Культура КР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 18:15, реферат

Краткое описание

Кыргызы являются древним народом Центральной Азии истоки зарождения художественной культуры которого уходят в глубину веков. На протяжении своей многовековой истории кыргызы вынуждены были вести самоотверженную борьбу с иноземными и местными поработителями. В этих условиях они сумели не только сохранить свой язык, свою самобытную культуру, но и внести вклад в сокровищницу мировой художественной культуры.
Археологические, этнографические и искусствоведческие исследования свидетельствуют о том, что еще в культуре первобытного общества на территории Кыргызстана сформировались материальные и духовные предпосылки создания изобразительного искусства (комплекс петроглифов урочища Саймалуу-Таш, росписи пещеры Ак-Чункур в бассейне р. Сары-Жаз и др.).

Вложенные файлы: 1 файл

Кыргызы яв ляются древним народом Центральной Азии истоки зарождения художественной культуры к.docx

— 220.04 Кб (Скачать файл)

Кыргызы яв ляются древним народом Центральной Азии истоки зарождения художественной культуры к-рого уходят в глубину веков. На протяжении своей многовековой истории кыргызы вынуж дены были вести самоотверженную борьбу с иноземными и местными поработителями. В этих условиях они сумели не только сохранить свой язык, свою самобытную культуру, но и внести вклад в сокровищницу мировой художественной культуры.

Археологические, этнографические  и искусствоведческие исследования свидетельствуют о том, что еще  в культуре первобытного обще ства на территории Кыргызстана сформирова лись материальные и духовные предпосылки создания изобразительного искусства (комплекс петроглифов урочища Саймалуу-Таш, росписи пещеры Ак-Чункур в бассейне р. Сары-Жаз и др.). В скифское время, а затем в средневеко вье развитие получила круглая культовая и мо нументальная скульптура (городища Ак-Бешим, Красная Речка, Кара Булак), металлопласти ка, декоративная стенопись в храмовом и уса дебном зодчестве, расписная керамика, коро- пластика. С распространением ислама, в част ности, с его отрицанием возможности воспри ятия божества в виде зрительного образа, по служившего основанием для преследования идолопоклонства, а позже, запрета на изобра жение людей и животных, происходил про цесс постепенного вытеснения привычных реалистических форм и сюжетов и замена их ор наментально-декоративным искусством. Чарующая красота и сила цветовых сочетаний, гармония красоты, любовь к жизни и окружающей при роде ощущается в дошедших до нас ворсовых и войлочных изделиях, ювелирных украшениях, вышивке, резьбе по дереву, убранстве юрты, и многих др. Они служили той благодатной поч вой, на к-рой в течении многих столетий рос ло и совершенствовалось народное изобрази тельное творчество.

Профессиональное  изобразительное искусст во кыргызского народа появилось лишь в годы Советской власти. На первых этапах становле ния (1917—34) кыргызское искусство, в результате восприятия традиций русского реалистичес кого искусства, носило подражательный харак тер, но уже во 2 половине 30-х годов оно стало приобретать самобытные черты. Важным в этом процессе было то, что кыргызское искусство, со прикасаясь с передовым русским искусством, со вершенствовалось профессионально.

Сложившимся коллективом  живописцев определились характер и  направление кыргызского искусства: демократизм образов, идущий от близости к народной жизни, целостный взгляд на мир, приверженность к работе с натуры, ис пользование пленэрной и колористической культуры, к-рые во многом обусловлены тесной свя зью с русской живописной традицией, восхо дящей через С. А. Чуйкова к А. А. Иванову, Р. Фальку и др. мастерам, а через Г. А. Айтие ва и С. М. Акылбекова к Н. А. Крымову и П.Н. Петровичеву, т. е. к тем русским худож никам, к-рые большое значение придавали этюд ной, натурной работе и обладали способностью ощущения гармонии в решении композицион но-колористических задач. В то же время важ ное место в кыргызской живописи периода её формирования и на дальнейших этапах разви тия занял пейзаж, развиваясь и как самостоя тельный жанр, и как существенный компонент образного содержания сюжетных композиций — живописного, графического, а позже — мону ментально-декоративного.

Во 2 половине 1930 были созданы первые произведения монументальной живописи — фресковые портреты вождей международного пролетариата и декоративно-орнаментальное оформление общественных зданий столицы  рес публики (Б. Уитц, О. Павленко, Л. Месарош).

Первые шаги пластического  искусства Кыргызстана были связаны  с творчеством венгерского художника  Л. Месароша, обратившегося к портретной пластике, историко-тематическому рельефу  и орнаментально-пластическому декору. Позднее, скульпторы О. Мануйлова, В. Пу зыревский, Н. Лодягин, Г. Тупый выполняли  преимущественно станковые работы. Жанровое разнообразие было присуще  творчеству О. Ма нуйловой (декоративная скульптура, медальерное творчество, портреты и скульптурные компо зиции).

Создание первых в республике коллективов театров  и филармонии вызвало к жизни  кыргызское театрально-декорационное  искусство, в к-ром поначалу работали художники-станковис ты и к-рое  обрело свою профессиональную ос нову с приездом в Кыргызстан московского теат рального художника Я. Штоффера, а также в связи с плодотворной деятельностью А. В. Аре фьева, народного художника Киргызской ССР, значительно поднявших культуру оформления спектаклей.

Таким образом, уже  в 30-е годы стала скла дываться морфологическая система профессиональ ного изобразительного искусства республики на пути равномерного развития её жанров. Этому процессу способствовал бурный рост новой культуры, помощь братских народов, подготовка нац. кадров.

В трудных условиях военных лет (1941—45) в Кыргызстане  получили развитие многие виды и жанры  искусства: живопись, станковая и  мону ментальная скульптура, графика, особенно её аги тационные формы (плакат), и газетно-журнальный рисунок. Живописные и скульптурные ра боты были проникнуты пафосом ратного и тру дового подвига народа — «Письмо с фронта» (1943) Г. Айтиева, «Портрет Ч. Тулебердиева» С. Чуйкова, «Освобождение деревни» А. Игнатьева, «Строительство БЧК» (1941), «В помощь фронту» (1942) О.Мануй ловой. В годы войны в столице Кыргызстана был сооружён первый на территории советской 
страны памятник герою Советского Союза, ге нерал-майору И. В. Панфилову (1942, авторы О. Мануйлова, А. Мануйлов).

В послевоенные годы творчество кыргызских художников С. Чуйкова, Г. Айтиева, А. Игна тьева, С. Акылбекова, О. Мануйловой, Л. Иль иной, Л. Дейманта, А. Михалёва и др. отмеча лось тематическим и жанровым многообразием. Их объединяло общее желание показать красоту своей земли, её славную историю, выразить в художественных образах то неповторимое время, свидетелями к-рого они были. Живостью наблюдения и непосредственностью восприятия отмечены произведения первого нац. живопис ца Г. Айтиева — «На колхозном дворе» (1946), «На окраине села» (1949). В них определились ос новные принципы творчества Г. Айтиева: тен денция к живописно-пластической лепке и стремление к большей обобщенности и эпич ности.

Крупным событием в  художественной жизни республики стало  написание С. Чуйковым живописной серии  «Киргизская колхозная сюита», за к-рую ему в 1948 была присуждена Гос. пре мия СССР. В сюиту вошли замечательные по лотна «Песня», «Утро», «Полдень», «Вечер» и «Дочь Советской Киргизии». В их идейно-художественном содержании преобладающим яв ляется лирико-эпическое начало. Человек, осоз навший радость бытия и открывший для себя как бы заново прекрасный мир солнца, полей, гор, воздуха — все это представляется внутренним стержнем образов «Киргизской сюиты». В 1950 С. Чуйков создал цикл пейзажей «На мирных полях моей Родины», «У подножия Тянь-Шаня», «Утро в совхозе». Эти прекрасные произведения талантливого живописца вновь были высоко оце нены — удостоены Гос. премии СССР. Успехи С. Чуйкова принесли ему славу одного из крупнейших советских художников и его полотна за няли почетное место в Третьяковской галерее, Музее искусств народов Востока, Гос. Русском музее.

Скульптура в  республике развивалась медленнее. Лучшие работы в портретном жанре  — бю сты Ж. Боконбаева (1947) и М. Куренкеева (1959) работы О. Мануйловой, бюст дважды Героя Социалистического Труда А. Таширова (1957) работы Н. Лодягина.

Приезд в 1946 в  Кыргызстан выдающегося художника  В. А. Фаворского, его деятельность оказали  огромное влияние на рост общей культуры станковой графики. Становление  видов и жанров кыргызской графики  связано, преж де всего, с деятельностью Л. А. Ильиной и А.Н. Михалёва. Проникнувшись национально-эстетическим духом народа, изучая его историю и культуру, они создали своеобразные графические серии и листы. Таковы работы, посвя щенные героям эпоса «Манас» (1947), а также работы «Родной край» (1957) «Слово о кыргыз ской женщине» (1958), «Обновлённый Ыссык- Куль» (1949).

1960—80-е отмечены  плодотворным развити ем различных видов и жанров нац. искусства. Значительно возросло кол-во членов Союза художников Кыргызстана, увеличилось число вы ставок, поездок художников, в т. ч. молодых, на творческие базы Союза художников СССР («Сенеж», «Гурзуф», «Юрмала», и др.).

Происходило активное взаимовлияние и вза имообогащение в процессе жанров живописи, изменилось и их соотношение. Если в предыдущий период ведущим жанром был пейзаж, то в данное время на первый план выдвинулась сюжетно-тематическая картина. Её харак теризует возрастающая глубина исследования избираемых тем. Поиски в этой области характеризовались стремлением выйти за преде лы изображения конкретного исторического события, оценить минувшее в неразрывной связи с настоящим. Это стремление реализова лось, например, в полотнах Т. Койчиева «Женщины Киргизии. 20-е годы» (1968), С. Ише нова «Красные волы, синие плуги» (1969), С. Ай тиева «Поэты. Посвящение» (1973), Ж. Жу мабаева «Вести» (1969), где внешняя описатель-ность уступает внутренней эмоциональной силе образов.

Портретная живопись в рассматриваемое время становилась  психологически глубже и разнообразнее. Художники нашли такие художественные выразительные средства, к-рые помогли  раскрыть характер отдельной личности, её особую неповторимость, новые черты  духовного склада со временника. В полотнах «Портрет Чингиза Айт матова» (1967), «Портрет академика К. Кара кеева» (1969), «Портрет К. Баялинова» (1970) А. Усубалиева, «Портрет поэта Аалы Токомбае ва» (1972) Г. Айтиева неповторимо-индивидуальное раскрывается в живой динамике непосредственного бытия. Актуальность тем, бережное отношение к натуре наблюдаются в работах А. Каменского «Кумбат» (1975), С. Чокморова «Портрет Саякбая Каралаева» (1971), А. Асран кулова «Портрет Героя Социалистического Тру да С. Тешеева» (1975), Д. Флекмана «Портрет народной мастерицы» (1977), Н. Евдокимова «Портрет К. Джусуповой» (1969).

Ведущей в пейзажной  живописи является лирическая линия, направленность творчества на раскрытие красоты  родного края. Это характер но для  полотен С. А. Чуйкова «Прикосновение к вечности» (1974), Г. Айтиева «Голубой Ис сык-Куль» (1977), А. И. Игнатьева «Табуны идут на Суусамыр» (1974).

Активные поиски велись и в графике. В произведениях  художников раскрывалась широкая картина  общественной и личной жизни современника, событий исторического прошлого. Среди лучших работ следует назвать  серии «Мой совре менник» (1977), «Ритмы» (1976) Л. Ильиной, листы из цикла «Первый учитель» (1977) А. Осташева, серию «На земле моей колхозной» (1971) Т. Герцена, триптих «Молодые» (1975), «Яблоки 1941» (1974) Е. Кузовкина и др.

В среде творцов, работавших в декоративно-прикладном искусстве, выдвинулся талантливый  художник Ж. Уметов. Его плодотворная дея тельность по созданию ворсовых и войлочных из делий, декоративных и монументальных панно с использованием богатых традиций народа получило широкое признание в нашей стране и за рубежом.

Если в кыргызской живописи в 1930—60 ве дущее место пейзажного жанра было связано с именами С. А. Чуйкова и Г. Айтиева, то стан ковая монументальная скульптура республики в 1960—80 связана с неустанной творческой и организаторской деятельностью Т. Садыкова. С его именем неразрывно связано формирование нац. пластической школы. Богатый и разнообразный мир образов раскрывают его станковые компо зиции «Пастушок», «Дирижёр», «Табунщик», пор треты С. Каралаева, М. Рыскулова, Г. Айтиева, Ч. Айтматова, А. Токомбаева, М. Адыше- ва, С. Даниярова и др.

В 1960—80 стали создаваться  памятники, фрески, мозаики, панно, портретные бюсты, парковая скульптура и др. произведения мону ментального и монументально-декоративного искусства. В сооружении многих работ приня ли участие художники и зодчие др. союзных рес публик. Так, в создании бюстов Аллеи героев в Бишкеке участвовал казахский скульптор Т. Дос магамбетов, над памятником В. И. Ленину на столичной площади Ала-Тоо, в творческом со дружестве с Т. Садыковым и А. Исаевым, рабо тали известный ваятель А. П. Кибальников и архитектор Е. И. Кутырёв (Москва). Монумен тальный комплекс «Манас», посвященный героям и сказителям героического народного эпоса, был создан Т. Садыковым в соавторстве с мос ковским архитектором А, И. Печёнкиным. В раз работке скульптурного ансамбля «Победа» совме стно с Т. Садыковым и архитектором В. Лызен- ко приняли участие выдающийся скульптор, Ге рой Социалистического труда, академик Российской Академии художеств М. А. Аникушин и ар хитектор В. Б. Бухаев (Санкт-Петербург). Эти факты свидетельствуют о том, что интернацио нализирующие процессы всё шире охватывали развитие нац. пластики.

Особое значение для дальнейшего развития искусства  кыргызского народа имело проведение в Бишкеке, начиная с 1984, всесоюзных, меж дународных и республиканских симпозиумов по скульптуре. Важным результатом первого сим позиума, в к-ром приняли участие скульпторы Москвы, Санкт-Петербурга, Армении, Украины, Болгарии, Румынии, стало открытие музея скульптуры под открытым небом в Дубовом парке сто лицы республики, призванного внести суще ственный вклад в формирование духовно-нрав ственного мира подрастающего поколения. Твор ческая практика симпозиумов скульптуры дала новый творческий импульс кыргызским ваятелем и способствовала развитию в республике многообразных пластических форм.

Существенные сдвиги в развитии кыргызского искусства  связаны с появлением на рубе же 1970—80 отряда молодых художников, вы пускников творческих вузов страны, обладав ших высокой профессиональной подготовкой. Среди них А. Адашканова, С. Ажиев, М. Ак маткулов, А. Байтереков, К. Беков, А. Бий- мырзаев, Р. Бухарметов, К. Давлетов, Р. Жан-гарачева, Д. Жолчуев, Н. Иманалиева, Ж. Ма тураимов, Г. Мусабай, Т. Курманов, Д. Лы согоров, Д. Цырендоржиева, Ю. Шыгаев и дру гие. Следуя сложившимся в нац. искусстве принципам глубокого изучения и поэтическо го видения натур, они, вместе с тем, встали на путь поиска новых пластических идей, попол нения художественного арсенала новыми выра зительными средствами, освоения всего мно гообразия видов и жанров, материалов, тех ники.

Произведения художников Кыргызстана экспонировались на выставках — республиканских, всесоюзных и международных. С середины 90-х  художники активнее принимают участие  на выставках как в республике, так и в странах ближне го и дальнего зарубежья. В число наиболее значимых выставок входят следующие: всесоюзные «Наш современник» (Москва, 1982) и «Выстав ка акварели» (Москва, 1984); выставки кыргызского искусства в Марокко (1995), Индии (1987), на Кубе (1989). Среди международных выставок последнего времени выделяются: «Экология — женщина» (Бишкек, 1995), «Диалог» (Санкт-Пе тербург, 1995), «Художники — номады 21 века» (Алматы, 1996), биеннале в Бангладеше (Дакка, 1997, 1999) и в США — «Женщины мира» (Нью- Йорк, 2000), а также международные выставки в Москве «ЦДХ — 2000» и в Кыргызстане «Ген дер в искусстве» (2001).

Заметная активизация  в художественной жизни Кыргызстана  связана и с открытием, как  в столице, так и в областных  центрах республики, частных картинных  галерей, салонов искусства. Такие  как «Галерея М», «Арт-салон», «Азия-арт», а также Летний выставочный салон, пережив период становления, сумели справиться с орга низационными и материальными трудностями.

Содействие развитию художественной культуры, наряду с  Союзом художников и гос. учреждениями республики, оказывают общественные неправительственные организации и движения: «Лига женщин творческой инициативы Кыргызстан» (1995); Центр развития традиционной и современной культуры «Кыргызский стиль» (1996); экологическое движение «Табият» (1997); «Ассоциация по поддержке женщин-художников и искусствоведов Кыргызстана» (1998). Эти орга низации при поддержке госструктур и фондов «Сорос — Кыргызстан», «Каунтерпарт — Кон сорциум» ( USAID ), «Представительство ПРООН в Кыргызстане», Швейцарского координацион ного бюро по финансовому и техническому со трудничеству, содействуют развитию и укрепле нию связей с творческими организациями цент ральноазиатского региона, стран СНГ и миро вого сообщества (США, Англии, Франции, Гер мании, Нидерландов) в сборе и обмене информации, банка данных по международным программам в области искусства.

Информация о работе Культура КР