Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 18:15, реферат
Кыргызы являются древним народом Центральной Азии истоки зарождения художественной культуры которого уходят в глубину веков. На протяжении своей многовековой истории кыргызы вынуждены были вести самоотверженную борьбу с иноземными и местными поработителями. В этих условиях они сумели не только сохранить свой язык, свою самобытную культуру, но и внести вклад в сокровищницу мировой художественной культуры.
Археологические, этнографические и искусствоведческие исследования свидетельствуют о том, что еще в культуре первобытного общества на территории Кыргызстана сформировались материальные и духовные предпосылки создания изобразительного искусства (комплекс петроглифов урочища Саймалуу-Таш, росписи пещеры Ак-Чункур в бассейне р. Сары-Жаз и др.).
Произведения Токтогула,
воспевающие новое время, формировались
в традициях народной песни в
форме устной импровизации, но по своему
идейно-тематическому
Музыкальное творчество акына развивалось в тесной связи с народным музыкально-поэтичес ким наследием. Параллельно с исполнением знаменитых народных кюю (мелодий) он созда вал и исполнял собственные мелодии. В 1928 исследователь П. Затаевич переложил на ноты 18 мелодий, к-рые исполнялись Токтогулом. Среди них его знаменитые мелодии «Тогуз кай рык», «Шынгырама», «Мин толгоо», «Кёкёй кес ти», «Терме кербез», «Тенселме». Из музыкаль ного наследия акына В. Виноградовым было переложено на ноты 81 кюю. Некоторые мелодии исполнялись учениками акына. В воспо минаниях современников говорится, что Токтогул переложил татарские мелодии под комуз и исполнял их, кроме того, он свободно пел ка захские песни и исполнял мелодии домбры на комузе. Есть данные, что Токтогул состязался с узбекским акыном Молдо Тойчу, где они продемонстрировали высокое мастерство в исполне нии мелодий.
Большой вклад в сбор материалов творческо го наследия Токтогула внесли многие литерато ры, акыны. В 1923 была начата работа по нот ному оформлению его музыкальных произведе ний, в 1928 эта работа была в основном завер шена. При участии поэта Ж. Боконбаева вышел первый сборник песен акына. В сборе, систе матизации, уточнении отдельных дат, исследо вательской работе большая заслуга принадлежит Ж. Таштемирову.
О творчестве Токтогула написано множество статей, воспоминаний, портретных характерис тик, исследований. В монографиях П. Чукуба- ева «Токтогул», М. Богдановой «Токтогул Сатылганов», Ж. Таштемирова «Акынское мастер ство Токтогула», «Токтогул и акынская поэзия» исследовались его многогранный творческий та лант, а также был прослежен его жизненный путь. Образ великого акына был запёчатлён художниками и скульпторами. Об этом свидетель ствуют картины С. Чуйкова, Г. Айтиева. Мно гие местности названы в честь Токтогула. В об ласти литературы, искусства и архитектуры уста новлена Гос. премия Кыргызской Республики имени Токтогула.
Женижок (Отё) Кёкё уулу(1860— 1918). Прославленный поэт 2 половины 19 в. Родился в Сары Кёбёне Таласской долины, из племени кытай. Рано лишился родителей и был вынужден уехать к родственникам матери в Аксы. Обучился грамоте. С возрастом начал проявляться природный талант и расцветать поэтический дар. Выдающиеся мастера художественного слова Ток тогул, Арстанбек высоко ценили его талант. Когда он выступал перед Арстанбеком в Каркы- ра, тот оценил его поэтический дар: «У твоей речи нет недостатков, слова твои как нар, со держание глубоко как пропасть, горе соревнующемуся с тобой». После того, как он победил в поэтическом состязании известного в тех местах акына Нурмолдо, о нём начала распространяться слава. В айтышах у Женижока наблюдались сле дующие особенности: мастерское использование слова, образные и меткие выражения, глубокие и неожиданные сравнения — всё это позволяло ему завладеть вниманием и пониманием слушателей, привлечь их на свою сторону. Свидетель ством этому является состязание с Нурмолдо: он показал, что, обладая хорошими знаниями ус тоев религии, основами и предписаниями шариата, он умеет донести религиозные воззрения до уровня понимания обыкновенного человека, и смог доказать, что высказанные его противни ком соображения религиозного содержания в жизни не имеют места, чем и привлёк к себе внимание и симпатии большинства.
В состязании с Наркуль Женижок ловко вышел из неудобного положения, сумев обратить сказанные ею слова на местных знатоков и, таким образом сделав их объектом насмешек. Та кая находчивость наблюдалась и в состязании с Эсенаманом. Темой встречи были избраны воп росы веры. Если бы Женижок пошёл на поводу у Эсенамана, то бы проиграл. Поэтому он, ис пользуя острые выражения, показывает своего противника недалёким, не понимающим пре допределения судьбы, и заставляет окружающих согласиться с собой. Это состязание двух боль ших акынов получило распространение в наро де, породив множество вариантов, стало классикой айтыша. Победа 20-летнего жигита над хорошо известным среди казахов и кыргызов акы ном сделала его широко известным. Арстанбек тоже высоко оценил победу Женижока, выска зав лестные слова. В действительности, Эсена ман пел складно, умело нанизывая одну мысль на другую. Но с его стороны было негуманно представлять своего противника безродным бро дягой, чужаком в Аксы. Женижок показал себя внимательным, мгновенно реагирующим на слож ные вопросы, не дающим спуску даже высоким мастерам айтыша. Во встрече с Шекер кыз он проявил своё умение выходить из трудных си туаций в одном из сложных видов айтыша, в к-ром используются иносказания.
Женижок развивал традиционные в народном устном творчестве темы, в демократическом клю че высказывал глубокие философские мысли, касающиеся основных проблем бытия, вопросов жизни и смерти, жизненных правил и т.д. Осо бое место в творчестве акына занимает природа. В произведении «Аккан суу» он с философской точки зрения раскрывает смысл существования человека. Описывая красоты Аксы и Арыма, он показывает себя большим художником, вплотную подойдя к профессиональной поэзии. Несмотря на то, что он не смог составить целост ного обоснованного представления о социаль ном положении народа, всё же делает попытку сделать это на своём уровне («Замана»). Умение Женижока составлять ёмкие художественные фор мы заслуживает особого обсуждения. При пере даче трагичности своей личной жизни он с тон ким мастерством использует описания природы, символы, создав при этом сложный вид психологического параллелизма. Существует мнение, что он записывал свои произведения, но таких материалов не найдено. Стиль его произведе ний характерен для устного импровизационного творчества. Токтогул и Женижок высоко цени ли друг друга. Перед смертью он сказал, обводя взглядом сидевших известных акынов и комузи стов: «Токтогул меня знает», и скончался. После его смерти Токтогул дал ему оценку как вы дающемуся акыну. Барпы, Калык, Коргол при ходили к нему со своими песнями, учились у него. Женижок исполнял и эпосы, но тексты в его исполнении до нас не дошли, известен только короткий отрывок из «Семетея». Твор чество Женижока в своё время не изучалось, поэтому первый сборник его произведений вышел в свет только в 1982, дополненное из дание — в 1999. Его творчество подлежит изу чению, имеющему впереди широкие перспек тивы.
Калмурза Сарпек
уулу (1866— 1910) — талантливый акын-
Импровизировал поэмы «Буудайык», «Ак- Мёёр», «Убежавшая девушка», «Мундук Зарлык», «Кыз-Жибек». По некоторым версиям он приз наётся одним из авторов поэм «Кыз-Жибек», «Ак-Мёёр», «Убежавшая девушка». Никто не мог состязаться с ним в игре на комузе, в исполне нии песен-оповещений. Он обладал сильным красивым голосом. Странствуя по различным местностям, он сочинял хвалебные и обличи тельные песни. В частности, популярным сре ди населения стало произведение, к-рое испол нялось в 1904 во время проводов Шабдана в Мекку для совершения хаджа. В своих песнях он широко использовал преувеличения, элемен ты юмора, тем самым внося новшества в их со держание. Также был мастером создания и ис полнения хвалебных песен и песен-изобличений. Широко используя элементы сарказма, он часто ставил своего соперника в смешное, нелепое положение. Подтверждением тому служат про изведения, к-рые были адресованы Айылчыбаю, Курману, Мамырбаю, волостному Тезеку.
Калмурза состязался с такими известными акынами своего времени, как Эсенаман, Сарт бай, Кёчюбай. Известно также, что он высту пал в словесных поединках с Чонду, Найманба ем, Сарбасом (казахский акын), Эшмамбетом, Барпы. Состязание в форме вопросов и отве тов, состоявшееся между Калмурзой и Эшмам бетом, свидетельствует о последовательности и логике слов и выражений, о ритмичности и ме лодичности речи акына. А поэтический спор акына с молодым Барпы отличался сарказмом, остроумием, порой переходившим в осмеивание, что вызывало общий смех слушателей. Текст этого выступления имеет варианты, что говорит о его популярности. Несмотря на то, что Барпы по бедил, а Калмурза оказался побеждённым, оба акына от этого словесного поединка получили большое удовольствие.
В прошлом и среди женщин было много та лантливых акынов, однако до настоящего вре мени дошли лишь некоторые имена. Причина заключается не в том, что народ быстро забыл их, а в том, что это было обусловлено общест венными социально-бытовыми условиями. По нравственно-этическим нормам патриархально-феодальной эпохи, женщина не могла путешествовать и исполнять песни. Были случаи, когда на это налагались запреты. Таким образом, та лант большинства одарённых девушек и женщин остался нераскрытым и не получил должной оценки. Были редкие случаи, когда некоторые женщины-акыны исполняли свои произведения на собраниях, а также вступали с мужчинами- акынами в словесный поединок. Женщин пре имущественно больше было среди кошокчу — ис полнителей импровизационных песен-причитаний, а поскольку кошоки исполнялись в ограниченном кругу, имена женщин-причитальщиц по сравнению с акынами-мужчинами мало распространялись среди населения. До настоящего времени дошли немногочисленные имена деву шек и женщин-акынов, среди них — Талым-кыз, Балык кызы Шааркан, Наркуль, Ак Бермет, Бал кы-кыз, Ырыскул, Алтынай, сказительница эпо са «Семетей» Сейдене.
Наиболее популярной из них была Наркуль (1860—1940). Некоторые современники утверждали, что она — дочь акына Эсенамана. Однако исследования установили ложность этих сведе ний. По родословной она является казашкой, хотя доводится невесткой кыргызам. Из рода дулат, место рождения — зап. часть Олуя-Аты. Она состязалась с самим Женижоком. Позже Женижок на встрече с Арстанбеком признался, что на состязании «с бессовестной женщиной, к-рая нисколько не смущалась слушателей», акын использовал грубые слова, чтобы побыстрее её победить. Из некоторых источников стало известно, что встречу с Женижоком организовал брат мужа, когда ей было всего 20 лет. Предположи тельно состязание состоялось во время торжества у Эшенкула, где Наркуль выступала в качестве жене (жены старшего брата). Содержание текста выступления, умение тонко подбирать нужные слова, построение ритмического строя характе ризуют её как большого акына своего времени. Красной нитью произведений Наркуль являют ся рассуждения о создании семьи, в них передаётся внутренний мир и сознание женщины того времени. Всем своим существом она желает вырваться из рамок, устанавливаемых нормами по ведения женщин. В обществе она мечтает быть не только акыном, но и свободной женщиной. Эти взгляды были открыто выражены в состяза нии. Во вступительном слове она приветствова ла своего соперника, затем далее последовало повествование о её творческом и жизненном пути. В конце состязания мимоходом останав ливается на том, что не нашла счастья в семей ной жизни, однако получает радость от своего творчества. Своим выступлением она поразила кыргызов и казахов, к-рые собрались на помин ки. Четыре акына выходили на поэтическое со стязание с ней, однако ни одному из них она не уступила первенства. Она вступает в словесные баталии с Нурмолдо, акыном, прибывшим из Аксы. Сартбай, Эсенаман, Найманбай без по единка уступают ей дорогу.
Бекназар (1876—1918) — много странство вавший в своё время прославленный акын. Вы сокую оценку его творчества дал Тоголок Молдо. Родился в кыштаке Эш близ Коргон-Тёбё. В1918 под давлением присоединился к басмачам фер ганского корбашы Калкожо и был убит ими око ло Мамыр-Абада, где и был похоронен. Из рода жаманак племени кыпчак. Он состязался с изве стными Абдымомуном, Доороном и Барпы, а на поминках Осмона, сына Тайлака, — с самим Найманбаем, показав себя способным акыном. Встре чи с ними проходили в остром соперничестве. Был грамотным. Религиозные мотивы занимали заметное место в его творчестве. В некоторых произведениях он призывал соблюдать требования шариата, особенно орозо. Считал, что зло в мире происходит от несоблюдения требований ис лама. Выработанное им религиозное мировоззре ние напрямую влияло на его творчество. В ре зультате он был известен как острый на язык, упорный в достижении поставленной цели чело век. Поверив наветам, Бекназар хулил в своих песнях детей Курманжан-датки, сильно испортив с ними отношения.
Кроме Бекназара, в южном регионе были и др. поэты, оставшиеся незаслуженно забытыми. В число их можно включить Орозаалы, бывше го придворным акыном кокандского хана. Зна чительный вклад в акынское искусство внесли Арзыбай, Мыса, Карамырза, Доорон, Жолдош, Нишан, Ташмат, Ботобай, Кара Курман, Бала Курман, Сыдык и др.
Эшмамбет Байсейит уулу (1970— 1926) был, по мнению Токтогула, «акыном от Бога». Родился в местечке Кырк-Казык Талас ской долины. До последних дней своей жизни жил в Кетмен-Тёбё у родственников матери. По уровню поэтического мастерства его ставят на равне с Токтогулом. Был мастером сложных форм в поэзии. Он состязался с такими выдаю щимися акынами, как Токтогул, Тоголок Мол до, Найманбай, Калмырза, Чонду, Женижок, Барпы, Уметаалы, Курман, Коргол, Калык, Жаныбай и др. Некоторые из его произведений лишь формально соответствуют айтышам. По содержанию же они больше походят на песни-приветствия. Его наследие сохранилось в непол ном объёме. В Кетмен-Тёбё был певцом при болуше Байгазы, поэтому впоследствии его твор чество было предано забвению, сборник его про изведений вышел в свет только в 1988.
Жаманкул Борубай уулу (1886— 1917). Стал известен после своего выступления на поминках Шабдана в 1912. Им восхищались многие знатоки и ценители акынского искусства. До настоящего времени дошли лишь неко торые отрывки его произведений. Родился в с. Чон-Далы Кантского р-на. Из рода бёлёкбай племени солто, близкий родственник акына Ос- монкула. Осмонкул и Ысмайыл высоко ценили его исполнительское искусство. На тое Сатая, сына Чолпонкула, вступил в состязание с Най- манбаем и победил, после чего стал известен в народе как выдающийся акын. Он мог в тече ние продолжительного времени исполнять эпо- сы «Манас» и «Семетей». Создал жизненные про изведения о страданиях народа в восстании 1916. Препятствием сбору произведений акына была негативная политическая оценка, данная при тоталитарном режиме. Свидетельством этому служат гонения на Осмонкула, включившего в сборник 1946 имена Калмырзы и Жаманкула.