Шпаргалка по дисциплине "Историография"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 21:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Историография".

Вложенные файлы: 1 файл

100 баллов по ИСТОРИОГ ЗС.docx

— 312.46 Кб (Скачать файл)

ИСТОР.карла12- романизированная биография знаменитого полководца, «героя» Полтавы, шведского короля Карла XII и его счастливого соперника Петра I. Рассказывается история противостояния двух величайших монархов Европы начала XVIII века

 

                       ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 11

 

1. «Имперская школа»  в изучении колониальной истории  США

Важное место в изучении колониальной истории США и войны за независимость заняла в начале XX в. так называемая «имперская шко-ла». Историки Г. Осгуд, Дж. Бир и другие произвели существенный поворот в трактовке войны за независимость. Ее представитель Г.Осгуд опубликовал в 20-е годы исследование по истории американских колоний в XVIII . В труде автор подробно описал систему управления колониями, связи между ними, развитие торговых отношений,характер имперской политики Великобритании, развитие противоречий между метрополией и ее владениями

Чарлз М. Эндрюс(1863-1943) в работе "Колониальный период американской истории" [12] , Эдвард Чаннинг (1856-1931) в "Истории Соединенных Штатов" [13] и другие рассматривали американские колонии, прежде всего, как часть организма Британской империи. ОНИ весьма детально проанализировали политические и административные аспекты взаимоотношений метрополии и колоний. Хотя историки "имперской школы" прямо не отрицали необходимости войны за независимость, но они близко подходили к выводу, что предоставление колониям статуса доминиона могло бы предотвратить восстание в Америке

Большим событием стал выход в свет труда супругов Чарлза и МэриБирдов «Происхождение американской цивилизации» .В ЭТОМ труде Бирды рассмотрели кардинальные проблемы истории США: войну за независимость, основные тенденции развития страны в первой половине XIX в., истоки гражданской войны 1861—

1865 гг. Авторы представили  историю страны как борьбу  «аграрных и промышленных интересов» 12. На первый план были выдвинуты соперничество индустрии с сельским хозяйством, противоречия между отдельными группами буржуазии, различными слоями фермерства, а не классов. 

Консервативные тенденции в трактовке рабства и Гражданской войны ярко проявились в деятельности ДР. историков. Большинство этих историков по своему, положению и общественной ориентации были связаны с Югом, где продолжал существовать расизм и дискриминация негров. Одним из наиболее известных представителей этого направления являлсяУлрих Филлипс (1877-1934). "Рабство негров в США", "Жизнь и труд на старом Юге" Центральная тема В ЭТИХ РАБОТАХ ЗАНИМАЕТэкономическая и социальная необходимость рабства. Филлипс одним из первых ввел в научный оборот документы, касающиеся хозяйственной деятельности крупных плантаций (финансовые отчеты, инструкции и т.д.). Но картина рабства нарисованная лишь на основе документов их владельцев вне свидетельств негров-рабов приобрела искаженный характер. Филлипс пытался доказать, что рабство было наиболее гуманным способом соединения труда и капитала. Систему рабства он также рассматривал как "школу", в которой "варварская раса" подготавливает себя к жизни в цивилизованном обществе.

Другая группа историков - Дж. Рэнделл в работе "Гражданская война и реконструкция" и Э. Крэйвен в "Происхождении гражданской войны" - выступила с критикой либеральной концепции гражданской войны. Отрицалась ее неизбежность, она объявлялась "бесполезной войной", делом "заблуждающегося поколения". Основные положения этой концепции были развиты историками уже после второй мировой войны.

 

2. Французская историческая наука "славного тридцатилетия" (1945-1975). Новаторство Ф. Броделя.

В среде французских историков наиболее плодотворным считается период 1945–1975

гг., вошедший в научную литературу под названием «славное тридцатилетие». В этот

период французская историография заняла ведущую позицию в мировой историографии.

Общественно-политическая обстановка во многом определила состояние исторической

науки в первые послевоенные годы. Освободившаяся от немецко-фашистской оккупации

Франция переживала небывалый социально-политический подъем. Характерной его

чертой был подъем левых сил и значительный рост влияния марксизма, который был

обусловлен победой СССР в войне против нацистской Германии, активным участием

Французской коммунистической партии в движении Сопротивления и ее превращением в

самую многочисленную партию страны. Таким образом, Франция стала одной из стран

Европы, в которых идеи марксизма получили сравнительно широкое распространение.

«Новая история» первых послевоенных десятилетий связана с именем крупнейшего французского историка, признанного лидера «школы "Анналов"», основателя «Дома наук о человеке» (1962) – центра междисциплинарных исследований в области гуманитарных наук – ФЕРНАНА БРОДЕЛЯ (1902-1985) и его фундаментальными синтетическими трудами «Средиземное море и мир Средиземноморья в эпоху Филиппа II» (1949) и «Материальная цивилизация, экономика и капитализм: XV-XVIII вв.» (1979). В его работах междисциплинарная ориентация «новой исторической науки» раскрылась во всей полноте. Идеал Броделя – системная «глобальная» («тотальная») история с ее безграничными возможностями. Он показал, что экономическая история не сводится к изучению механизмов производства и обмена, абстрактных товарно-денежных отношений, а выходит далеко за их пределы. Ученый рассматривал и «почти неподвижную» историю взаимоотношений человека с окружающей средой (геоисторию), и структурную историю «медленных изменений» (развития экономики, общества, государства и цивилизации), и событийную историю, соразмерную времени человеческой жизни. Сам он объявлял себя структуралистом и отвергал историю «эфемерных событий». Материальная культура и структуры повседневности объемлют, по мнению Броделя, все, из чего складывается жизнь человека, включая соответствующие взаимоотношения, желания, идеалы, ценности и правила, регулирующие индивидуальное и коллективное поведение. Главная задача исследователя – обнаружить инвариант человеческого сознания и социального поведения, присутствующий во всех формах быта, обмена, брака и семьи, религиозного культа и политической организации.

Концепция «тотальной» истории Броделя оказала огромное влияние на западную историографию, приобрела множество последователей во Франции и во всем мире.

 

3. Крупнейшие представители  гуманистической историографии  в странах Западной Европы

В  рамках широкого идейного течения гуманизма с начала XV в. стала развиваться и гуманистическая историография, внесшая много нового в развитие исторической мысли, Гуманистическая историография в разных странах Западной Европы имела различия, Родиной гуманистической исторической мысли была Италия. Здесь она развивается с начала XV вВ XVI в. гуманистическая историография распространяется и в других странах Европы, Первой возникла во Флоренции в начале XV в. «политико-риторическая школа». Ее появлению способствовал патриотический подъем в связи с острым конфликтом между республиканской Флоренцией и герцогством Миланским. Возникла потребность в противопоставлении республиканского строя монархическому

 «Политико-риторическая  школа» была тесно связана  с идеями так называемого гражданского  гуманизма, согласно которым каждый  человек обязан быть гражданином, сочетать свои личные интересы  с интересами своего государства, служить ему и возвеличивать его. Основателем этой школы в Леонардо Бруни (1370— 1444)Его главное историческое сочинение «История Флоренции» (Т12), написанное на латинском языке, создавалось долгие годы (1416-1441) и охватывает период с основания Флоренции (еще в Римской империи) до 1404 г. Интересно, что в названии уже исчезает слово «хроника» и выступает новый термин «historia». Политическая идея, пронизывающая эту работу,— ЭТОпревосходство республиканского строя над тиранией . Флоренцию Бруни считает наследницей древнеримских республиканских свобод. Он ничего не говорит о божественном промысле в истории. Политическая позиция Л. Бруни иногда приводит его К субъективной интерпретации событий. Подражая античной традиции он преподносит историю как своего рода драму, а исторических деятелей — как ее героев,

Представители другой школы гуманистической историографии — «эрудитской критической школы» — были менее связаны с политическими пристрастиями, более трезво относились не только к средневековой, но и к античной историографической традиции .ОНИ излагали историю сухо и по-деловому, занимались собиранием фактов, документов, памятников письменности. Они усиленно занимались и критикой источников, носившей, правда, элементарный характер. В отличие от «политико-риторической школы», ученые этого направления избегали каких-либо обобщений в осмыслении собранного материала, ограничиваясь лишь последовательным его изложением.Основателем этой школы был Флавио Биондо (1392—1463), более 30 лет прослуживший в папской курии мелким чиновником. Он создал ряд ценных справочников по археологии и топографии Древнего Рима, а также многотомную историю средних веков на латинском языке — «Декады истории со времени падения Римской империи», охватывающую период с 412 по 1440 г. В ней собраны обильные и в целом точные сведения, история средних веков четко отграничена от древней истории. Биондо пытался разработать общие принципы критики источников: главными критериями их достоверности он считал, во-первых, правдоподобие и реальность описываемых событий, во-вторых, наиболее древнее происхождение источника, его близость ко времени описываемых событий. Для того времени сама постановка ТАКОГО вопроса была прогрессом в развитии исторических знаний.Особое место в гуманистической итальянской историографии занимает Лоренцо Валла (1407—1457), гуманист — философ, филолог и историк. Большое значение имел его знаменитый трактат «Рассуждение о подложном и вымышленном дарении Константина», написанный на латинском языке в 1440 г.Трактат Баллы был направлен против папства, ОН ГОВОРИТ что они были главными виновниками политической раздробленности Италии.

Во Франции гуманистическая историография носила весьма пеструю политическую окраску.

Наибольшее влияние на последующую историческую мысль (XVII— XVIII вв.) оказали взгляды Жана Бодена, хотя он не был собственно историком.

Жан Боден (1530—1596) был выразителем настроений наиболее передовых слоев третьего сословия, решительным сторонником сильной абсолютной монархии. Однако он считал, что монарх не может нарушать права собственности своих подданных, в частности облагать их налогами без их согласия. В трактатах «Метод легкого ознакомления с историей» (1566) и «Шесть книг о государстве» (1576) " Боден, отстаивал мысль о наличии в истории внутренних объективных закономерностей. К их числу он относил воздействие на историю условий географической среды, определявших, психический склад разных народов, который во многом влиял на их исторические судьбы.НО В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ОН ГОВОРИЛ, что разумные законы и основанное на них государство могут смягчить или устранить действие неблагоприятных естественных условий. Значительно опережая свою эпоху, Ж. Боден ставил вопрос о том, что история есть наука, обладающая собственными методами познания.

В Англии гуманистическая историография в XVI в. была развита слабее, чем в Италии и во Франции. Наиболее крупными историками-гуманистами, были великий английский гуманист, Томас Мор (1478—1535) и не менее знаменитый философ-материалист Фрэнсис Бэкон (1561 —1626). Оба они были крупными политическими деятелями английской абсолютной монархии. Они видели в истории школу политического опыта, «Утопия» Т. Мора (1516). Он подверг в ней резкой критике общественный и политический строй современной ему Англии и объявил частную собственность причиной социального неравенства и угнетения и в прошлом, и в настоящем. Т. Мору, принадлежит труд, - «История Ричарда III» (1514—1518. ОНА НАПИСАНА В духе политического направления, книга проникнута ненавистью к тирании, яркий пример которой Т. Мор видит в образе короля-узурпатора, убийцы Ричарда III. ОН отстаивал необходимость для правителя соблюдать высокие моральные принципы в любых обстоятельствахТ. Мор пользовался широким кругом источников НО не всегда проявлял достаточную объективность в их истолковании, стремясь нарисовать однозначный негативный образ Ричарда III .Иную политическую окраску имел исторический труд Ф. Бэкона «История Генриха VII», написанный им в 1621 г. Его работа была написана с целью возвеличения абсолютной монархии, в частности династии Тюдоров, первым представителем которой был Генрих VII. Бэкон , был сторонником сильной центральной власти, допуская ее право на аморальные действия, если это необходимо для общего блага. Несмотря на преклонение перед сильной властью, Бэкон в традициях гуманизма предпочитает видеть на престоле просвещенного правителя, опирающегося на советы мудрых и образованных людей.

ИСТОРИОГРАФИЯ ГЕРМАНИИ сохранила влияние теологической концепции истории, хотя иногда видоизмененная влиянием гуманистических идей. Поэтому в немецкой историографии XVI в. значительное место занимали сочинения смешанного типа: по форме подражавшие гуманистическим работам, а по существу близкие к средневековым хроникам. Себастьяна Франка (1499—1542). В основном историческом сочинении С. Франка — «Хроника, Летопись и Историческая библия» 1531 г., переплетаются средневековая форма изложения и теологическая трактовка истории НО с подходом, в духе гуманизма.  В ЕГО КНИГЕ, ОН СЧИТАЕТчто бог разлит в мире, воплощен в каждом человеке и осуществляет историю через действия не осознающих этого людей. ЕГО отличает то, что он рассматривает историю с точки зрения интересов простого народа, он осуждает частную собствен-ть как источник насилия бог-ых над бедн; в государстве он видит силу, которая вскоре после своего возникновения оказалась на стороне бог-ых Франк далек от приемов гуманистической критики источников, например, считает вполне достоверными библейские легенды.

 

                       ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 12

 

1. Колониальный  период в историографии США.

Важное место в изучении колониальной истории США и войны за независимость заняла в начале XX в. так называемая «имперская шко-ла». Историки Г. Осгуд, Дж. Бир и другие произвели существенный поворот в трактовке войны за независимость. Ее представитель Г.Осгуд опубликовал в 20-е годы исследование по истории американских колоний в XVIII . В труде автор подробно описал систему управления колониями, связи между ними, развитие торговых отношений,характер имперской политики Великобритании, развитие противоречий между метрополией и ее владениями

Чарлз М. Эндрюс(1863-1943) в работе "Колониальный период американской истории" [12] , Эдвард Чаннинг (1856-1931) в "Истории Соединенных Штатов" [13] и другие рассматривали американские колонии, прежде всего, как часть организма Британской империи. ОНИ весьма детально проанализировали политические и административные аспекты взаимоотношений метрополии и колоний. Хотя историки "имперской школы" прямо не отрицали необходимости войны за независимость, но они близко подходили к выводу, что предоставление колониям статуса доминиона могло бы предотвратить восстание в Америке

Большим событием стал выход в свет труда супругов Чарлза и МэриБирдов «Происхождение американской цивилизации» .В ЭТОМ труде Бирды рассмотрели кардинальные проблемы истории США: войну за независимость, основные тенденции развития страны в первой половине XIX в., истоки гражданской войны 1861—

1865 гг. Авторы представили  историю страны как борьбу  «аграрных и промышленных интересов» 12. На первый план были выдвинуты соперничество индустрии с сельским хозяйством, противоречия между отдельными группами буржуазии, различными слоями фермерства, а не классов. 

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Историография"