Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 19:05, курсовая работа
Цель выпускной квалификационной работы заключается в определении места и роли органов внутренних дел системе профилактической деятельности преступности в целом и отдельных ее направлений.
Для достижения намеченной цели необходимо разрешить ряд задач:
Раскрыть понятие и содержание профилактики преступлений, цели и методы ее проведения.
Детально проанализировать объект и субъекты профилактики преступлений и правонарушений, определить место органов внутренних дел среди данных субъектов.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и сущность профилактики преступлений…………………...6
1.1. Понятие и значение профилактики преступлений………...……………....6
1.2. Субъекты профилактической деятельности………………………………23
1.3. Правовые и организационные основы профилактики преступлений органами внутренних дел……………………………………………..………...38
Глава 2. Основные направления профилактической деятельности, осуществляемые органами внутренних дел………………………….…...…....65
2.1. Особенности виктимологической профилактики преступлений………...65
2.2. Профилактика преступности несовершеннолетних………………………80
Заключение……………………………………………………………………….90
Список литературы………………………………………………………………95
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие и сущность профилактики преступлений…………………...6
1.1. Понятие и значение профилактики преступлений………...……………....6
1.2. Субъекты профилактической деятельности………………………………23
1.3. Правовые и организационные основы профилактики преступлений органами внутренних дел……………………………………………..………...38
Глава 2. Основные направления профилактической деятельности, осуществляемые органами внутренних дел………………………….…...…....65
2.1. Особенности виктимологической профилактики преступлений………...65
2.2. Профилактика преступности несовершеннолетних………………………80
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Профилактика правонарушений и преступлений на протяжении многих лет была и остается одной из основных задач, стоящих перед государством и обществом в целом. На современном этапе угроза криминального характера сопровождается проявлениями терроризма и экстремизма, наркоэкспансией, коррупцией и организованной преступностью. Они нарушают спокойствие граждан, подрывают здоровье и потенциал нации, мешают развитию экономических отношений. Сегодня мы подошли к такому рубежу, когда совершенно очевидна необходимость принятия адекватных мер по локализации причин и условий, способствующих совершению преступлений, воздействию на граждан в целях формирования их законопослушного поведения и правового воспитания. Причем все это должно проводиться комплексно, с непосредственным и активным участием всех субъектов государственной системы предупреждения преступлений. В этой системе органы внутренних дел являются одним из основных субъектов специально-криминологической профилактики, выполняющим правоохранительные функции. Деятельность органов внутренних дел направлена на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.
В России преступность за период реформ выросла не только количественно, но обрела новое качество. Ее ядро составляют организованные преступные сообщества. Организованный характер значительной части современной преступности - закономерная ступень ее эволюции, ее важная существенная черта, значительно усиливающая общественную опасность1.
Учитывая сложившиеся
тенденции в криминогенной
Цель выпускной
Для достижения намеченной цели необходимо разрешить ряд задач:
Объектом настоящего исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением профилактики преступности, а также отношения между субъектами профилактической деятельности - органами внутренних дел и лицами, в отношении которых осуществляется данная деятельность.
Предмет настоящего исследования составляют нормативно-правовые акты, регулирующие профилактическую деятельность органов внутренних дел.
Нормативно-правовой базой выпускной квалификационной работы являются такие правовые акты, как Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, законы «О полиции», Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», иные законы и подзаконные акты касающиеся профилактики преступности.
При написании работы использовался широкий круг литературных источников. В частности, были использованы труды А.И.Алексеева, С.И. Герасимова, А.Я. Сухарева, А.Н.Величко, В.Н. Виневского, Н.Косененвича, В.Д.Малкова, В.Н.Кудрявцева, В.Е. Эминова. и др.
Методологическую основу
исследования составляет диалектический
метод научного познания. В целях
получения достоверных и
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы.
Как отметил еще в XVIII в. известный итальянский ученый Ч. Беккариа, «общая польза требует, чтобы преступления не совершались, и в особенности - чтобы не совершались преступления, наиболее вредные для общества»3.
Если говорить о взглядах на предупреждение преступлений в дореволюционной России, то следует с удовлетворением отметить, что изучение проблем преступности в России имеет также богатую историю. Еще в 1802 году в работе А.Н. Радищева «О законоположении» была обоснована необходимость широкого изучения преступности, высказаны мысли о ее причинах и предложена четкая программа сбора уголовно-статистических сведений. В целом к 70-м годам XIX века в Российской империи уже было накоплено значительное количество научных знаний, из которых следовало, что, с одной стороны, преступность зависит от экономических, социальных и т.п. условий; с другой стороны, на совершение преступлений оказывают влияние факторы, связанные непосредственно с личностью преступника4.
В 1876 г. был принят Устав «О предупреждении и пресечении преступлений», возлагавший обязанности по предупреждению преступлений в основном на полицию5. На полицию в этот период возлагался необычно большой объем превентивных функций, включая гласный и негласный надзор за лицами, подозреваемыми в совершении преступлений6.
В настоящее время человечество подошло к такому рубежу своего развития, когда преступность, в особенности организованная, стала реально угрожать его безопасности. В связи с этим в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, указывается на то, что «главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере. Обеспечению государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу будут также способствовать повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб, создание единой государственной системы профилактики преступности (в первую очередь среди несовершеннолетних) и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработка и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений».7 Следовательно, деятельность по предупреждению преступлений является частью политики государства по национальной безопасности8.
Г.М. Миньковский под предупреждением преступности понимает «многоуровневую систему государственных и общественных мер, направленных на выявление, устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности, преступлений отдельных видов и конкретных преступлений, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на такую возможность»9.
Сходное определение дает и С.И. Курганов, который рассматривает предупреждение преступлений как особый вид социальной деятельности, которая осуществляется путем нейтрализации или устранения криминогенных факторов, то есть причин и условий совершения преступлений или формирования (стимулирования) антикриминогенных обстоятельств10.
Таким образом, в криминологии предупреждение преступности рассматривается как многоуровневая система государственных и общественных мер11. Под системой в юридической науке принято понимать целостное единство структурно расчлененных, но взаимосвязанных элементов, реализующее определенные функции в условиях конкретной внешней среды12. Эта система включает в себя:
К объектам профилактики в данном случае помимо причин и условий преступности следует отнести также и потенциальных субъектов совершения преступлений, то есть организованную преступность, а точнее, криминальную среду, воспроизводящую и поставляющую криминально настроенных лиц для организованной преступности.
Учитывая, что объекты профилактики, основные уровни и формы предупреждения преступлений14, субъекты, осуществляющие эту работу15, достаточно подробно раскрыты в криминологической литературе, рассмотрим лишь основные криминологические меры предупреждения преступлений, совершаемых организованной преступностью, включая меры по воздействию на криминальную среду.
В криминологической
литературе встречаются различные
классификации мер
По социальному уровню (по принципу целеполагания, в зависимости от иерархии причин и условий) одни авторы выделяют два, другие - три уровня предупредительной деятельности, которые каждый из авторов именует по-своему. Например, А.И. Алексеев по принципу целеполагания (уровню) выделяет общесоциальное (общее) и специально-криминологическое (специальное) предупреждение преступности17. Аналогичной позиции придерживается и С.И. Курганов18.
По мнению В.Н. Бурлакова, в зависимости от иерархии причин и условий преступности выделяются три основных уровня ее предупреждения: общесоциальный (общая профилактика), специально - криминологический (криминологическая профилактика), индивидуальный (индивидуальная профилактика)19.
Г.М. Миньковский в зависимости от социального уровня также выделяет три группы мер предупредительной деятельности, однако отличных от указанных В.Н. Бурлаковым, а именно: общесоциальные, противодействующие социальным патологиям, специальные (криминологические)20.
Наряду с этим Г.М. Миньковский по объему (массовости охвата) разделяет предупредительные меры на общие, особенные и индивидуальные, которые в зависимости от стадий проявления криминогенных детерминант делит на семь этапов воздействия на объект21.
По направленности и видам (содержанию) одни авторы выделяют такие меры профилактики всех уровней, масштабов, объемов, как социально-экономические, организационно-управленческие, идеологические, социально-психологические, медицинские и психолого-педагогические, технические, правовые,22 другие делят их на экономические, политические, социальные, организационно-управленческие, культурно-воспитательные, правовые и иные (например, демографического, экологического, технического характера),23 третьи - на экономические, социальные, идеологические, технические и правовые24.
По этапам воздействия на объект профилактики одни ученые классифицируют меры предупреждения в зависимости от момента применения на ранние меры и последующее предупреждение25. В.С. Четвериков в предупредительной работе органов внутренних дел выделяет следующие основные этапы: