямы.
Кащья п а- древний риши; согласно некоторым мифам один из прародителей
живых существ. Царь Сома- имеется в виду бог Сома.
IX, 132. ...отца, не имеющего сына,- имеется в виду фактический отец.
IX, 134. ...для женщины нет права первородствадочь не получает доли,
полагающейся старшему брату.
IX, 136. Согласно этому стиху всякий сын дочери, равный деду по варне,
наследует имущество ее отца, не имеющего сыновей. В IX, 127 речь шла
только о сыне путрики.
IX, 137. Миры - десять свободных от печали миров, первый из которых -
небо.
Бессмертие (anantya)-долгое пребывание в этих мирах. Мир
Солнца-Хираньягарбха (Нар.).
IX, 138. Путра (putra) - осмысливается как освободитель от ада Пут
(puttra). Объяснение, конечно, искусственное, хотя и повторяется
неоднократно в
IX, 140. ...пинду матери - это редкое в древнеинлийскшс источниках
упоминание о культе женского предка (см. также IX, 132).
IX, 144. ...не в соответствии с правилами- см. IX, 59-60.
IX, 146. Это правило относится к случаю, когда братья разделились,
тогда как IX, 120 касается случая, когда они живут вместе.
IX, 149. ...в правильной
жены всех четырех варн, начиная с брахманки.
IX, 150. Обрабатывающий почву (kina^a) - все комментаторы считают, что
это пахарь (karsika, halika). Это, по-видимому, раб. занятый на
полевых работах.
IX, 154. ...бездетен - не имеет сыновей от жен, принадлежащих к варнам
дваждырожденных.
IX, 155. Этот стих противоречит предыдущим (IX, 151-154).
IX, 158. Шесть первых наследуют родовое имущество и совершают
поминальные жертвы, последние шесть не наследуют, но совершают
возлияние воды и пр., как отдаленные родственники.
IX, 159. Объяснение терминов, содержащихся в IX, 159-160, см. в IX,
166-178.
IX, 160. С ы н ш у д р я н к и (^audra) - см. IX, 178.
IX, 162. Рожденный женой - рожденный
от другого мужчины по
(niyoga).
...не другое- "рожденный женой" считается наследником только при
отсутствии родного сына. Если появляется родной (или нашелся
пропавший, или муж-импотент излечился от своего недостатка и т. д.),
то рожденный женой становится сыном своего действительного отца.
IX, 165. ...д ругие десять-см. IX, 159-160.
IX, 167. Особая дхарма (svadharma} - имеется в виду обычай niyoga.
IX, !71. Покинутый - мальчик может быть покинут или вследствие
бедности родителей, или вследствие совершения им какого-нибудь
проступка.
IX, 178. [...к а к бы] труп-ср. X, 8.
Паращава - конечно, это надуманное объяснение термина, происхождение
которого было непонятно составителям щастры.
IX, 181. ...не другому,-т. е. при наличии родного сына или сына,
рожденного от чужого семени, усыновлять чужих детей не следует
(Медх.).
IX, 184. ...каждого лучшего-имеются в виду перечисленные в IX, 159 и
160, где каждый ранее упомянутый считается лучше упомянутого позже.
IX, 186. Для трех [предков]-отца, деда, прадеда. ...четвертый-правнук
умершего; т. е. поминальные жертвы приносились только до четвертого
колена.
IX, 188. ...дхарма не нарушается-
должны совершать поминальные приношения.
IX, 191. Речь идет об имуществе
умерших мужей, которым до
между сыновьями распоряжалась их мать.
IX, 192. ...единоутробные [сестры]-
IX, 193. ...дочери-незамужние (Кул.).
IX, 198. Имеется в виду, что у мужа есть жены и из других вари; дочери
жен от других варн такими правами, видимо, не обладали.
IX, 199. Из своего имущества (svakSd vittad) Кул. объясняет это как
"из имущества мужа".
IX, 203. ...приобретут продолжателей рода-например, от
"уполномоченной" жены, усыновлением и т д.
IX, 205. ...не имея познаний-т. е. знаний, необходимых для исполнения
жреческих обязанностей; награду за "их исполнение в отличие от
упомянутой в тексте награды за работу, делить не обязательно (см.
следующий стих).
...[поскольку это] не
не выделять.
IX, 206. Собственность, приобретенная знаниемвознаграждение за
обучение, за исполнение жертвоприношений, подарки учеников и т. д.
IX, 217. Явное противоречие с IX, 185.
IX, 219. Вода-колодцы, водоемы и т. п. Женщины-рабыни, если их нельзя
разделить поровну; тогда они работают на разделившихся по очереди
(Кул.). Нар. считает, что речь идет о женах умершего.
IX, 221. См. IX, 223 и прим.
IX, 223. Игра (dyuts) - игра в кости и т. д. Битье i-i б заклад
(sarnahvaya) - букв. "вызов"; спор при петушиных боях и т. д.
IX, 224. Отличительные знаки
д.
IX, 225. Принадлежащие к еретическим сектам (p^sandastha) - буддисты,
хулители Веды и т. д.
IX, 227. Древняя кальпа-период времени,
этот термин употреблен в значении "в древнее в_ремя". ...в ел и кой
причиной вражды- возможно, намек на Юдхич1- тхиру и Наля.
IX. 229. ...освобождается от долга работой-см. dapdadasa в VIII, 415.
IX, 237. ...должно быть наложено [клеймо]- судя по IX, 240 клеймо
ставилось на лоб.
Знак продавца спиртных напитков (suradhvaja)-изображение чарки.
IX, 240. ...п е р в ы х (purve) - первые три варны; согласно Кул. все
варны.
IX, 245. ...он держит скипетр [даже] над царямиВаруна считался
верховны.м властителем царей (Тайттирья Брахмана. Ill, 1,2,7).
IX, 248. Низкорожденный (avaravarnaja) - щудра. ...ii' р итесня ю щ с
г о брахманов-т, е. причиняющего брахманам телесные страдания,
захватывающего их имущество и т. д.
IX, 250. ...в восемнадцати отделах-см. VIII, 3-7. Этот стих заключает
отдел о судопроизводстве и наказаниях. Далее следует дополнение о
дхарме царя.
IX. 252. ...с о г л а сн о щастрам-см. VII, 70 и др. Тернии (kapta^a)
- см. IX, 257-2^0.
IX, 253. В связи со стихами IX, 253-254 см. VIII, 386-387.
IX 257. Живущие разного рода
продаже, уклоняющиеся от уплаты пошлины и т. д. (Медх.).
IX, 259. Занятые в художественных ремеслах (цНроpacarayilkta) -
живописцы, ваятели, повара и т. д. (Медх.).
IX, 266. Движущиеся и недвижущиеся
отряды-стоящие караулом или
дозором.
IX, 273. Живущий дхармой (dharmajivana) - т. е. живущий исполнением
для других религиозных обрядов (жрецы, гуру, учителя и пр.).
...н арушающего присущую ему дхарму- исполнение упомянутыми лицами
религиозных обрядов считалось не только привилегией, но и
обязанностью, нарушение которой могло повлечь за собой наказание.
IX, 277. Вор (granthibheda)-букв.: "отрезающий узелок". Индийцы
завязывали деньги в край одежды.
IX, 279. ...у мертвить в воде- утопить. Простая казнь- отрубание
головы. Высший штраф-см. VIII, 138.
IX, 286. Медх. указывает, что штраф должен быть пропорционален