Курс лекций по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 23:08, курс лекций

Краткое описание

1.Понятие культуры. Основные определения понятия «культура»
2.Место культурологии в системе гуманитарных знаний. Предмет и задачи культурологии
3.Культура как специфически человеческий способ бытия. Материальная и духовная культура в жизни общества.
4.Становление развитие культурологического знания. Историческое развитие представлений о культуре.

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.docx

— 551.51 Кб (Скачать файл)

 

Формирование  К.с. как области самостоят, исследоват. интереса в изучении культуры протекало  параллельно с формированием  самого комплекса наук о культуре. Действительно, изучение культурных объектов даже на описательно-эмпирич. уровне невозможно без постановки вопроса об их смысловой  нагрузке и особенностях процессов  означения и понимания культурно-значимой информации. Поэтому семантич. уровень исследования культурных объектов можно выделить уже в работах представителей раннего эволюционизма - Спенсер, Морган, Таилор), в к-рых динамика смыслопорождающих процессов выступает в качестве одного из осн. аспектов эволюц. развития человечества в макроистор. масштабе. В исследованиях амер. культурных антропологов (прежде всего представителей "истор. школы") сформировалась методология отбора и систематизации этноматериала, анализа процессов означения и понимания в разл. аспектах культурной организации традиц. об-в (мифологии, верованиях, фольклоре, костюме, прическах и т.д.). Значит, вклад в постановку проблем символич. организации культуры был внесен представителями т.н. "философии жизни", которые заострили внимание на уникальности и иррац. характере проявлений жизни, доступных не рац. номотетич. познанию, а субъективному пониманию, сопереживанию, вчувствованию (Дилыпей), интуиции (Ницше). Характерен дуализм философии жизни по отношению к проблеме символа - ключевого семантич. понятия для философии культуры. С одной стороны, символ выступает как метафора, упорядочивающая и нормирующая, а следовательно, искажающая хаотич. по своей природе поток жизни, ограничивающая человеч. свободу, с др. - символ понимается как осн. инструмент культурного развития, а способность к осмыслению, пониманию символич. структур - как осн. фактор, формирующий культуру. Наиболее четко это прослеживается у Шпенглера (концепция прасимволов, лежащих в основе каждой из локальных культур). "Философия символич. форм" Кассирера явилась поиском опр. компромисса между негативным и позитивным отношением к роли символич. форм в культуре, попыткой выявить связи между исторически-объективной и духовно-субъективной иерархией символич. форм, проявить обусловленный этими связями процесс смены форм символотворчества.

Другое  важное понятие культурологии —  артефакт культуры: любой искусственно созданный объект, имеющий символическое  значение. Артефактами культуры могут  быть изготовленные людьми предметы, вещи, а также феномены духовной жизни общества: научные теории, суеверия, произведения искусства и  фольклор.

 

Артефакт - элементарная единица культуры. Его  изучение дает возможность понять, какое культурное значение имеет  его утилитарное (то есть по прямому  назначению) использование. Например, набор вилок и ножей, используемых при потреблении различных блюд, свидетельствует об особенностях и  уровне бытовой и гастрономической культуры, а может быть, и о  структуре производства продовольствия.

 

К артефактам культуры относится и  такое важное понятие культурологии, как культурная норма: образец поведения, одобряемый большинством людей, принадлежащих  к данной культуре. Культурные нормы  в широком смысле — и мораль, и право, но существует особая группа культурных норм — этикет, обычай общения  с другими, обычаи коллективных общений. Артефактом называют любой предмет или явление искусственного происхождения, антипод всего природного, неделимую единицу культуры, например конкретный материальный продукт, поведенческий акт, социальную структуру, информационное сообщение или оценочное суждение. Даже сам человек является артефактом, так как он существо не биологическое, а социальное, поскольку стать человеком можно только через процессы образования и воспитания, усваивая нормы и ценности конкретной культуры. Любой артефакт может быть охарактеризован с позиции материальной формы и духовного содержания. Материальная форма (материал) артефакта определяется его утилитарными (практически полезными) качествами, возможностями человека и общества, а духовное содержание (значение, смысл) — потребностями выражения идеи, эстетических вкусов, обозначением социального статуса и т.п.

 

Как и культура в целом, артефакт всегда является продуктом человеческой деятельности, но только той, которая связана с  поиском смыслов. Это принципиально  отличает мир культуры от мира природы. Так, цветок, растущий на лугу, является частью природы, а тот же цветок, сорванный и поставленный в вазу, является частью культуры, поскольку  человек, составивший букет, хотел  получить эстетическое наслаждение, желание  сделать приятное себе и своим  близким.

 

8.Ценности и нормы  культуры

Существует два подхода к  изучению окружающего мира:

 

1) Онтологический – изучение сущности предмета

 

2) Аксиологический – связан с выражением отношения человека к предмету. Выразить это отношение позволяют ценности.

 

 Существует более 100 определений  ценностей, но самое распространенное  из них следующее: 

 

 Ценности – это материальные  или идеальные предметы, которые  нужны и полезны человеку с  точки зрения удовлетворения  его потребностей.

 

 Также многочисленны и типологии  ценностей, осуществляемые по  разным основаниям:

 

- по предметному содержанию (материальные, духовные, этические, политические)

 

- по роли в жизни человека (терминальные – цели, инструментальные  – средства)

 

 - по функциональной направленности (интегрирующие, дифференцирующие)

 

- по актуальным потребностям  индивида.

 

 Главная функция ценностей  – регулятивная. Для того, чтобы чувствовать себя полноценным членом общества, человек должен постоянно оценивать себя, свое поведение, образ жизни, уровень развития. Осознание своего соответствия этим требованиям вызывает у него чувство удовлетворенности, душевного комфорта. И наоборот, осознание несоответствия вызывает чувство дискомфорта.

 

 Внешний контроль осуществляется  обществом, правовыми органами.

 

 Внутренний контроль осуществляется  благодаря ценностям, усвоенным  человеком в процессе социализации.

 

 Поскольку осознание несоответствия  вызывает у человека стремление  изменить себя в лучшую сторону,  то ценности являются механизмом  развития личности.

 

 Психологи считают, что ценности  – «ядро» человеческой личности, так как они определяют отношение  человека к миру, к природе,  к власти и т.д. 

 

 В конечном счете, ценности  определяют всю стратегию нашей  жизни. 

 

 Наличие устойчивых ценностных  ориентаций характеризует зрелого  человека и определяет такие  качества, как активная жизненная  позиция, целеустремленность, верность  принципам. 

 

 Другая функция ценностей  – прогностическая. Ценности  определяют тот образ будущего, к которому стремиться личность.

 

 Культурные нормы. 

 

 Нормы – это правила поведения  и жизнедеятельности людей и  их принципы. Типология норм:

 

- Нормы-запреты (табу). Есть в  каждом обществе, но особенно  много их в архаичном обществе. По мере развития общества  количество табу сокращается. 

 

- Нормы-рамки. Определяют границы  допустимого поведения. 

 

- Нормы-идеалы. Представление о  совершенстве в разных сферах  жизни, в том числе, о совершенном  человеке.

 

 Нормы различаются по степени  обязательности выполнения и  степени свободы выбора. Наиболее  жесткий, принудительный характер  имеют правовые нормы, технические,  нарушение которых карается санкцией.

 

 Другие нормы носят менее  жесткий характер, допуская свободу  выбора.

 

 Нормы исторически конкретны,  они могут изменяться, разрушаться,  заменяться новыми. Нормы очень  тесно связаны с ценностями, так  как они вытекают из ценностей,  являясь их продолжением на  практике. Например, жизнь или здоровье  порождают такие нормы, как  не убий, не навреди больному.

 

9.Функции культуры и  ее роль в обществе.

Основные функции культуры.

 

 Основные функции культуры  – это социальные, которые обеспечивают  взаимодействие культуры и общества. Остальные функции: 

 

 а) Приспособление к среде.  Чтобы выжить, человек должен  был приспосабливаться к окружающей  среде. приспосабливаясь к природной  среде, он создает жилище , одежду, орудия труда. Приспосабливаясь к социальной среде, он создает письменность, язык, государство, право и т.д. Именно специфические условия, в которых существует народ, определяет уникальность культуры.

 

 б) Познавательная. Проявляет  себя в науке, образовании.  Человек познает окружающий мир  и самого себя.

 

 в) Информативная. Обеспечивает  информативную преемственность  и передачу социального опыта.  Чтобы общество могло развиваться,  оно должно передавать свой  опыт из поколения в поколение.  Средством передачи опыта и  является культура.

 

 г) Коммуникативная – проявляет себя в языке и в условных языках (язык театра, музыки, книг).

 

 д) Регулятивная. Культура выступает  как система норм, правил, требований, запретов, которые общество предъявляет  к своим членам. Таким образом обеспечивается социальное равновесие и выживание общества.

 

 е) Разграничение и интеграция  человеческих групп. Культура  – это то, что отличает одну  группу от другой (русского от  немца, учителя от военного). Но  культура – это и то, что  сближает разные группы, потому  что в ней выражаются родовые  характеристики человека, общие  для всех народов. 

 

 ж) Аксиологическая. Осуществляется  благодаря ценностям, при помощи  которых человек оценивает себя, других, окружающий мир и т.д. 

 

 з) Социализация. Культура как  средство превращения биологической  особи в социальное, культурное  существо. Процесс приобщения к  культуре, к ее знаниям, нормам, ценностям, в результате которого человек становится полноценным членом общества.

 

10.Типология культуры. Социальные, этнонациональные и исторические  типы культуры.

Типология – это метод научного познания, который предполагает группировку  культурных объектов с помощью обобщенной идеализированной модели или типа.

 

 Существует два основных  подхода в типологии культуры:

 

-изучение культуры в пространстве (синхрония);

 

-изучение культуры во времени  (диахрония).

 

 Термин «синхрония» обозначает  состояния и процессы, одновременно  происхождящие в культуре всего  человечества на каком – то  этапе его развития.

 

 Диахронный, т.е. исторический  подход выдвигает перед исследователями  две проблемы: во–первых, предложить  соответствующую периодизацию культурного  процесса; во-вторых, вскрыть механизмы,  позволяющие культуре не только  развиваться, но и постоянно  наращивать свой потенциал.

 

 В связи с этим выделяют  виды типологий:

 

1.Этнографические типологии (Западная  культура – Восточная культура;

 

 Христианская культура – Исламская культура – Буддийская культура – Конфуцианская культура; Культура Северных народов – Культура Южных народов и т.д.)

 

2.Антропологические типологии  (Культура белых народов –  культура черных народов –  культура цветных народов; Культура  романских народов – культура  тюркских народов и т.д.)

 

3.Исторические типологии, где  основанием является специфика  и своеобразие культуры в историческом  развитии.

 

 Существует множество типологий  культур по разным основаниям: Этническая и национальная культура

 

11.Традиции и новаторство  в культурно-историческом процессе. Закон РБ «Об охране историко-культурного  наследия»

Процесс социализации личности включает в себя наследование и освоение индивидом  определенного социокультурного опыта, т. е. традиции.

  Традиция - это социокулътурное наследие, включающее в себя материальные  и духовные ценности и процессы, передающиеся от поколения к  поколению, представляющие исключительную  важность и сохраняющиеся в  различных сферах общественной  жизни в течение длительного времени.

  В свою очередь, культурное  наследие представляет собой  относительно неизменные, стабильные, постоянные культурные формы,  образующие культурную традицию. Речь идет о явлениях «чистого  искусства», науки, философии, нравственно-религиозных  ценностях и пр. Сюда же относятся  и образцы «высокой», «элитарной»  культуры, имеющие распространение  в сравнительно узком кругу  знатоков, ценителей, профессионалов. Именно эти стабильные, постоянные  компоненты культуры и образуют  основной фонд наследования культуры - т. е. ее воспроизводства, самосохранения  и выживания в процессе культурно-исторического  развития. Система традиций отражает  целостность, устойчивость общества.

Информация о работе Курс лекций по "Культурологии"