Курс лекций по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 23:08, курс лекций

Краткое описание

1.Понятие культуры. Основные определения понятия «культура»
2.Место культурологии в системе гуманитарных знаний. Предмет и задачи культурологии
3.Культура как специфически человеческий способ бытия. Материальная и духовная культура в жизни общества.
4.Становление развитие культурологического знания. Историческое развитие представлений о культуре.

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.docx

— 551.51 Кб (Скачать файл)

 

Первоначально слово «культура» имело следующие  значения:

 

·         выращивание чего-либо, обычно растений или животных;

 

·          возделывание, обработка земли;

 

·         почитание, поклонение, служение чему-нибудь.

 

Римский оратор и философ Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) в работе «Тускуланские  беседы» (45 г. до н. э.) использовал слово  «культура» в переносном смысле: обработка, улучшение, возделывание, упорядочение души и ума.

 

Постепенно  латинское понятие «cultura», обозначавшее нечто искусственно созданное, стало  противопоставляться понятию «natura», как чему-то естественному.

 

В современных европейских языках можно выделить четыре основных смысла (исключая сельскохозяйственное и естественнонаучное значения):

 

·         абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития;

 

·         обозначение состояния общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т. д.;

 

·         абстрактное указание на особенности  способа существования или образа жизни, свойственных какому-то обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому  периоду;

 

·         абстрактное обозначение форм и  продуктов интеллектуальной и прежде всего художественной деятельности.

 

Понятие культуры прошло длительный путь становления.

В средневековом понимании культура – внеисторичное, овеществленное, наличное божественное откровение. Под культурой  осознается данная Богом возможность  преодоления человеческой ограниченности путем постоянного внутреннего  совершенствования.

 

В эпоху Возрождения формируется  новое представление о культуре как о продукте свободной созидательной  активности человека, фиксируемой в  общественных явлениях и в фактах духовного и материального мира.

 

В эпоху Нового времени понятие  культуры связывалось с качеством  человеческой деятельности, основанной на принципах рациональности. Оно  может быть достигнуто только в процессе самовоспитания личности.

 

Как самостоятельное явление общественной жизни культура стала рассматриваться  в эпоху Просвещения. Культурные феномены (мораль, искусство, обычаи и  т. п.) как необходимые элементы общества возникают, по мнению просветителей, благодаря  человеческой воле.

 

Итальянскому  мыслителю Д. Вико (1668-1744) и немецкому  просветителю И. Г. Гердеру (1744-1803) принадлежит  заслуга в разработке принципа историзма, в соответствии с которым любое  культурное явление необходимо рассматривать  в контексте исторического развития.

 

В понимании И. Г. Гердера культура – способ жизнедеятельности человека, который формирует в нем сверхприродные качества. И. Г. Гердер сыграл значительную роль в становлении культурологического  знания. Именно он использовал термин «культура» во множественном числе, признав существование множества  уникальных, самобытных культурно-исторических образований.

 

Родоначальник немецкой философии И. Кант (1724-1804) противопоставил  «миру природы» «мир свободы» (культуру), который конструируется самим человеком. Таким образом, И. Кант определил  культуру как «приобретение разумным существом способности ставить  любые цели вообще» и реализацию всех имеющихся задатков.

 

В трудах немецкого философа Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831) культура рассматривается как  явление, развивающееся в соответствии с рациональными принципами.

 

Немецкий  философ К. Маркс (1818-1883) впервые в  социогуманитарной науке в качестве глубинного основания культурной эволюции назвал материальное производство, считая что состояние культуры зависит от уровня развития экономики.

 

В XVIII-XIX вв. культура нередко рассматривалась  как организм, где социальные институты  сравнивались с органами и частями  тела, а социокультурные процессы – с физиологическими процессами. Такого взгляда придерживался, например, английский социолог Г. Спенсер (1820-1903).

 

Особая  роль в становлении культурологии  принадлежит исследованиям культуры в рамках культурной антропологии. Выделяют три основных этапа в  развитии культурной антропологии:

 

1800-1860 гг. – этнографический. На этом  этапе был накоплен значительный  научный материал, описывающий различные  типы культур.

 

1860-1895 гг. – эволюционистский. На этом  этапе в науке возникли первые  теории культуры, в которых осуществлялось  обобщение накопленного фактического  материала: эволюционизм, диффузионизм, функционализм.

 

1895-1925 гг. – исторический. На этом этапе  сформировались культурологические  теории, критикующие идеи линейной  эволюции культуры.

 

В ходе интенсивных этнографических  исследований XIX в. был сделан вывод  о том, что культура включает в  себя не высшие достижения общества, а  смыслы и значения, которые определяют повседневный образ жизни людей.

 

Основоположником  эволюционизма считается английский антрополог Э. Б. Тайлор (1832-1917). Эта культурологическая школа уподобляет культуру живому организму  и считает, что культурные живые  организмы в своем развитии совершенствуется от простых форм к более сложным. Эволюционных взглядов на культуру придерживались американский этнограф Л. Г. Морган (1818-1881), английский этнолог Д. Д. Фрейзер (1854-1941) и др.

 

Л. Уайт является представителем современного неоэволюционизма. Он определяет культуру как способ овладения миром, преобразования и регулирования естественных процессов при помощи символов. Все аспекты культуры выступают как отражение ее материально-технического состояния, а ведущая роль в культурной эволюции принадлежит усовершенствованию орудий труда, развитию науки.

 

Диффузионизм  – направление культурной антропологии, согласно которому различные социокультурные  феномены или культуры вообще могут  иметь общий источник, мигрировать, распространяться путем диффузии, а  также накладываться друг на друга. Особое внимание диффузионизм уделял проблеме аккультурации – процессу взаимовлияния культур. Немецкий этнолог  Ф. Гребнер разработал «теорию культурных кругов», в соответствии с которой  все элементы культуры принадлежат  определенным «культурным центрам» («кругам»), взаимодействуют между  собой в географическом пространстве, распространяются путем миграции или смещения. Представителем диффузионизма можно считать немецкого этнографа Л. Фробениуса (1873-1938).

 

Основоположник  функционального направления в  культурологии английский ученый Б. Малиновский (1884-1942) утверждал, что культура есть единая, гармонически функционирующая  система, где каждый элемент выполняет  жизненно важную функцию. Функция понималась им как удовлетворение потребности  действия, в процессе которой люди объединяются. Б. Малиновский уделил немало внимания анализу возникновения  и значения различных социальных институтов.

 

Английский  антрополог Р. Редклифф-Браун (1881-1955), другой основоположник функциональной школы, полагал, что необходимо рассматривать  любое социокультурное образование  как структуру – совокупность взаимосвязанных элементов. Исследование культуры обязательно должно включать в себя анализ функций составляющих ее частей в отношении друг к другу  и к целому.

 

Французский социолог Э. Дюркгейм (1858-1917) разработал понятие функции – соответствие того или иного социокультурного явления определенной потребности  общества.

 

Значительное  место в современной социогуманитарной  науке принадлежит американскому  социологу Т. Парсонсу (1902-1979), который  создал теорию человеческого действия. По мнению Т. Парсонса, все поступки человека определяются одновременно тремя  факторами: общепринятыми нормами, субъективными переживаниями, символическими механизмами регуляции поведения  людей (культурными смыслами в виде языка, мифологии и т. п.).

 

Таким образом, функционализм рассматривает  культуру в качестве живого организма, т. е. целого, в котором различные  связанные друг с другом органы выполняют  определенные функции.

 

Американский  этнограф Ф. Боас (1858-1942) отрицал возможность  теоретических обобщений в области  исследования культур из-за уникальности каждого культурно-исторического  явления и предложил свой исторический метод изучения культуры, заложив  тем самым основы исторического  направления в культурной антропологии.

 

В рамках исторического направления  сформировались теории циклических  культур, автором которых стал в  России  Н. Я. Данилевский (1822-1885), в  Германии – О. Шпенглер (1880-1936), в  Англии – А. Тойнби (1889-1975), в США  – П. Сорокин (1889-1968). Авторы теорий циклических  культур считают, что единая мировая  культура распадается на множество  самобытных культурно-исторических образований, которые проходят один и тот же естественный цикл развития: рождение, расцвет, увядание, смерть.

 

Достижением современной культурной антропологии можно считать концепцию структурализма, основоположником которой считается  французский этнолог К. Леви-Стросс (р. 1908). Структуралистическая теория представляет культуру как результат способности  и стремления человека особым образом  обозначать среду своего обитания, поэтому феномены культуры истолковываются  как элементы коммуникативного процесса в обществе.

 

В целом открытия культурной антропологии способствовали переходу от эмпирического  изучения культуры к ее философскому осмыслению.

 

Необходимо  отметить, что классические теории, в отличие от современных культурологических концепций, стремились к рациональному  пониманию культуры.

 

Таким образом, мы увидели, что наука о  культуре как целостном общественном явлении имеет весьма длительную историю. Ученые, писатели, философы в  своих трудах стремились понять сущность культуры и тенденции ее развития, найти главные и второстепенные факторы, способствующие духовному  росту человека. История культурологической мысли является методологическим и  теоретическим основанием исторической культурологии.

 

Приступая к изучению культурологии, необходимо знать имена и труды всемирно известных авторов. Без этого  нельзя «двигаться дальше». Эволюция идей о культуре шла не в одном, а  во многих направлениях, это многообразие частично отражено в лекции. В ходе исторического развития концепции  и теории не отменяли друг друга, но увеличивали объем познания сложного явления культуры.

 

В этих теориях не все было достоверно и обосновано, в них нередко  отражались субъективные предпочтения авторов. Но такова сама реальность культуры. Она всегда тесно переплетена  с субъективным восприятием и  отношением к жизни.

 

5.Философские концепции  существования и развития культуры.

Теперь  же представим те концепции, которые  прочно вошли в число наиболее популярных и существенных для современного состояния данной науки.

 

  Ранее уже упоминалось имя  ^ Фридриха Ницше (1844—1900). Принято  считать, что он является одним  из главных представителей “философии  жизни” - философского направления,  пытающегося объяснить жизнь  исходя из ее собственных основ.  Вполне понятно, что, рассматривая  культуру, Ницше выводит ее истоки  из самых глубин бытия. Ницше  удалось создать достаточно целостную  и своеобразную теорию происхождения  культуры и первичных форм  ее проявления.

  Большое значение для культурфилософии  имело разработанное Ницше противопоставление  дионисийского и аполлонийского  начал в культуре. В соответствии  с культурфилософией Ницше именно  они являются двумя первичными  стадиями существования культуры. Разные полюсы человеческой культуры  он отождествляет с образами  древнегреческих богов Диониса  и Аполлона. Они олицетворяют  два противоборствующие начала и одновременно выражают всю полноту жизни. Мир Диониса – это стихийный, неуправляемый, хаотичный мир эмоций, выражающийся через стихию звуков, обращенный исключительно к слуху, не имеющий строгих форм самовоплощения. Дионисийское начало в культуре связано с неконтролируемыми первичными реакциями человека на проявления действительности, а следовательно, является первичной формой культуры. Ницше часто употребляет слово иллюзия. Для него не только мир аполлонийской культуры, связанной с гармонией, спокойствием, красотой и четкой формой, имеет иллюзорный характер, но и мир культуры дионисийской. Ницше пишет, что “философски настроенный человек имеет предчувствие, что и под этой действительностью, в которой мы живем, лежит скрытая, вторая действительность, во всем отличная, и что, следовательно, и первая есть иллюзия”. Таким образом, мир культуры, даже в его первичных проявлениях, имеет иллюзорный, искусственный характер, хотя и рожден попытками человека постичь и зафиксировать в соответствующих образах жизнь. Противопоставление аполлонийского и дионисийского начал культуры распространяется не только на античность. Оно характерно для культуры последующих этапов. Ницше утверждал, что поступательное движение искусства связано с противоборством аполлонийского и дионисийского начал, подобно тому как рождение зависит от двойственности полов.

  Концепцию Ницше многие справедливо  сочли с исторической точки  зрения несостоятельной. Но Ницше  об истории и не писал. Он  писал о первоистоках культуры. Те противоборствующие стихии, которые  описывает Ницше, действительно  существуют во всех культурах,  и Ницше выступает как создатель  первой органически целостной  концепции происхождения художественной  культуры. (Культуру быта Ницше  никогда не рассматривал, попросту  игнорируя ее.)

Информация о работе Курс лекций по "Культурологии"