Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:12, шпаргалка
Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия.
Генезис культурных форм проходит несколько этапов: осознание необходимости появления нового (знаний, социальных структур, механизмов социализации и коммуникации), создание новых культурных форм и их внедрение в социальную практику.
К.-г. есть единый процесс обновления и преемственности. Сотворение новых культурных форм должно служить развитию человеческого в человеке.
В противном случае возможно появление таких форм организации культурной жизни, которые служат не обновлению культуры, а прямо противоположны ей, как напр., китайский вариант “культурной революции”, когда представителей творческой и художественной интеллигенции отправили в поля на сельхозработы; изгнание творческой интеллигенции из России после 1917 г. (“философский пароход”); практика “Пролеткульта” и т. д. Все это проявления агрессивного антикультурного псевдогенеза.
В настоящее время главное место в культурологии начинает занимать Д. к.: теория культурных изменений, переходных процессов, взаимовлияния культур, диагностики и предвидения кризисов и путей выхода из них. Д. к. — это ее самообновление, включая развитие, деградацию или десемантизацию отдельных ее черт или целых комплексов.
Причинами
Д. к. являются:
адаптация к изменившимся внешним условиям
бытия сообществ; необходимость разрешения
накопившихся внутренних противоречий;
творческая инициатива отдельных личностей.
Преобладание статики над культурной динамикой неизбежно ведет к культурному застою — состоянию длительной неизменности культуры, при котором резко ограничиваются или запрещаются нововведения; нормы, ценности, способы деятельности, идеалы воспроизводятся практически в неизменном виде.
Общество “консервируется”, ограждаясь от внешних воздействий “китайской стеной” изоляционизма, а от внутренних изменений — при помощи жесткого контроля со стороны различных социальных институтов — государства, церкви, системы образования и т. д.
В состоянии застоя культура может находиться на протяжении как короткого по историческим масштабам, так и длительного времени.
Не всякие культурные изменения ведут к выходу из состояния культурного застоя. Д. к. — это целостный, упорядоченный процесс, имеющий направленный характер.
Его не следует путать с понятием “культурные изменения”, которые предполагают любые трансформации в культуре.
Д. к. может реализовываться в следующих основных видах: поступательно-линейном и циклическом.
Циклические изменения отличаются, напр., от эволюционных тем, что они повторимы.
Д. к. внутри
общества включает возникновение культурных
явлений, их распространение, функционирование.
11.Язык и символы культуры, культурные коды.
Огромную роль в культуре играют знаки и символы.
Символы - выражение культуры. Через символы открываются бессознательные смыслы в глубинах души, которые объединяют людей и превращают их из “Я” в “Мы”.
В то же время без символов теряется и индивидуальность.
При этом “подлинный символ не просто «обозначает» смысл, но несет в себе всю полноту его действенной силы”.
Так, например, у буддистов изображение Будды является не просто картинкой или скульптурой, а является необыкновенно сильным духовным символом, оберегающим и помогающим людям, идущим по пути духовного развития.
Существует даже отдельная наука, изучающая символы - семиотика.
В описании значимости символа достаточно будет отметить, что любая, как реально данная в истории культуры, так и описывающая какой-либо значительный объект лингво-семиотическая система ощущает свою неполноту, если не дает своего определения символа.
Культура выражает себя через мир символических форм, которые передаются от человека к человеку, от поколения к поколению.
Но сами по себе символические формы -- это внешняя сторона культуры.
Язык позволяет нам “духовно и мысленно осваивать окружающий мир”.
Все мы - люди - в отличие от животных мыслим словами, которые, в свою очередь, являются символами.
Без слов, без имени вещей, человек изолирован от мира, без слов он не развивается.
Символ существует как в написанном или сказанном тексте так и вне зависимости от него, “он попадает в память писателя из глубин памяти культуры и оживает в новом тексте, как зерно, попавшее в новую почву”.
Для того, чтобы “мыслить, чувствовать, общаться по-человечески”, люди придумали так называемые “искусственные языки”.
Наверно, самым ярким из них является письменность. Также искусственные языки - математика, государственные символы (к которым относятся и деньги), искусственные разговорные и письменные языки (типа эсперанто), музыка (и музыкальные символы), живопись, и т.д.
Культурный код – это информация, закодированная в определенной форме, позволяющая идентифицировать культуру. Основной трудностью в определении этого понятия является вероятность подмены этого термина другими составляющими семиотического плана. Поэтому следует оговориться, что культурный код – это «мета-уровень» для семиотического пространства (совокупность символов и знаков культуры).
Например. Дресс-код (предписание надевать определенный вид одежды в определенной ситуации) существует в культурах большинства народов и может выступать в качестве культурного кода.
С одной стороны, дресс-код автоматически выделяет человека из общей среды по культурному состоянию участия в обрядовых, ситуативных действиях и присваивает ему определенный социальный статус. Так, появление женщины в вечернем платье в ресторане возводит её в ранг посетительницы (клиентки), а женщина в определенной форме уже имеет статус официантки и относится к обслуживающему персоналу.
В
данном случае дресс-код выступает
элементом сложившихся
С другой стороны, дресс-код сам выступает в качестве системы, состоящей из элементов. Детали одежды (вечернее платье, фартук), прическа, поведение – являются составляющими дресс-кода, выступая общим информационно-семиотическим полем, следовательно, позволяют говорить о нем, как о культурном коде.
Данная модель культурного кода может быть применена к любому явлению культуры, при соблюдении двух указанных условий.
Рассмотрение
культурного кода как элемента пространства
культуры дает возможность нового осмысления
проблем философии культуры, в частности
исследования культурного пространства.
12.Культурные ценности и нормы. Культурные традиции. Межкультурные коммуникации.
Я думаю, что такие понятия как жизненные ценности и нормы являются основой культуры и имеют большое значение в жизни каждого человека.
Хоть ценности и имеют общее основание с нормами, но эти понятия все-таки разные. А различие между ними выражается таким образом: нормы – это правила поведения, а ценности – это абстрактные представления о том, что такое добро и зло, правильное и неправильное.
Ценности — это то, что оправдывает и придает смысл нормам. Например, жизнь человека — ценность, а ее охрана — норма.
Без ценностей не может обходиться ни одно общество.
Но это вовсе не значит, что они у каждого человека одинаковые.
Кто считает наивысшей ценностью искусство, честность и порядочность, для другого на первом месте стоят деньги и его карьера.
Вместе с тем, в каждом обществе существует некоторая обобщенная, достаточно устойчивая система ценностей.
Я бы назвала ее основой. К таким ценностям можно отнести семью, брак и прочее.
Мы живем в XXI веке. Сейчас все стремительно меняется. Это касается и системы ценностей. Взять хотя бы семью, любовь.
Раньше к этому относились более серьезно. Сейчас же мало кого волнует любовь. Намного проще и быстрее свободные отношения.
Нормы показывают, как люди должны повести себя в различных ситуациях.
Нормы поведения также отражаются в понятиях мораль и нравственность.
Американский социолог Уильям Грехэм Самнер (1840—1910)выделял следующие виды норм: обычаи, нравы, законы. Но типология норм постоянно меняется и расширяется.
Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от строгости их соблюдения.
Так за нарушение одних норм следует мягкое наказание — неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд, а за нарушение других норм жесткие санкции — тюремное заключение, даже смертная казнь.
А нормы соблюдаются далеко не всегда. Нарушение этикета, ритуала беседы, бракосочетания, правил дорожного движения и даже убийство.
Культурная
норма соблюдается тогда, когда
человек заинтересован это
Нет внутренней заинтересованности — и нет исполнения нормы.
Например, сотрудник хочет получить повышение и он будет соблюдать дресс код, нормы общения с начальством. Также и со студентами. Нужен зачет – ходишь на пары, лекции, выполняешь домашние задания.
Подводя черту, хочу отметить, что нормы и ценности в каждой стране, культуре разные. То есть, разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям, а каждое общество само вправе устанавливать, что является ценностью, а что нет.
Культурные традиции. В Древнем Риме в III - I вв. до н.э. проводились римские гражданские праздники, которые представляли собой игры.
По традиции игры длились от 14 - 15 дней до 6 - 7 дней. Общая продолжительность всех праздничных дней этих игр достигала 76 дней в году.
Каждый праздник состоял из нескольких отделений:
1)торжественное
шествие во главе с
2)непосредственно состязания в цирке, конские скачки и т.д.;
3) сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов.
У восточных славян в VIII - IX вв. традиции были совсем другие. Они в основном были связаны с праздниками.
Одним из этих праздников является праздник Коляды. По представлениям восточных славян в день этого праздника начиналась новая жизнь солнца.
Традиции празднования этого праздника были связаны с огнем.
В домах гасли огни, а потом люди добывали трением новый огонь, зажигали свечи, очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали о своей судьбе, совершали жертвоприношения.
Традиционным был праздник весеннего равноденствия. В этот день по традиции славяне сжигали чучело зимы, холода, смерти.
Одной из традиций у славян было призывание дождя для того, чтобы быстрее поспевал урожай. Это призывание проходило 23 июня, когда отмечался всенародный праздник Купалы, так же традиционными у славян были дни рождения, свадьбы, похороны.
В настоящее время традиции не только народные, национальные, но и семейные. Эти традиции бывают ежегодными, ежемесячными и ежедневными.
Например, вся семья собирается целиком, чтобы вместе встретить Новый год, - это ежегодная традиция, т.е. каждый член семьи должен соблюдать эту или другую традицию.
Межкультурная коммуникация — общение между представителями различных человеческих культур (личные контакты между людьми, реже — опосредованные формы коммуникации (такие, как письмо) и массовая коммуникация).