Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 09:47, дипломная работа
Актуальность данной работы так же обусловлена возросшими потребностями разработки и реализации законодательства в этой сфере. На данный момент в уголовном законодательстве отсутствует институт «религиозные преступления». Отсюда возникают проблемы правоприменительной практики.
Изучение противоречий в сфере религии, выяснение механизма совершения «религиозных преступлений» и принятие профилактических мер будет способствовать выявлению, и впоследствии, предупреждению негативных явлений и процессов в духовной сфере общества.
Объектом дипломного исследования являются общественные отношения в религиозной среде, их взаимосвязь с преступностью.
Введение
ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНАЯ СРЕДА КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Религия и религиозная среда: предпосылки криминологического познания
1.2. Религиозная среда и преступность: ретроспективный анализ правового регулирования и взаимовлияния
1.3. Понятие и классификация религиозной преступности
ГЛАВА 2. КРИМИНОГЕННЫЙ И АНТИКРИМИНОГЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕЛИГИОЗНОЙ СРЕДЫ
2.1. Криминогенное влияние религиозной среды на отдельные формы преступной деятельности: религиозный экстремизм, нетрадиционные религиозные организации, посягающие на личность и права граждан (секты)
2.2. Детерминанты религиозной преступности, проблемы предупреждения.
2.3. Использование правоохранительными органами антикриминогенного потенциала религии и традиционных религиозных организаций в противодействии преступности
Заключение
Приложение:
Практические рекомендации сотрудникам правоохранительных органов по предупреждению преступлений религиозной направленности;
Исследовательская часть дипломной работы: интервью.
«Религиозная среда и преступность»
Введение
ГЛАВА 1.
РЕЛИГИОЗНАЯ СРЕДА КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Религия и религиозная среда: предпосылки криминологического познания
1.2. Религиозная среда и преступность: ретроспективный анализ правового регулирования и взаимовлияния
1.3. Понятие и классификация религиозной преступности
ГЛАВА 2. КРИМИНОГЕННЫЙ И АНТИКРИМИНОГЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕЛИГИОЗНОЙ СРЕДЫ
2.1. Криминогенное влияние религиозной
среды на отдельные формы преступной деятельности:
религиозный экстремизм, нетрадиционные
религиозные организации, посягающие
на личность и права граждан (секты)
2.2. Детерминанты религиозной преступности,
проблемы предупреждения.
2.3. Использование правоохранительными органами антикриминогенного потенциала религии и традиционных религиозных организаций в противодействии преступности
Заключение
Приложение:
Введение
Религия сложное явление
в обществе, оказывающее огромное
влияние на многие стороны жизни
всего населения. Отношение к
религии не всегда было однозначным.
В зависимости от политических и
конфессиональных предпочтений государственных
деятелей и наиболее влиятельной
части населения, религия имела
то статус государственной, когда церковь
выполняла часть
Но как бы то ни было религиозная тема не оставляет никого безучастным. Тема религии была и остается актуальной, и в настоящее время мы можем наблюдать обострение данной темы. В частности это касается активизации преступности в сфере религии. По данным ФКУ «Главного информационно – аналитического центра» МВД РФ за 2012 год было зарегистрировано 696 преступлений экстремистской направленности, в том числе на религиозной почве, что на 11,9 % превышает преступность экстремистской направленности за 2011 год.1 Так только за январь 2013 года было зарегистрировано 48 преступлений экстремистской направленности, что на 33,3 % превысило показатели аналогичного периода прошлого года. 2В целом данные показатели свидетельствуют о динамике религиозной преступности в России.
Актуальность данной работы так же обусловлена возросшими потребностями разработки и реализации законодательства в этой сфере. На данный момент в уголовном законодательстве отсутствует институт «религиозные преступления». Отсюда возникают проблемы правоприменительной практики.
Изучение противоречий в сфере религии, выяснение механизма совершения «религиозных преступлений» и принятие профилактических мер будет способствовать выявлению, и впоследствии, предупреждению негативных явлений и процессов в духовной сфере общества.
Объектом дипломного исследования являются общественные отношения в религиозной среде, их взаимосвязь с преступностью.
Предметом исследования является процесс взаимовлияния религии на преступность, как с позитивной, так и с негативной стороны.
Изучая степень научной
Во-первых, авторы работ по изучению криминологических проблем религии: Башкатов Л.Д., и др.
Во-вторых, авторы работ по изучению анализа религиозных преступлений: Старков О.В. , Вагина Н.Б., , Иванченко Р.Б.,
В-третьих, это авторы работ, изучающие историко-правовые и философско- правовые проблемы религии: Ширяев В. Познышев С.В., Силантьев Р. А. , и др.
В - четвертых, это авторы работ, изучающие взаимодействие правоохранительных органов с религиозными организациями в противодействии преступности: Яворский М.А., Поминов С.Н., Бажан Т.А., Сюкияйнен Л.Р., Ханкишиева Н.Р., Руденко Н.В., Вдович В.Н., Сергеев А.В., Лапунова Ю.А., Смолякова В.П. и др.
Таким образом, актуальность и высокая значимость нашего исследования определяет цель работы, а именно: изучение взаимовлияния религиозной среды и преступности, выработка мер, направленных на противодействие религиозным преступлениям.
Для достижения данной цели в работе были обозначены следующие задачи:
• Рассмотреть нетрадиционные религиозные организации с точки зрения их посягательств на личность и права граждан;
• Рассмотреть особенности религиозного экстремизма в России;
Методологической основой дипломной работы является совокупность общенаучных и частнонаучных методов. В работе использовались: исторический метод, метод системного анализа, логический метод, сравнительно-правовой, информационно-аналитический метод, метод обобщения и другие методы исследования.
Структура дипломной работы определяется её целями и задачами. Она состоит из…
ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНАЯ СРЕДА КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Религия и религиозная среда: предпосылки криминологического познания
Прежде чем приступить к
Слово «религия» для нас не
ново, оно очень часто встречается
в повседневной речи, в научных
трудах, в публицистике, в художественной
литературе. Может показаться, что,
употребляя это слово,
Особенностью теологической
Позиция теорий философских
С точки зрении социологии, которая исследует религию, прежде всего, как социальный процесс, религия является одним из наиболее важных институтов общества, влияющая на развитие экономике, политики, культуры, и другие процессы, происходящие в обществе.
По мнению исследователя
Между тем психология, в отличии от социологии, понимает религию как психический феномен, исследуя процессы происходящие не в социальном организме, а в человеческой душе. 6
Религия рассматривается
Исходя из целей нашего
Однако изучая религию, с
Так, в своей монографической работе криминолог Надараиа, З. Г. дает такое определение религии: «Религия - это выражение духовной и социальной психологии народов, проявляющееся через веру людей в Бога и имеющее ритуальную регламентированность, то есть без веры в Бога нет и традиционной религии, нет выражения той духовной и социальной психологии народов, которая характерна только для них и которая накапливалась в людях тысячелетиями».8
Принимая во
внимание особенности
Итак, религия, с точки зрения
взаимосвязи с криминологией
есть социально обусловленное
явление, возникшее на
Определившись
с понятием религия, прежде
всего, с позиции социологии, где
религия предстает в качестве
необходимой, составной части
общественной жизни, и
Под
понятием «функции религии»
• мировоззренческая;
• компенсаторная;
• коммуникативная;
• регулятивная;
• интегрирующее –
• культуротранслирующая ;
• легитимирующее – разлегитимирующая;
Мировоззренческая
функция религии проявляется
в формировании у человека
той или иной религии
Компенсаторная
функция религии восполняет
Осуществляя
коммуникативную функцию,