Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:12, шпаргалка
Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия.
Особенности межкультурной коммуникации изучаются на междисциплинарном уровне и в рамках таких наук, как культурология, психология, лингвистика, этнология, антропология, социология, каждая из которых использует свои подходы к их изучению.
Первоначально для описания межкультурной коммуникации использовалось т. н. классическое понимание культуры как более или менее стабильной системы осознанных и бессознательных правил, норм, ценностей, структур, артефактов — национальная или этническая культура.
В настоящее время всё чаще доминирует т. н. динамическое понимание культуры как образа жизни и система поведения, норм, ценностей и т. д. любой социальной группы (например, городская культура, культура поколений, культура организации).
Динамическое понятие культуры не предполагает строгой стабильности культурной системы, она до определённой степени может меняться и модифицироваться в зависимости от социальной ситуации.
Как научная дисциплина, межкультурная коммуникация находится в стадии формирования и отличается двумя характерными особенностями: прикладным характером (цель — облегчение коммуникации между представителями различных культур, снижение конфликтного потенциала) и междисциплинарностью.
Исследования
по межкультурной коммуникации в
последнее время приобретают
всё большее значение в связи
с процессами глобализации и интенсивной миграции.
13.Культурная картина мира. Культурная самоидентичность. Культурная модернизация.
КУЛЬТУРНАЯ КАРТИНА МИРА — конкретно-историческая система миропредставлений и мироощущений, включающая совокупность как рационально-понятийных, так и чувственно-образных способов восприятия и постижения мира.
К. к. м. — это целостный образ мира, который формируется в рамках исходных мировоззренческих установок (мифологических, религиозных, философских, художественных, научных и т. д.).
К. к. м. оформляется в процессе практической деятельности людей, на основе их собственного опыта и традиции, унаследованной от предшествующих поколений.
Определенной ступени развития производства, общественных отношений, “выделенности” человека из природного окружения соответствуют свои формы переживания им мира, которые фиксируются соответствующей К. к. м.
Важнейшие ее компоненты — пространство, время, причина, судьба, отношение части и целого, чувственного и трансцендентного и т. д.
В совокупности эти концепты образуют своего рода “сетку координат”, при посредстве крой носители определенной культуры воспринимают и осознают мир, рисуют его образ.
К. к. м. реализуется в различных семиотических воплощениях, скоординированных между собой в единую универсальную знаково-символическую систему.
КУЛЬТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ —
1) процесс развития культуры, соответствующий современным требованиям;
2)
концепция, согласно которой
Идея К. м. основана на представлении о фундаментальном членении культур на традиционные (сельскохозяйственные) и современные {индустриальные).
Первые стабильны, мало изменчивы, ориентированы на повтор, традицию; вторые — динамичны, характеризуются высокой социокультурной мобильностью, “гонкой за новизной” во всех сферах жизни.
Выделяются два вида К. м.: органическая и неорганическая.
Органическая К. м. осуществляется “естественным” образом, в ходе исторической эволюции страны (например, Англии).
Здесь процесс К. м. начинается с культуры, с изменения системы ценностей, образа жизни, идеалов, а затем происходят “подвижки” в сфере экономики.
Неорганическая К. м. представляет собой навязывание (собственным правительством или метрополией) идей, образа жизни, ценностей, чуждых данной культуре.
В результате происходит разрушение традиционных систем ценностей, этических норм, социальных институтов. Модернизационный процесс превращается в культурную колонизацию.
КУЛЬТУРНАЯ САМОИДЕНТИЧНОСТЬ — осознание особенностей своей культуры, ее оценка в истории и в сравнении с другими культурами, понимание ее отличительности и целостности в условиях глобализации и распространения массовой унифицирующей культуры в посттрадиционном мире.
К.
с. — это оформленное в виде
истории, мифов, религии, духовной жизни
народа стремление сохранить и защитить
культурные достояния. К. с. не просто “защитная
оболочка”, а постоянно пересматриваемый
и оцениваемый проект жизни индивида или
народа, направленный в будущее. Можно
сравнивать К. с. с автобиографией.
14.Социальные институты культуры.
Назначение социальных институтов заключается в том, что они организуют и координируют деятельность людей в каждой сфере, без чего эта деятельность приобрела бы разрозненный, непоследовательный и неустойчивый характер.
Институт всегда включает ряд компонентов:
1. систему функций, закрепленную предписаниями (нормами, уставами);
2. материальные
средства (здания, финансы, оборудование),
обеспечивающие деятельность
3. кадры, набираемые в соответствии с принципами и целями данного института.
Социальные институты культуры принято классифицировать по функциональному признаку, в соответствии с которым выделяют:
1) социальные
институты, осуществляющие
2) институты,
распространяющие культурные
3) учреждения,
осуществляющие планирование и управление
культурными процессами (правительственные
организации культуры, творческие союзы,
научно-исследовательские учреждения).
15.Типология культур: этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Подходы к культуре и ее истории.
Важным для построения культурной типологии является определение понятий "этническая" и "национальная" культура. Эти понятия нередко употребляются как синонимы. Однако в культурологии они имеют разное содержание.
Этническая (народная) культура - это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью.
В этнической культуре господствует сила традиции, привычки, обычаев, передающихся от поколения к поколению на семейном или соседском уровне.
Определяющим
механизмом культурной коммуникации здесь
является непосредственное общение
между поколениями живущих
Элементы народной культуры - обряды, обычаи, мифы, поверья, легенды, фольклор - сохраняются и передаются в границах данной культуры посредством естественных способностей каждого человека - его памяти, устной речи и живого языка, природного музыкального уха, органической пластики.
Национальная культура лишена, как правило, культового характера и является продуктом преимущественно индивидуального творчества. Национальная культура создается не этносом в целом, а образованной частью общества - писателями, художниками, философами, учеными.
Внутренняя организация и структура национальной культуры гораздо сложнее, чем у этнической культуры.
Национальная
культура включает в себя наряду с
традиционно-бытовой и
Элитарная культура- это творческий авангард, лаборатория искусства, где постоянно создаются новые виды и формы искусства. Её ещё называют высокой культурой, т.к. она создаётся элитой общества, либо по её заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия её среднеобразованным человеком, широкими массами. Творцы элитарной культуры как правило и не рассчитывают на широкую аудиторию. Чтобы понимать эти произведения надо владеть особым языком искусства.
Массовая культура- это культура общедоступная, которая не выражает изысканных вкусов аристократов или духовных поисков народа. Наибольший её размах начинается с середины XX века, когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Это искусство для каждого и оно обязано учитывать вкусы и запросы потребителей, которые платят своими деньгами за его коммерческую выгодность. Как правило, массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная и народная. Она быстро меняется. подвержена моде и реагирует на любое новое событие.
Подходы к культуре и ее истории.
1. Материальная культура.
Она имеет вечную субстрацию. Эта та культура, которая отстаивается в предметном мире (часы, стол, стул).
К ней относится только то, что создано человеком, что можно потрогать.
Она
создает уровень жизни
Однако к этой культуре относится не сам предмет, а связанный с ним образ.
Если сделать неустойчивый стол, то этим будет разрушен образ стола.
2. Духовная культура.
К ней относятся различные идеи и песни (с точки зрения идейного содержания), легенды, мифы.
Все, что связано с образом, относится к ней.
Духовная культура определяет связи людей.
В духовной культуре содержатся мораль, эстетика и позитивные знания.
3. Физическая культура.
Благодаря физической культуре социальный человек развивает свои двигательные возможности.
Она
подготавливает человека к любому виду
деятельности и потому является источником
и основой педагогики. К ней относится
культура тела, которое приспосабливается
к реализации 1 и 2 форм культуры.
16.Соотношение понятий «культура» и «цивилизация».
Понятия культуры и цивилизации часто не различаются и воспринимаются как тождественные.
Они действительно имеют много общего, но вместе с тем, между ними существуют и заметные различия.
По времени термин "цивилизация" возник гораздо позднее термина "культура" - лишь в XVIII веке.
Его автором, по одной версии, считается шотландский философ А. Ферпоссон, который разделил историю человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации, имея в виду под последней высшую ступень общественного развития.
Согласно другой версии, термин "цивилизация" был придуман французскими философами-просветителями и использовался ими в двух смыслах -широком и узком.
Все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в конечном счете можно свести к трем основным.
В первом случае понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними отсутствуют сколько-нибудь существенные различия.
В качестве
примера можно указать на концепцию
авторитетного английского