Культурология как наука и учебная дисциплина. Предмет, метод и задачи курса культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:12, шпаргалка

Краткое описание

Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы.doc

— 364.50 Кб (Скачать файл)

  Во  втором случае между культурой и  цивилизацией обнаруживаются как сходства, так и важные различия.

  Подобного взгляда, в частности, придерживался французский историк Ф. Бродель, у которого цивилизация составляет базу культуры, выступая в качестве одного из элементов, образующих совокупность прежде всего духовных явлений.

  Сторонники  третьего подхода резко противопоставляют  культуру и цивилизацию. Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого культуролога О. Шпенглера, согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. 

17.Восточный  и западный типы  культуры.

   Под восточной культурой понимаются, прежде всего, две ее разновидности: индийская культура и китайская культура.

   Индийская культура - это, прежде всего, ведическая культура.

   Под восточной культурой понимаются, прежде всего, две ее разновидности: индийская культура и китайская  культура.

   Индийская культура - это, прежде всего, ведическая культура.

   В Ведах содержатся первые представления  людей о реальности.

   Веды (от санскритского слова "веда" - "знание") - это знание о человеке и мире, о добре и зле, представление  о душе.

   Здесь впервые сказано о законе кармы, т.е. о зависимости жизни человека от его поступков.

   Ведическая  литература древнейшая в истории  человечества.

   Самая древняя из книг - Вед - это Ригведа. Ее гимны предвосхищают Библию.

   Мир людей, согласно Ведам, был подчинен строгой космической иерархии.

   Ведические  книги сообщают методы и способы  освобождения от закона кармы. Это нравственная и аскетическая жизнь, отшельничество, йога (слово переводится как соединение, связь).

   Йоге  придается большое значение.

   Она формирует систему самоподготовки человека к особой духовной жизни и избавлению от зависимостей.

   Индийская культура более, чем иные восточные  культуры, ориентирована на саморазвитие человека и общества, концентрацию усилий по развитию внутренней и внешней культуры.

   Вмешательство Бога является лишь завершением направленной на совершенствование мира деятельности людей.

   В восточной культуре благоденствие  приходит не извне, а подготавливается всей культурной работой человечества.

   Древнекитайская культура - другая важнейшая культура Востока. Сопоставление ее с индийской показывает, как различные этносы способны создать качественно различные культуры.

   Китайский этнос породил социально-ориентированную  культуру, в отличие от индийской, ориентированной в основном на внутренний мир человека и его возможности.

   Такую же роль, как в индийской культуре играли буддизм и индуизм, в китайской  культуре играло конфуцианство.

   Эта религиозно-философская система  основана одним из известнейших мудрецов древности - Конфуцием.

   Основное  содержание книг Конфуция связано с нравственными поучениями и обоснованием этических норм.

   В рамках конфуцианства была выработана система государственно-политической и индивидуальной этики, нормы регламентации  и ритуальной жизни.

   Основное  содержание книг Конфуция связано с нравственными поучениями и обоснованием этических норм.

   В рамках конфуцианства была выработана система государственно-политической и индивидуальной этики, нормы регламентации  и ритуальной жизни.

   Важнейшими  изобретениями европейской культуры на языково-знаковом уровне ее представленности в духовно-мировоззренческой сфере являются философия и наука как специфическая форма познавательной деятельности, характерная для последней эпохи существования западной культурной традиции.

   С учетом других критериев, и, прежде всего представленности в европейской культуре христианства, эта простейшая периодизация усложняется: обычно в этом случае говорят об эпохах античной, греческой и римской, культуры, о культуре эпохи средневековья и о культуре Возрождения 

18.Специфические и «серединные» культуры.

КУЛЬТУРА СПЕЦИФИЧЕСКАЯ

   Это понятие фиксирует обстоятельство, что любая культура обладает своими особенностями, которые сохраняются и в типологически однородном сообществе.

   Эта специфичность означает особенность данной культуры, ее отличие от всех иных, и проявляется по-разному.

   Во-первых, в качестве специфической может выступать т. н. “маргинальная культура”, которую иногда называют периферийной, пограничной, отличной от доминирующей в обществе культуры, образа жизни большинства людей.

   Такая культура возникает, как правило, при отказе людей по каким-то причинам от традиционной (срединной) культуры; в частности, в связи с резким изменением образа, условий жизни, (в связи с переездом из деревни в город, в другую страну, иную культурную сферу).

   Во-вторых, К. с. может выступать как субкультура — особая форма организации жизни людей (социальных групп), стремящихся обустроить внутри господствующей, срединной культуры свое собственное, относительно автономное культурное существование.

   В-третьих, К. с. выступает как контркулътура, если субкультурные ценности стремятся проникнуть в “ядро” срединной, доминирующей культуры, заменить ее фундаментальные ценности своими, претендуют на “срединный” характер.

КУЛЬТУРА СРЕДИННАЯ

   понятие, обозначающее устойчивую совокупность ценностных ориентации в обществе, обусловливающую единство и целостность его жизни.

   Такое “ядро культуры” не позволяет специфическим крайностям разрушать данный способ жизнедеятельности, предотвращает опасность раскола общества на “субкультуры”, возникновения “контр-культуры”.

   К. с. формирует систему общепринятых идеалов и ценностей, выражающих интересы и потребности большинства населения и обеспечивающих передачу необходимого для выживания и развития данной культуры социального опыта.

    К. с. воплощает доминирующий в данном обществе и в данное время тип культуры, обеспечивает стабильность и своеобразие культурной жизни.

   Разрушение К. с. несет огромную опасность для сохранения и развития данного культурного организма, поэтому любое нормальное общество (государство) и укрепляет свою К. с. — основу жизни и самоидентификации данного социального организма. 

19.»Восток», «Запад» и «Россия»: общее и особенное  в культуре.

    В зависимости от региональной принадлежности в культурологии принято выделять 3 крупных типа культуры: 1.Западный; 2.Восточный; 3.западно-восточный, евразийский;

    Отличия Западной и Восточной культуры: они  различаются динамикой развития.

    Зап. кул-ра развивается динамично, скачкообразно, прошла разные этапы в своем развитии.

    Вост. кул-ра развивается эволюционно, долгое время оставалась замкнутой, лаконичной, традиционной.

    Только  в 19-20 вв. в вост. странах начались процессы модернизации.

    В вост. и зап. кул-рах по-разному  решались мировоззренческие вопросы: различным было отношение к миру.

    В зап. кул-ре подчеркивалось активное отношение  чел-ка к миру. Для зап. кул-ры характерен ускоренный прогресс науки и техники, быстрое изменение предметного  мира.

    Зап. стратегия - это изменение среды  обитания чел-ка.

    Вост. же кул-ра более ориентирована на самостоятельность чел-ка, его дух. совершенствование, изучение возможности регуляции чел-го организма. В вост. кул-ре возникла идея нирваны, концепция недеяния, получила признание теория непротивления злу насилием.

    Различным было отношение к природе. На Зап. сформировалось утилитарное прагматическое потребительское отношение к природе.

    На  Вост. отношение к природе было более созерцательным, трепетным, более  мудрым.

    Считалось, что человек должен координировать свои действия с законами космоса, природы, жить в гармонии с ней.

    Такое отношение к природе оказало  большое влияние на характер вост. искусства.

    На  Вост. впервые возникли пейзажная  живопись, садово-парковое искусство, экибана.

    Различным было понимание чел-ка, его отношение к обществу, гос-ву.

    На  Зап. чел-к рассматривался как автономная, самостоятельная, свободная личность, обладающая естественными правами, которые должно гарантировать гос-во.

    На  Вост. всегда подчеркивалась важность интересов не отдельной личности, а семьи, общины, касты, клана, гос-ва; воспитывалось преклонение перед гос. властью.

    Для Вост. были характерны коллективистские традиции и значительная роль гос-ва в общественной жизни.

    Различное отношение к возможностям человеческого  разума.

    На  Зап. сформировалась сильная рационалистич. традиция, которая проявлялась во всех видах кул-ры.

    Рационализм - учение, которое в познании и  творчестве отдает приоритет разуму, рациональному началу, абстрактному, логическому мышлению.

    Восток  более тяготен к образному, ассоциативному мышлению, интуитивному познанию.

    Этим  и объясняется и традиционное для Востока внимание к медитации, самоанализу.

    Главными  факторами худ. творчества считались  воображение, интуиция, озарение просветление, умение чувствовать природу, видеть необычное в повседневном.

    Различным было соотношение разных видов кул-ры.

    Важная  черта вост. кул-ры - это жесткое  переплетение религиозных, философских  и научных идей.

    На  Зап. разные виды кул-ры существовали самостоятельно и более конфликтно, чем на Вост.

    На  Зап. еще со времен Античности сформировалась сильная материальная традиция. Исследователи  отдавали предпочтение миру физических явлений, а наука рассматривалась  как средство физического прогресса  развития производства.

    В рамках Вост. культуры выделяются 4 основных культурно-исторических типа: 1.индо-буддийский, 2.китайско-конфуцианский, 3.арабо-мусульманский, 4.японский. В рамках Зап. кул-ры выделяются: европейская, американская, австралийская

20. Историческая типология культур: глобальные и локальные.      В современной культурологии сложились два основных подхода к пониманию культурно-исторического развития и многообразия. Первый называют линейно-прогрессистским. Он тесно связан с философскими концепциями истории, а также с наличием исторического и эмпирического материала.             Существенной проблемой для всякого исторически масштабного исследования является установление неких дискретных временных отрезков - периодов. Периодизация - база дальнейших типологических исследований культуры, необходимый инструмент в работе с непрерывно текущим реальным временем.            Членение времени, представление его линейно направленным от прошлого через настоящее в будущее. (Геродот, И.Г. Гердер, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс).       "Линейная" схема в понимании исторического развития культуры утвердилась во второй половине 19 века в исторической науке, этнографии и археологии. Древний мир - Средние века - Новое время (Новейшее). Археологи выделяют Каменный век (палеолит - мезолит - неолит) и века металлов (медный век - бронзовый век - железный век).        Другой подход связан с выделением локальных культур. Формирование этой типологии связано с одной стороны, укоренившиеся в науке представления о культурной самобытности разных народов, а с другой - явное влияние со стороны биологических наук, обусловили идею представлять в культурологии и в истории социальные процессы по типу биологических. Предполагалось, что общество можно мыслить как организм с процессами рождения - развития - смерти. (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, Ф Ницше, А.Тойнби, П.А. Сорокин)

Информация о работе Культурология как наука и учебная дисциплина. Предмет, метод и задачи курса культурологии